Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 3. ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И МОТИВАЦИЙ. ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Мотивационная характеристика темы: Мотивации являются основой целенаправленного поведения и психической деятельности. Поэтому проблема механизмов их формирования занимает одно из ведущих мест среди других вопросов интегративной функции мозга.

Каждая мотивация сопровождается субъективным переживанием, т.е. вызывает эмоциональную реакцию. Знание физиологических основ эмоций, является важным для понимания их роли в организации психических процессов и поведения здорового человека, а также в развитии психосоматических заболеваний.

В последнее время все большее внимание физиологов привлекают методики искусственного изменения состояния сознания – гипнотизация и медитация. Физиологическое обоснование этих методик открывает широкие возможности для наиболее эффективного их применения при лечении психосоматических заболеваний, а также в комплексе общеоздоровительных мероприятий.

Цель занятия: изучить физиологические основы эмоций, мотиваций и особых форм сознания, а также научиться определятьличностную и ситуативную тревожность по Спилбергеру-Ханину и оценивать свои эмпатические свойства.

Основные вопросы: Понятие о биологических и социальных потребностях человека. Мотивации, их виды и физиологические механизмы. Биологическое значение эмоций. Роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний. Вегетативные и моторные компоненты эмоций. Значение эмоций в целенаправленной поведенческой деятельности. Эмоциональное напряжение (стресс), его роль в развитие психосоматических заболеваний у человека. Особые состояния сознания. Виды и фазы сна. Представления о механизмах сна. Сновидения. Искусственно измененные состояния сознания. Физиологические основы гипнотических состояний.



 

Движущей силой психической деятельности и поведения являются потребности живого существа, выражающие его зависимость от конкретных условий существования и развития. Различные по своей продолжительности отклонения того или иного показателя внутренней среды организма от уровня, определяющего нормальный метаболизм, называют биологическими (метаболическими) потребностями.

В своих первичных биологических формах потребности выступают как нужда организма в чем-то, находящемся во внешней среде, и необходимом для обеспечения его жизнедеятельности. В процессе жизнедеятельности одновременно потребляется и расходуется множество веществ. Поэтому общая потребность организма в каждый определенный период времени мультипараметрична. Тем не менее, одна из потребностей всегда является доминирующей - наиболее важной в данный момент для выживания особи и вида, а остальные выстраиваются по отношению к ней в определенной последовательности. После удовлетворения ведущей потребности доминирующей становится другая, наиболее значимая и т.д.

Биологических потребностей у живого организма может быть множество. Все они объединяются в большие группы пищевых, половых и оборонительных потребностей, обеспечивающих выживание особи и продолжение рода. Большинство из них обусловлено необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды и биологическую индивидуальность организма.

 

Биологические потребности человека отличаются от аналогичных потребностей животных. Основное отличие связано с социализацией биологических потребностей человека, которые могут существенно изменяться под влиянием индивидуального обучения в соответствии особенностями культуры, моральными и правовыми законами общества. Так, например, социализация пищевой потребности породила высоко ценимое искусство кулинарии и эстетизации процесса потребления пищи.

 

Взаимодействие индивидуума с другими представителями своего вида обеспечивают социальные потребности (зоосоциальные у животных):

1) потребность принадлежать к определенной социальной группе,

2) потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивидуума о ее иерархической организации,

3) потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе.

Потребности побуждают организм к осуществлению определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивидуума, продолжения рода. Вызванное определенной биологической потребностью эмоционально окрашенное возбуждение, избирательно объединяющее нервные элементы различных этажей ЦНС для формирования поведения, ведущего к удовлетворению исходной потребности, называют биологической (низшей) мотивацией (лат. «moveo» - двигаю).

На основе низших мотиваций, формируются поведенческие акты, которые удовлетворяют биологические потребности и обеспечивают сохранение вида или продолжение рода. К ним относятся мотивации голода, жажды, страха, агрессии, половое влечение и другие побуждения.

