Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

При реализации учебной работы используются следующие формы проведения занятий:

1. Лекции (с включением дополнительных элементов: презентации по дисциплине, мультимедиа и интерактивные материалы, материалы справочного характера и нормативные документы, глоссарий, технические и программные средства обеспечения дисциплины);

2. Практические занятия (с решением задач, с устным опросом и обсуждением материалов по теме, выступления студентов с рефератами с последующим обсуждением, тестированием, выполнением заданий);

3. Интерактивные формы проведения занятий:

– Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

– Контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением. При этом знания, умения, навыки даются не как предмет для запоминания, а в качестве средства решения профессиональных задач.

– Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения.

– Индивидуальное обучение – выстраивание студентом собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента.

– Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.

– Опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий.

Интерактивные формы проведения занятий:



Тема №4. Круглый стол (видеоподборка с обсуждением основных вопросов по теме);

Темы №5, 6. Учебная дискуссия.

Тема 9. Работа в малых группах.

Темы №10. Ситуационные игры

 

 

IV. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования и выполнения студентами индивидуальных заданий.

Основными формами текущего контроля знаний являются:

– решение задач и выполнение заданий;

– написание рефератов по проблемным темам дисциплины;

– выполнение тестовых заданий

– обсуждение проблемных вопросов.

Промежуточный контроль проводится в устной и письменной форме (проводится 2 контрольные точки).

4.1 Организация самостоятельной работы студентов

При изучении данной дисциплины значительное количество часов отводится на самостоятельное изучение дисциплины (60 ч). Самостоятельная работа студентов является ведущей формой учебной деятельности студента. Такое её значение определяется самим характером и особенностями образовательного процесса. Освоение человеком любого знания, формирование умений и навыков происходит всегда на индивидуальном уровне.

Началом любой самостоятельной работы должно стать развитие навыков и умений грамотной работы с учебной и научной литературой, как печатной, так и на электронных носителях. Умение пользоваться каталогами, картотеками, заданными списками литературы, справочно-информационными изданиями позволяет рационализировать познавательную деятельность.

Особое место занимает внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Письменный ответ на вопросы, сообщение или/и доклад, подготовленные к семинару, представляют собой результат самостоятельного исследования конкретной проблемы. Это именно те виды письменных работ, в которых происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов познавательной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования. Практические приемы и навыки, получаемые здесь, в дальнейшем используются при подготовке курсовой и дипломной работы в рамках дисциплин профессионального блока.

Представленные варианты содержат различные задания: проблемный вопрос, план ответа на конкретный вопрос.

Индивидуальные домашние задания включают в себя подготовку к тестированию и докладов с презентационным материалом по темам (см. ФОС).

 

4.2 Задания для самостоятельной работы студентов

С целью осмысления острых проблем общества, подготовьте доклад или реферат на предложенные темы:

1. Эволюция представлений о биосфере.

2. Особенности наземно-воздушной среды обитания – как среды обитания человека.

3. Эволюция представлений об экологической нише вида.

4. Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения в биоценозе.

5. Сравнительный анализ природных и антропогенных экосистем.

6. Уникальные свойства живой материи и функции живых организмов в биосфере.

7. Глобальные экологические проблемы современности

8. Динамика народонаселения. Регулирование численности населения.

9. Биологическое загрязнение окружающей среды. Основные источники биологического загрязнения.

10. Сравнительный анализ вклада в загрязнение воздуха промышленных предприятий, энергетики, транспорта.

11. Основные причины ухудшения состояния водных объектов.

12 Последствия использования пестицидов.

13. Современные методы контроля загрязняющих веществ в окружающей среде.

14. Система экологических нормативов Российской Федерации.

15. Сравнительный анализ стратегий по защите окружающей среды от загрязнения.

16. Направления экологизации экономического развития России.

17. Информационное обеспечение управления природопользованием. Роль экологического мониторинга в современной системе управления природопользованием.

18. Характеристика отходов производства и потребления. Опасные отходы и их свойства.

19. Анализ современной системы управления отходами в РФ.

20. Отечественный и зарубежный опыт сбора, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.

21. Анализ экологической ситуации в Российской Федерации.

22. Энерго- и ресурсосбережение как фактор обеспечения устойчивого развития эколого-экономических систем.

23. Основные направления и уровень развития малоотходного производства

24. История развития экологического законодательства. Анализ современного экологического законодательства Российской Федерации.

