Тема 13. Макроэкономический анализ открытой экономики Основные понятия: мировое хозяйство, интернационализация, интеграция, международная торговля, международное сотрудничество, международное разделение труда, внешнеэкономическая стратегия государства, мировой рынок, мировое хозяйство, кооперация производства, внешнеторговый оборот страны.
Вопросы для обсуждения
1. Что лежит в основе мирового хозяйства и объединения национальных хозяйств?
2. На какие три основные группы подразделяются все страны мира и к какой из них относится Россия?
3. В каких основных формах проявляется интернационализация?
4. Охарактеризуйте формы экономической интеграции.
5. С какой современной внешнеторговой государственной политикой перекликаются идеи меркантилизма?
6. Какой подход к оценке выгод международной торговли противоположен протекционизму?
7. По каким направлениям развивается международная специализация производства?
8. В каких организационных формах может осуществляться международное сотрудничество?
9. Какие существуют основные виды внешнеэкономической стратегии государства?
10. Какими особенностями характеризуется российская государственная политика в области внешней торговли?
Дискуссионные вопросы
1. Мирохозяйственная конкурентоспособность национальной экономики.
2. Внешняя торговля и окружающая среда.
3. Экономическая интеграция стран СНГ.
4. Включение российской экономики в мирохозяйственные
связи.
Темы рефератов
1. Интернационализация экономики как основа формирования всемирного хозяйства.
2. Международное разделение труда и его роль в развитии мирового хозяйства.
3. Интеграционные и транснациональные факторы хозяйственного сближения.
4. Роль экономики России в мировом хозяйстве.
Тесты
1. Растущий внешний спрос на российские государственные облигации, вызванный более высокой процентной ставкой в России:
а) увеличивает внешний долг России и международную стоимость рубля;
б) увеличивает внешний долг России и уменьшает международную стоимость рубля;
в) уменьшает внешний долг России и увеличивает международную стоимость рубля;
г) уменьшает внешний долг России и международную стоимость рубля.
2. Совокупность взаимодействующих национальных экономик всех стран мира и международных экономических отношений — это:
а) мировой рынок;
б) мировое хозяйство;
в) мировая экономика.
3. Специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно- технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке, — это:
а) международная интеграция;
б) международное кооперирование;
в) международное разделение труда;
г) международная концентрация производства.
4. Основные причины развития разделения труда между странами представляют собой:
а) различия в природно-климатических условиях;
б) трудовые факторы;
в) геополитические особенности положения страны;
г) факторы научно-технического развития;
д) использование информационных преимуществ;
е) уровень заработной платы;
ж) проведение политики импортозамещения.
5. Процесс интернационализации означает:
а) достижение определенной степени единства торговли, производства и кредитно-финансовой сферы национальных государств, входящих в формирующийся мировой хозяйственный комплекс, несмотря на наличие государственных границ;
б) формирование многоуровневой мировой системы хозяйственных связей, объединяющей отдельные страны в глобальный мировой комплекс;
в) растущую связь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем;
г) поиск и занимание национальной экономикой определенной «ниши» в мировом хозяйстве;
д) развитие устойчивых экономических связей между странами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ;
е) все ответы верны.
6. Показатель экспортной квоты свидетельствует о:
а) уровне кооперации производства;
б) степени ориентации отдельных отраслей национальной экономики на внешние рынки;
в) характере внешнеэкономических связей страны;
г) уровне отраслевой международной специализации.
7. Абсолютное преимущество — это способность:
а) производить товары или услуги с меньшими альтернативными затратами;
б) производить товары или услуги с меньшими затратами на единицу времени;
в) одной страны производить больше другой;
г) страны производить товар, который не может быть изготовлен в другой стране (например, из-за отсутствия ресурсов).
8. Если страна А имеет сравнительное преимущество перед страной Б в производстве автомобилей, то:
а) продавать автомобили из страны А в страну Б не имеет экономического смысла;
б) альтернативная стоимость производства автомобилей в стране А выше, чем в стране Б;
в) альтернативная стоимость производства автомобилей в стране Б выше, чем в стране А;
г) снижение спроса на автомобили в стране Б будет выгодно автомобилестроителям страны А.
9. Внешнеторговый оборот страны — это:
а) весь экспорт страны, за исключением гуманитарных поставок и помощи;
б) сумма экспорта и импорта;
в) все экспортные поставки;
г) весь экспорт, за исключением необлагаемых налогом товаров.