 

Не следует отождествлять мотивации и потребности. Потребности далеко не всегда преобразуются в мотивационные возбуждения. В то же время без должного мотивационного возбуждения невозможно удовлетворение соответствующих потребностей. Нередко имеющаяся потребность по тем или иным причинам не сопровождается мотивационным побуждением к действию.

 

Любая биологическая мотивация обусловлена соответствующей метаболической потребностью и, охватывая многие структуры мозга, носит системный характер. Нервные и гуморальные сигналы о доминирующей потребности поступают в гипоталамус, где вызывают возбуждение инициативных мотивациогенных центров, которые оказывают восходящее активирующее влияние на лимбические, ретикулярные и корковые структуры мозга. В результате возникает эмоционально окрашенное ощущение потребности, которое имеет негативный характер, и формируется специфическая для каждой потребности интеграция (объединение) корково-подкорковых структур, обеспечивающая целенаправленное адаптивное поведение.

Особенность нейронов мотивациогенных центров гипоталамуса состоит в их тесных функциональных контактах с кровеносными капиллярами и в специфике метаболических процессов. Каждая группа гипоталамических нейронов использует в своем метаболизме только определенные гуморальные факторы и при изменении их содержания избирательно приходит в состояние возбуждения. Благодаря этому, нейроны мотивациогенных центров обладают свойствами рецепции определенных внутренних потребностей.

На основе рецепторных свойств мотивациогенные центры гипоталамуса обладают способностью к трансформации биологической потребности в процесс нервного возбуждения. Возбуждение в нервных клетках, составляющих эти центры, возникает по триггерному механизму - не сразу при появлении потребности, а благодаря постепенному возрастанию их возбудимости до критического уровня. При достижении этого уровня начинается разрядная деятельность нейронов, которая продолжается до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая ее потребность.

 

Удовлетворение пищевых, половых и других биологических потребностей психически здорового человека приурочено к определенному месту и времени. Так, в отличие от животного, не имеющий денег голодный человек может долго стоять, истекая слюной, перед заполненной продуктами витриной магазина, не совершая никаких противоправных действий.

 

На основе врожденных биологических побуждений путем общения строятся социальные (высшие) мотивации, которые определяются общественными нормами морали и права, присущими каждому социальному обществу. Социальные мотивации, в отличие от биологических побуждений, формируются в процессе общественного воспитания. К ним относятся стремление к образованию, овладению определенной профессией, приобщению к культурным ценностям общества и др.

Выделяют три основных свойства мотивационного состояния:

1) химическая специфичность мотивационного возбуждения,

2) способность формировать корково-подкорковую интеграцию мотивационных возбуждений,

3) пейсмекерная роль гипоталамических инициативных центров в структуре мотивационного возбуждения.

Химическая специфика мотивационного возбуждения проявляется в способности различных химических веществ избирательно влиять на характер и выраженность мотивационных состояний. Она обусловлена специфической химической интеграцией различных физиологически активных веществ, обеспечивающих формирование определенного мотивационного состояния.

Корково-подкорковая интеграция заключается в способности мотиваций объединять специфический комплекс нервных элементов в высших отделах ЦНС. Мотивационное состояние представляет собой интегрированный комплекс избирательно объединенных корково-подкорковых структур, каждая из которых вносит свой вклад в мотивационное возбуждение.

В структуре мотивационного возбуждения ведущая, пейсмекерная роль принадлежит гипоталамическим центрам. Гипоталамус обеспечивает избирательное морфологическое и функциональное объединение нервных элементов различных отделов ЦНС. Возбуждение в гипоталамических центрах возникает периодически, по мере достижения критического уровня в процессе нарастания соответствующей потребности. Удовлетворение потребности ведет к торможению гипоталамических мотивациогенных центров и распаду системы мотивационного возбуждения мозга, что субъективно переживается в виде положительной эмоции.

В каждый момент времени преобладает та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная текущая биологическая потребность. Сила потребности, связанная со степенью отклонения физиологических констант, отражается на величине мотивационного возбуждения и определяет его доминантный характер. Доминирующее мотивационное возбуждение, которое побуждает к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность. При этом все посторонние раздражители усиливают доминирующую мотивацию, которая подавляет все другие виды деятельности.

Одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей являются эмоции (лат. «emovere» – возбуждать, волновать).

Эмоция – это субъективное переживание человека самого себя, своего состояния, своих потребностей и возможностей их удовлетворения, а также отношение к факторам внешней среды, в том числе и к другим людям, которое сопровождается генерализованным возбуждением головного мозга и определенной сомато-вегетативно-эндокринной реакцией.

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояния организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного развития эмоции дифференцируются и образуют различные виды, которые отличаются по психологическим особенностям и закономерностям протекания. Простейшая форма эмоций – врожденные гедонические (греч. «hedone» – наслаждение) переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, обонятельные, тактильные и др.). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на два полярных класса – положительные (приятные) и отрицательные (неприятные).

По содержанию эмоции подразделяются на простые и сложные. К простым эмоциям относятся десять фундаментальных переживаний: интерес, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, вина и стыд. Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие сложные комплексные эмоциональные состояния как любовь, эстетическое чувство, патриотизм и др.

Общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение некоторого времени все переживания человека, называют настроением. Настроение характеризуется эмоциональным тоном: положительным – веселое, жизнерадостное, повышенное или отрицательным – грустное, подавленное, пониженное. Относительно устойчивое настроение с положительным эмоциональным тоном возникает в результате удовлетворения потребностей, а с отрицательной окраской – в случае неудовлетворения существующих запросов и устремлений человека. Среди факторов, определяющих индивидуальные различия людей в отношении смены настроения, важное место занимают характеристики темперамента.

 

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, деятельности внутренних органов и особенно от тонуса нервной системы. С этом смысле, настроение – непосредственная оценка личностью благополучия внутренней жизни организма. Информация о деятельности внутренних органов, которая поступает в головной мозг, как правило, не осознается. Поэтому причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более, окружающим его людям.

 

Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект (лат. «affectus» – душевное волнение, страсть) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, которое сопровождается резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями на фоне ослабления сознательного контроля текущих событий.

Аффекты развиваются в критических условиях, в связи с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств при его неспособности найти адекватный выход из опасных для жизни, чаще всего неожиданно возникающих ситуациях. Обладая свойствами доминанты, аффективные реакции тормозят другие психические процессы и навязывают тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации. Большинство таких стереотипных реакций (оцепенение, бегство, агрессия) императивно направлены на сохранение жизни. Поэтому, они могут быть социально неадекватными.

У человека аффективные состояния могут вызываться не только факторами, угрожающими его физическому существованию или препятствующими удовлетворению его основных биологических потребностей, но и неблагоприятными социальными отношениями, например, субъективно переживаемыми несправедливостью, оскорблением и т.п. Основная отличительная черта аффекта у человека – ослабление сознательного контроля текущих событий. Аффект возникает внезапно, изменяя основные характеристики внимания так, что в поле осознанного восприятия удерживаются только те объекты, которые связаны с непосредственным переживанием. Все остальные раздражители не осознаются, и это одна из причин практической неуправляемости аффективной реакции.

В состоянии аффекта затрудняется процесс мышления, способность предвидеть результаты своих действий. В таких условиях социально адекватное поведение становится невозможным. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением - возникает эмоциональный шок и ступор (лат. «stupor» - оцепенение), который проявляется в невозможности осознано реагировать на внешние события. При этом, утрата сознательного контроля может привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на экстремальные события.

 

Было бы неверно думать, что аффект абсолютно неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные стадии развития. И если на конечных этапах, когда субъект полностью теряет сознательный контроль над собой, остановиться практически невозможно, то вначале это может сделать практически любой нормальный человек.

 

Эмоции выполняют шесть основных функций:

1) отражательную,

2) приспособительную,

3) побудительную,

4) подкрепляющую,

5) переключательную,

6) коммуникативную.

