Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ГЛАВА 10. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Тезисы

Понятие конкуренции . Совершенная и несовершенная конкуренция. Характеристика рынка совершенной конкуренции.

Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Общий , средний и предельный доход конкурентной фирмы. Типы поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции: максимизация прибыли , минимизация издержек , прекращение производства . Точки критического объема производства . Нормальная или нулевая экономическая прибыль. Сверхприбыль или квазирента .

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Условия долгосрочного равновесия . Кривая долгосрочных средних издержек . Отраслевые различия кривых долгосрочных средних издержек.

Совершенная конкуренция и эффективность экономики. Преимущества и недостатки рынка совершенной конкуренции.

Типы рыночных структур

Одним из самых главных факторов, диктующим общие условия функционирования рынков, является степень развития на нем конкурентных отношений.Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях рынка.

Разделение рыночных структур на различные типы основано на ряде параметров, которые определяют признаки отраслевого рынка.

  1. Численность продавцов и их рыночные доли.
  2. Степень дифференциации продукта.
  3. Условия вступления в отрасль и выхода из нее.
  4. Степень контроля производителей над ценами.
  5. Характер поведения фирм.

В зависимости от содержания каждого признака и их комбинации формируются различные типы отраслевых рынков, характеризующихся разной степенью конкурентности.

В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур.



Совершенная конкуренция — тип конкуренции, при котором фирмы не обладают властью над рынком и конкурируют по цене. Характерной ее особенностью является то, что продавцы не могут увеличить свои доходы за счет повышения цены и единственным доступным для них способом получения экономической прибыли является снижение издержек производства, а совершенная конкуренция становится условием обеспечения максимальной эффективности функционирования экономики.

Несовершенная конкуренция — тип экономики, при котором фирмы обладают известной властью над рынком и конкурируют за объем продаж. Данный тип конкуренции представляет способ соперничества фирм, имеющих разные размеры и издержки, отличительные характеристики продукта и разные цели, а также применяющих различные конкурентные стратегии. Его отличительной особенностью является использование преимущественно неценовых методов конкуренции. Встречаются различные виды несовершенной конкуренции:

Чистая монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится похожая, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирмам элемент монопольной власти над рынком.

Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопсоническая власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.

Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении на один товар разных цен для различных покупателей.

Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец — монополист.

Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.

Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.