Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Статья 26 ФЗ «Об образовании в РФ»

«В целях учета мнения педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, в образовательной организации действуют профессиональные союзы работников образовательной организации (далее - представительные органы работников)»

Статья 30 ТК РФ конкретно говорит нам о том, что первичная профсоюзная организация является представительным органом и представляет интересы работников - членов профсоюза на локальном уровне, а также работников, которые не являются членами Профсоюза, но уполномочивших первичную профсоюзную организацию представлять их интересы. А статья 31 уточняет, что только в случае, если действующая первичная профсоюзная организация не объединяет более половины работников, можно избрать иной орган, но можно передать полномочия представительного органа работников и первичной профсоюзной организации.

Таким образом, выстраивается следующая логическая цепочка

Представительный орган работников по умолчанию – первичная профсоюзная организация, потому что она уполномочена на это законом и объединяет более половины работников.

Если первичная профсоюзная организация не объединяет более половины работников, статус представительного органа в этом случае дается ей на собрании трудового коллектива или оговаривается в локальных актах образовательной организации.

Особняком в деятельности профсоюза в последние десятилетия стоит вопрос о распространении коллективного договора на всех работников, независимо от членства.



На наш взгляд, к данной позиции следует подходить осторожно, помня о том, что Трудовой кодекс РФ содержит ряд коллизионных норм, прямо не определяя те или иные правовые механизмы реализации прав, которые в нем заложены, и трактовка статьи 43 ТК РФ в контексте того, что коллективный договор распространяется на всех работников независимо от членства в Профсоюзе, является лишь буквальным понимаем, и во многом сужает права и интересы не только профсоюзной организации и членов профсоюза, но и работников, не являющихся членами Профсоюза. Давайте рассмотрим эту ситуацию подробней.

Профсоюз в соответствии с ФЗ «О профсоюзах их правах и гарантиях деятельности», Уставом Профсоюза представляет интересы только своих членов. Вступая в профсоюз, работники передают право представлять соответствующим профсоюзным органам их интересы, имеют право их контролировать, в том числе избирать. А работники, которые не являются членами Профсоюза, таких прав не имеют, полномочий вести дела от своего имени Профсоюзу не передавали. Более того, они могут быть не согласны с той или иной позицией первичной профсоюзной организацией, в том числе по коллективному договору. С какой стати работники должны нести ответственность или выполнять обязательства по договору, который подписывали третьи стороны? Более того, они путем индивидуальных переговоров, как «наиболее дальновидные и продвинутые» представители, могут сами провести переговоры с работодателем и добиться для себя более выгодных условий, например, связанных с предоставлением дополнительного оплачиваемого отпуска.

Следовательно, для того, чтобы изъявить желание, что коллективный договор распространяется и на них, они должны выразить Профсоюзу свое доверие, уполномочить профсоюз представлять их интересы, на тех условиях, которая выдвинет первичная профсоюзная организация. В соответствии со 30 статьей ТК РФ такой порядок определяет сама первичная профсоюзная организация. В случае с коллективным договором, это может быть заявление в письменной форме (образец № 1 стр. 70)

При приеме на работу новых сотрудников, перед ними следует поставить выбор, или они вступают в Профсоюз или присоединяются к условиям коллективного договора путем подачи заявления.

И ни о какой дискриминации здесь не может идти и речи. Понятие дискриминации раскрывается в статье 1 Конвенции МОТ № 111, которой соответствует статья 3 ТК РФ «Запрещение дискриминации в сфере труда». Анализ указанных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что к дискриминации относятся действия, целью которых является ограничение гражданина в свободной реализации им права на труд. Данное право, т.е. возможность свободно трудиться, у гражданина (не члена Профсоюза, но желающего, чтобы все социально-экономические права и гарантии, которые добивается и отстаивает Профсоюз, на него распространялись) никто не отнимал!

Высказанная выше точка зрения подтверждается и практикой Европейского Суда по правам человека в Страсбурге, который в решении от 27 октября 1975 г. по делу «Национальный профсоюз полиции Бельгии против Бельгии» указал, что не каждое различие является дискриминацией. К дискриминации, согласно Европейскому Суду, относится лишь такое предпочтение, которое не имеет никакого объективного и разумного оправдания. Таким образом, человек, совершая вышеуказанную процедуру, реализует свои трудовые и конституционные права.

Более того, необходимо не забывать о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзные организации и их органы реализуют эти функции в области коллективных прав и интересов независимо от членства в профсоюзах только в случае наделения их соответствующими полномочиями на представительство в установленном порядке, а в области индивидуальных трудовых прав - только членов Профсоюза.

Норма-дефиниция (определения) индивидуальных и коллективных трудовых прав в действующем законодательстве отсутствует, следовательно, каждый вправе относить те или иные права к индивидуальным или коллективным самостоятельно. Представляется, что соблюдение нормы статьи 135 ТК РФ «заработная плата выплачивается работникам не реже двух раз в месяц – это коллективное право, а конкретные условия, в том числе размер стимулирующих и компенсационных выплат – это индивидуальное. Аналогичная ситуация с предоставлением отпуска. 56 (или 28) дней – коллективное право, дополнительные отпуска – индивидуальное.

