Организация проведения практики ПРОГРАММА
Преддипломной ПРАКТИКИ
для специальности:
1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (по направлениям)
направления специальности:
1-25 01 08-03 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит
в коммерческих и некоммерческих организациях»
специализации:
1-25 01 08-03 03 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит
в промышленности»
Курс:
|
| Семестр:
|
| Продолжительность практики:
| 8 недель
|
СОСТАВИТЕЛЬ:
Т.И. Мурачева, ст. преподаватель
Рассмотрена и рекомендована к утверждению:
Кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит»
(протокол №___ от «___» ________ 2011 года
Заведующая кафедрой
______________ С.Г. Вегера
|
Одобрена и рекомендована к утверждению:
Советом Финансово-экономического факультета
(протокол №___ от «___» ________ 2011 года
|
Председатель
Совета факультета
_______________ Н.Л. Белорусова
|
Пояснительная записка
Цели и задачи практики
Практика является важной частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса. Преддипломная практика студентов 4 курса дневной формы получения высшего образования специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» предусмотрена учебным планом и направлена на закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний в высшем учебном заведении, развитие профессиональных и исполнительских навыков.
Цель практики– закрепление ключевых компетенций, приобретение практических навыков и опыта профессиональной деятельности по обучаемой специальности, установление соответствия уровня практической подготовленности выпускников требованиям Государственного образовательного стандарта, проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства.
Задачами практики являются:
Ø изучение правовых и организационно-экономических основ деятельности организации;
Ø закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов, приобретение более глубоких практических навыков ведения бухгалтерского учета;
Ø изучение организации и порядка проведения анализа хозяйственной деятельности;
Ø изучение организации и порядка проведения внутрихозяйственного контроля;
Ø приобретение необходимых практических навыков в обработке экономической информации;
Ø развитие творческого экономического мышления, индивидуального стиля
профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;
Ø сбор, обобщение и анализ данных по теме дипломной работы.
В результате прохождения преддипломной практикистудент должен знать:
· основные стадии производственно-хозяйственной деятельности организации;
· правила документирования фактов хозяйственной деятельности;
· правила заполнения и обработки бухгалтерских документов;
· порядок учета имущества организации, хозяйственных операций и хозяйственных процессов;
· порядок составления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности;
· организацию анализа хозяйственной деятельности предприятия;
· организацию внутрихозяйственного контроля на предприятии;
· порядок компьютерной обработки учетно-аналитической информации.
В результате прохождения преддипломной практикистудент должен уметь:
· работать с первичными учетными документами, бухгалтерскими регистрами и другими аналитическими данными, с годовыми и промежуточными бухгалтерскими отчетами;
· проводить анализ основных экономических показателей деятельности организации, рассчитывать факторы, влияющие на изменение анализируемых показателей;
· определять тенденции изменения показателей финансового состояния организации и формулировать аналитические выводы;
· выявлять внутрихозяйственные резервы и разрабатывать мероприятия по их использованию;
· использовать общие и частные приемы контроля в процессе исследования бухгалтерских документов организации;
· проводить основные контрольные действия по проверке финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования в рамках внутреннего контроля;
· использовать информацию, полученную в результате проведения анализа хозяйственной деятельности и контрольных действий при принятии обоснованных управленческих решений;
· собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать информацию по теме дипломной работы, разрабатывать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета, анализа и контроля в исследуемой организации.
Базы практики
В качестве баз для проведения преддипломной практики выбираются организации (предприятия) независимо от форм собственности, соответствующие профилю подготовки бухгалтеров в УО «Полоцкий государственный университет», применяющие в бухгалтерском учете Типовой план счетов (кроме бюджетных организаций, банков и индивидуальных предпринимателей).
Для прохождения преддипломной практики студентов между УО «Полоцкий государственный университет» и организациями (предприятиями), предоставляющими места для практики, заключаются договоры, в которых оговариваются общие условия прохождения практики.
Выбор организации (предприятия) студент может осуществлять самостоятельно, руководствуясь своими знаниями и возможностью получения информации. В этом случае основанием для направления студента на практику является письмо-запрос организации.
Организация проведения практики
Сроки начала и окончания практики определяются учебным планом и утверждаются приказом проректора по учебной работе. Практика проводится в соответствии с графиком учебного процесса университета из расчета 5 дней в неделю по 6 часов в день.
Основным документом студента во время прохождения практики является направление на практику.
Общее руководство преддипломной практикой осуществляет кафедра бухгалтерского учета и аудита. Для непосредственного научно-методического руководства практикой и контроля за выполнением программы практики назначается руководитель практики от кафедры.
Распределение студентов по местам практики и назначение руководителя от кафедры утверждается приказом.
