Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лекция 10. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ 10 глава

 

Немаловажное влияние на вызревание классового характера социального конфликта оказывает характерный для данного этапа существенный факт: основная линия социальной напряженности, согласно социологическим исследованиям, пока проходит не между большими социальными группами, а между государственной властью на всех ее уровнях и основной массой населения. Любопытен в этом плане эпизод, происшедший в ходе известных трагических событий в г. Буденовске Ставропольского края. Собравшись на митинг, возмущенные террористическим актом чеченских банд боевиков жители города обвинили в случившемся прежде всего федеральные власти и потребовали отставки правительства и Президента РФ. А когда Прези-

 

Основы конфликтологии 166

 

дент за допущенное кровопролитие вместе с рядом федеральных министров отправил в отставку губернатора края, то главы администраций районов и городов края, надо думать, не без поддержки населения, обратились к Президенту с просьбой приостановить действие его указа, в части освобождения от работы своего губернатора. Люди привыкли в советское время уповать на государство, на верховную власть при необходимости разрешения любых важных для них проблем. И стереотипы социального поведения в случае серьезных конфликтных ситуаций еще не изменились. И не изменятся до тех пор, пока не сформируется окончательно водораздел между гражданским обществом и государством, высшей властью и местным самоуправлением, а также между интересами капитала и наемного труда, и пока не будут представлены эти интересы сложившимися, признанными социальными группами, партиями и движениями. Так что, социально-классовый конфликт в России еще долгое время будет возникать и проявляться как политический. Отсюда и основное средство его регулирования - социальная политика государства, решающая задачу гармонизации общественных отношений, создания условий для высокой социальной мобильности, для необходимого благосостояния всех граждан и ослабления социальной поляризации в обществе.



 

Современной России, с характерной для нее уродливой социальной структурой и социально-правовым хаосом, присущ тип социального конфликта, воплощающийся в форме "аномии", т.е. между сущностью норм социального поведения и реальным массовым поведением. Это прежде всего находит свое проявление в такой крайней форме "аномии", как отклоняющееся и преступное поведение. Многие

 

167_____________Лекция 4

 

аналитики характеризуют нынешнее российское общество как находящееся на пороге криминального "В последние годы в обществе фактически наблюдается криминализация всей системы общественных отношений", - пишет академик Осипов Г.23 В мировой практике признается за критический уровень преступности: на 100 тыс. жителей - 5-6 тыс. преступлений. В России зарегистрированная и невы-явленная преступность (примерно две трети общего объема) в совокупности составляет около 6-6,5 тыс. преступлений на 100 тыс. населения.24 Разрушение и деформация традиционных гуманистических ценностей общества привело к росту стрессовых ситуаций, следствием чего стала эскалация психического травматизма людей. Общее количество больных, обратившихся к врачу-психиатру в 1993 году, составило более 3 млн. 500 тыс. человек, что почти на десятую часть больше, чем в 1992 году. Угрозу не только моральной, но и физической деградации населения создает алкоголизация общества. Годовой уровень потребления алкоголя в России достигает по различным оценкам 14-18 литров на человека, тогда как по оценке всемирной организации здравоохранения критическим порогом потребления абсолютного алкоголя на человека считается 8 литров. Известно увеличение больных наркоманией. Все это в совокупности образует социальный кризис общества, доминирование в нем конфликта в форме "аномии", или, по Мертону, "конфликта норм в культуре".

 

Наконец, российское общество сегодня обременено острым национально-этническим конфликтом, проявляющимся во вспышках гражданской войны.

 

Возникает вопрос, насколько взаимосвязаны рассмотренные виды современного .социального конф-

 

Основы конфликтологии 168

 

ликта? Даже без глубокого анализа ясно, что такая взаимосвязь существенна и действенна. Достаточно сказать, что становление социально-классового конфликта прямо связано с эскалацией конфликтов - "аномии". Преступность прогрессирует на базе социальной дезинтеграции общества, углубления его раскола на господ и простолюдиев, на миллиардеров и нищих или полунищих. Крими-нализация общественных отношений стимулируется политикой перераспределения собственности. В свою очередь то и другое пробуждает национально-этнические коллизии. В целом же конфликтная сеть замыкается на нынешнем процессе капиталистической модернизации. Объективные и субъективные противоречия этого процесса (о чем говорилось ранее) порождают отмеченные и другие конфликты нынешнего судьбоносного для нашей страны периода.