25. Роль экологической экспертизы в современной системе регулирования природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации.

26. Роль экологической сертификации в современно системе регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

27. Анализ современного экономического механизма природопользования в Российской Федерации.

28. Экологическое страхование: современное состояние и перспективы развития в России.

29. Корпоративный экологический менеджмент: нормативно-правовое обеспечение, перспективы развития в России.

30. Зарубежный опыт управления природопользованием и охраной окружающей среды.

31. Экологические требования, предъявляемые к упаковке.

 

4.3 Темы для самостоятельного изучения по внеаудиторному чтению.

 

1. Вклад отечественных и зарубежных ученых в формирование представлений об экологических системах и биосфере.

2. Наземные и водные экологические системы, их особенности и различия,

3. Эволюция облика Земли под воздействием живых организмов. Роль литосферы, гидросферы и атмосферы в жизни биосферы.

4. Экологические кризисы в истории развития цивилизаций.

5. Прогнозы и модели развития и состояния окружающей среды на планете.

6. Экономическая оценка природных ресурсов.

7. Управление отходами на муниципальном уровне (на примере любого города).

8. Основные виды нарушений природоохранного законодательства. Ответственность за экологические правонарушения.

9. Концепция устойчивого развития регионов (на примере РТ).

10. Статистическая отчетность по охране окружающей среды предприятий: формы статотчетности и ее значение.

11. Экологические конфликты на межгосударственном уровне и пути их разрешения.

12. Опыт отечественных и зарубежных компаний по внедрению систем экологического менеджмента.

13. Развитие рынка экологических услуг в России.

14. Природоемкость современной российской экономики.

15. Экологические требования, предъявляемые к зданиям. Зеленые стандарты и перспективы их использования в России.

 

 

Критерии оценивания сформированности компетенций при выполнении домашних заданий:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагает материал, умеет тесно увязывать теорию с практикой, использует в ответе материал рекомендуемой литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.

Знает:фундаментальные законы общей экологии,структуру и свойства экологических систем, особенности формирования экологической ниши человека,законы развития биосферы,особенности развития техносферы,экологические проблемы современного общества,основныенаправления экологизации производств и продукции, сущность природопользования, последствия природопользования, принципы и приоритеты устойчивого развития эколого-экономических систем и общества, информационное обеспечение управления охраной окружающей среды, инструменты управления природопользованием, источники экологического права РФ, принципы, инструменты, нормативное регулирование экологического менеджмента, принципы, инструменты и значение экологического менеджмента.

Может:строить экологические пирамиды (модели экосистем в виде пирамид), определять объемы образующихся отходов (на примере ТБО) и степень их опасности, рассчитывать платежи за негативное воздействие на окружающую среду, определять приоритетные направления природоохранной деятельности на разных уровнях, обосновывать экологическую политику на корпоративном уровне.

Способен: применять теоретические знания при решении практических задач (например, законы термодинамики, правило Линдемана), анализировать последствия загрязнения окружающей среды, вести первичный учет образующихся отходов, определять степень опасности загрязнителей окружающей среды, сопоставлять источники загрязнения и загрязняющие агенты, использовать нормативно-правовые документы в природоохранной деятельности.

Оценка «хорошо»выставляется студенту, если он по существу излагает материал, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

Знает:основные понятия и фундаментальные законы общей экологии, виды используемых в экономических системах природных ресурсов, экологические проблемы современного общества, приоритетные пути их решения, механизмы управления природопользованием..

Может:использовать основные понятия дисциплины; решать задачи, использовать информацию о состоянии окружающей среде для решения профессиональных задач (разработки экологической политики).

Способен:ограниченно применять теоретические знания при решении практических задач, анализировать последствия загрязнения окружающей среды, вести первичный учет образующихся отходов, определять степень опасности загрязнителей окружающей среды, сопоставлять источники загрязнения и загрязняющие агенты.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.

Знает: об уровнях организации живой материи, экологических проблемах современного общества, имеет общее представление о принципах рационального природопользования.

Может:обозначить ключевые проблемы, связанные с загрязнением среды и истощением природных ресурсов, ограниченно использовать термины.

Способен:ограниченно использовать термины, определять экологические проблемы, затрудняясь в выборе наиболее эффективных подходов для их решения.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

V. ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ

1. Наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ со средой обитания:

а) биология;

б) география;

в) природоведение;

г) экология.

