Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Религиозная культура индуизма

Индуизм – национальная религия Индии и государства Непал. 90 % населения Индии – индусы, индуистские общины расположены в 160-ти странах мира. Первая стадия формирования индуизма:

Ведическая – основы этой религии заложены в ведической религии, которую принесли арийские племена, вторгшиеся в Индию во втором тысячелетии до н. э. Они принадлежали к индоевропейцам. На этом этапе главным литературно-философским сборником древне –индийской мысли были Веды («знания»). Веды состоят из четырех текстов, это:

- собрание гимнов в честь богов Индра, Агний, Сурия.

- тексты песнопений

- сборник жертвоприношений и молитв

- книга заклинаний.

Второй этап – Брахманский. Он пришел на смену Ведическому в первом тысячелетии до н. э. В этот период произошла социальная дифференциация общества. Появилось 4 сословия:

1. Сословие брахманов (жрецы).

2. Кшатрии (воины).

3. Вайшья (ремесленники, крестьяне).

4. Шудра (рабы).

Брахманы – ученые люди, жрецы, совершали обряды жертвоприношения в честь богов и комментировали Веды. В этот период появляются Упанишады («сидеть рядом с учителем») – религиозно-философские комментарии вед, поясняющие смысл священных текстов, появились они в 8-6 веке до н. э. В Упанишадах излагается учение о единстве Атмана (субъективное начало, индивидуальная душа, «Я» и Брахмана – мировая душа, абсолют). Разработана концепция сансары и кармы. Сансара – круговорот, концепция перевоплощения души, перехода из одного рождения в другое. Карма (возмездие) – закон нравственного воздаяния, при котором сумма совершенных человеком поступков добрых, злых, мыслей, предопределяет характер его нового рождения и дальнейшего существования, пол, срок жизни и социальный статус. Три главных бога: Брахма – верховный бог имеет 4 лица, 8 рук, верхом на гусе. Вишну – олицетворяющий светлое начало, выполняет охранительные функции, приносит людям помощь, избавляет от зла, изображается с 4-мя руками, в одной руке – бумеранг, в другой – ракушка, в третьей – лотос, в четвертой – булава. Его жена – Богиня Лакшни – богиня плодородия и символ красоты. Их сын – бог Кама (бог любви. Существую аватары Вишну: восьмая аватара Кришна (темно-синий, черный), выступает в виде божества – дитя. Шива – бог разрушитель, обновитель, а также приносящий удачу, счастье. Изображается погруженным в медитацию с серьгами из змей, 4 руки, 4-5 лиц, по середине лба третий глаз. У него есть жена – богиня Кали, у них сын – Ганеша, изображается со слоновьей головой, 4 руки, 1 бивень. Это бог-помощник, начиная какое-либо дело индийцы обращаются к Ганеше. В индуизме распространена практика заклинаний (тантризи). Мантра – особые формулы в виде магических заклинаний, с обязательным упоминанием имени какого-либо бога. Переводится как «освобождать ум». В основе мантр лежат стихотворные строки из вед. Священными животными считаются корова, змея, река – Ганг, цветок – лотос



Природа культуры по Юнгу и Фрейду

По Фрейду

Австрийский врач и психиатр, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд – фигура ключевая во всей современной культуре. В основе воззрений на культуру лежит его убежденность в противоречии между природным началом, бессознательным, сексуальностью и насилием в человеке и нормам культуры, которая основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо, осуществляя жесткий контроль, цензуру инстинктов.

 

В применении к анализу культур общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э. Геккелем означает, что в детстве человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества. Этот теоретический принцип был применен 3. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство и становление культуры. По Фрейду, красота, чистоплотность и порядок занимают особое место среди требований культуры. Хотя они и не столь же важны для жизни, как покорение сил. Но их и не отодвинешь в сторону, как нечто второстепенное. Культура предполагает не одну лишь пользу - это видно уже на примере красоты, которую нам никак не хочется исключать из интересов культуры. Польза от порядка очевидна, чистоплотность включает в себя гигиенические требования. Можно предположить, что польза от чистоты не ускользала от внимания людей даже в те времена, когда еще не было научно обоснованного предупреждения болезней. Но полезность и в данном случае не дает полного объяснения этого стремления, тут должно присутствовать и нечто иное. В качестве далеко немаловажной характеристики культуры следует удостоить внимания тот способ, каким регулируются взаимоотношения людей, социальные отношения, касающиеся человека. Фрейд считает, что, возможно, с самого начала следовало бы заявить, что элемент культуры присутствует уже в первой попытке урегулировать социальные отношения. Не будь такой попытки, эти отношения подчинялись бы произволу, т. е. устанавливались бы в зависимости от интересов и влечений физически сильного индивида. Следующим культурным требованием, рассмотренным Фрейдом, является требование справедливости, т. е. гарантия того, что раз установленный правопорядок не будет нарушен в пользу отдельного индивида. По Фрейду индивидуальная свобода не является культурным благом. Она была максимальной до всякой культуры, не имея в то время, впрочем, особой ценности, так как индивид не мог ее защитить. Свобода ограничивается вместе с развитием культуры, а справедливость требует, чтобы ни от одного из этих ограничений нельзя была уклониться. Стремление к свободе, таким образом, направлено либо против определенных форм и притязаний культуры, либо против культуры вообще. В итоге мы пришли к мысли, что культура равнозначна совершенству или пути к этому совершенству. Фрейд замечает, что нельзя не заметить одного из самых важных свойств культуры - насколько культура строится на отказе от влечений, настолько предпосылкой ее является неудовлетворенность могущественных влечений. Эти «культурные запреты» господствуют в огромной области социальных отношений между людьми.