 

Литература

 

1. Краткий словарь по социологии. М, 1988, С. 337.

 

2. Там же. С. 388, 389

 

3. Зинченко Г. Теория социологии. Ростов-на-Дону, 1993. С. 97.

 

4. Социс, 1994, 5. С. 147.

 

5. Бурдье П. Социология политики, М, 1993. С. 55, 59-63.

 

6. Там же. С. 59.

 

7. Там же. С. 60.

 

8. Козлова О. Развитие идеологии и социальные конфликты. Социс, 1993, 3. С. 28.

 

9. Липсет С. Политическая социология. Американская социология. М, 1972. С. 214.

 

10. Там же.

 

11. Там же. С. 216.

 

169___________________Лекция 4

 

12. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Иностранная литература, 1993,..4. С. 240

 

13. Там же. С. 237.

 

14. Там же. С. 237-238.

 

15. Турен А. Социальные движения, революция, демократия. Свободная мысль, 1991, 14. С. 36

 

16. Там же. С. 35, 42.

 

17. Липсет С. Политическая социология. Американская социология. С. 214.

 

18. Правда, 21 июня, 1995 г.

 

19. См.: Лосский Н. Условия абсолютного добра. М, 1991. С. 281.

 

20. Лосский Н. Условия абсолютного добра. М, 1991. С. 267.

 

21. Осипов Г. В общем котле давление подошло к "красной черте". Правда 2.1 июня, 1995 г.

 

22. КПСС вне закона? М, 1992. С. 123.

 

23. Осипов Г. В общем котле давление подошло к "красной черте". Правда 21 июня, 1995 г.

 

24. Там же.

 

Основы конфликтологии 17О

 

Лекция 5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

 

Политический конфликт, как и любой другой, являет собою определенный вид общественных отношений между людьми. Однако это - конфликт особого рода, поскольку он, во-первых, возникает и существует по поводу политической власти и ее функционирования в обществе; во-вторых, в политическом конфликте задействованы не отдельные индивиды, а социальные группы, причем массовые: политика вершится там, где действуют тысячи и миллионы людей со своими интересами; в-третьих, политический конфликт наиболее социально значим, его последствия, независимо от желания неучаствующих в политике, сказываются, как правило, на всех сферах общественной жизни.

 

1. Политический конфликт

 

как вид политических отношений.

 

Типология политических конфликтов.

 

Общее определение конфликта - необходимая предпосылка определения конфликта политического. Необходимая, но недостаточная. Не зная общего, трудно понять специфическое, особенное. А не поняв особенное, мы закрываем для себя дверь для познания всего многообразия конкретного мира социальных явлений.

 

Общая фундаментальная черта определения конфликта - противоборство субъектов, обусловленное противоположными интересами. Возникает вопрос, по какой же линии проходит разделение об-

 

171 ___________Лекция 5

 

щего интереса (а в политике он таким и представляется его социальным субъектам) на взаимоисключающие противоположности? Агентами конфликта выступают определенные общественные субъекты, скажем, экономической, культурологической и других видов деятельности. Субъекты политического действия и отношений качественно отличается от них. Каковы же они? В политике сталкиваются принципиально иные, чем, допустим, в сфере нравственности, ценности и критерии оценивания поступков людей. И т.д. Все сказанное объясняет неоднозначность определения политического отношения вообще и, в частности, конфликта. Так, немецкий юрист и политолог Карл Шмитт (1888-1985 гг.) понятие "политическое" трактует в рамках противоположностей "друга" и "врага". Практическое проявление специфического для политики различения субъектов по линии "друг-враг" заключает источник эвентуального конфликта, становящегося реальностью в экстремальных случаях. Противоположности "враг"-"друг" по природе своей не нормативные и не "чисто духовных", а бытийно действительные. Они взаимоисключаются в своем реальном существовании. Народы группируются по противоположности "друг-враг", и эта противоположность, по мнению К.Шмитта, сегодня действительна и дана как реальная возможность каждому политически существующему народу..."1

 

Немецкий ученый прав лишь частично: в политическом конфликте в самых его крайних формах (например, в ситуации насильственного противостояния) субъекты разграничивают себя как противоположности "друг" - "враг". Однако общественная функция политики - управлять людскими сообществами, согласовывать и выражать (артикулировать

 

Основы конфликтологии 172

 

и объединять) их интересы, быть орудием формирования, защиты и реализации последних. Возникновение противоположности политических интересов - закономерное, естественное явление, хотя каждая большая социальная группа (например, класс), выступая субъектом политического движения, стремится представить свои интересы в качестве общих. В этом стремлении уже заключена конфликтная ситуация, так как другие социальные группы, участвующие в политическом процессе, могут выставлять претензии на доминирование своих интересов.