2.Силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, называют:

а) абиотическими факторами;

б) биотическими факторами;

в) антропогенными факторами;

г) искусственными.

3.Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении (недостаток или избыток) оказывается близким к пределам толерантности (выносливости) организма, называется:

а) оптимальным;

б) лимитирующим;

в) минимальным;

г) доминирующим.

4.Организмы с широким диапазоном толерантности по отношению к экологическим факторам называются:

а) эврибионтами;

б) стенобиотами;

в) эндемиками;

г) космополитами.

5.Любая, способная к самовоспроизведению совокупность особей одного вида, более или менее изолированная в пространстве и времени от других аналогичных совокупностей этого же вида называется:

а) популяцией;

б) биоценозом;

в) экологической системой;

г) сообществом.

6. Совокупность популяций всех видов живых организмов, населяющих определенную территорию, отличающуюся от других территорий по химическому составу почв, вод, а также по ряду физических показателей, называют:

а) экологической системой;

б) биосферой;

в) биоценозом;

г) популяцией.

7. Любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ, называется:

а) популяцией;

б) биотопом;

в) экологической системой;

г) биосферой.

8. К продуцентам экосистем относятся:

а) грибы;

б) насекомые;

в) растения, содержащие хлорофилл;

г) животные.

9. Функцию разложения мертвого органического вещества до простых минеральных веществ в экологической системе выполняют:

а) редуценты;

б) консументы;

в) продуценты;

г) автотрофы.

10.Самой молодой из перечисленных оболочек планеты является:

а) литосфера;

б) гидросфера;

в) биосфера;

г) атмосфера.

11. Нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли, населенная живыми организмами, «область существования живого вещества» называется:

а) стратосферой

б) гидросферой

в) биосферой

г) ионосферой

12. К возобновимым природным ресурсам относятся:

а) лесные ресурсы;

б) топливно-энергетические ресурсы;

в) рудные полезные ископаемые;

г) нерудные полезные ископаемые.

13.Принцип охраны природы, согласно которому один и тот же вид в одних регионах нуждается в охране, а в других допускается его промысел, называют принципом:

а) комплексности;

б) связи и взаимосвязи;

в) региональности;

г) малоотходности.

14.Основные месторождения нефти в Республике Татарстан находятся:

а) на юго-востоке;

б) на северо-востоке;

в) на юго-западе;

г) на северо-западе.

15.Наибольшая часть пресных вод в гидросфере сосредоточена:

а) в ледниках;

б) в реках;

в) в водохранилищах;

г) в болотах.

16.Основной причиной засоления земель является:

а) неумеренный полив орошаемых земель;

б) внесение пестицидов;

в) внесение минеральных удобрений;

г) захоронение отходов.

17. Процесс трансформации вредных веществ в окружающей среде в более опасные вещества называется:

а) вторичным загрязнением;

б) миграцией;

в) трансграничным загрязнением;

г) самоочищением окружающей среды.

18.Примером биологического загрязнения является:

а) тепловое загрязнение среды;

б) радиоактивное загрязнение среды;

в) загрязнение среды нежелательными организмами;

г) шумовое загрязнение.

19. Примером физического загрязнения водоемов является:

а) тепловое загрязнение водоемов;

б) массовое размножение в водоеме сине-зеленых водорослей;

в) сброс органических соединений со сточными водами;

г) смыв ядохимикатов с полей.

20.Скопление загрязняющих веществ, неблагоприятные метеоусловия и интенсивное солнечное излучение являются причиной возникновения:

а) лондонского смога;

б) фотохимического смога;

в) аляскинского смога;

г) влажного смога.

21.Основными виновниками разрушения молекул озона являются:

а) соединения серы;

б) пропан и метан;

в) хлорфторуглеводороды и монооксид азота.

г) тяжелые металлы.

22. Наиболее опасными источником загрязнения атмосферы оксидами серы являются:

а) автотранспорт;

б) сельское хозяйство;

в) цветная металлургия;

г) легкая промышленность.

23. Биологические методы очистки сточных вод применяют для удаления из стоков:

а) неорганических веществ;

б) органических веществ;

в) крупного мусора;

г) тяжелых металлов.

24.Канцерогенез – это способность экологических факторов вызывать

а) онкологические заболевания;

б) мутации;

в) бесплодие;

г) отравление.

