Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 13. Области применения маркетинга

Вопросы для подготовки:

1. Охарактеризуйте особенности маркетинга услуг.

2. Какие перспективы территориального маркетинга в современной России Вы можете отметить?

3. Закономерности развития электронного маркетинга. Охарактеризуйте его виды.

4. Каковы основные инструменты социального маркетинга?

5. Сущность, цели и особенности международного маркетинга.

Домашнее задание – реферат.

Реферат выполняется по материалам СМИ, сайтов российских и зарубежных компаний, объем до 10 стр. Студент может выбрать тему из перечня, предоставленного преподавателем, или сформулировать собственную (необходимо согласование).

Темы рефератов:

1. Современные модели комплекса маркетинга услуг.

2. Продвижение услуг на локальном рынке.

3. Промышленный маркетинг в региональном аспекте.

4. Практика территориального маркетинга в Красноярском крае.

5. Электронный маркетинг: сущность, виды, особенности.

6. Веб-сайт как объект и средство продвижения.

7. Социальная программа как объект маркетингового управления.

8. Российская промышленность на мировом рынке.

9. Продвижение новинки на зарубежный рынок.

10. Международная рекламная компания.

11. Практика маркетинга зарубежных компаний на Российском рынке.

 

 

 

Методические указания для выполнения курсовой работы студентами специальности 08011165 МАРКЕТИНГ

 

Целью написания курсовой работы является закрепление знаний и навыков, полученных при изучении дисциплины «Маркетинг: основы маркетинга». В процессе исследования и по результатам прохождения практики студенты должны продемонстрировать системное представление о сущности и тенденциях развития российского и зарубежного маркетинга, понимание многообразия видов маркетинговой деятельности в организации, понимание роли, места, функций и задач маркетолога в современной организации.



Курсовая работа является формой самостоятельной работы для специальности «Маркетинг» Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем курсовой работы должен быть в пределах 30 - 50 печатных страниц. Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно в соответствии с возможностью получения информации для полного раскрытия темы.

Во введении в обязательном порядке обосновывается актуальность выбранной темы, указывается объект и предмет исследования, цель и задачи работы. Также описывается степень изученности темы и методы исследования, использованные в работе.

В первой главе анализируются теоретические основы маркетинга, в соответствии с выбранной темой, обосновывается инструментарий, во второй главе осуществляется постановка конкретного исследования и анализ на основе изученной теории.

В качестве материала для второй главы студенты должны использовать свой практический опыт работы в конкретной организации. В первом параграфе второй главы при любой теме работы дается характеристика исследуемого предприятия. Во втором параграфе – анализ соответствующего рынка и его тенденций. В третьем параграфе предлагаются пути выхода из маркетинговой ситуации, обосновываются маркетинговые решения, выдвигаются гипотезы результативности нововведений, предложенных исследователем.

В конце каждой главы необходимо сделать небольшое обобщение результатов, а в заключении представить выводы по каждой из поставленных во введении задач и степени их реализации.

 

 

Методические указания для выполнения самостоятельной работы студентами

Заочной формы и второго высшего обучения.

 

В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения выполняют по дисциплине «Маркетинг» контрольную работу. Студенты разных специальностей, а также имеющие разные возможности получения информации могут выполнять одну из двух видов контрольной работы по дисциплине.

 

Задания и методические указания к контрольной работе №1

Задания для работы сгруппированы в четыре раздела и подготовлены таким образом, чтобы студент мог получить навыки самостоятельного исследования, сбора и обработки первичной и вторичной информации, необходимой для принятия решений.

В разделе 1 необходимо выполнить следующие задания.

Дать характеристику организации: указать наименование; вид организации (коммерческая или некоммерческая); организационно-правовую форму в соответствии с Гражданским кодексом (ч. 1) и уставом; дату регистрации; месторасположение - край (область), город, село, район. Описать вид деятельности: производство средств производства, потребительских товаров, информационного продукта, услуг; отраслевую принадлежность. Указать организационную форму: завод, цех, база, банк и т.п. Начертить схему организационной структуры управления организацией.

Сделать оценку целей и концепций бизнеса организации. Для анализа целей организации провести опрос руководителей и определить приоритетные цели (табл.1), затем ранжировать их по степени важности:

1 – более значимая цель.

14 – 15 – менее значимая цель.

Таблица 1

Существующие и прогнозные цели организации

Цели   Приоритеты (1-n )*
На текущий год На будущий год
По прибыльности    
По росту объемов реализации    
По доли рынка    
По качеству продуктов    
По благосостоянию наемных работников    
По организации маркетинга    
По развитию маркетинга    
По научным исследованиям    
По диверсификации    
По производительности    
По финансовой стабильности    
По ресурсной стабильности    
По продуктовым нововведениям    
Другие    

 

Для оценки состояния аналитической работы в области маркетинга провести опрос линейных и функциональных руководителей (табл.2) и сделать вывод.