 

Примерно такая же, как и с интересами, складывается ситуация в случае различения политических субъектов по линии ценностей, целей и взглядов. Во всех случаях определение конфликта требует конкретизации содержания противоположностей, разделяющих политических агентов.

 

Политические ценности, закрепляемые в нормах, определяющих "правила игры", образцы поведения и действия агентов политического конфликта и функционирование институтов системы включаются в поле противостояния. Конфликт развивается либо по фронту всей господствующей системы ценностей и норм, либо по отношению к их интерпретации, или же - к средствам и методам практической реализации властными структурами. Несмотря на развал существовавшей в советский период системы ценностей, ее элементы еще продолжают функционировать, противостоя либерально-демократическим, навязываемым правящей элитой. Коллективизм противостоит буржуазному индивидуализму, осью которого в политике является приоритет частного интереса над интересом государственно-национальным, общественным. Народовластие - антагонист элитарной демократии, патриотизм - нацио-

 

173______________Лекция 5

 

нализму и космополитизму и т.д. Понятно, что речь идет не об отвлеченных понятиях, а об основаниях былого образа жизни и общественного сознания миллионов трудового народа, вера в возрождение которых пока не умерла и еще служит мотивацией политической активности. Противоположность взглядов и целей неразрывно связана с взаимоисключающими интересами и иерархией статусов кон-фликтогенных субъектов.

 

Ценности питают мнения и взгляды, а в совокупности определяют позиции и поведение субъектов в конфликтном процессе. Кстати сказать, реальный политический конфликт в большей части провоцируется или, по крайней мере, стимулируется конфликтом политических взглядов. Противостояние политических субъектов в конечном счете складывается и развивается в поле противоположностей "властвующий-подвластный", "господствующий-подчиненный". Эти противоположности взаимоис-ключаются в своей основе, а их носители - в своих статусах в качестве субъектов политических отношений. Властвует, господствует лишь один из них, другой вынужден быть подвластным и подчиненным. Политическая, государственная власть едина: она или есть, или ее нет. Разделение властей функционально; в нормальном демократическом обществе не существует ни двоевластия, ни многовластия.

 

Противоположности "властвующий-подвластный", "господствующий-подчиненный" есть объективная фундаментальная предпосылка конфликта. Механизм его формирования и функционирования не исчерпывается ею; он включает цепочку объективных и субъективных звеньев, опосредствующих многообразие форм политических коллизий. Ими являются интересы, ценности, взгляды, позиции,

 

Основы конфликтологии 174

 

цели, приоритеты, ориентации, ожидания и т.п. Тем самым политическое конфликтное противостояние обрастает субъективным телом, становится живым человеческим общественным явлением.

 

Политический конфликт - это столкновение не каких-то абстрактных субъектов, не имеющих своего человеческого облика, а противоборство реальных общественных сил (агентов), олицетворяемых лидерами, элитами, организациями, партиями и иными объединениями и общностями людей. Это - противоборство субъектов с противоположными политическими интересами, ценностями, взглядами и целями, обусловленными положением и ролью в системе властеотношений. Понятие политического конфликта обозначает не что иное, как борьбу одних общественных сил с другими за влияние в институтах политической государственной власти и управления, за доступ к принятию общественно значимых решений, за участие в распоряжении ресурсами, за монополию своих интересов и признание их в качестве общих, словом, за все то, что образует власть и политическое господство.

 

Как вид политических отношений и форма политического процесса конфликт политический отличается от других тем, что его содержание составляет взаимодействие между субъектами, связанное с существованием, выявлением, артикуляцией (выражением) и реализацией общих интересов, в первую очередь больших социальных групп. Государственная власть - орудие защиты и осуществления этих интересов. Поэтому обладание ею, устройство государственных и прочих политических институтов, политический статус общественных групп и образующих их индивидов, ценности и символы власти, ее ресурсы (материальные и человеческие) составляют объект и предмет политического конфликта.

