Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕГУЛЯЦИИ ПРОФЕССИС

Эмоции и чувства являются одной из форм отражен реального мира. В отличие от познавательных процес эмоции — это отражение не самих предметов и явлений д ствительцости, а того отношения, в каком они находя к потребностям человека. Эмоциональные переживания но связаны с поведением, практической деятельностью ловека, определяя уровень активности организма и резу тативность деятельности. Эмоции, выражая активн сторону потребности, неизбежно включают стремление, чение к тому, в чем нуждается человек, или избегание приятного. Связь эмоций с деятельностью взаимная: с ной стороны, эмоциональное состояние человека влияет деятельность, с другой стороны, деятельность влияет на циональное состояние, вызывает те или иные эмоции.

Эмоции — это психические процессы, в которых чело оценивает свое отношениек тем или иным явлениям о жающей действительности. Вэмоциях получают с субъективное отражение различные состояния органи человека, его отношение к собственному поведению и ев деятельности.

Целостное определение эмоции должно принимать во вмание три аспекта, характеризующих это явление: пере ваемое или осознаваемое ощущецие эмоции; процессы в гетативной нервной сфере (эндокринной, дыхательн


сердечно-сосудистой и др.); поддающиеся наблюдению вы­разительные комплексы эмоций (мимика, пантомимика, речь). С этих позиций эмоция — сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и феноменоло­гический аспекты. Иа нейрофизиологическом уровне эмоция определяется по электрохимической активности нервной си­стемы, в частности коры, гипоталамуса, базальных гангли­ев, лимбической системы, лицевого, тройничного нервов. На нервно-мышечном уровне эмоция — это, прежде всего, ми-мцческая деятельность, а вторично—пантомимические и го­лосовые реакции. На феноменологическом уровне эмоция проявляется либо как сильно мотивированное переживание, либо как переживание, которое имеет непрсредственную значимость для субъекта. Переживание эмоции может со­здавать в сознании процесс, совершенно независимый от познавательных процессов. Когда нейрохимические процес­сы через врожденные программы вызывают комплексные мимические и соматические проявления, а с помощью обратной связи эти проявления становятся осознанными, по­является отдельная фундаментальная эмоция, которая од­новременно является и мотивирующим, и смысл ообразу-ющим переживанием. Феноменологически положительные эмоции имеют врожденные характеристики, которые склон­ны усиливать чувство благополучия, поддерживать его и по­буждать к нему. Они облегчают взаимодействие между людь­ми, а также понимание связей и ситуаций между объектами. Отрицательные эмоции ощущаются как вредные и трудно­переносимые и не способствуют взаимодействию.



Возникновение эмоции обусловлено следующими процес­сами или явлениями. Во-первых, эмоциональным возбуж­дением, определяющим мобилизационные сдвиги в организ­ме. Оно связано с повышением уровня активации организма, ибо сопровождается изменением скорости и интенсивности протекания психических, моторных, вегетативных процес­сов. Во-вторых, значением эмоциогенного события для субъекта: позитивным, негативным/Негативный эмоцио­нальный процесс вызывается фактором, дезорганизующим протекание регуляторной деятельности. Отрицательная эмо­ция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на устранение вредного явления. Положительный эмоцио-


ГлдвдЗ, ПСИХОЛОГИЯ СУБЬЕШ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Д£ЯТЕЛЬНОСТИ

на^ьный процесс побуждает действия, поддерживая контакт с положительным событием. В-третьих, содержанием, каче*< ством эмоциональных процессов, их значением для субъек­та. Оно может быть специфическим и неспецифическим* Специфические — обусловленные определенными потребно­стями (пищевые, половые, удушье). Неспецифические—' субъективная оценка собственного состояния, эффектив­ность выполняемой деятельности. Основные функции эмоций:

оценочная. Эмоции являются той системой сигналов, тем
языком, посредством которого субъект узнает о потребност-
ной значимости происходящего. Кроме того, эмоции выра­
жают оценочное отношение субъекта к отдельным событи*
ям, условиям, которые способствуют или препятствуют ег<
деятельности;

побуждения. Специфические переживания, имеющие
побуждающий характер: желания, влечения, стремления -;
всегда имеют эмоциональную окраску. О способности эмо­
ций побуждать действия говорят и другие, более специфи­
ческие функции. Так, в критических ситуациях при несп<
собности субъекта найти адекватный выход возникает нов]
вид эмоциональных процессов — аффекты. Одно из прояви
лений аффекта — стереотипные действия субъекта, которз
представляют определенный, закрепившийся в эмоции сп<
соб аварийного разрешения ситуации: бегство, агрессий]
оцепенение. Причем эмоции могут оказывать как дезоргА;
низующую,так и организующую роль;

регулирующая. Заключается во влиянии эмоций на п]
цессы познания и поведения. Они влияют на накопление
актуализацию индивидуального опыта. Первый этап т
копления, называемый с ледообразование, подкреплени<
указывает на способность эмоций оставлять следы в опьг
индивидуума, закрепляя в нем те удавшиеся или неуда]
шиеся действия, которые ее побудили. Но сам по бебе
след, опыт не имел бы смысла, если бы он не использовал*
в будущем. Второй этап (актуализации) обычно опережав
развитие событий, и возникающие эмоции сигнализир,
ют о приятном или неприятном. Поэтому выделяют пре;
восхищающую функцию, а так как сокращается пои<
правильного решения, выделяют и эвристическую фую
цию;

214 >


§7. Эмоционйльно-еолевые процессы ■ регуляции профессиональной деятельности

синтезирующая. Обеспечивает возможность построения
целостного образа. Под влиянием эмоций единицы отраже­
ния объединяются в более сложные структуры. Кроме того,
примерами эмоциональных синтезов могут быть случаи,
когда совокупность образов, прямо или косвенно связанная
с ситуацией, образует в памяти прочный комплекс, актуа­
лизация одного из элементов которого влечет за собой вспо­
минание остальных;

актиеационная (мобилизационная или демобилизаци­
онная функция). Усиление обменных процессов и нервных
структур: мобилизация при направленности наружу (отри­
цательная эмоция при агрессии извне), демобилизация (ак­
тивация внутренних процессов накопления энергии —; по­
ложительная эмоция);

экспрессивная — главный фактор, обеспечивающий не­
вербальную коммуникацию;

сигнальная. Выражается в том, что отношение субъек­
та к тем или иным раздражителям становится сигналом бла­
гоприятного или неблагоприятного для него развития собы­
тий. Ориентируясь на свои эмоции, субъект совершает
необходимые действия (избегание опасности).

В процессе эволюции эмоции закреплялись как своеобраз­ный мехацизм, удерживающий жизненные процессы в их оптимальных границах и предупреждающий разрушитель­ный характер недостатка или избытка каких-либо факторов. В ходе исторического развития характер деятельности че­ловека и его отношение к окружающей действительности претерпели существенные изменения, а механизмы эмоци­ональности, органические и висцеральные изменения оста­лись в основном теми же* В силу этого, эмоции во многих ситуациях утратили свое приспособительное значение и ста­ли часто играть отрицательную роль, дезорганизируя тру­довую деятельность.

Эмоциональные процессы, влияя на деятельность и участвуя в формировании функциональных состояний, неразрывно свя­заны с другой категорией психических процессов — волевы­ми процессами. Волей называется способность человека, проявляющаяся в преднамеренных действиях, направлен­ных на достижение сознательных целей. Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприяти­ях, представлениях, понятиях и эмоциях, но еще и действу-






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.