 

Таблица 2

Анкета для опроса руководителей организации

Вопросы   Ответы
1. Хорошо ли организация знает емкость рынка Не знает Примерно Не очень хорошо Хоро-шо Очень хорошо
2. Каковы перспективы изменений доли рынка организации Падение больше 5% Падение 1-5% Без изме-нений Рост 1-5% Рост больше 5%
3. Занимаются ли в организации стратегическим планированием Нет По отдельным функциям   Да    
4. Когда проводилась модификация продукта Никогда 3 года назад 2 года назад Год назад В этом году
5. Когда в последний раз выпускался новый продукт 10 лет назад 3 года назад 2 года назад Год назад В этом году
6. Как часто расширяется или сокращается* ассортимент продукции Через 5 лет Через 3 года Через 2 года Через год Ежегод-но
7. На сколько % расширился или сократился ассортимент
8.Когда в последний раз в организации проводились маркетинговые исследования Никогда 3 года назад 2 года назад Год назад В этом году

* Нужное подчеркнуть

 

В разделе 2 необходимо дать характеристику комплекса маркетинга анализируемой организации (на примере основного продукта). Указать наименование продукта, торговую марку, вид в соответствии с существующей классификацией, какие потребности призван удовлетворять, стандартизирован ли продукт или есть другие технологические подходы. Начертить уровни продукта с указанием параметров каждого уровня. Описание уровней продукта необходимо начать с характеристики выполняемых функций и перечислить основные показатели базового уровня. Указать элементы второго и третьего уровня продукта в нынешний период и возможные изменения в будущем периоде. Оценить вид спроса на продукт и сделать прогноз его изменения на несколько лет.

Дать характеристику методам ценообразования на продукт организации, ценовым стратегиям, указать цену продукта. Описать систему распределения продукта организации, методов продаж. Начертить схему каналов распределения продукта. Описать инструменты продвижения продукта организации: формирования спроса и стимулирования сбыта потребителей, каналов распределения, торгового персонала.

В разделе 3 сделать анализ внешней среды организации. Дать характеристику целевого рынка анализируемого продукта по следующим параметрам: конъюнктура рынка; емкость рынка. Желательно определить долю рынка организации по анализируемому продукту. Проанализировать структуру товарного рынка по виду потребителей и, если возможно, рассчитать их долю. Результаты отразить в виде диаграммы, например, как на рисунке 1.

 

Рис. 1. Диаграмма структуры целевого рынка организации

 

Провести сегментирование целевого рынка, указать признаки сегментации и доли сегментов в двух показателях: общий объем продаж, количество покупателей (табл.3).

Таблица 3

Сегменты потребительского рынка

  Сегменты целевого рынка Показатели
количество покупателей доля (%) объемы продаж
По уровню дохода      
По возрасту      
По другим признакам      

 

Для проведения сегментирования использовать вторичную информацию, при отсутствии таковой провести сбор первичной информации с помощью опроса потребителей, экспертов, наблюдения. Образцы анкет поместить в приложение. Дать характеристику основных конкурентов по продукту или/и товаров-заменителей.

В разделе 4 необходимо сделать анализ внутренней среды организации по следующим направлениям: организационный анализ маркетинга; продуктовый анализ; анализ коммерческих (или маркетинговых) расходов организации. Организационный анализ заключается в исследовании организационной структуры управления коммерческой деятельностью или маркетинга с целью выявления ее соответствия стоящим перед ними задачам. Продуктовый анализ проводится для оценки динамики объемов продаж, выручки и структуры ассортимента исследуемого продукта (табл.4). В таблицу следует внести название продуктов.

Необходимо провести анализ минимум за два года, рассчитать темп роста показателей и объяснить причины изменения объемов продаж и структуры ассортимента продукта.

Таблица 4

Анализ объемов продаж и структуры ассортимента продукта организации

Основной продукт Динамика объемов продаж, ед. Доля продаж продукта группы, %
годы годы
Продуктовая единица «А»                  
Продуктовая единица «Б»                  
ИТОГО                  

На основе данных динамики объемов продаж необходимо начертить график жизненного цикла продукта, не ограничиваясь изучаемым годом (рис. 2). Сделать прогноз на несколько лет. Указать, на каком этапе жизненного цикла находится продукт. При наличии данных о прибыли или доходах от реализации продукта необходимо начертить график экономического цикла продукта и сделать анализ соответствия двух графиков.