 

175 _________Лекция 5

 

Каждой политической системе присуща своя иерархическая структура политических статусов: одни занимают господствующее положение, другие-подчиненное, в чем заложено политическое неравенство и связанное с ним противоречие, являющееся первичным объективным источником латентного конфликта, который превращается в явный, открытый при наличии необходимых объективных и субъективных условий и причин. Они формируются в процессе назревания политических противоречий и характеризуют реальные формы действующих живых конфликтов.

 

Любой конфликт, а тем более политический, предполагает в качестве его первоначального этапа - разграничение субъектов как противоположностей политического отношения, иными словами, - их самоопределение в качестве агентов конфликта. Отметим четыре возможных варианта действия:

 

1) признание, реальности конфликтующих противоположных сил;

 

2) отрицание конфликтных противоположностей как объективно обусловленных политическими противоречиями;

 

3) стремление замаскировать разделяющие конфликтующие субъекты позиции и взгляды ссылками на их "неопределенность", "расплывчатость" (тактика оппортуниста);

 

4) произвольное, субъективистское разграничение агентов конфликта, намеренное или по незнанию смешение подлинных конфликтогенных противоположностей с ложными либо мнимыми, существенных - с несущественными, случайных - с закономерными и т.д.

 

В зависимости от политической позиции субъектов и конфликтных линий их противостояния при-

 

Основы конфликтологии 176

 

нимается один из указанных вариантов разграничения противоположностей, а чаще - сочетания некоторых из них.

 

Сам факт признания или отрицания противоречий и конфликтов в политике - проблема не столько теоретико-идеологическая, сколько практическая. То, как она решается, определяет во многих случаях стратегию и тактику политического поведения и действия. Мало того, это служит отправным пунктом даже в ориентации на определенный политический режим. Демократический режим, скажем, не только признает, но и институционализи-рует общественные конфликты. Его институты гласно, легитимно, на основе общепринятых норм и "правил" игры призваны обеспечивать свободное обсуждение возникающих конфликтов и путей их преодоления в интересах большинства. Правда, в действительной жизни такая демократическая норма не везде и не всегда реализуется.

 

Политическая история становления советской системы - первый и верный свидетель конфликтных ситуаций, связанных с отношением к ним правящих сил. Негативная реакция на политический конфликт - характерная особенность периода борьбы против "левых" и "правых уклонов" в ВКП(б). Вот один из ее эпизодов, происшедших на XIV съезде правящей партии. Н.Крупская высказала свое мнение в защиту товарищеских дискуссий среди руководящих работников партии. "Большинство товарищей, - говорила она, - работают в разных условиях и видят действительность с несколько разных точек зрения. Надо как-то дать возможность этим точкам зрения выявиться. Это необходимо не только для отдельных членов партии, это необходимо для правильного на-

 

177______________Лекция 5

 

щупывания партийной линии".2 В ответ последовало: "Нам говорят: теперь необходима свобода мнений. Это не удастся". Особенное раздражение вызвало замечание Н.Крупской, что в истории партии были случаи, когда большинство оказывалось неправым. .Для истины недостаточно признания большинства. Делегат Петровский заявил: "По нашему большевистскому мнению, истина заключается в том, что вся масса, представители всей партии съехались сюда и скажут: это есть истина". Еще более зловещий смысл заключался в рассуждениях Калинина: "Мысль о том, что истина остается истиной, допустима в философском клубе, а в партии решения съезда обязательны".3

 

Сталин дал теоретическое и политическое обоснование отрицанию противоречий в партии. Признав фактическое наличие "двух линий" в политике руководящего центра, он категорически отверг их обусловленность реальными социальными противоречиями и все свел к обвинению членов оппозиционного блока в неграмотности, в непонимании происходящих в стране и мире "классовых сдвигов". Участники оппозиции (группа Бухарина), как писал Сталин, "не видят и не понимают новых революционных процессов, происходящих ... в нашей стране ... и в капиталистических странах ... они проглядели главное, проглядели те классовые сдвиги, которые не имеет право проглядывать политик".4

 

"Разногласия" (так именовали конфликт) признавались только как проявление политической и теоретической ошибки, "недомыслия" ее авторов. Для Сталина свято было одно: в политике не может быть альтернативных "линий". Здесь правильна только единственно возможная стратегия,

 

Основы конфликтологии 178

 

им и его сторонниками сформулированная. А все остальное - происки "врагов" партии. Многообразие социально-политической реальности, наличие в стране классовых противоречий, антагонистических и неантагонистических, а соответственно и политических интересов, а также взглядов, их, отражающих, - эти факты не укладывались в одномерное политическое мышление вождя правящей партии.

