Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Патентные службы и патентные поверенные

 

В целях организации работы по правовой охране промышленной собственности, соблюдения норм законодательства в этой области, проведения эффективной инновационной и коммерческой политики на предприятиях, в организациях и учреждениях Республики Беларусь создаются патентные подразделения.

Основными задачами патентного подразделения являются:

выработка и проведение патентной и лицензионной политики предприятия как составной части его научно-технической и инновационной стратегии;

развитие на предприятии изобретательского творчества и принятие мер по использованию объектов промышленной собственности в хозяйственной деятельности;

стимулирование изобретательской деятельности, охрана прав и интересов авторов и лиц, содействующих созданию и использованию объектов промышленной собственности;

содействие разработке объектов техники и технологии на высоком научно-техническом уровне и выпуску продукции, конкурентоспособной на мировом рынке;

выявление объектов промышленной собственности и обеспечение их правовой охраны в республике и за рубежом.

В целях выполнения основных задач в области охраны промышленной собственности патентное подразделение предприятия:

организует патентно-информационную работу, обеспечивает работников предприятия патентной информацией по тематике проводимых и перспективных работ;

комплектует при необходимости патентный фонд предприятия и организует работу с ним, в том числе на основе внедрения автоматизированных систем патентной информации;

принимает участие в подготовке договоров на создание (передачу) научно-технической продукции по вопросам, относящимся к его компетенции, и контролирует их выполнение;



проводит патентные исследования, осуществляет контроль за патентной чистотой выпускаемой продукции;

принимает участие в подготовке договоров с авторами о передаче предприятию прав на созданные ими объекты промышленной собственности, готовит предложения о целесообразности использования прав на получение патентов, переданных предприятию его работниками;

оформляет и подает в Национальный центр интеллектуальной собственности заявки на выдачу патентов на изобретения, промышленные образцы, регистрацию иных объектов промышленной собственности;

ведет делопроизводство по заявкам, готовит жалобы в Апелляционный совет и заявления в Верховный Суд Республики Беларусь;

разрабатывает соглашения о размере денежной компенсации за использование изобретений в период их временной правовой охраны;

контролирует своевременность уплаты патентных пошлин и сборов, готовит предложения о прекращении поддержания патентов в силе;

принимает участие в решении вопросов о целесообразности зарубежного патентования, готовит материалы для передачи их патентным поверенным, ведет переписку с ними, контролирует уплату пошлин в иностранной валюте;

выявляет факты нарушения патентов, принадлежащих предприятию, принимает участие в разрешении возникающих в связи с этим конфликтов и споров, в том числе судебных;

готовит предложения о передаче прав на патент другому физическому или юридическому лицу и соответствующий договор для регистрации его в Национальном центре интеллектуальной собственности;

принимает меры по разработке товарных знаков, их регистрации, продлению их действия и внесению изменений в регистрацию товарного знака, а также регистрации лицензионных договоров и договоров об уступке товарного знака;

принимает меры по обеспечению правовой охраны товарного знака в странах предполагаемого экспорта продукции предприятия;

принимает меры по предотвращению незаконного использования товарного знака предприятия на внешнем и внутреннем рынках для возмещения причиненного такими нарушениями материального ущерба;

готовит предложения о покупке лицензии либо предоставлении принудительной лицензии, технико-экономические обоснования продажи лицензий, решения о предоставлении открытой лицензии;

участвует в переговорах о заключении лицензионных соглашений, соглашений о передаче технологий, иных результатов научно-технической деятельности;

вносит совместно с другими службами предприятия предложения по отнесению научно-технической и иной информации к коммерческой тайне предприятия;

ведет учет и предоставляет статическую отчетность по изобретательству.

С принятием патентных законов в Республике Беларусь появилась необходимость в подготовке и аттестации патентных поверенных, основная функция которых — оказание физическим и юридическим лицам Республики Беларусь и зарубежных государств услуг по правовой охране объектов промышленной собственности.