Если возможно, то рассчитайте рентабельность какого-либо продукта исследуемой организации по формуле:

прибыль от реализации

R продукта = ——————————————————————–

выручка от реализации за вычетом НДС и скидок.

 

Необходимо дать ему оценку.

 

Х
Объем
продаж
(натуральные
или денежные

единицы)

 

Доход или

прибыль

 

 

 
 


 

Время (годы, месяцы)

 

Рис. 2. Модель жизненного цикла продукта

Х - нахождение на кривой нынешнего состояния продукта

 

Анализ расходов на маркетинговую деятельность или коммерческих расходов необходимо провести на основе исследования вторичной информации за несколько лет (табл. 5).

Таблица 5

Анализ расходов организации

  Виды расходов Предшествующие годы Бюджет на нынешний год
тыс. руб. % тыс. руб. %
Заработная плата торговым агентам        
Заработная плата администрации маркетингового (коммерческого) персонала        
Расходы на маркетинговые исследования        
Расходы на рекламу        
Расходы на стимулирование сбыта        
Транспортные расходы        
Другие расходы        
Итого    

Укажите, какая информация была использована. Проанализировать структуру затрат в общих расходах на маркетинговую (коммерческую) деятельность. Если возможно, рассчитать их долю в общих расходах организации. Проведите динамику этих показателей. Сделайте выводы.

После каждого раздела укажите: вид исследования (полевые или кабинетные); методы сбора и обработки информации для выполнения заданий. Если возможно, приложите документы.

В конце каждого раздела необходимо сделать заключение.

 

 

Задания и методические указания к контрольной работе № 2

Целью написания контрольной работы является выработка у студентов навыков практического применения знаний в области маркетинга для решения социальных задач. Студент для написания контрольной работы может выбрать любую из предложенных тем, либо предложить свою, предварительно обсудив с преподавателем.

 

Темы контрольной работы:

1. Маркетинг некоммерческих организаций.

2. Территориальный маркетинг.

3. Формирование имиджа региона.

4. Маркетинговые исследования уровня жизни населения для формирования региональной социальной политики.

5. Маркетинговые исследования качества жизни населения региона для формирования региональной социальной политики.

6. Маркетинговые исследования конъюнктуры рынка региона для формирования.

региональной экономической политики.

7. Маркетинговые исследования социально – культурной сферы.

8. Политмаркетинг.

 

Методические указания

Раздел 1 – теоретический. В этом разделе необходимо на основе анализа теоретических источников в экономической научной литературе и периодической печати дать определения понятий и их сущности по выбранной теме работы, указав личную точку зрения. Для выполнения первого раздела работы студенту необходимо:

Изучить экономическую научную и учебную литературу, а также статьи в печатных средствах массовой информации, содержащие информацию по выбранной теме.

Сделать анализ существующих определений категорий, используемых в работе, например, «территориальный маркетинг», «имидж региона», «политмаркетинг» и др., подходов к определению их сущности. Показать свое мнение по этим вопросам.

Описать цели и задачи маркетинга и маркетинговых исследований по выбранным направлениям, оценку их значения для общества.

Раздел 2 – практический. В этом разделе необходимо показать результаты самостоятельного исследования по теме работы. Для этого нужно выполнить следующие задания: сформулировать план исследования; провести исследование; сделать анализ результатов исследования. Для выполнения второго раздела студенту необходимо сформулировать план проведения исследования, провести исследование и поместить его результаты в работе. Для формирования плана исследования необходимо выполнить следующие виды работ:

- Определить объект исследования. Например, в качестве объекта может быть выбраны имидж края, города или района; уровень жизни населения определенного региона, потребительский спрос определенного региона.

- Сформулировать цель исследования. Например, если в качестве объекта выбран имидж края, можно поставить цель оценить отношение населения края, города или района к своему краю, его законодательной и исполнительной власти, или репутацию края у населения всей страны. Если в качестве объекта выбран уровень жизни населения края, целью исследования может стать оценка официально существующих показателей уровня жизни населения или оценка населением реального состояния их уровня жизни.

- Определить вид исследования: количественное или качественное, полевое или кабинетное, метод сбора информации. В случае проведения полевых исследований необходимо: 1. указать, кто был респондентом, сколько респондентов опрошено; 2. самостоятельно ли разработана анкета или была использована готовая. В любом случае анкета должна быть приложена к работе.

После сбора и обработки информации необходимо провести ее анализ, результаты которого нужно описать, используя таблицы, графические методы и рисунки. Работа должна быть закончена кратким резюме по теме исследования.

Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы

 

Законодательная литература

1. Закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 16.03.2006. с изм. и доп. от 18.12.2006 – 07.05.2009.