 

Фактическое отрицание объективной реальности политического конфликта в партии и стране и некорректное объяснение его оказалось в орбите самого конфликта, стало одним из его ведущих элементов. Это послужило методологическим основанием авторитарной партийной и государственной власти, ее теоретико-идеологическим прикрытием, оказалось впоследствии прологом политических репрессий.

 

Логика политического мышления 20-30-х годов, к сожалению, дожила вплоть до 80-х гг. По сути она воспроизводится, только с противоположным знаком, в политике и идеологии нынешней "партии власти". Ведь свое враждебное отношение к коммунистической оппозиции и идеологии она объясняет тем, что последние - рудименты прошлого, отжившего; продукт "трагического" случая в истории страны, не более того. Лидеры оппозиции и ее сторонники, конфликтующие с режимом - это, якобы, впавшие в заблуждение и страдающие ностальгией представители поколений пожилых людей.

 

Политика неотделима от идеологии - всей тео-ретиког.рациональной базы. Идеологическое мотивирование политического конфликта (открытое или завуалированное, признаваемое или отвергаемое) - реальный факт, подтвержденный не только исто-

 

179_____________Лекция 5

 

рической практикой нашей страны, но также - мирового сообщества. Различны лишь типы и способы мотивирования. Идеологический характер понимания и интерпретации политических коллизий имеет под собой определенную объективную почву - двойственность бытия политики в виде практически существующего явления и идеального (мыслительного) образа, проекта, отражающего социальные интересы, как правило, не совпадающие с реальным.

 

Каким бы ни был политический конфликт, он мотивируется идеологически, осознается его агентами через идеологические символы; идеологический компонент играет организующую и мобилизующую роль в поведении и действии противоборствующих субъектов.

 

Идеологическое обоснование природы, сущности и других признаков конфликта в значительной степени определяет динамику его развития и разрешения, равно как и влияние на общество. Консервативная идеология и обусловленный ею конфликт блокирует позитивное развитие конфликта, способствует накоплению негативных моментов политической диалектики. Прогрессивная идеологическая база, напротив, стимулирует назревание конфликта до ступени его разрешения в интересах общества. Таковыми были идеологии, сформулированные лидерами социальных и политических революций.

 

Идеологический элемент конфликта воспринимается противоположными субъектами неоднозначно. Одни его открыто разрабатывают и пропагандируют, другие игнорируют, декларируя свою приверженность деидеологизации. Последняя, если вдуматься в ее предназначение, на самом деле служит задаче реидеологизации, то есть замене одной иде-

 

Основы конфликтологии 18О

 

ологии на другую, угодную господствующей политической элите, интересам власть предержащих. Ходить далеко за примером не приходится: российская политическая элита свои призывы к деидеоло-гизации свела к яростной борьбе против коммунистической идеологии - опоры прежнего советского режима. В то же время радикал-реформаторов не покидало и не покидает стремление найти подходящую для нового режима идеологию: либеральную, религиозную и пр. Нынешний российский политический конфликт, как и в советские времена, несет на себе идеологическую одежду, только формально, конституционно не закрепленную.

 

Идеологическая основа политического конфликта - это знание, которое превращается и используется в качестве силы власти.

 

Папы, римские практиковали отлучение от церкви как способ утверждения своего политического господства в борьбе с императорами, королями молодых европейских государств. Так, папа Григорий VII довел своей угрозой отлучения одного гордого германского императора до того, что тому пришлось босому по снегу идти в резиденцию папы в Каноссе, чтобы просить у папы прощения. Отлучение от государственной идеологии марксизма-ленинизма эффективно использовалось коммунистическими лидерами, да и в целом в бывшей правящей коммунистической партии.

 

Идеологическая мотивированность политического конфликта, его прямая связь с коренными интересами социальных групп, участие в нем в качестве агентов партий, элит, лидеров обусловливают его высокую динамичность. Она проявляется во всех структурных элементах, равно как в его характере и формах возникновения и развития.