Патентный поверенный оказывает физическим и юридическим лицам Республики Беларусь и зарубежных государств (в дальнейшем — доверители) следующие услуги:

дает консультации по вопросам правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, сортов растений, топологий интегральных микросхем и других объектов промышленной собственности;

выполняет поручения доверителей и оказывает практическую помощь в оформлении заявок на получение охранных документов на объекты промышленной собственности;

дает консультации и представляет доверителей при реализации права распоряжения охраняемыми объектами промышленной собственности, в том числе при заключении лицензионных договоров, а также при передаче неохраняемых технических достижений;

представляет доверителей в Национальном центре интеллектуальной собственности, судах и других органах, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов;

дает консультации по вопросам оспаривания охранных документов на объекты промышленной собственности, выданных третьим лицам;

осуществляет другие виды консультационной деятельности, не противоречащие действующему законодательству, а также представительство в области промышленной собственности.

Отношения между патентными поверенными и доверителем регламентируются договором поручения (доверенностью), оформленным в соответствии с законодательством.

 

Зарубежное патентование

 

Одной из основных целей патентования за границей является обеспечение правовой охраны объектов промышленной собственности при поставке продукции на экспорт. Патентование необходимо, во-первых, для закрепления рынка за своими товарами и обеспечения беспрепятственной поставки в течение длительного срока, во-вторых, для предотвращения копирования новых технических решений и появления конкурентов и, в-третьих, для получения более высокой прибыли, учитывая большую ценность запатентованных решений. Особенно актуально патентование объектов промышленной собственности при поставках комплектного оборудования и передаче технической документации по контрактам с зарубежными фирмами, а также при выполнении программ международного научно-технического сотрудничества.

Другая основная цель патентования за границей — продажа лицензий иностранным фирмам на право использования созданных объектов промышленной собственности.

При отборе объектов промышленной собственности для зарубежного патентования необходимо учитывать:

§ значимость объекта промышленной собственности и его преимущества по сравнению с аналогичными решениями. Предлагаемый для патентования объект должен обеспечивать, как правило, более высокие технико-экономические показатели будущего изделия или технологического процесса по сравнению с известными;

§ состояние и перспективы промышленного освоения, возможности демонстрации работоспособного образца или технологического процесса;

§ результаты рекламно-коммерческой проработки и заинтересованность зарубежных потребителей;

§ возможность контроля за использованием предлагаемого к патентованию объекта;

§ варианты процедуры патентования и предполагаемые расходы по патентованию.

Традиционная процедура патентования осуществляется в странах, где имеется перспектива продажи лицензий или экспорта продукции, в соответствии с национальным законодательством. Эта процедура наиболее выгодна при ограниченном числе стран патентования. При традиционной процедуре патентования важно полностью использовать возможности подачи заявок с испрашиванием конвенционного приоритета.

При заинтересованности заявителя в патентовании изобретений в странах, участвующих в региональных патентных конвенциях, целесообразнее использовать соответствующий региональный механизм.

В случае, если патентование необходимо осуществлять в нескольких странах европейского экономического сообщества (ЕЭС), заявители могут воспользоваться Европейской патентной конвенцией. Конвенция предусматривает выдачу европейского патента Европейским патентным ведомством, находящимся в Мюнхене (ФРГ), на основе унифицированных для этой цели правил. Членами конвенции являются 24 государства.

Процедура патентования состоит из следующих этапов: подача заявки, предварительная экспертиза по формальным требованиям, проведение международного поиска, публикация заявки и отчета о поиске, экспертиза по существу, принятие решения о выдаче патента либо об отклонении заявки.

При необходимости патентования изобретения в странах СНГ целесообразно воспользоваться Евразийской патентной конвенцией. Конвенция была подписана 9 сентября 1994 г. и вступила в силу в августе 1995 г. Конвенцию ратифицировали 9 государств: Туркменистан, Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Российская Федерация, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Армения и Республика Молдова.