2. Гражданский кодекс № 20393 от 24.11.2006. Часть IV. Права на результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации.

3. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1

 

Основная литература

1. Ибрагимов, Л.А. Маркетинг: учеб. пособие / Л.А. Ибрагимов. - М.: Юнити–Дана, 2008. - 367 с.– Режим доступа:http://www.book.ru/view/901004/3

2. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие / Л.А. Дробышева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 152 с. – Режим доступа: http://www.book.ru/view/901109/2

3. Секерин, В.Д. Основы маркетинга: учебное пособие / В.Д. Секерин. – М.: Кнорус, 2009. - 240 с. – Режим доступа: http://www.book.ru/view/225524/2

4. Сафронова, Н.Б. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 296 с. – Режим доступа: http://www.book.ru/view/902404/2

5. Романов, А.А. Маркетинг: учебное пособие / А.А. Романов, В.П. Басенко, Б.М. Жуков. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 440 с. – Режим доступа: http://www.book.ru/view/902231/2

 

Дополнительная литература

1. Багиев, Г.А. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г.А. Багиев, В.М. Тарасевич, Х.Ален. М.: ОАО «Изд-во Экономика», 2003.

2. Бутова Т.Г. Основы маркетинга: учеб.пособие / Т.Г. Бутова – Красноярск: КрасГУ, 2007.

3. Бутова Т.Г. Управление маркетингом: процессный подход: учеб. пособие / Т.Г. Бутова, А.Ф. Крюков, А.А Казаков – Красноярск: СФУ, 2009.

4. Липсиц, И.В. Маркетинговые стратегии для российских компаний: Учебное пособие/ И.В. Липсиц, Е.А. Видгорчик.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.

5. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: Учебное пособие/ под ред. проф. Л.А. Донченок. – М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004.

6. Соловьев, Б. А. Маркетинг: Учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – М.: Изд-во экон. акад., 2008.

7. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник/ А.П. Панкрухин.- М.: Омега-Л, 2006.

8. Третьяк О.А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления: Учебник/ О.А. Третьяк. – М: ИНФРА-М, 2005.

9. Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика/П. Дойль: Пер. с англ. - СПб: Питер, 1999.

10. Друкер, П. Эффективное управление/ П. Друкер: Пер. с англ. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2002.

11. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер: Пер. с англ. - 10-е изд. – СПб.: Питер, 2000.

12. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок/ Ж.-Ж. Ламбен: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2004.

13. Маркова В.Д. Маркетинг Менеджмент/ В.Д. Маркова.- Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2005.

Информационные ресурсы

Печатные СМИ

Маркетинг; Маркетинг PRO

Маркетинг и маркетинговые исследования

Реклама. Теория и практика

Секрет фирмы. Российская бизнес-газета

Электронные издания

Электронные журналы и базы данных «Integrum»

Электронные журналы и базы данных «East View»

Интернет-ресурсы

Адрес сайта Характеристика
Электронные журналы
www.salesmanagement.ru «Управление продажами» "Издательский дом Гребенникова".
http://www.grebennikov.ru/brand-management.phtml Журнал "Бренд-менеджмент", "Издательский дом Гребенникова"
http://www.grebennikov.ru/market-commun.phtml Журнал "Маркетинговые коммуникации", "Издательский дом Гребенникова"
http://www.grebennikov.ru/recl_life.phtml Журнал "Реклама и жизнь. Теория и практика", "Издательский дом Гребенникова"
http://www.grebennikov.ru/distribution.phtml Журнал "Управление каналами дистрибуции", "Издательский дом Гребенникова"
www.marketolog.ru Журнал по маркетингу
Электронные библиотеки
http://ateh.h12.ru/   Новости по маркетингу и менеджменты, подборку электронных книг по маркетингу и менеджменту
http://www.mstudy.ru/   Тематические разделы по различным маркетинговым направлениям: промышленный маркетинг, маркетинг услуг, стратегический маркетинг, общие вопросы маркетинга
Интернет порталы по маркетингу и рекламе
http://www.mm.com.ua/russian MarketingMix - Журнал по маркетингу и рекламе.
     

 

Яковлева Екатерина Юрьевна

Маркетинг

(основы маркетинга)

 

учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов

 

 

Редактор И.О. Фамилия

Корректор И.О.Фамилия

Компьютерная верстка: И.О.Фамилия

 

Подписано в печать (дата) 2012 г. Формат 60х84/16. (А5)

Бумага офсетная. Печать плоская.

Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. 2,2.

Тираж 150 экз. Заказ ????. (Дает РИО)

 

 

Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru

http://rio.sfu-kras.ru

 

Отпечатано Полиграфическим центром

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а

 

 


 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.