Отражательная (оценочная) функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции обеспечивают почти мгновенную интегральную оценку внешней среды и внутреннего состояния, что позволяет определить значимость воздействующих факторов еще до того, как будет определена локализация источника воздействия. Как особое внутреннее состояние и субъективное переживание, эмоция выполняет функцию быстрой оценки обстоятельств ситуации на основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения.

Возможность быстрой оценки ситуации обусловливает приспособительную функцию эмоций, которая создает наиболее благоприятные условия для выживания живых существ в неблагоприятных условиях среды обитания и позволяет эффективнее удовлетворять их потребности.

Отражательная оценка событий непосредственно связана с побудительной функцией эмоции. Это обусловлено тем, что эмоциональное переживание, обеспечивая быструю оценку потребности, побуждает к действию, способному ее удовлетворить.

В связи с тем, что субъективное переживание принимает непосредственное участие в процессах обучения и памяти, выделяют подкрепляющую функцию эмоции. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Награда, сопровождающаяся положительной эмоцией, или избегание отрицательной эмоции, возникающей при наказании, являются теми подкрепляющими факторами, которые облегчают выработку условного рефлекса.

Переключательная функция эмоций состоит в том, что они могут побуждать к изменению поведения. Особенно отчетливо это проявляется при конкуренции мотиваций, в результате которой определяется доминирующая потребность.

 

Переключательная функция эмоций чаще всего обнаруживается в экстремальных условиях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. При этом конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом с одной стороны и чувствами долга и стыда с другой. Исход зависит от силы побуждений и личностных установок субъекта.

 

Большое значение имеет коммуникативная функция эмоций. Жесты, мимика и пантомимика позволяют человеку информировать о своих переживаниях других субъектов. При этом каждое эмоциональное состояние имеет специфическое внешнее выражение.

 

Экспрессивные движения и особенно мимика выполняют адаптивную функцию. Это обусловлено тем, что мимические сигналы позволяют передавать информацию не только о состоянии, но и о намерениях индивидуума. Так, выражение испуга сигнализирует о намерении спасаться бегством, а эмоция гнева воспринимается, как выражение стремления вступить в борьбу.

 

Существует множество теорий эмоций, каждая из которых отражает одну определенную сторону лежащих в их основе физиологических процессов. Теории эмоций подразделяются на три группы:

1) периферические,

2) центральные,

3) системные.

Согласно периферической теории У. Джеймса и Г. Ланге (1884) эмоции обусловлены поступающими в мозг сигналами о функциональных и органических изменениях, возникающих в мышцах, сосудах и внутренних органах. Такие изменения рассматриваются авторами периферической теории как причина эмоций.

Каждый вид эмоционального переживания детерминирован определенным комплексом сомато-вегетативных реакций. По Джеймсу «мы печальны потому, что плачем, боимся потому, что дрожим, а радуемся потому, что смеемся». Следовательно, отрицательные эмоции можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций.

Зависимость переживаний от деятельности висцеральных органов проявляется не только у здорового, но и у больного человека. Так, нарушение кровоснабжения миокарда при спазме коронарных сосудов часто сопровождается страхом смерти. Это негативное переживание может быть устранено лекарственными препаратами, расширяющими коронарные сосуды.

Центральные теории предполагают существование эмоциогенных зон в ЦНС. Особую роль в формировании эмоции играют лимбическая система (особенно гипоталамус, поясная извилина и миндалевидные тела), лобная и височная кора больших полушарий.

Значение отдельных центров гипоталамуса для формирования эмоциональных состояний было подтверждено в электрофизиологических исследованиях Дж. Олдса (1954). Обнаружено, что при раздражении одних участков гипоталамуса (центр удовольствия) у животных возникали приятные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Раздражение других участков гипоталамуса (центр неудовольствия) вызывало отрицательные эмоции и стремление избежать воздействия на эти структуры.

Поражение лобных долей коры приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы – возникает эмоциональная тупость и растормаживание примитивных эмоций и влечений. При этом у человека, в первую очередь, страдают высшие эмоции, связанные с социальными отношениями и творчеством. Разрушение височной коры ведет к подавлению агрессивности и страха. Аналогичный эффект наблюдается при повреждении миндалины.