В обязанности руководителя практики от кафедры входит:
Ø проведение организационного собрания перед началом практики, на котором студенты должны быть ознакомлены с порядком прохождения практики;
Ø проведение инструктажа по охране труда;
Ø выдача направления на практику и индивидуального задания;
Ø обеспечение учебно-методического руководства практикой;
Ø осуществление систематического контроля за прохождением практики;
Ø решение организационных вопросов, возникающих в период практики;
Ø консультирование студентов по вопросам сбора и обработки практического материала для отчета, подготовки и написания отчетов о прохождении практики;
Ø текущее информирование заведующего кафедрой о ходе практики;
Ø проверка отчетов студентов по практике, выдача отзывов об их работе, принятие дифференцированного зачета;
Ø подготовка отчета по итогам практики.
Студент-практикант обязан:
Ø изучить настоящую «Программу преддипломной практики для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и во время прохождения практики руководствоваться ею в своей работе;
Ø своевременно и качественно выполнять положения программы практики;
Ø выполнять задания руководителей практики от кафедры и от предприятия (организации);
Ø строго выполнять правила внутреннего распорядка организации (предприятия) по месту прохождения практики и требования по охране труда;
Ø по окончании преддипломной практики представить отчет в соответствии с программой.
Руководство и контроль за ходом практики на предприятии осуществляется руководителем от организации (предприятия), который назначается приказом по предприятию.
Руководитель практики от организации (предприятия):
Ø подбирает специалистов в качестве непосредственных руководителей практики на
рабочих мечтах;
Ø обеспечивает студентов необходимой информацией в соответствии с программой и
индивидуальным заданием;
Ø контролирует соблюдение студентами трудовой дисциплины и правил внутреннего
распорядка;
Ø систематически проводит собеседование со студентами;
Ø составляет краткий отзыв о качестве прохождения практики с оценкой работы студента.
Ø подписывает отчет по практике, заверяет печатью организации.
Содержание практики
График прохождения практики
Данная практика является одновременно этапом выполнения дипломной работы, в период ее прохождения студент подбирает, накапливает и анализирует информацию по теме дипломной работы. Сбор и анализ экономических показателей в динамике рекомендуется осуществлять не менее, чем за два отчетных периода, выявляя и объясняя тенденции изменения показателей, представляя их в сопоставимых значениях.
Преддипломная практика проводится по циклу дисциплин: «Бухгалтерский учет», «Анализ хозяйственной деятельности», «Ревизия и аудит» и является заключительным этапом учебного процесса подготовки специалистов-бухгалтеров.
Срок прохождения практики - 8 недель, в том числе:
- 2 недели на предприятии, в течение которых студенты занимаются сбором необходимых данных в соответствии с разделами программы практики и выбранной темой индивидуального задания, соответствующей теме дипломной работы;
- 6 недель в УО «Полоцкий государственный университет», в течение которых студенты занимаются обработкой полученной информации в компьютерном классе кафедры «Бухгалтерского учета и аудита» и в библиотеке университета.
График проведения преддипломной практики представлен в таблице 1.
Таблица 1 – График проведения преддипломной практики
№
недели
| Выполняемая работа
| Продолжительность
(дни)
|
|
|
|
| 1. Организационное собрание в университете.
Проведение инструктажа по охране труда.
|
|
| 2. Общая производственно-экономическая характеристика организации:
- роль данного предприятия в национальной экономике, наименование и объем производимой продукции, краткая история развития предприятия;
- характеристика выпускаемой продукции (по номенклатуре и ассортименту, в т.ч. основная продукция);
-производственная структура предприятия (описание основных и вспомогательных цехов, служб);
- организация структуры управления предприятием (схема организационной структуры).
|
|
| 3. Организация и порядок ведения бухгалтерского учета
Изучение учетной политики организации в части бухгалтерского учета готовой продукции и ее реализации, затрат на производство и реализацию, финансовых результатов.
Формирование пакета первичных документов и учетных регистров по отражению в учете готовой продукции и ее реализации, затрат на производство и реализацию, финансовых результатов.
|
|
| 4. Анализ хозяйственной деятельности
Изучение методики и порядка проведения анализа готовой продукции и ее реализации, затрат на производство и реализацию, финансовых результатов.
Сбор необходимых данных и документов для проведения анализа.
|
|
| 5. Организация внутрихозяйственного контроля
Изучение порядка организации и проведениявнутреннего контроля на основании законодательно-нормативных актов Республики Беларусь и локальных актов, разработанных хозяйствующим субъектом.
Изучение порядка проведения на предприятии внутреннего контроля готовой продукции и ее реализации, затрат на производство и реализацию, финансовых результатов.
|
|
| 6. Выполнение индивидуального задания
Подбор первичной документации, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности для формирования приложений по теме индивидуального задания (теме дипломной работы).
|
|
Окончание таблицы 1
|