Обратная связь
|
Раздел 1. Проблемы здоровья детей и подростков ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра основ медицинских знаний
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Учебно-методический комплекс курса
Пермь
ПГПУ
Авторы-составители:
Отавина Марина Львовна кандидат медицинских наук, доцент, Корж Галина Сатурниновна кандидат медицинских наук, доцент, Суслина Ольга Анатольевна кандидат медицинских наук, доцент, Ёлкина Ирина Леонидовна ст. преподаватель, Масалева Алина Александровна ст. преподаватель
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы медицинских знаний» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 050102 биология с дополнительной специальностью, 050201 математика, 050203 физика с дополнительной специальностью, 050301 русский язык и литература, 050302 родной язык и литература, 050303 иностранный язык, 050401 история, 050403 культурология, 050502 технология и предпринимательство, 050601 музыкальное образование, 050703 дошкольная педагогика и психология, 050708 педагогика и методика начального образования, 050711 социальная педагогика, 050715 логопедия, 050717 специальная дошкольная педагогика и психология, 050720 физическая культура
Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин
Согласование с деканами обучающего факультета:
Деканы И.О.Фамилия
Директор библиотеки______________
(подпись) (ф. и. о.)
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
| I.
| Рабочая программа дисциплины
|
| 1.
| Цели и задачи изучения дисциплины
|
| 2.
| Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
|
| 3.
| Объем дисциплины
|
| 3.1.
| Объем дисциплины и виды учебной работы
|
| 3.2.
| Распределение часов по темам и видам учебной работы
|
| 4.
| Содержание курса
|
| 5.
| Темы практических и семинарских занятий
|
| 6.
| Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
|
| 7.
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины
|
| 7.1.
| Список литературы
|
| 7.2.
| Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
|
| 7.3.
| Методические указания студентам
|
| II.
| Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
|
|
I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
1.Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины
Познакомить студентов с причинами нарушения здоровья детей и подростков; и приобретение студентами знаний, навыков и умений, направленных на оказание первой медицинской помощи, сохранение и улучшение здоровья.
Задачи изучения дисциплины
· Ознакомление будущих педагогов с причинами возникновения наиболее распространенных соматических заболеваний.
· Получение знаний о неотложных состояниях, требующих немедленного оказания первой медицинской помощи.
· Научное обоснование методов и способов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
2.Требования к уровню усвоения дисциплины
В соответствии с ГОС ВПО в результате изучения дисциплины специалист должен иметь представление о:
· причинах возникновения соматических и инфекционных заболеваний;
· неотложных состояниях, причинах и факторах, их вызывающих;
· принципах, средствах, методах и способах профилактики различных заболеваний;
· закономерностях, составляющих основу здоровья человека;
знать:
· нормы физиологических показателей организма;
· основные понятия здоровья, болезни, здорового образа жизни, виды здоровья и их характеристику;
· наиболее распространенные заболевания и причины их возникновения и методы профилактики;
· причины развития неотложных состояний, их проявления и мероприятия неотложной помощи;
· основополагающие принципы здорового образа жизни, педагогические средства его формирования у учащихся;
уметь:
· применять субъективные и объективные показатели для оценки индивидуального здоровья;
· давать оценку факторам в условиях школьной и внешкольной среды, оказывающим негативное влияние на здоровье как отдельного учащегося, так и на здоровье всего коллектива, исключать или снижать их влияние;
· создавать оптимальные условия учебного процесса, способствующие сохранению здоровья учащихся;
· использовать некоторые методы и средства оказания первой медицинской помощи при возникновении неотложных состояний в клинике аллергических заболеваний, при эпилептическом припадке, при поражении органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, травмах;
· применять методические приемы и педагогические технологии с целью формирования, сохранения и укрепления здоровья.
3.Объем дисциплины
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Форма обучения очная
Вид учебной работы
| Количество часов по специальностям
| 050102 «Биология», 050201 «Математика», 050301 «Русский язык и литература», 050302 «Родной язык и литература», 050303 «Иностранный язык», 050401 «История», 050403 «Культурология», 050502 «Технология и предпринимательство», 050703 «Дошкольная педагогика и психология», 050708 «Педагогика и методика начального образования», 050715 «Логопедия», 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология», 050207 «Физическая культура»
| 050601 «Музыкальное образование»
| 050711 «Социальная педагогика»
| № семестров
| 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|
| Аудиторные занятия:
|
|
|
| лекции
|
|
|
| практические и семинарские занятия
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Всего часов на дисциплину
|
|
|
| Текущий контроль
| контр. работа, защита реферата
| контр. работа, защита реферата
| контр. работа, защита реферата
| Промежуточный контроль
| зачет, экзамен
| зачет
| экзамен
| Форма обучения заочная
Вид учебной работы
| Количество часов по специальностям
|
|
«Биолог-ия»
|
«Матема-тика»
|
«Русский язык и литерату-ра»
|
«История»
050403 «Культу-рология»
| 050601 «Музыкальное образова-ние»
|
«Дошк. пед и псих.»,
050715 «Логопе-дия»,
«Спец. дошк. пед. и псих.»
|
«Соц. педаго-гика»
| 050708 «Педаго-гика и методи-ка началь-ного образо-вания»
| № семестров
|
|
|
|
|
|
|
|
| Аудиторные занятия:
|
|
|
|
|
|
|
|
| лекции
|
|
|
|
|
|
|
|
| практические и семинарские занятия
| -
| -
|
|
| -
|
|
|
| Самостоятель-ная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего часов на дисциплину
|
|
|
|
|
|
|
|
| Промежуточный контроль
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| экз.