В целом, эмоции являются интегративной реакцией головного мозга, формирующейся на основе объединения корковых и подкорковых структур. Выделяют две основных системы, участвующих в формировании эмоций – информационная (фронтальная кора и гиппокамп) и мотивационная (миндалина и гипоталамус). Функцию высшего координатора различных систем мозга, вовлекаемых в организацию эмоции, выполняет поясная извилина, которая имеет многочисленные двухсторонние связи со многими подкорковыми структурами и корой больших полушарий.

Эмоциональные возбуждения, являясь неотъемлемым компонентом биологических мотиваций, могут первоначально возникать в мотивациогенных центрах гипоталамуса, а затем генерализованно распространяются в восходящем направлении на лимбические структуры и кору головного мозга. Таким путем формируются эндогенные эмоции - специфические, эмоционально окрашенные субъективные ощущения, связанные с пищевыми, половыми и оборонительными биологическими потребностями.

Экзогенные эмоции возникают в результате внешних воздействий. В этом случае возбуждения, вызванные действием на организм внешних факторов, первоначально по специфическим сенсорным путям достигают нейронов соответствующих проекционных зон коры больших полушарий и активируют механизмы памяти. Только после этого возбуждения распространяются в нисходящем направлении на эмоциогенные подкорковые центры, формируя в зависимости от внешних воздействий и информации, содержащейся о них в памяти, в одних случаях положительные, а в других – отрицательные эмоциональные переживания.

 

Положительная окраска субъективного переживания может быть обусловлена повышением концентрации дофамина, содержащегося в центрах, активность которых связывают с появлением положительных эмоций. Другие катехоламины – адреналин и норадреналин участвуют в формировании отрицательных эмоций. Уровень серотонина также влияет на эмоции. С ростом его содержания в головном мозге настроение у человека поднимается, а истощение серотонина вызывает состояние депрессии. Нарушения функционирования холинергической системы мозга ведут к психозу с преимущественным поражением интеллектуальных процессов.

На эмоциональное состояние сильное влияние оказывают наркотики, которые стимулируют центры положительных эмоций и тормозят центры отрицательных переживаний. Состояние эйфории, вызываемое наркотиком, является той положительной эмоцией, которая работает как сильное подкрепление и обеспечивает быстрое формирование устойчивых условнорефлекторных связей. Привлекательность эйфории определяется не только положительным гедоническим фоном, но и тем, что человек переживает подъем умственной и физической активности, его работоспособность резко повышается, он мыслит ясно и четко. Однажды испытав действие наркотика, субъект в дальнейшем стремится воспроизвести испытанные приятные переживания. При прекращении поступления наркотика возникает отрицательная эмоция, которая стимулирует повторное применение наркотического препарата независимо от воли субъекта. При этом для достижения прежних приятных ощущений требуется все большая доза, что в конечном итоге быстро ведет к распаду личности, деградации, несовместимым с жизнью физическим нарушениям внутренних органов и смерти.

 

Как бы ни формировались эмоции, на внутренней метаболической основе или в результате внешних воздействий, они имеют единый механизм - восходящее активирующее влияние подкорковых эмоциогенных центров на кору головного мозга. С этих позиций, эмоциональное состояние представляет собой организованный комплекс возбуждения корково-подкорковых образований, обеспечивающий субъективную окраску психической деятельности и поведения.

Вклад в эмоциональные переживания вносят как структуры правого, так и левого полушария головного мозга. Так, правое полушарие в большей степени связано с негативными эмоциями. Поэтому, при снижении его активности улучшается настроение и возникает эйфория, крайним проявлением которой может быть беспричинный смех. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности и беспечности под влиянием алкоголя обусловлено его преимущественным угнетающим воздействием на правое полушарие. Напротив, левое полушарие связано с позитивными эмоциями. Поэтому его угнетение вызывает сдвиг в эмоциональной сфере в сторону отрицательно окрашенных переживаний. В связи с этим, при поражении левого полушария у человека его настроение ухудшается.