25.Наиболее опасными для здоровья человека являются:

а) железо, кремний, йод;

б) кальций, цинк, марганец.

в) кадмий, ртуть, свинец;

г) алюминий, медь.

26. Наиболее эффективной мерой охраны атмосферы от загрязнения является:

а) создание санитарно-защитных зон предприятий;

б) сооружение высоких труб для эффективного рассеивания загрязняющих веществ;

в) озеленение территорий;

г) использование замкнутых технологических циклов.

27. В России основным способом ликвидации твердых бытовых отходов (ТБО) является:

а) вторичное использование и переработка;

б) сжигание;

в) утилизация;

г) захоронение на полигонах.

28. Наиболее перспективным способом борьбы с отходами является:

а) захоронение ТБО на полигонах;

б) сжигание отходов на мусоросжигательных заводах;

в) предварительная сортировка, утилизация ценных компонентов;

г) внедрение малоотходных технологий.

29. Концентрация вредного вещества, которая при постоянном или временном воздействии не оказывает отрицательного влияния на организм человека, называется:

а) фоновой;

б) предельно допустимой;

в) постоянной;

г) временной.

30. Под органолептическими показателями качества воды понимают:

а) запах, прозрачность, привкус;

б) присутствие в воде вредных химических веществ;

в) присутствие в воде патогенных микроорганизмов;

г) присутствие в воде радиоактивных веществ.

31. Максимальная концентрация вредного вещества в воздухе, не вызывающая в организме рефлекторных реакций при воздействии в течение 30 мин, называется:

а) средней суточной;

б) максимально-разовой;

в) рабочей зоны;

г) безопасной.

32. Систему контроля, оценки и прогноза качества компонентов окружающей среды, позволяющая выявить изменение состояния окружающей среды, под влиянием антропогенной деятельности, называется:

а) экологической сукцессией;

б) экологической экспертизой;

в) экологическим мониторингом;

г) экологическим контролем.

33. Одним из показателей устойчивого развития экономики является:

а) увеличение показателей природоемкости производств;

б) стабильность показателей природоемкости производств;

в) уменьшение показателей природоемкости производств.

34. Процедура принятия решения о возможности реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, называется:

а) экологической экспертизой;

б) экологическим лицензированием;

в) экологическим аудитом;

г) экологическим контролем.

35. Процедура подтверждения качества продукции установленным экологическим требованиям называется:

а) экологическим аудитом;

б) экологической экспертизой;

в) экологической сертификацией;

г) экологическим лицензированием.

36. Плата за выброс вредных веществ в пределах нормативов:

а) взимается и исчисляется из прибыли предприятий;

б) не взимается с природопользователей;

в) взимается и включается в себестоимость продукции;

г) нормативы по выбросам не влияют на размер и порядок исчисления платежей за загрязнение атмосферы.

37. Основным экономическим инструментом, направленным на компенсацию ущерба, причиненного третьим лицам в результате аварийного загрязнения окружающей среды, является:

а) экологическая паспортизация;

б) экологическое страхование;

в) экологическое лицензирование;

г) экологическая сертификация.

38. Экономическое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения и при этом не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять их потребности, называется:

а) устойчивым развитием;

б) техногенным развитием;

в) индустриальным развитием;

г) интенсивным развитием.

39. Экологический менеджмент – это система управления охраной окружающей среды, основывающаяся на положениях международных стандартов серии ИСО:

а) 9000;

б) 18000;

в) 14000;

г) 19000.

40. Независимая объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам в области охраны окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов, называется:

а) экологическим аудитом;

б) экологическим лицензированием;

в) экологической сертификацией;

г) экологической экспертизой.

Вопросы по усвоению дисциплины

«Экология»

Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1.Предмет экологии. Цели и задачи в современный период. Этапы становления. Структура и основные методы экологии.

2. Представление о физико-химической среде обитания организмов; особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред.

3. Понятие об экологических факторах, их классификации. Лимитирующее действие факторов окружающей среды. Правило Либиха.

4. Общие закономерности приспособления организмов к условиям жизни.

5. Закон толерантности Шелфорда. Экологическая пластичность вида. Эврибионтные и стенобионтные виды.

6. Особенности комбинированного действия факторов среды обитания на организм.

7. Популяции, их структура. Основные характеристики. Типы популяционной динамики. Популяционные циклы.

8. Экология сообществ. Структура и состав биоценозов. Пищевые цепи и трофические уровни. Динамика сообществ.