| зачет
| 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения очная
Название разделов и тем
| Всего часов
| Виды учебных занятий
| аудиторные занятия, в том числе
| самостоятельная работа
| лекции
| практич. занятия и семинары
| Раздел 1. Проблемы здоровья детей и подростков
|
| Основные понятия и определения дисциплины. Факторы, определяющие здоровье и болезнь
| 2 (4*)
| 1 (2*)
| -
| 1 (2*)
|
| Показатели общественного здоровья и индивидуального здоровья. Группы здоровья
|
|
| -
|
| Раздел 2. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
|
| Человек и окружающая среда. Адаптация организма к изменяющимся условиям окружающей среды
|
| -
| -
|
|
| Здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровьесберегающие технологии в образовании
|
|
| -
|
|
| Методы оздоровления и укрепления здоровья: рациональное питание, физическая культура и закаливание
|
| -
|
|
|
| Вредные привычки, их роль в формировании здоровья. Злоупотребление психоактивными веществами
| 4 (8*)
|
| -
| 2 (6*)
| Раздел 3. Понятие о неотложных состояниях
|
| Неотложные состояния в клинике заболеваний сердечно-сосудистой системы
|
| 1 (2*)
|
| 3 (2*)
|
| Неотложные состояния в клинике заболеваний органов дыхания
| 4 (6*)
| -
|
| 2 (4*)
|
| Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Острые пищевые отравления
| 6 (4*)
|
|
| 3 (1*)
|
| Неотложные состояния при эндокринных заболеваниях
|
|
|
|
|
| Неотложные состояния при аллергических заболеваниях
|
|
|
|
|
| Заболевания мочевыделительной системы и их профилактика
| 2 (6*)
| 1*
| 1 (2*)
| 1 (3*)
|
| Принципы лекарственной помощи
| 2 (4*)
|
| 1 (2*)
| 1 (2*)
|
| Пароксизмальные состояния
|
| 1 (2*)
|
| 3 (2*)
|
| Детский травматизм. Первая помощь при травмах и меры профилактики
| 4 (6*)
|
|
| 1 (3*)
|
| Основные приемы сердечно-легочной реанимации
|
| -
|
|
| Раздел 4. Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
|
| Основные понятия иммунологии, микробиологии и эпидемиологии
|
|
| -
|
|
| Основные группы инфекционных заболеваний и их профилактика
| 4 (8*)
| 1 (2*)
| 2 (4*)
| 1 (2*)
| Раздел 5. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
|
| Основные факторы риска развития различных форм патологий у школьников. Роль учителя и значение организации учебного процесса в профилактике заболеваний
| 4 (12*)
| 2 (4*)
| 2*
| 2 (6*)
|
| Профилактика болезней, передающихся половым путем в подростковом возрасте
| 2 (4*)
| -
| 1 (2*)
| 1 (2*)
|
| Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников
| 2 (8*)
| 2*
| 1 (2*)
| 1 (4*)
|
| Значение наследственности в развитии некоторых физических и психических нарушений у детей и подростков
| 2 (4*)
| 1*
|
| 1 (2*)
|
| Роль государственных и негосударственных учреждений и организаций в сохранении здоровья детей и подростков
|
| -
|
|
|
| Итого
| 72 (108*)
| 16 (26*)
| 20 (28*)
| 36 (54*)
| Примечание. *- количество часов на дисциплину по факультету социальной педагогики;
**- количество часов на дисциплину 050601 «Музыкальное образование» сокращено на 50%, за исключением тем № 15, 16,18.
Форма обучения заочная
Название разделов и тем
| Всего часов
| Виды учебных занятий
| аудиторные занятия, в том числе
| самостоятельная работа
| лекции
| практич. занятия и семинары
| Раздел 1. Проблемы здоровья детей и подростков
|
| Основные понятия и определения дисциплины. Факторы, определяющие здоровье и болезнь. Группы здоровья
|
|
| -
|
| Раздел 2. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
|
| Здоровый образ жизни и его составляющие
|
|
| -
|
| Раздел 3. Понятие о неотложных состояниях
|
| Неотложные состояния в клинике заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, эндокринных и аллергических заболеваний
|
|
| -
|
|
| Детский травматизм. Первая помощь при травмах и меры профилактики. Основные приемы сердечно-легочной реанимации
|
|
| -
|
| Раздел 4. Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
|
| Основные понятия иммунологии, микробиологии и эпидемиологии. Основные группы инфекционных заболеваний и их профилактика
|
|
| -
|
| Раздел 5. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
|
| Основные факторы риска развития форм патологий у школьников. Роль учителя и значение организации учебного процесса в профилактике заболеваний
|
|
| -
|
|
| Итого
|
|
| -
|
|
Содержание курса
Раздел 1. Проблемы здоровья детей и подростков
Тема 1. Основные понятия и определения дисциплины. Факторы, определяющие здоровье и болезнь
Значение дисциплины «Основы медицинских знаний» для педагогов в их профессиональной деятельности. Цель. Задачи. Определение понятия «здоровье», «болезнь», «переходное состояние». Уровни здоровья - биологическое, психическое, социальное. Факторы, определяющие здоровье и болезнь.
|
|