Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики предприятия

 

 

Антипенко И.В.

 

 

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ

 

Конспект лекций

 

для студентов направления подготовки 19.03.03 «Продукты питания животного происхождения»

очной и заочной форм обучения

 

Керчь, 2015 г.

 

 

УДК 658:005

Составитель: Антипенко И.В., преподаватель кафедры «Экономика предприятия» ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________

 

Рецензент: Демчук О.В., д-р экон. наук, профессор кафедры «Экономика предприятия» ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________

 

Курс лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры экономики предприятия ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол № 3 от 21.10.2015 г.

Зав. кафедрой ____________ О.В. Демчук

 

 

Курс лекций утвержден и рекомендован к публикации на заседании методической комиссии ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол № ____ от __________ 2015 г.

 

Ó ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2015 г.

 


СОДЕРЖАНИЕ

  с.
Введение ………………………………………………………………………….
Тема 1. Предмет и задачи курса ……………………………………………. ….
Тема 2. Производственная организация, предприятие, фирма – ключевой компонент хозяйственного потенциала страны ……………………………….  
Тема 3. Основные экономические элементы и показатели функционирования производственных предприятий (фирм)…………………  
3.1. Издержки производства и реализации продукции…………………
3.2. Хозяйственные средства (имущество) предприятия ………………...
3.3.Основные средства предприятия ……………………………………
3.4. Оборотные средства предприятия ……………………………………
3.5. Основные экономические показатели деятельности предприятия …
Тема 4. Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности ……
4.1. Концепция маркетинга ………………………………………………
4.2. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей
4.3. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование товара …………………………………………………  
4.4. Товары. Товарные марки. Упаковка. Услуги …………………………
4.5. Стратегия разработки новых товаров ……………….………………
Тема 5. Организация цикла создания и освоения новых товаров ………..
5.1. Структура цикла создания и освоения новых товаров ………………
5.2. Сокращение сроков создания и освоения новых товаров. Задачи и методы ……………………………………………………………………….  
Тема 6. Научно-техническая подготовка производства ………………………
6.1. Сущность научно-технической подготовки производства, задачи и этапы осуществления …………...……………………………………….  
6.2 Конструкторская подготовка производства ………………………….
6.3 Технологическая подготовка производства …………………………
6.4 Организационно-экономическая подготовка производства …………
6.5. Рыночные испытания товаров (пробный маркетинг) ………………
Тема 7. Производственный процесс на промышленном предприятии ……
7.1. Состав производственного процесса ………………………………..
7.2. Организация производственного процесса во времени (производственный цикл) ………………………………………………..  
7.3 Организационные типы производства …………………………………
Тема 8. Сущность, цели и задачи менеджмента ………………………………
8.1. Функции и методы управления ………………………………………
8.2. Организационные структуры управления …………………………..
8.3. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы ……………………………………………………………………….  
9. Организация и управление материально-техническим и трудовым потенциалом предприятия (фирмы) ………………………………………......  
9.1. Организация инструментального хозяйства ………………………..
9.2. Организация ремонтной службы предприятия …………………….
9.3. Организация энергетического хозяйства предприятия ……………..
9.4. Организация транспортного хозяйства предприятия ……………..
9.5. Организация складского хозяйства предприятия …………………...
9.6. Организация материально-технического снабжения предприятия (МТС) .........................................................................................................  
Список использованной и рекомендуемой литературы ……………………

 




ВВЕДЕНИЕ

 

Курс «Основы экономики и управления производством» ориентирован на ознакомление студентов с основами знаний об экономике и организации производства, о порядке нововведений в производство, о базовых понятиях менеджмента и маркетинга в производственной деятельности, а также с основами организации материально-технического и трудового потенциала предприятий (фирм).

Цель дисциплины: формирование у студентов комплекса знаний о производстве, производственных системах, освоения ими принципов, методов и положений рациональной организации производственного процесса во времени и пространстве, системы управления качеством продукции и подготовки предприятия к смене продукции (технологии) с минимальными затратами в кратчайшие сроки.

По окончании изучения дисциплины студент должен

Знать:

- содержание основных категорий, принципов и методов менеджмента;

- основы проектирования и расчета приборов и устройств, требования стандартизации технической документации;

- методы технико-экономического обоснования проектов, организации производства;

- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

- отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;

- основы социально-психологических методов, подходов и приемов в управлении персоналом организации;

- организацию производства в отрасли и на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия.

Уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- применять методы управления технологическими процессами при производстве материалов, элементов, компонентов и приборов электроники, обеспечивающие выпуск продукции, удовлетворяющей требованиям стандартов и рынка;

- использовать методы оптимальной организации труда профессиональных групп при проектировании и создании образцов новой техники, отвечающей требованиям стандартов и рынка.

Владеть:

- методами оценки технико-экономической эффективности проектов, технологических процессов и эксплуатации новой техники;

- социально-психологическими методами управления персоналом организации.

Курс ориентирован на направление, учебные планы которых предусматривают минимальное время на изучение предмета (один семестр), и потому охватывает только принципиальные и основные характеристики рассматриваемого материала в сжатом виде.

 


ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Курс "Основы экономики и управления производством " предусматривает введение в изучение таких дисциплин, как экономика предприятия, маркетинг, управление и организация производства.

Содержание курса ориентировано на непосредственную связь с этапами жизненного цикла товара – последовательность действий по его зарождению, производству и использованию (эксплуатации, потреблению и утилизации).

Понятие жизненного цикла товара

Жизненный цикл товара — период времени, в течение которого товар обращается на рынке, начиная от момента выхода его на рынок и заканчивая его уходом с рынка. Одно из фундаментальных понятий концепции современного маркетинга.

Организации и предприятия все больше осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанные с этим выгоды. Срок жизни ныне существующих товаров сокращается, и их приходится заменять новинками. Однако новинка может потерпеть неудачу. Риск, связанный с новаторством, велик, но столь же велики и связанные с ним материальные выгоды. Залогом успешной новаторской деятельности служит создание добротной организационной структуры для работы с идеями новых товаров, проведения серьезных исследований и принятия обоснованных решений на каждой стадии создания новинки.

Процесс создания нового товара включает в себя восемь этапов: формирование идей, отбор идей, разработка замысла и его проверка, разработка стратегии маркетинга, анализ возможностей производства и сбыта, разработка товара, испытания в рыночных условиях и развертывание коммерческого производства.

Цель каждого этапа состоит в принятии решения о целесообразности или нецелесообразности продолжения работы над идеей. Фирма стремится свести к минимуму шансы разработки слабых идей и отсева добротных. Каждому товару, запущенному в коммерческое производство, присущ свой жизненный цикл, отмеченный рядом постоянно возникающих проблем и открывающихся возможностей.

Товар определяет результаты деятельности любого промышленного и коммерческого предприятия на «нормальном» развитом рынке, в силу чего вся совокупность мер, связанных с товаром – его созданием, производством, реализацией на рынке, сервисом, рекламой – занимает центральное место в маркетинговой политике и деятельности. Эта совокупность и является концепцией жизненного цикла товара.

Так как в настоящее время в России развивается рыночная экономика и работает огромное количество самостоятельных предприятий, выпускающих свой товар, концепция жизненного цикла товара является очень актуальной для нашей страны. Объемы и продолжительности производства того или иного товара изменяются во времени циклически. Это явление называется жизненным циклом товара.

Жизненный цикл товара (Life cycle product) – это время существования товара на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.

Концепция жизненного цикла товара описывает сбыт продукта, прибыль, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка. Она была впервые опубликована Теодором Левитом.

Этапы жизненного цикла товара приведены на рисунке.1.1.

 

Разработка товара Производство   Реализация   Использование
Маркетинг   Ниокр Сбыт ТПП ОПП Освоение производства Производство     Сбыт Эксплуатация и потребление Утилизация
                   

Рисунок. 1.1 – Этапы жизненного цикла товара

 

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, завершающиеся рыночными испытаниями.

КПП, ТПП, ОПП – соответственно конструкторская, технологическая и организационная подготовки производства.

Важнейшими направлениями в изучении предмета являются экономическая и организационная направленность действий по управлению процессами создания, освоения и производства новой техники и товаров с целью совершенствования маркетинговой политики, а также рыночных отношений между производственными организациями и потребителями.

К задачам настоящего курса относится изучение основных сфер деятельности производственных предприятий и подготовка специалистов к принятию решений в области маркетинга, организации и управления созданием и производством продукции на основе экономических знаний применительно к конкретным рыночным условиям.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой жизненный цикл товара?

2. Какие этапы включает в себя процесс создания нового товара?

3. Что описывает концепция жизненного цикла товара?

Литература: [2,5,8,10].

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.