Регулирование международных экономических отношений. Интеграционные процессы в мировой экономике. С позиций теории сравнительных преимуществ представляется наиболее выгодным осуществление свободной торговли, или фритредерство. При свободной торговле (либерализме) таможенные органы выполняют только регистрирующие функции и отсутствуют ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным национальным хозяйством.
При доминировании в целом фритредерских взглядов в отдельные периоды оживляются и протекционистские доктрины (основы этой политики были заложены в эпоху первоначального накопления капитала). Протекционизм - это система ограничения импорта, препятствующая конкуренции с иностранными товарами с целью защиты отраслей национальной экономики и стимулирования отечественных товаропроизводителей по продвижению на внешние рынки. Современная система протекционистских мер направлена на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках и охватывает различные направления. Применяются тарифные (таможенное обложение) и нетарифные барьеры. Последние могут быть прямыми и косвенными- квотирование, лицензирование, национальная налоговая система, стандарты и др. В большинстве случаев на практике проводится гибкая внешнеторговая политика: избирательно используют как протекционистские методы, так и методы свободной торговли (решается дилемма "протекционизм - свободная торговля1").
Основными аргументами протекционистской политики являются: защита молодых отраслей от иностранной конкуренции, сохранение рабочих мест и необходимость обеспечения национальной безопасности (в том числе обороны). Однако протекционизм имеет и минусы, которые часто превосходят полученные выгоды. Часто из-за высоких пошлин уровень цен па продукты па внутреннем рынке оказывается завышенным для потребителей, ослабляется мотив к внедрению технических и технологических новшеств и т.д. Развитие получают производства, не обладающие сравнительными преимуществами в использовании ресурсов. К тому же торговые партнеры начинают применять ответные меры.
Международная конкуренция имеет свою специфику, по основы ее остаются теми же, что и па внутреннем рынке: ценовая и неценовая конкуренции. Международная конкуренция масштабна, динамична и остра. Интернационализация экономических связей расширяет базу конкурентной борьбы. В ней участвуют монополии, средине и мелкие фирмы. Нормой стало участие правительств в поддержке национальных экспортеров. Особый динамизм конкуренции придаст II'1'P, приводя к быстрому обновлению номенклатуры товаров, возникновению совершенно новых потребностей, на основе удовлетворения которых фирмы получают существенную прибыли.
Торговая война и протекционизм обычно сказываются отрицательно на экономическом развитии как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. Поэтому мировое сообщество заинтересовано в регулировании внешней торговли. Особенно явно это проявилось после Второй мировой войны. До 1995 г. существовало Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГЛТТ). Оно было создано в 1947 г. для регулирования международных торгово-экономических отношений и объединяло около 100 стран. Па смену ему пришла Всемирная торговая организация (ВТО). Основными целями ВТО являются: согласование позиций разных стран, направленное па устранение таможенных и иных барьеров в международной торговле; разработка и применение правил, исключающих дискриминацию: введение режимов наибольшего благоприятствовании в торговле. Посредством НТО регулируется в настоящее время около 90% мирового объема торговли.
Вывоз товара имел место и до формирования мирового хозяйства. Вывоз же капитала способствовал завершению формирования мировой экономики. Вывоз капитала осуществляется с целью наиболее выгодпого его приложения. В отличие от внешней торговли, движение капитала между странами требует образования его относительного избытка. При этом капитал приносит доход в виде процента или прибыли постоянно, а при вывозе товара выручка является разовой и сразу меняется титул собственности. При вывозе капитала объектом является не результат (товары), а фактор производства.
Капитал вывозится в двух формах: предпринимательской и ссудной. Предпринимательский капитал вкладывается в производство с целью получения прибыли и может быть прямым (строительство за рубежом предприятий или покупка контрольных пакетов акций) и портфельным (купленных акций недостаточно для контроля фирмы). Ссудный капитал вывозится в виде займов и кредитов.
Существенную роль в развитии мирохозяйственных связей играет миграция рабочей силы. В целом причины миграции деляг на экономические и неэкономические. К экономическим относят снижение спроса на неквалифицированную рабочую силу и рост се предложения, рост спроса па высококвалифицированных специалистов в развитых странах, межгосударственные различия в заработной плате. К внеэкономическим причинам можно отнести политические, демографические, национальные, культурные и др. факторы. Иммиграция рабочей силы имеет место, если даже в стране назначения наблюдается безработица. Мигранты обычно прибывают из менее развитых стран с дешевой рабочем силой. Для беднейших стран суммы, которые переводят рабочие-мигранты своим семьям, являются существенной частью платежного баланса государства. Процесс миграции рабочей силы в ряде регионов мира слал ключевым, и без пего стало невозможным нормальное функционирование некоторых отраслей экономики.
Нарастает также "утечка мозгов" - миграция высококвалифицированных работников. Принимающей стороне выгоднее их приобретать, устанавливая высокие заработки. Подготовка же специалистов всегда обходится дороже, так как вложения начинают приносить отдачу только в будущем. Для стран, откуда идет "утечка мозгов", она оборачивается крупными экономическими потерями, не говоря о социальных и нравственных последствиях.
Важнейшим явлением мирового хозяйства второй половины XX века являются интеграционные процессы. Причинами их стали возрастание интернационализации хозяйственной жизни, углубление МРТ, общемировой характер НТР и повышение степени открытости национальных жопомик. Под экопомическ1ой_ип'ач;ршу)ей понимается сближение и взаимопроникновение жопомик различных стран, а также проведение ими согласованной государственной политики во взаимных жономиче-ских отношениях и в отношениях с третьими странами.
Бурпое развитие межфирменных связей порождает необходимость меж- и падгосударствеппого регулирования, направленного па обеспечение свободы движения товаров, услуг, каптала и рабочей силы между странами данного региона. I? результате происходи!' создание целостных региональных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, финансовыми фондами и общими наднациональными органами управления.
В зависимости от характера и глубины происходящих интеграционных процессов и степени их углубления различают: I) зону свободной торговли, когда страны-участницы ограничиваются отменен"! таможенных барьеров во внешней торговле; 2) таможенный союз свободное перемещение товаров и услуг дополняется едиными таможенными тарифами но отношению к третьим странам; 3) общий рынок - ликвида ция барьеров между странами не только в торговле товарами, но и для перемещения рабочей силы и капитала; 4) экономический союз,предполагающий единую экономическую политику (в аграрной сфере, научно-технических, валютно-финансовых отношениях и т.п.) и систему межгосударственного регулирования социально-экономических процессов.
|