Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

II. Проблемы действия уголовного закона в пространстве

 

Уголовный закон действует на определенной территории и в отношении определенного круга лиц. Рассматривая проблему действия закона в пространстве, в международном праве используют понятие «юрисдикция»[23]. По предмету правового регулирования выделяется уголовно-правовая юрисдикция. В теории не выработано единого определения этого понятия. Юрисдикция выражает верховенство государственной власти, ее законов, распространение их на соответствующую сферу. Ее можно рассматривать также как совокупность правомочий уполномоченных государственных органов по решению юридических вопросов. Она может быть полной и ограниченной, территориальной и экстерриториальной. Полная юрисдикция осуществляется в пределах собственной территории. Территориальная юрисдикция поэтому предполагает распространение государственной власти на всех лиц, находящихся на его территории. Экстерриториальная юрисдикция связана с распространением уголовно-правовых норм на деяния, совершенные вне пределов государства.

Уголовное законодательство РФ исходит из территориального принципа уголовной ответственности и принципа гражданства, каждый из которых олицетворяет суверенитет Российского государства. Вместе с тем действие уголовного закона в пространстве связывается также с реальным и универсальным принципами[24].

1. Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Этот принцип действия уголовного закона получил свое закрепление в виде общего правила, изложенного в ч. 1 ст. 11 УК РФ: «Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу». В этом императиве получает отражение суверенитет нашего государства и его право на уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступление на его территории. В соответствии с этим принципом решающее значение при выборе уголовного закона, подлежащего применению, имеет место совершения преступления.



В уголовном праве местом совершения преступления считается территория государства, где действует уголовный закон. Согласно ст. 4 Конституции РФ, суверенитет последней распространяется на всю ее территорию. В ч. 2 ст. 4 особо подчеркивается, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Единую территорию Российской Федерации образуют территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 5 Конституции РФ).

В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»[25], государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1). В данном Законе (ст. 5) подчеркивается, что понятием территории Российской Федерации охватывается не только суша в пределах Государственной границы, но также территориальные воды, включая прибрежные морские воды и внутренние воды. Территорией Российской Федерации считаются недра под сушей и водами Российской Федерации, воздушное пространство над сухопутной и водной территориями.

В ч. 2 ст. 11 УК РФ подчеркивается, что преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В соответствии с этим в УК РФ установлена уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253).

Водную территорию Российской Федерации составляют территориальные и внутренние воды.

Территориальные воды Российской Федерации составляют прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых по постоянному уровню воды либо по линии максимального отлива как на материке, так и на островах, которые принадлежат Российской Федерации (ст. ст. 15 и 16 Водного кодекса РФ). Ширина территориальных вод может составлять иную величину, если это установлено международными договорами Российской Федерации, а при их отсутствии - в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Внутренние морские воды включают в себя воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; воды заливов, бухт, губ, лиманов морей и проливов с шириной входа не более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации; воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат России.

Водную территорию Российской Федерации составляют также воды рек, озер и других водоемов, а также части пограничных рек и озер.

Воздушное пространство Российской Федерации представляет собой пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем (ст. 1 Воздушного кодекса РФ). Боковой границей воздушного пространства России служит вертикальная поверхность, проходящая по сухопутной и водной линии Государственной границы. Высотный предел, отделяющий воздушное пространство как часть государственной территории от космоса, подлежит установлению в соответствии с нормами международного космического права. До настоящего времени эта проблема решается на основе международных обычаев и практики деятельности государств по использованию космического пространства, согласно которым пространство в 100 - 110 км выше уровня океана рассматривается как имеющее международный режим (однако юрисдикция государств распространяется на объекты и их экипажи, которые находятся в данном космическом пространстве).

Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за границей территориального моря России на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка и принадлежащих России островов. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Согласно ст. 5 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации»[26] континентальный шельф не затрагивает правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства. Уголовно-правовая юрисдикция Российской Федерации над континентальным шельфом в настоящее время определяется главным образом кругом тех преступлений, которые обозначены в ст. 253 УК РФ.