Метод, которым пользуется Фрейд – это сведение сложного и простого к примитивному и элементарному. Уровни человеческой психики – «Я», «Оно», «Сверх Я». По Фрейду культура обретает статус бытийности как система проекций энергии, возникающих как реагирование на запреты.

Культура Древнего Китая

Уже в 8 – 5 веках до н. э. в Китае имело широкое распространение учение о пяти стихиях или первоэлементов природы. Древнекитайские мыслители учили, что соединение пяти первоэлементов: воды, огня, металла, дерева и земли создают все многообразие явлений и вещей. Разрабатывалось учение о противоположных и взаимосвязанных силах Инь и Ян.

Инь – женское начало (темное – север, земля, отрицательное, пассивное начало.)

Ян – мужское начало (светлое, небесное, положительное, активное, южное начало.)

Полярные силы, космические начала, задающие ритмику жизни и образующие гармонию, это взаимопроникающие начала. Равновесие мира, его баланс основывается на взаимодействии этих двух противоположных начал. У истоков китайской философии стоят два мыслителя: Лао-Цзы и Конфуций.

Конфуцианство в культуре Древнего Китая.

Основоположник – Конфуций (Кунц–Цзы) 551-479 г. до н. э. Изначально Конфуцианство было этико – политическое учение. Конфуций выдвинул идею об «исправлении имен», т.е. каждый в обществе должен занимать подобающее ему место. Правитель должен быть правителем, отец отцом, сын сыном, и тогда в обществе будет гармония. Он утверждал, что судьба человека определяется Небом. Власть имеет божественное происхождение, правитель – сын Неба. Конфуций создал концепцию совершенного человека – цзюнь-цзы, этот человек должен обладать следующими качествами: гуманность, человеколюбие, скромность, справедливость, чувство долга, должен соблюдать церемонии, обряды, уважать старших, любить родителей. По Конфуцию любой старший, будь то отец, чиновник, правитель – это беспрекословный авторитет для младшего, подчиненного. Государство – это большая семья, а семья – малое государство. В Китае и Корее нет системы пенсионного обеспечения, т. к. это предопределено конфуцианством. Конфуций выдвинул «золотое правило морали»: «чего не желаешь себе, того не делай другим. Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей». Все высказывания Конфуция записаны его учениками и изложены в сборнике Лунь юй ( «Беседы и суждения»). Каждый образцовый китаец в социальной сфере – конфуцианец, а в душе он немного даос.

 

Даосизм: теория, практика, отражение в литературе и искусстве.

Лао-Цзы (около 580-500 г. до н. э.) – основатель даосизма. Его имя переводится как «старый мудрец» или «старый ребенок». По его высказываниям ученики написали сочинение Дао де Цзян (путь добродетели), на русский язык перевел Толстой. Книга содержит афоризмы, высказанные Лао. Центральное понятие – это Дао (источник всех вещей, закон всего, судьба, бог, мировой закон). Так как человек не в состоянии постичь смысл Дао, то самое оптимальное для умного человека – это ничего не делать, не вмешиваться в судьбу мира – Увей (теория наделения). Все должно идти само по себе , люди должны перестать бороться и действовать. Лао призывал людей к спокойствию, к жизни в согласии с природой, не плыть против течения, не стараться изменить ход событий. Открыв законы Дао, познав Дао, можно достичь бессмертия. Для этого Даосы разработали различные методы и приемы: ограничения в еде, специальная диета, физические и дыхательные упражнения аналогичные йоге, т. е. практика обретения бессмертия подразумевала 3 направления: регулирование тела, дыхания, сердца. С 7 века в Китае создаются крупные даосские монастыри, которые стали центрами медитаций, гаданий, занятий магией, астрологией. Китайцы прибегали к услугам даосских монахов, когда хотели узнать свою судьбу, излечить болезнь при помощи магии, снять нервное напряжение посредством медитации.

Античная культура

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

- эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),

- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

- классический (V - IV вв. до н.э.),

- эллинистический ( вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.