9. Основные типы биотических отношений между организмами. Экологическая ниша вида.

10. Понятие об экосистемах. Основные элементы экосистем. Распределение потока энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Круговорот веществ в экосистеме.

11. Природные и антропогенные экосистемы, их особенности и различия. Равновесие в экосистеме. Экологические сукцессии.

12. Понятие биосферы. Основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в формировании и сохранении биосферы. Границы биосферы. Пределы устойчивости биосферы.

13. Основные биогеохимические циклы биосферы. Круговорот газообразных веществ и осадочный цикл.

14. Человечество и биосфера. Техногенез в биосфере.

15. Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Факторы, определяющие степень антропогенной нагрузки на биосферу.

16. Экологические кризисы в развитии цивилизаций, их причины.

17. Глобальные экологические проблемы современности, их масштабы, причины и следствия.

18. Понятие о природных ресурсах и природопользовании. Классификации природных ресурсов. Основные направления рационального природопользования.

19. Последствия нерационального природопользования: загрязнение окружающей среды, деградация природно-ресурсного потенциала.

20.Техногенные источники загрязнения окружающей среды.

21. Наиболее опасные для здоровья человека загрязнители окружающей среды. Токсикологические характеристики вредных веществ.

 

22. Отходы производства и потребления, их виды. Основные методы утилизации и переработки твердых отходов. Устройство полигонов.

23. Экологическая стратегия и политика развития производства. Малоотходные и ресурсосберегающие технологии.

24. Создание бессточных производств, способы очистки сточных вод.

25.Экологическое состояние регионов России.

26. Экологизация экономики и ее роль в переходе устойчивому развитию Российской Федерации.

27. Система управления природопользованием в Российской Федерации. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

28.Экологическое законодательство в современной России: анализ основополагающих источников.

29. Административные механизмы управления природопользованием в России: экологическое нормирование, лицензирование деятельности, экологическая экспертиза, экологическая сертификация, экологический контроль.

30.Информационное обеспечение природоохранной деятельности в России. Единая государственная система экологического мониторинга.

31.Статистическая отчетность предприятий по охране окружающей среды.

32.Экономический механизм природопользования в России.

33.Платежи за загрязнение окружающей среды: порядок определения и исчисления.

34. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. 35.Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения в области охраны природы и природопользования.

36. Экологический менеджмент. Система международных стандартов ISO 14000.

37. Инструменты экологического менеджмента: экологический аудит, экологическая маркировка, экологический мониторинг и др.

38. Зарубежный опыт природоохранной деятельности.

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Распределите надорганизменные системы в порядке усложнения их структуры: популяция, биосфера, экологическая система, биотоп, биоценоз и назовите их компоненты.

2. Составьте пастбищную цепь питания, в которой человек является консументом 2-го порядка. Составьте детритную цепь питания, в которой человек является консументом 2-го порядка. Какой трофический уровень занимает человек в этих цепочках?

 

3. Представьте модель наземной экологической системы в виде пирамиды энергии.

 

4. Установите соответствие между источниками загрязнения водных объектов и загрязняющими агентами:

Сельское хозяйство кислоты, щелочи, нефтепродукты

Бытовые стоки Биогенные элементы, микроорганизмы,

Промышленные стоки СПАВы, биогенные элементы.

Предложите мероприятия, обеспечивающие снижение антропогенной нагрузки на природную среду перечисленных объектов.

5. Распределите загрязняющие вещества в порядке снижения их токсичности:

хлор (ПДК с.с. 0,03 мг/м3).

бенз(а)пирен (ПДК с.с. 0,000001мг/м3);

ртуть металлическая (ПДК с.с. 0,0003 мг/м3);

азота диоксид (ПДК с.с. 0,085 мг/м3);

 

 

6. «В 1850 году содержание двуокиси углерода в атмосфере составляло 265 частей на миллион. К 1988 году этот показатель вырос до 350 частей, а к 2000 году – до 450 частей. В результате этого средняя температура на планете поднялась на 0,5–0,7 градусов Цельсия».

Объясните причины накопления парниковых газов в атмосфере Земли, возникающие проблемы и пути их решения:

 

7. Определите плату за выброс загрязняющего вещества от стационарного источника по исходным данным, представленным в таблице. Коэффициент экологической ситуации и значимости атмосферы в Татарстане равен 1,9.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.