В целом, знак эмоции зависит от межполушарных отношений (главным образом, фронтальной коры). Зависимость знака эмоции от соотношения активности левой фронтальной коры (ЛФК) и правой фронтальной коры (ПФК) может быть представлена в виде двух неравенств:

ЛФК>ПФК=положительные эмоции,

ПФК>ЛФК=отрицательные эмоции.

Эмоциональная реакция характеризуется собственно субъективным переживанием и его соматическими и вегетативными проявлениями, что является основанием для выделения системных теорий, которые рассматривают эмоции как интегративную реакцию не только мозга, но и всего организма.

Согласно системной биологической теории П.К. Анохина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство быстрой оценки потребностей и их удовлетворения в процессе целенаправленной поведенческой деятельности. Любые потребности субъективно неприятны. Отрицательная эмоция позволяет быстро и надежно оценить потребность и стимулировать поведенческую деятельность, направленную на их удовлетворение. Удовлетворение потребности вызывает приятные ощущения. Возникающая при этом положительная эмоция позволяет быстро оценить удовлетворение потребности и завершить деятельность при достижении полезного поведенческого результата.

Эмоции тесно связаны с поступающей в мозг информацией о состоянии внешней и внутренней среды. Согласно системной потребностно-информационной теории, эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью доминирующей потребности индивидуума и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Правило возникновения эмоции выражается формулой: Э=-П (Инс), где Э – сила и качество эмоции; П – сила и качество доминирующей потребности; (Инс) – субъективная оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности; Ин – информация о средствах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах и времени, которыми реально располагает субъект в данной ситуации.

Если у субъекта нет потребности (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0). Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика (Инс<0), появляется положительное переживание. Отрицательные эмоции возникают, если субъект оценивает возможность удовлетворения потребности как маловероятные (Инс>0). Таким образом, сознательно или на подсознательном уровне человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности с тем, какими средствами он располагает для этого, и в зависимости от их соотношения испытывает различные эмоции.

Отрицательные эмоции – источник внутренней энергии и побуждающая сила преодоления трудностей. Они способствуют целенаправленной деятельности, и, поэтому, являются необходимыми для нормальной жизни. Однако острые или длительные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции характеризуются тремя негативными свойствами:

1) обладают длительным последействием, могут продолжаться в течении нескольких часов и дней после прекращения действия раздражающих факторов,

2) способны суммироваться,

3) при частых проявлениях приобретают патологически устойчивый (застойный) характер.

Переход отрицательных эмоций в устойчивую форму чаще всего наблюдается в конфликтных ситуациях. Особенно опасны острые или длительные и непрерывные конфликтные ситуации, когда субъект при наличии выраженной социальной или биологической потребности не имеет возможности достичь полезного приспособительного результата, удовлетворить эту потребность. В таких условиях эмоциональное возбуждение негативно отражается на деятельности внутренних органов. Сигнализация о неблагополучии внутренней жизни организма поддерживает отрицательное эмоциональное переживание, формируется порочный круг эмоционального перенапряжения - эмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс – это системная реакция организма, которая развивается в ответ на разнообразные экстремальные воздействие при невозможности удовлетворения жизненно важных биологических или социальных (у человека) потребностей.

 

Стрессовые состояния существенно влияют на поведенческую деятельность человека. Люди с разным типом ВНД не одинаково реагируют на однотипные психологические нагрузки. По особенностям реагирования у человека различают «стресс льва» и «стресс кролика». «Стресс льва» связывают с увеличением выделения норадреналина. Он характеризуется повышением активности, мобилизацией защитных сил и повышением эффективности деятельности. «Стресс кролика», напротив, характеризуется пассивностью, общим торможением и дезорганизацией деятельности. Он связан с повышенным выделением адреналина.

 

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от психологической подготовки, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, а также опыт поведения в аналогичных ситуациях.