Указанные выводы, находят свое отражение и в Рекомендации Международной организации труда (МОТ) № 91, где в пункте 4 сказано: «положения коллективного договора должны распространяться на всех трудящихся соответствующих категорий, работающих на охватываемом коллективным договором предприятии, если в нем не предусмотрено иного». Ключевые последние слова в действующей редакции Трудового кодекса РФ упущены.

Таким образом, первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников и автоматически являющаяся представительным органом, обладает более широкими правами и полномочиями.

В случае, если профсоюзная организация объединяет менее половины работников, при проведении коллективных переговоров придется заручиться поддержкой общего собрания работников (об этом в разделе 2 главы 2 настоящего пособия). И механизм выражения доверия и уполномочивания, изложенный выше, здесь применить сложней.

В дальнейшем в тексте коллективного договора можно отдельно предусмотреть, что первичная профсоюзная организация является единственным представительным органом работников, вне зависимости от членства. Указанная формула, заложена в образце коллективного договора, который входит в настоящее пособие.

 

 

Что касается пресловутых «иных» представительных органов, ведь речь идет не только о коллективно-договорной кампании, но и иных формах социального партнерства (учет мнения, согласование, разрешение трудовых споров, переговоры) в которых участвуют представительные органы, необходимо учитывать следующее:

1. По логике вещей, чтобы стать представительным органом, они должны иметь свое наименование, положение, где указано, что данный орган является представительным, и которое принято общим собранием работников, где, к примеру, члены профсоюза могут быть против.

2. В статье 36 ТК РФ говорится: «не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями». Большая часть так называемых советов трудовых коллективов имеют все признаки, описанные в этой статье.

3. Не могут являться представительными органами работников органы, формируемые в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида, а также уставами образовательных учреждений, органы самоуправления образовательного учреждения (совет образовательного учреждения, попечительный совет, педагогический совет, общее собрание, управляющий совет и другие формы, которые обозначаются в ряде случаев как представительные органы образовательного учреждения), так как они создаются для осуществления определенных управленческих функций в рамках реализации основной деятельности учреждений и не избираются непосредственно для представления интересов работников в социальном партнерстве.

Тоже самое относится и к новелле трудового законодательства понятию производственный совет. Однако трудовой кодекс, в статье 22 ТК РФ четко определяет, что к полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

4. В Трудовом кодексе РФ определен перечень локальных актов, которые необходимо согласовывать только с профсоюзными органами независимо от количества членов Профсоюза:

- привлечение работника к работе в выходные и другие нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ)

- предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (ст. 116 ТК РФ)

- очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, в том числе согласования графика отпусков (ст. 123 ТК РФ)

- применение необходимых мер при угрозе массовых увольнений работников (ст. 180);

- расследование несчастных случаев на производстве (ст. 229);

- учет мотивированного мнения при увольнении работника – члена Профсоюза (ст. 373 ТК РФ)

- дополнительные гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов (ст. 374 ТК РФ)

 

В связи с этим, важное значение в решении одной из самых главных проблем деятельности профсоюза, с точки зрения справедливости, распространения коллективного договора на не членов профсоюза и гарантиям деятельности профсоюзной организации как представительного органа отводится морально-психологическому аспекту.

Описанные выше ситуации при такой постановке вопроса дают понять человеку, что он, с одной стороны, не будучи членом Профсоюза, является простым потребителем – приспособленцем, с другой, существенно снижает возможность защиты своих трудовых прав и гарантий. Наверняка такой расклад не может устраивать современных представителей нашей отрасли – педагогов, основная задача которых воспитание ответственных, социально-активных и порядочных граждан нашей страны!

К сожалению, советская история деятельности профсоюзов, не приучила работников к осознанному профсоюзному членству. Сейчас работники должны четко понимать, что вступая в Профсоюз, уплачивая членский профсоюзный взнос, они получают, с одной стороны, страховку, а с другой - возможность лично, абсолютно легально влиять на свое профессиональное настоящее и будущее.

Действительно, современные отношения между работником и работодателем в части выстраивания вертикали власти и подчинения должны касаться исключительно профессиональных задач (выполнение учебных планов, программ, процессы воспитания и т.д.), а вопросы трудовых и социально-экономических прав, должны решаться путем социального партнерства. Это прямые требования современного демократического и правового государства, закрепленные в международных нормативно-правовых актах, Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ.

В связи с этим представляется, что необходимо повышать личный профессиональный уровень представителей профсоюза на всех уровнях, прежде всего председателей первичных профсоюзных организаций. Ведь о работе профсоюза рядовые члены во многом судят именно по деятельности председателя первичной профсоюзной организации. И если этот человек избран по принципу «меньше всех ведет уроков», то какие бы проекты не разрабатывали и реализовывали вышестоящие профсоюзные органы, рядовой член профсоюза их не увидит и не почувствует. К тому же заложенный в этом учебном пособии механизм социального партнерства предъявляет дополнительные требования к председателю Профкома.

Исходя из практики работы, мы, представители областной организации часто слышим мнения, что педагоги, не знают, как решить ту или иную проблему, ведь помимо ежегодного увеличения объема работ, связанных с профессиональной деятельностью, возникают проблемы бытового характера. Мы убеждены, что главное для педагога - это воспитание детей, а для всего остального есть мы – Профсоюз!

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.