Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Система цен образовательной организации

Значение сервисных (дополнительных) платных услуг, оказываемых образовательной организацией сильно различается по типам образовательных организаций. Чем более однородной является образовательная услуга, которую оказывает образовательная организация, тем выше для нее значимость развития ее собственных сервисных услуг и наоборот. Например, в школе набор образовательных услуг крайне узок – преимущественно основные уроки и дополнительные уроки, а потому ей просто необходимо развитие дополнительных услуг, чтобы получать больше рыночных доходов по сравнению с тем их объемом, который обеспечивает платность дополнительных занятий с учащимися. Наоборот, в вузах очень широк набор образовательных услуг, а потому в них очень слабо представлен сегмент платных сервисных услуг: в основном это могут быть услуги по предоставлению общежития, услуги общественного питания, услуги ксерокопирования и т.п. услуги, организуемые самим вузом.

Как и любая рыночная организация, образовательная организация в той или ином виде проводит свою собственную определенную политику в области цен на оказываемые ею образовательные и сервисные услуги, или кратко выражаясь, - тарифную политику, составными частями которой обычно являются:

  • политика определенного уровня цен
  • степень дифференциации цен по оказываемым услугам
  • возможное применение скидок с прейскурантных цен по установленным основаниям

Система цен образовательной организации наглядно представлена на рисунке 2 в виде единства системы прейскурантов на образовательные (основные) и дополнительные (сервисные) услуги и системы скидок и надбавок к прейскурантным ценам:



Рис. 2

Политика уровня цен на оказываемые образовательные и дополнительные услуги опирается на два ключевых момента:

Первый: она опирается на уже имеющийся уровень рыночных цен, сложившийся на рынке образовательных услуг. Отклонение от этого рыночного уровня возможно, с одной стороны, в связи с различиями в качестве оказываемой услуги, например, образовательная услуга стоит дороже, чем в других организациях в силу того, что в ней учтено более высокое качество образования в данной организации, которое подтверждается высоким престижем данной образовательной организации. Но это может быть и результатом того, что контингент ее учащихся происходит из обеспеченных (богатых) семей С другой стороны, отклонение от рыночного уровня может быть связано с продвижением услуг данной образовательной организации на рынке (привлечением дополнительных контингентов учащихся) за счет ее более низкой, чем в среднем по рынку цены.

Второй: она может исходить из обеспечения целевого уровня чистой доходности образовательной услуги и образовательной организации в целом. С позиций целого часть всегда вторична. В этом смысле достижение высокого уровня чистого дохода образовательной организацией не может происходить в отрыве от самой образовательной услуги. Например, нельзя идти по пути увеличения цены услуги, как только этот путь приводит к тому, что выручка от такой услуги снижается в силу снижения спроса на нее. Такое положение вместо увеличения чистого дохода образовательной организации может привести и к уменьшению выручки от оказания платных услуг, а потому и к падению общих размеров получаемого организацией чистого дохода.

Важный аспект уровня цен на образовательные услуги – это их тесная связь с уровнем государственного финансирования образовательной организации и вообще сферы образования. По сути государство частично финансирует образовательный процесс в любых государственных образовательных организациях и тем самым оно в какой-то мере понижает тот уровень цен на образовательные услуги, который должен был бы сложиться на рынке, если бы образовательные организации не имели бы никакой финансовой “помощи” от государства.

В системе высшего профессионального образования России происходят коренные изменения: снижается удельный вес бюджетных средств, выделяемых на содержание высших государственных учебных заведений, распадаются старые и формируются новые механизмы их материально-технического обеспечения, формируется система платных образовательных услуг. Ценообразование и ценовая политика в государственных вузах несколько отличается от аналогичного процесса в коммерческих образовательных структурах, что связано с целым рядом причин:

  •  большинство государственных вузов имеют мощную материально-техническую базу и развитую социальную инфраструктуру, что требует значительных расходов на их содержание и, естественно, учитывается при ценообразовании;
  •  программы высшего профессионального образования реализуются в государственных вузах, как правило, совместно для студентов бюджетной и внебюджетной форм обучения.
  •  при ценообразовании во многих государственных вузах принято придерживаться нормативов, предусмотренных бюджетными сметами.

Главными затратными элементами установления цен являются расходы на оплату труда педагогического и административного персонала и расходы по содержанию и оборудованию учебных аудиторий и зданий. Самым известным способом оценки дохода на основе затрат (расходов) и цен является анализ безубыточности, который определяется объемом продаж.

Любое изменение постоянных или переменных расходов, будь то повышение ставки налогов, увеличение оплаты коммунальных услуг, повышение зарплаты, ставки премиальных выплат влияют на уровень рентабельности. К факторам окружающей среды, влияющих на цены, относятся: тип образовательного учреждения (вуза), покупатели, конкуренты, другие субъекты. На этой основе выстраивается стратегия ценообразования, конкретная цена и тактические маневры.

Самым существенным является то, что относится к затратам и уникальным характеристикам услуги. Преимуществом в затратах может быть то, что услугу можно производить или распространять по более низкой цене за единицу, чем у конкурентов. Актуальной представляется проблема комплексного подхода к разработке принципов ценообразования на ОУ. Он должен включать процедуры формирования цены на образовательные продукты, методики расчета базовой цены на ОУ, ценовые стратегии государственного вуза при различных конъюнктурных ситуациях на рынке ОУ.

Методика расчета итоговой цены на образовательные услуги включает следующие этапы:

1. Выбор цели образования. Для образовательного учреждения в соответствии с его миссией приемлемы такие как обеспечение выживаемости и удержание рынка.

2. Определение спроса на ОУ. Определяется верхняя граница цены, которую готов заплатить покупатель (абитуриент).

3. Расчет издержек на ОУ. Определяется верхняя граница цены, за которую образовательное учреждение готово продать услугу.

4. Анализ цен на услуги конкурентов.

5. Выбор метода ценообразования.

6. Расчет базовой цены.

7.  Учет дополнительных соображений:

  •  прогнозируемый уровень инфляции в стране и регионе;
  •  прогнозируемый рост реальных доходов населения в регионе;
  •  планируемый экономический рост в регионе по отраслям материального производства;
  •  прогнозируемый уровень обучаемых по уровням (видам) профессионального образования;
  •  уровень смертности и рождаемости населения и их соотношение;

Отметим, что существует возможность применения экономико-математического моделирования к определению цен на ОУ, в том числе методов прогнозирования. Проблема ценообразования - это сложная и многофакторная задача. Цена обучения студента является функцией ряда переменных, в том числе себестоимости, качества и особых свойств образовательной программы, платежеспособного спроса, наличия конкурентов.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.