Конвенция учредила Евразийскую патентную организацию, исполнительным органом которой является Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ).

Подача евразийской заявки осуществляется на русском языке через национальный патентный орган, который проводит проверку соблюдения формальных требований к заявке.

Если заявитель желает обеспечить охрану изобретения, например, в странах Европы, США, Японии и других, лучше воспользоваться преимуществами, которые предоставляет Договор о патентной кооперации (РСТ — Patent Cooperation Treaty). Для Республики Беларусь договор действует с 1991 г., а всего в договоре участвует 123 государства.

Договор о патентной кооперации (РСТ) обеспечивает необходимую рационализацию и сотрудничество при подаче и обработке патентных заявок и распространении содержащейся в них технической информации. Основная цель РСТ заключается в том, чтобы — в интересах как пользователей патентных систем, так и патентных ведомств — сделать более простой, эффективной и рентабельной работу с патентными заявками при испрашивании охраны в нескольких странах за счет сокращения дублирования усилий, имеющих место при подаче и обработке заявок отдельно в каждой стране.

На базе РСТ создана международная система, позволяющая подать в Международное бюро ВОИС одну единственную международную заявку с указанием стран, в которых испрашивается патент. В рамках системы, в частности, осуществляется: формальная экспертиза международных заявок национальными ведомствами; международный поиск, отчет о котором предоставляется заявителю и публикуется по истечении 18 месяцев с даты приоритета; централизованная публикация международных заявок вместе с относящимися к ним отчетами о международном поиске, а также рассылка соответствующих материалов в указанные ведомства. Решение вопроса о выдаче патентов остается в компетенции национальных и региональных ведомств, которые могут использовать для этих целей отчет о международном поиске и заключение международной предварительной экспертизы.

 

Патентные пошлины

 

Во всех странах мира в соответствии с национальными законодательствами за совершение юридически значимых действий по правовой охране и передаче прав на объекты промышленной собственности взимаются патентные пошлины. Взимание пошлин предусмотрено международными и региональными конвенциями. Размеры и порядок пошлин определяются, как правило, правительством, другими органами государственного управления или высшими руководящими органами, образованными соответствующими конвенциями.

Перечень юридически значимых действий, размеры и сроки уплаты пошлин устанавливаются обычно Положениями о пошлинах. Так, например, при испрашивания европейского патента пошлины взимаются: за подачу заявки, проведение поиска, проведение экспертизы, подачу возражения, подачу апелляции, за возобновление рассмотрения заявки в случае пропуска заявителем установленных сроков и некоторые другие действия. Пошлины уплачиваются Европейскому патентному ведомству.

Для ряда стран Европейским патентным ведомством предусмотрены льготы по уплате пошлин. Такие льготы в настоящее время имеются для стран СНГ, размер уплачиваемых пошлин на 75% меньше установленных.

За публикацию описания изобретения, выдачу патента и поддержание его в силе национальным патентным ведомством страны-члена Европейской патентной конвенции, указанной в заявке, пошлина уплачивается национальному патентному ведомству.

В соответствии с Евразийской конвенцией предусмотрены взимание пошлин за подачу евразийской заявки на одно изобретение — единая процедурная пошлина (800 дол. США), за экспертизу заявки по существу (800 дол. США), за выдачу евразийского патента (500 дол. США).

Для государств-участников Конвенции установлена льгота по пошлинам. Заявители этих государств уплачивают пошлины в размерах, составляющих 10% от размера установленных пошлин.

Положением о пошлинах и сборах, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь, за патентование одного изобретения, включая подачу заявки, проведение патентного поиска и экспертизы, регистрацию в Государственном реестре и выдачу патента взимается 4,5 базовой величины. За подачу заявки на регистрацию товарного знака, проведение экспертизы заявленного обозначения, регистрацию знака в Госреестре, публикацию и выдачу свидетельства взимается 4,0 базовые величины.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.