 

181______________Лекция 5

 

Прежде всего - в отсутствии раз и навсегда данного состава противоборствующих сил. Наряду с правящими, господствующими политическими группами, партиями, элитами, лидерами, в зависимости от ситуации и степени остроты конфликта, содержания, задач и лозунгов борьбы, изменяется состав участников, происходит даже смена лидеров. Кроме того, в качестве ведущих сил на разных этапах одного и того крупного политического конфликта (например, революционного или контрреволюционного) на первый план в качестве ведущей силы могут выдвигаться новые элиты, уходят от руководства прежние. Выдвижение большевиками в период революции в борьбе за власть трех стратегических лозунгов по отношению к крестьянству: 1) "вместе со всем крестьянством против царя и помещиков при нейтрализации буржуазии"; 2) "вместе с беднейшим крестьянством, против капиталистической буржуазии в городе и деревне"; 3) "опираясь на бедноту и установленный союз с середняком - вперед за социалистическое строительство" - не было пустой фантазией, а опиралось на анализ соотношения классовых сил в политическом конфликте. С этим анализом можно соглашаться или считать его волюнтаристским. Однако он содержался в политической и идеологической доктрине главных субъектов Великой Октябрьской революции.

 

Смена политических лозунгов и, соответственно, состава агентов конфликта - закономерность, повторенная в ходе российского политического процесса (август 1991 г. - сентябрь-октябрь 1993 г.). Подготовка к разрушению советской системы, как известно, шла под лозунгом: "Долой КПСС как руководящую политическую силу советского тотали-

 

Основы конфликтологии 182

 

тарного режима!" Под таким лозунгом оппозиции удалось объединить широкие слои населения, включая значительную часть рабочих, интеллигенции и чиновников партийно-государственного аппарата. Разгром КПСС, отмена конституционной статьи, узаконивающей ее роль в качестве ядра политической советской системы позволила оппозиционным силам выдвинуть новый лозунг, направленный против Советов - основного института политической системы.

 

Субъекты политического конфликта становятся его реальными агентами при условии обретения ими соответствующих институтов и организаций. Политическая борьба - всегда в той или иной мере борьба общественно организованная, иначе сказать, институционализированная, хотя и не во всех случаях легитимная. Политический институт - специфическая организация противоборствующих субъектов. Особенность его в том, что через посредство его разобщенные граждане становятся единым организмом, в смысле публичного выражения своих общих интересов, требований, позиций и взглядов. Только в виде института, организации они выступают в качестве политического субъекта: партии, движения, представительного органа власти и т.п. Пока масса не имеет своей политической организации, она не является политическим агентом (действующим субъектом). Вместе с тем любая политическая организация и институт как реальный субъект конфликта выступает от имени определенной общности граждан, делегировавшей ей (ему) свою волю, поручившей действовать от ее имени, чаще всего не очертив границ активности. Отсюда относительная, а иногда и полная, самостоятельность политических организаций и лидеров, отрыв

 

183_____________Лекция 5

 

их от общностей людей, которых они призваны представлять. В результате в политическом конфликте возможно раздвоение интересов и целей конфликтующих,организаций, враждебность партийных интересов и целей не совпадает с противоречием между общностями людей, участвующими в конфликте. Такое несоответствие нередко проявляется в поведении электората. Партия власти (блок "Наш дом - Россия"), претендуя на представление интересов большинства россиян, в действительности выражает интересы лишь его части, главным образом нового, буржуазного класса.

 

Политические институты - носители свойственных им политических .символов: государственного герба, знамени, гимна, номинаций, политического языка и т.д. Институализация конфликта - это его облачение в символическую форму, характерную для данной политической системы. Символический капитал - неотъемлемая и серьезная сила политического противоборства. Особенно следует отметить значение политического языка. В политике слова, язык, как отмечает французский социолог и политолог П.Бурдье, конструируют политическую реальность в той же степени, в какой они ее выражают. Поэтому слова, названия являются исключительными ставками в политической борьбе за навязывание легитимист принципа видения политического бытия.5 Не случайно политическим революциям предшествовали революции в политическом языке, лексике, в системе политических понятий. Марксизм, к примеру, внес в политическую культуру принципиально новый политический язык, придал известным понятиям ("демократия", "социализм", "пролетариат" и др.) новый смысл. Естественно, что происходящая капитализация страны связана с из-






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.