Исключительную экономическую зону, в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»[27], составляет морское пространство (район), которое находится за пределами территориального моря и прилегающее к нему, имеющее особый правовой режим. Граница исключительной экономической зоны установлена на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих России. Особенности правового режима исключительной экономической зоны заключаются в праве прибрежного государства на разведку, разработку и сохранение природных живых и неживых ресурсов в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, на управление такими ресурсами, а также на любые виды деятельности по экономической разработке зоны. С этой целью в ней могут создаваться искусственные острова, установки и сооружения, осуществляться научные изыскания, направленные на сохранение и защиту морской среды. Создание исключительных экономических зон осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.[28]

Юрисдикция государств над морскими и речными судами определяется несколькими международно-правовыми актами, в том числе названной выше Конвенцией. Согласно ст. 95 этого документа, военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни былогосударства, кроме государства флага. Согласно международно-правовым документам несоблюдение иностранным военным кораблем или членами его экипажа законов государства, в территориальных или внутренних водах которого находится корабль, содеянное подпадает только под юрисдикцию государства, к порту которого приписан военный корабль. Это положение получило реализацию в ч. 3 ст. 11 УК РФ, включающей в себя следующее предписание: «По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения». Таким образом, военные воздушные и морские (речные) суда РФ, как объекты в смысле их уголовно-правовой юрисдикции, приравниваются к территории Российской Федерации.

Иной правовой режим устанавливается для невоенных (гражданских) судов. Согласно ч. 3 ст. 11 УК РФ «лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации». В ст. 96 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. содержится положение о том, что суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые и состоящие только на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага. Из текста и смысла последующих статей данной Конвенции следует, что это правило распространяется и на уголовно-правовую юрисдикцию (см. ст. 97 и др.).

В литературе высказывается мнение о том, что формулировка УКРФ относительно юрисдикции в отношении преступлений, совершенных на борту воздушных судов, не соответствует действующим международно-правовым документам, в частности Токийской конвенции 1963 г. «О преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна»[29]. В этом документе указывается, что независимо от того, где протекает полет во время совершения преступления, действует юрисдикция государстварегистрациивоздушного судна[30]. Вместе с тем в данной Конвенции оговаривается, что «независимо от места взлета или места фактической посадки воздушного судна, если преступник или предполагаемый преступник находится на территории иного государства, чем государство регистрации воздушного суда», действуют предусмотренные данной Конвенцией положения о выполнении процессуальных действий, а также выдачи и иной правовой помощи.

Таким образом, в случае совершения преступления на борту находящегося в полете воздушного судна, приписанного к порту России, ответственность наступает по УК РФ, независимо от того, где протекает полет, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Следует заметить, что в разных международно-правовых актах неоднозначно трактуется вопрос о начальном и конечном моменте полета: в Конвенции от 16 декабря 1970 г. «воздушное судно считается находящимся в полете в любое время с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки». Иначе решается вопрос в п. 3 ст. 1 Токийской конвенции 1963 г., где судно считается находящимся в полете с момента включения двигателя с целью взлета и до момента окончания пробега при посадке.

При решении проблемы преодоления конкуренции (коллизии)[31] между уголовными законами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права следует исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Определение места совершения преступления и, соответственно, выбор уголовного закона, подлежащего применению, как правило, не вызывает особых трудностей, ибо большинство совершаемых преступлений характеризуется скоротечностью и совершается на ограниченном пространстве (в квартире, на улице, в парке и т.п.), т.е. на территории одного государства. Таким образом, преступление считается совершенным на территории Российской Федерации, если преступная деятельность начата и окончена на ее территории. Однако в практике не исключены случаи, когда преступное деяние совершено на территории России, а преступные последствия деяния наступили на территории другого государства. Возможна и обратная ситуация, когда деяние совершено за пределами нашего государства, а последствия наступили на территории России (так называемые преступления с материальным составом).

Нормативное решение вопроса о том, закон какого из государств подлежит применению в этих случаях, в УК РФ отсутствует, хотя применительно ко времени совершения преступления это решение, как уже отмечалось, было найдено (ч. 2 ст. 9 УК). В литературе данная проблема является дискуссионной. В частности, высказывается мнение, что в случае, когда преступное действие выполнено на территории Российской Федерации, а результат наступил за ее пределами, применению подлежат нормы УК РФ[32]. Это мнение представляется правильным. Местом преступления следует считать место совершения общественно опасного деяния. Это положение следует распространить и на случаи неоконченного преступления, если оно пресечено или прекращено на территории Российской Федерации.

Находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать КонституциюРФ и соблюдать ее законы. Поэтому в случае совершения преступления они подлежат уголовной ответственности на общих (единых) основаниях. Закон (ч. 4 ст. 11 УК РФ) делает исключение лишь для дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые, согласно действующим законам и международным договорам, неподсудны по уголовным делам судам Российской Федерации (не подлежат их юрисдикции). Вопрос об уголовной ответственности названных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права. Иногда это положение именуют принципом экстерриториальности.

На основе закона и международных договоров правом неприкосновенности (иммунитетом) от уголовно-правовой юрисдикции пользуются послы и посланники иностранных государств, поверенные в делах, военные атташе и их помощники, советники посольств и секретари, торговые представители и их заместители, секретари-архивариусы, а также члены семей глав и дипломатического персонала представительств, если они проживают совместно с указанными лицами и не являются российскими гражданами. Перечень лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом от уголовной юрисдикции, регламентируется Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18.04. 1961 г.[33], Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г.[34] и другими международно-правовыми актами. Эти положения обычно воспроизводятся в национальном законодательстве. Аккредитующее государство вправе отказаться от подобного иммунитета, но это является исключением из общего правила.

Исходя из принципа взаимности, на основе специальных договоров с иностранными государствами на ряд консульских должностных лиц, а также на административно-технический персонал дипломатических представительств (за исключением граждан Российской Федерации) могут быть распространены положения о дипломатической неприкосновенности (иммунитете). Они могут применяться также к должностным лицам (либо к представителям) международных организаций, членам парламентских и правительственных делегаций. Эти положения содержатся также и в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

2. Принцип гражданства. Действие уголовного закона по принципу гражданства основывается на том, что в соответствии с Конституцией РФ(ст. 61)и Законом от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации»[35](ст. 5) граждане РФ за ее пределами пользуются защитой и покровительством Российского государства и одновременно с этим обязаны соблюдать Конституцию России (ст. 15). Это означает, в частности, что граждане России, где бы они ни находились, обязаны неукоснительно соблюдать ее законы.

В ч. 2 ст. 5 этого УК РФ указывалось, что лица без гражданства, совершившие преступление за пределами РФ, несут ответственность на тех же основаниях. В Законе лишь предусматривалась возможность смягчения наказания либо полного освобождения от него в случае, если гражданин России либо лицо без гражданства за совершение преступления уже понесли наказание за границей. Однако после принятия Конституции РФ это правило вступило в противоречие с ч. 1 ст. 50 Конституции РФ, где указывается, что «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление», что означало утрату действия соответствующего предписания уголовного закона (УК РСФСР) как противоречащего Конституции РФ. Это положение противоречило также нормам международного права.Так, в соответствии с Европейской конвенцией о передаче судопроизводства по уголовным делам (1972 г.), лицо, в отношении которого вынесено окончательное и подлежащее исполнению решение по уголовному делу, не может за то же самое деяние ни преследоваться в судебном порядке или быть осуждено, ни подвергнуться наказанию в другом государстве за некоторым исключением, предусмотренным ч. 2 ст. 35 этой Конвенции, когда могут не признаваться последствия применения принципа nonbisinidem («нельзя дважды за одно»)[36].

Согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации «преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства».

Прежняя (до 27 июля 2006 г.) редакция ч. 1 ст. 12 УК РФ имела иное содержание. Действие УК РФ в отношении указанных лиц связывалось с тем, что совершенное ими вне пределов Российской Федерации деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено. Действующий закон (ч. 1 ст. 12 УК РФ) такого обстоятельства не предусматривает. Его положения подлежат применению в отношении лица, совершившего преступление против интересов, охраняемых УК РФ. Иными словами, деяние, совершенное гражданином РФ (или постоянно проживающим в РФ лицом без гражданства) вне пределов России, может и не признаваться иностранным государством, на территории которого оно совершено, в качестве преступления. Достаточно, чтобы это деяние было предусмотрено как таковое именно УК РФ. Поэтому при осуждении данной категории лиц суды Российской Федерации по действующему закону не связаны с санкциями, предусмотренными законодательством иностранных государств (как это было предписано в прежней редакции ч. 1 ст. 12 УК РФ.).