В развитии эмоционального стресса различают три последовательных стадии:

1) стадия тревоги,

2) стадия резистентности,

3) стадия истощения.

Стадия тревоги возникает при внезапном действии стресс-фактора и проявляется в форме шока, который сопровождается сильным эмоциональным возбуждением. При этом происходит мобилизация защитных сил организма и перераспределение его резервов, повышающих устойчивость по отношению к конкретному экстремальному фактору.

Стадия резистентности характеризуется повышением устойчивости организма в отношении действия стрессовых факторов. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются на новом уровне.

Стадия истощения возникает при продолжающемся воздействии экстремальных факторов и характеризуется состоянием психической дезадаптации, угнетением механизмов защиты.

Длительный или периодически повторяющийся эмоциональный стресс сопровождается активацией симпато-адреналовой системы, что вызывает:

1) сужение кровеносных сосудов,

2) положительные кардиотропные эффекты - увеличение силы и частоты сердечных сокращений, повышение возбудимости и проводимости сердечной мышцы,

3) снижение диуреза – уменьшение количества выделяемой мочи,

4) гиперволемию – повышение объема циркулирующей крови,

5) повышение системного артериального давления,

6) расслабление гладкой мускулатуры бронхов и торможение моторики желудочно-кишечного тракта,

7) гипергликемию – повышение концентрации глюкозы в крови,

8) повышение уровня обмена веществ,

9) активацию коры больших полушарий (что способствует усилению внимания и ясности мышления),

При однократном формировании отрицательной эмоции, стимуляция симпато-адреналовой системы способствует повышению работоспособности и адаптации к неблагоприятному воздействию, а в случае застойного характера стресса ведет к развитию заболеваний: артериальной гипертонии, нарушениям деятельности сердца, язвенным поражениям желудочно-кишечного тракта, астме, кожным заболеваниям, нарушениям половых функций и иммунитета. Нейтрализация нежелательных последствий отрицательных эмоций и предупреждение их перехода в застойное состояние без использования лекарственных препаратов могут быть достигнуты несколькими путями:

1) переключением на интенсивную мышечную работу,

2) переключением на деятельность, которая вызывает положительные эмоции,

3) оптимизацией режима труда и отдыха.

На психику и поведение значительное влияние оказывает функциональное состояние головного мозга – фоновая активность нервных центров, которая обеспечивает ту или иную конкретную деятельность.

Психическая деятельность может осуществляться как во время бодрствования - активного состояние мозга и сознания, а также организма в целом, которое позволяет ему воспринимать внешние и внутренние сигналы и реагировать на них адекватным поведением, так и на фоне особых состояний во время сна, гипнотизации или медитации.

Сон – это измененное состояние мозга и сознания, а также организма в целом, которое характеризуется обездвиженностью, изменением реакции на внешние раздражители, особыми фазами электрической активности мозга и специфическими соматовегетативными реакциями.

Человек примерно треть своей жизни проводит во сне, что обусловливает давний и пристальный интерес у исследователей к этому состоянию. В настоящее время выделяют четыре группы теорий сна:

1) нервные,

2) гуморальные,

3) нейрогуморальные,

4) информационные.

Согласно нервным теориям сон является результатом изменения функциональной активности ЦНС. Нервные теории сна подразделяются на три подгруппы: корковые, подкорковые и корково-подкорковые.

Корковая теория И.П. Павлова рассматривает сон как следствие возникновения торможения, охватывающего кору больших полушарий. Сон, по И.П. Павлову, может быть активным и пассивным. Пассивный сон развивается вследствие торможения, которое возникает при отсутствии поступления афферентных возбуждений в кору больших полушарий. Активный сон обусловлен развитием разлитого тормозного процесса в коре вследствие переутомления нервных центров.

С точки зрения подкорковой теории швейцарского физиолога В. Гесса (1933), сон является результатом активации специфического центра, расположенного в гипоталамусе. Эксперименты на животных и клинические наблюдения показывают, что раздражение определенных зон гипоталамуса (центр сна Гесса) вызывает глубокий сон.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.