10. К основным инструментам внешнеторгового регулирования относятся:
а) таможенные тарифы;
б) протекционизм;
в) нетарифные методы регулирования;
г) реэкспорт;
д)меры по стимулированию экспорта.
Задачи
1. В стране А 1 кг трески обходится в 120 мин. рабочего времени, в стране Б — в 80 мин., морковь же «дороже» в стране Б: 10 мин. против 5 мин. в стране А.
На основе этих данных можно утверждать, что:
б) страна А имеет абсолютное преимущество в производстве трески;
в) ни страна А, ни страна Б не имеют сравнительных пре-имуществ в производстве трески и моркови;
г) страна А имеет сравнительные преимущества в производстве моркови.
2.Страна А может производить 1 т пшеницы или 4 т угля, используя для этого одну единицу ресурсов. Страна Б может производить 2 т пшеницы или 5 т угля, используя при этом также одну единицу ресурсов:
Определите направления экспорта и импорта в условиях свободной торговли:
а) страна А будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь;
б) страна Б будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь;
в) страна А не будет экспортировать и импортировать пшеницу;
г) страна Б не будет экспортировать и импортировать уголь.
3.Производственные возможности России и Германии по производству сыра и трикотажа представлены в табл. 13.1
Таблица 13.1
Товар
| Россия
| Германия
| Сыр, кг/ч
|
|
| Трикотаж, м2/ч
|
|
|
Подсчитайте выигрыш Германии от торговли, если Россия и Германия обменяют 5 кг сыра на 6 м2 трикотажа:
а) 2 ч.;
б) 3 ч.;
в) 4 ч.;
г) 5 ч.;
д) 6 ч.
4.Затраты труда на изготовление одного фотоаппарата и 1 м2 ткани в России и Германии приведены в табл. 13.2.
Таблица 13.2
Товар
| Россия
| Германия
| Фотоаппарат
|
|
| Ткань
|
|
|
Определите, в каком диапазоне будет находиться равновесная относительная цена на фотоаппараты в случае развития свободной торговли между двумя странами:
а) 1/3 <Р< 3;
б) 1/4 <Р< 3;
в) 1/4 <Р< 4;
г) 1/3 <Р< 4;
д) 1/4 <Р< 1/3.
5.В табл. 13.3 представлены данные о производстве ткани и вина в Англии и Португалии.
Таблица 13.3
Затраты времени на производство, ч
| Англия
| Португалия
| 1 м ткани
|
|
| 1 л вина
|
|
|
Сравнивая две страны и анализируя возможности свободной торговли между ними, будет верным утверждать, что Англия обладает:
а) абсолютным преимуществом в производстве тканей;
б) абсолютным преимуществом в производстве вина;
в) сравнительным преимуществом в производстве вина;
г) сравнительным преимуществом в производстве ткани;
д) не обладает сравнительным преимуществом ни по одному из товаров.
Одной из форм самостоятельной работы студента является подготовка реферата, в котором студент освещает теоретический вопрос на выбор по согласованию с преподавателем, исходя из перечня тем, приведённых ниже. Работа оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ, и защищается студентом на семинарском занятии.
Тематика рефератов
1. Процесс реформирования экономики в России: концепция, основные этапы, итоги.
| 2. Проблемы приватизации в России: итоги и последствия, особенности современного этапа.
| 3. Теневая экономика, ее роль в России.
| 4. Государственная поддержка аграрной сферы.
| 5. Пути решения проблемы безработицы в современных условиях.
| 6. Уровень жизни, его оценка.
| 7. Проблема бедности в России.
| 8. Социальные фонды в рыночной экономике: значение, способы формирования.
| 9. Инфляция: причины, последствия, опыт решения проблем..
| 10. Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы.
| 11. Экономические кризисы: причины и последствия.
| 12. Государственное регулирование экономики.
| 13. Налоговая система России: значение для экономики.
| 14. Налоговые системы развитых стран.
| 15. Роль банковской системы в экономике России.
| 16. Роль кредита в условиях рыночной экономики.
| 17. Экономическая безопасность России.
| 18. Переходный период: сущность, особенности для России.
| 19. Научно-техническая политика в России: возможности и проблемы.