Свобода – тот критерий, по которому греки исконно отличали себя от окружающих их народов. Царей в греции считали божественными, но от того они не становились богами. Пока базилевс правит здесь, на земле, он остается человеком, гражданином среди граждан, первым среди равных. Любой полноправный гражданин мог быть избран на на любую должность.

 

Римскую цивилизацию (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), подразделяют на этрусский, царский, республиканский и императорский периоды. Спартанцы (полноправные жители) были только воинами. Никто не занимался производительным трудом:поля спартанцев возделывали илоты. Спартанцы обитали в одинаковых, скромных жилищах, носили одинаковую, простую одежду.

Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Античная цивилизация оказала огромное влияние на все последующее развитие человечества. И неудивительно, что многие из сохранившихся до наших дней памятников материальной культуры того времени стали объектами Всемирного наследия.

В Список обьектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) - на п-ове Пелопоннес и два - на островах Эгейского моря.

 

Средневековая культура

Средними веками культурологи называют длительный период в истории

Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV века.

Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная еще в науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных ценностей. Народной культуре средневековья не повезло в науке. Обычно, когда говорят о ней, упоминают самое большее остатки древнего мира и эпоса, пережитки язычества.

Раннее средневековье - с конца IV в. началось «великое переселение народов». Везде, где господство Рима пустило более глубокие корни, «романизация» захватывала все области культуры: господствующим языком был латинский, господствующим правом — римское право, господствующей религией — христианство. Варварские народы, создававшие свои государства иа развалинах Римской Империи, оказались либо в римской, либо в романизированной среде. Однако следует отметить кризис культуры античного мира в период нашествия варваров.

Высокое (классическое) Средневековье - на первом этапе позднего феодализма (XI—XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь были слабо развиты. Безраздельно господствовали феодалы-землевладельцы. В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. Возникает и развивается так называемая рыцарская литература . Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического эпоса-“Песнь о Роланде”. В этот период быстро развивается так называемая “городская литература” , для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди ( конец XIII века).

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя.

В Средние века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и системы поведения , который условно можно было бы назвать “народной культурой” или “ народной религиозностью” так или иначе был достоянием всех членов общества. Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

 

Культура Возрождения

Эпоха Возрождения (Ренессанс) стала переходной эпохой между средними веками и новым временем. Хронологические рамки 14-17 вв., место зарождения – Италия (Флоренция). Термин Возрождение был впервые применен итальянским художником и архитектором Джорджио Возали. Это период великих географических открытий. Идеалом эпохи Возрождения была античность. Искусство Возрождения делится на 4 этапа: Предвозрождение, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Хронологические границы в разных странах не совпадают в силу исторических обстоятельств. Так эпоха Возрождения в Северных странах Европы запаздывает по сравнению с Италией. Основные черты Возрождения:

В центре внимания культуры была человеческая личность.

Секуляризация (светский)

Происходит возрождение античной культуры

Гуманизм

До конца 15 в. Ренессанс был явлением только итальянской культур, на рубеже 15 в. Возрожденческая культура преодолела национальные границы Италии и распространилась в других странах Западной Европы.

Немецкое Возрождение: Мартин Лютер – инициатор реформации, он первый перевел Библию на немецкий. Альбред Дюрер – художник.

Нидерланды: Питер Паул Рубенс, Рембрандт «Донная», «Ночной Дозор».

Франция: Франсуа Рабье – «Пантагрюэль».

Англия: Шекспир (1564-1616) – поэт, драматург, написал 37 пьес: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Много шума из ничего».

Испания: Мигель де Сервантес (1547-1616): «Дон Кихот». Лабе де Вега – драматург: «Собака на сене». Диего Вилаские (1599-1660) –портретист. Эль Греко – художник.

Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть гуманизмом. Отдельные черты гуманизма присутствуют и в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объёмнее и целостнее. Гуманизм означает не только то, что человек признаётся высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Гуманизм Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. Фактически это означало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовала ещё одна черта гуманизма – вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному.

Гуманизм Возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно, прежде всего, проявляться подобие человека Богу. Творчество Возрождения было направлено на человека. Самопознание и самосозидание человека – таковы главные идеи возрожденческого гуманизма.

Как правило, гуманисты не выступали против религии. Но, превознося человека, делал из него подобие титана, они отделяли его от Бога, которому отводилась роль творца, не вмешивающегося в жизнь людей. Человек стал религией возрожденческого гуманизма.

Гуманисты критиковали догматическую, ритуальную сторону христианской церкви, католического духовенства.

Итак, основными чертами культуры эпохи Возрождения являются:

· антропоцентризм,

· гуманизм,

· модификация средневековой христианской традиции,

· особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии,

· новое отношение к миру.

 

Культура Просвещения

Просвещение, идейное течение XVIII — сер. XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний. Просвещение, широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17-18 вв., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения.

Основные идеи и принципы Просвещения. При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.