В случае, когда совершенное деяние признается преступлением также и в государстве, на территории которого оно совершено, то возложение уголовной ответственности по УК РФ исключается, если в отношении указанных в законе лиц (ч. 1 ст. 12 УК РФ) имеется решение суда иностранного государства. Обращает на себя внимание то, что в прежней редакции рассматриваемое предписание было сформулировано иначе: «Если эти лица не были осуждены в иностранном государстве». Понятно, что ныне действующая трактовка данного правила является более емкой и соответствующей международно-правовым актам: решение суда иностранного государства может быть и не связано с осуждением.

Согласно ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Эту категорию лиц принято именовать бипатридами. Граждане России при определенных обстоятельствах используют это конституционное право. С точки зрения уголовного права юридическая проблема может возникать в случае совершения этими лицами преступления за пределами обоих государств, гражданами которых они являются. В международном праве предлагается рассматривать подобные случаи на основе принципа «эффективного гражданства», согласно которому применяется закон того государства, на территории которого такие граждане и их семьи постоянно проживают, имеют жилье, имущество, пользуются политическими и гражданскими правами.

В прежние времена советские войска были дислоцированы за пределами Российской Федерации в ряде европейских стран, входящих в дружественный блок с СССР. Некоторые воинские формирования РФ дислоцируются за пределами страны, а также выполняют миротворческие функции и в современный период. Статус военнослужащих определяется международными договорами. Согласно ч. 2 ст. 12 УК РФ, военнослужащие воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В международных договорах обычно содержатся предписания, что военнослужащие иностранного государства за совершение преступления за пределами воинской части (или базы) несут ответственность по законам страны пребывания. Этот принцип именуют иногда покровительственным (или специальной миссии)[37].

3. Реальный и универсальный принципы. В законе (ч. 3 ст. 12 УК РФ) указывается: «Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если иностранные граждане и лица без гражданства, не постоянно проживающие в РФ, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ». Такие принципы действия уголовного закона именуются: а) реальным, б) универсальным. Универсальный принцип отличается тем, что его установление связано прежде всего с необходимостью борьбы с международными преступлениями и «конвенционными» преступлениями, т.е. преступлениями международного характера[38]. Реальный принцип в международном праве именуется иногда принципом защиты (или безопасности), в связи с тем, что государство вправе привлекать таких лиц к ответственности ради защиты интересов государства, общества, своих граждан. Он заключается в том, что государство распространяет действие своего уголовного закона на преступления, совершенные иностранными гражданами за пределами Российской Федерации, но если они посягают на ее интересы, включая интересы граждан РФ или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют пробелы в праве. Полагаем, что выделенные в параграфе пробелы в праве могут быть разрешены не только за счет совершенствования уголовного и иного законодательства, но и посредством разработки постановления Пленума Верховного Суда РФ, обобщающего судебную практику по вопросам действия уголовного закона в пространстве.


Заключение

 

В оде исследования была достигнута основная цель: комплексное, всестороннее научное изучение института пределов действия уголовного закона в пространстве в Российской Федерации, проведен анализ норм, регулирующих данный институт, изучены проблемы, существующих в законодательстве ивысказанных в научной литературе.

Уголовное законодательство - совокупность правовых норм, устанавливающих принципы, основания и пределы уголовной ответственности и определяющих деяния, признаваемые преступлениями, а также виды и меры наказания за их совершение. Значение уголовного закона в жизни общества велико, во-первых, он выступает как фундаментальная база для осуществления правосудия по уголовным делам, во-вторых,как основа для проведения политики государства в сфере борьбы с преступностью, в третьих, осуществляет функции по предупреждению и пресечению совершения новых преступлений. Для эффективного действия уголовной юрисдикции необходимо определить пространственные и временные рамки действия уголовного закона.

В работе затрагивались вопросы относительно действия уголовного закона в пространстве, что имеет огромное практическое и теоретическое значение. Говоря о действии уголовного закона в пространстве, можно сказать, что он базируется на следующих принципах:

- территориальный принцип;

-национальный принцип;

-экстерриториальный принцип;

-покровительственный принцип.