| 20. Социальная политика в рыночной экономике.
| 21. Ресурсный потенциал России, проблема его эффективного использования.
| 22. Сибирь в едином российском рыночном пространстве.
| 23. Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом.
| 24. Проблема экономического роста в России и за рубежом.
| 25. Проблема инвестиций для российской экономики.
| 26. Государственный долг: опыт развитых стран, проблемы для России.
| 27. Проблемы государственного долга для развивающихся стран.
| 28. Миграция рабочей силы: международный аспект.
| 29. Государственное регулирование денежно-кредитной системы.
| 30. Регулирование валютного рынка в России и за рубежом.
| 31. Место развитых стран в мировой экономике.
| 32. Россия в системе мирового хозяйства.
| 33. Импорт и экспорт капитала: мировой опыт, проблемы для России.
| 34. Импорт и экспорт товаров: основные проблемы для России.
| 35. Государственное регулирование внешнеэкономической связей.
| 36. Новые индустриальные страны в мировой экономике.
| 37. Государственный бюджет, проблема баланса доходов и расходов.
| 38. Глобализация в современных условиях.
| 39. Процесс реформирования экономики в России: концепция, основные этапы, итоги.
| 40. Проблемы приватизации в России: итоги и последствия, особенности современного этапа.
|
Для получения дополнительных баллов, студент готовит по предлагаемым темам доклады, которые выполняются в свободной форме. Основные требования к изложению доклада является новизна, актуальность, аналитический обзор, определение своей точки зрения и возможных путей решения макроэкономических проблем.
Тематика докладов
1. Концепции измерения экономического равновесия в трудах отечественных экономистов (Д.Ю. Миропольский, В.М. Юрьев и др.).
2. Международные различия в ВВП.
3. Инвестиционная политика в Российской Федерации.
4. Структурная динамика сбережений населения переходной экономики.
5. Эволюция кредитной системы РФ.
6. Происхождение центральных банков.
7. Монетаризм в российской экономической политике.
8. Система и субъекты финансовых отношений.
9. Эволюция типов налогов.
10. Местные налоги и их роль в формировании доходов субъектов Федерации.
11. Структурный анализ государственного долга РФ.
12. Эволюция форм безработицы в XX веке.
13. Рабочая сила и человеческий капитал.
14. Цикличность в динамике занятости.
15. Миграция и эмиграция трудовых ресурсов.
16. Причины стагфляции в экономике западных стран в 70-е гг. XXв.
17. Методы индексации доходов населения в условиях инфляции.
18. Бюджетный дефицит и инфляционный налог.
19. Кейнсианская школа и теория экономического цикла Хикса (торгово-промышленный цикл).
20. Использование принципа акселерации при анализе циклических колебаний.
21. Структурный кризис в России.
22. Специфика экономического роста в конце XX столетия.
23. НТП: содержание, формы, эффективность проявления.
24. Экономический рост, ресурсосбережение и экология.
25. Мировой рынок золота. Золотые аукционы.
26. Пути достижения конвертируемости валюты.
27. Формы международных расчетов.
28. Анализ платежного баланса России.
29. Влияние глобализации на государственную экономическую политику в открытой экономике.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций
Оценивание знаний обучающихся осуществляется на основе текущего и промежуточного контроля (контрольной работы).
Оценивание знаний на основе текущего контроля включает элементы:
- активность работы студента при изучении курса (своевременное выполнение всех видов работ, участие в обсуждении на семинарах и др.);
- самостоятельная работа студента (самостоятельное углубленное изучение теоретических аспектов в рамках дисциплины);
- защита рефератов и презентаций по предложенным темам.
Распределение баллов, которые получают студенты
Текущее тестирование и самостоятельная работа
| | Сумма
| |
| | Тема 1
| Тема 2
| Тема 3
| Тема 4
| Тема 5
| Тема 6
| Тема 7
| Тема 8
| Тема 9
| Тема 10
| Тема 11
| Тема 12
| Тема 13
| Реферат
| Презентация
| Всего
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
В результате изучения дисциплины «Макроэкономика» у обучающихся формируются компетенции: способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностьвыбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3).
Итоговая аттестация по курсу «Макроэкономика» проводиться в виде устного экзамена, где студенты должны ответить на два теоретических вопросов (перечень вопросов прилагается) и практическое задание (три теста и задача).
|