Принципы действия уголовного закона в пространстве охватывает большое количество значимых условий, тесно взаимодействует с нормами международного права и нормами национально-правовых систем других государств, в чем находит свое подтверждение издавна известное мнение, что право - это искусство, искусство добра и справедливости.

В курсовой работе были указаны лишь некоторые проблемы действия уголовного законодательства в пространстве. Подчеркнем, что разрешение данных проблем только на уровне толкования уголовного законодательства представляется нам недостаточно неэффективным, поскольку не может обеспечить единообразия в его применении. Следовательно, научные исследования в данной области должны быть направлены на формирование обоснованных предложений по изменению и дополнению уголовного законодательства, призванных исчерпывающе и точно регламентировать его действие в пространстве.

 


 

Библиографический список

 

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04. 1961 г. // Ведомости ВС СССР. 1964. № 18. Ст. 221.

2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. // Ведомости ВС СССР. –1964. - № 18. -Ст. 641.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 дек. 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1994. -№ 12.

4. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах от 30.03.1961 г. // Бюллетень международных договоров. - 2000. - № 8. - С. 15 – 50.

5. Конвенция ООН по морскому праву от 10 дек. 1982 г. // Бюллетень международных договоров. - 1998. - № 1. - С. 3 – 168.

6. О преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна : Токийская конвенция 1963 г. // Бюллетень международных договоров. - 1998. - № 2. - С. 36 – 198.

7. Конвенция о психотропных веществах от 21.02.1971 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV.- М., - 1981. - С. 416 – 434.

8. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII.- М., 1994. - С. 133 – 157.

9. Конституция Российской Федерации: принята на всенарод. голосовании 12 дек. 1993 г.// Рос.газ. – 1993. – № 237.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации : от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ : [в ред. федер. закона от 08 июня 2015 г. № 153-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ // Парламентская газета. - 2001. - № 241-242.

12. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации :федер. закон от 8 дек. 2003 г. № 162-ФЗ // СЗ РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4848.

13. О языках народов РСФС: Закон РСФСР от 25 окт. 1991 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 50. - Ст. 1741.

14. О гражданстве Российской Федерации:Закон РФ от 28 нояб. 1991 г. // Парламентская газета. - 2002. - № 104.

15. О Государственной границе Российской Федерации:Закон РФ от 1 апр. 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 84.

16. О континентальном шельфе Российской Федерации :федер. закон от 30 нояб. 1995 г. // Российская газета. - 1995. - № 237.

17. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации :федер.закон от 17 дек. 1998 г. № 191-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 51. - Ст. 6273.

18. О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации:федер. закон от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ // Российская газета. - 1996. - № 113.

19. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия :постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 окт. 1995 г. № 8 // БВС РФ. - 1996. - № 1. - С. 3 - 4.

20. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации :постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 окт. 2003 г. № 5 // БВС РФ. - 2003. - № 12. - С. 3.

21. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 апр. 2006 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2006. - № 3.- С. 64.

22. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 4-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации <...> в связи с жалобами граждан А.К. Айжанова, Ю.Н. Александрова и других // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2006. - № 3. - С. 63.

23. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2004 г. // БВС РФ. 2005. № 4.

24. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. :[утратил силу] // Ведомости ВС РСФСР. - 1960. - № 40. - Ст. 592.

25. О некоторых вопросах применения судами Федерального закона от 1 июля 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» :постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 янв. 1995 г. № 1 : [утратил силу] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1995. - № 4.

26. Бибик, О. Н. Источники уголовного права Российской Федерации / О. Н.Бибик. -СПб.: Юрайт, 2006. - 216 с.

27. Бойцов, А. И. Действие уголовного закона в пространстве / А. И. Бойцов. -СПб.: Юрайт, 1995. - 441 с.

28. Валеев, Р. М.Международное уголовное право в документах: В 2 т. Т. II / Р.М. Валеев, И.А. Тарханов, А.Р. Каюмова. - Казань, 2005. - 459 с.

29. Иногамова-Хегай, Л. В. Конкуренция норм уголовного права / Л. В. Иноганова-Хегей. - М.: Статут, 1999. - 341 с.

30. Иногамова-Хегай, Л. В. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации преступлений / Л. В. Иноганова-Хегей. - М.: Юрайт, 2002.- 570 с.

31. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В.И. Радченко. - М.: Юрайт, 2000. -809 с.

32. Козяченко, И. Я.Уголовное право. Общая часть / И.Я. Козаченко. - М.: Статут, 2008. -613 с.

33. Комиссаров, В. С.Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / В.С. Комиссарова, Н.Е. Крыловой, И.М. Тяжковой. - М.: Статут, 2012. -879 с.

34. Лукашук, И. И. Международное уголовное право / И. И. Лукашук, А. В. Наумов. - М.: Статут, 1999. -612 с.

35. Пудовочкин, Е.И.,Пирвагидов С.С. Принципы и источники уголовного права / Е. И. Пудовочкин, С. С. Пирвагидов. - СПб.: Юрайт 2003. - С. 212.

36. Ревин, В. П.Уголовное право России. Общая часть / В.П. Ревин. - М.: Юстицинформ, 2009. - 496 с.

37. Решняк, М. Г. Некоторые проблемы действия уголовного закона в пространстве / М. Г. Решняк // Российский следователь. - 2013. - № 1. - С. 20 - 21.

38. Степченко, В.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в уголовном праве / В. В. Степченко. - Владимир, 2007. - 132 с.

39. Якубов А. Процессуалисты «совершенствуют» уголовный закон / А. Якубов // Законность. - 2003. - № 1.

 


[1]Комиссаров В. С. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. М.: Статут, 2012. С.307.

[2]Ревин, В. П. Уголовное право России. Общая часть. - М.: Юстицинформ, 2009. С.89.

[3] СЗ РФ.1996. № 25. Ст. 2954.

[4] СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4848.

[5] БВС РФ. 1996. № 1. С. 3 - 4.

[6] БВС РФ. 2003. № 12. С. 3.

[7]Бюллетень международных договоров. 2000. № 8. С. 15 – 50.

[8]Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV.- М., 1981. С. 416 – 434.

[9]Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII.- М., 1994. С. 133 – 157.

[10] Парламентская газета. 2001. № 241-242.

[11] Якубов А. Процессуалисты «совершенствуют» уголовный закон // Законность. 2003. № 1.

[12] Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2004 г. // БВС РФ. 2005. № 4.

[13]Пудовочкин Е.И., Пирвагидов С.С. Принципы и источники уголовного права. СПб., 2003. С. 212.

[14] Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.

[15] Степченко В.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в уголовном праве. Владимир, 2007. С. 55.

[16]Бибик О.Н. Источники уголовного права Российской Федерации. СПб., 2006. С. 139.

[17]Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1741.

[18]Российская газета. 1996. № 113.

[19] Постановление Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 4-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации <...> в связи с жалобами граждан А.К. Айжанова, Ю.Н. Александрова и других // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. № 3. С. 63.

[20]Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

[21]Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 4.

[22] Постановление Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 3. С. 64.

[23]Решняк М.Г. Некоторые проблемы действия уголовного закона в пространстве // Российский следователь. 2013. № 1. С. 20 - 21.

[24]Иногамова-Хегай Л.В. Конкуренция норм уголовного права. М.: Статут, 1999. С. 279.

[25]Российская газета. 1993. № 84.

[26] Российская газета. 1995. № 237.

[27]Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.

[28] Бюллетень международных договоров. 1998. № 1. С. 3 – 168.

[29]Бюллетень международных договоров. 1998. № 2. С. 36 – 198.

[30]Уголовное право. Общая часть: Учебник / Отв. ред. И.Я. Козаченко. 4-е изд. М.: Статут, 2008. С. 87.

[31]Иногамова-Хегай Л.В. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации преступлений: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2002. С. 7.

[32]Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко; науч. ред. А.С. Михлин. М.: Юрайт, 2000. С. 20.

[33] Ведомости ВС СССР. 1964. № 18. Ст. 221.

[34] Ведомости ВС СССР. 1964. № 18. Ст. 641.

[35]Парламентская газета. 2002. № 104.

[36]Международное уголовное право в документах: В 2 т. Т. II / Сост. Р.М. Валеев, И.А. Тарханов, А.Р. Каюмова. Казань, 2005. С. 119.

[37]Бойцов А.И. Действие уголовного закона в пространстве. СПб.: Юрайт, 1995. С. 100.

[38]Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. М.: Статут, 1999. С. 112.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.