Пиши Дома Нужные Работы


Формы организации учебной деятельности

Суть и функции НО

Содержание начального образования составляет основу для всестороннего развития учеников, формирования их мышления, познавательных интересов, подготовки к продолжению образования и будущей трудовой деятельности. Являясь средством воплощения в жизнь целей обучения (образования), содержание отражает как текущие, так и перспективные потребности общества, составляющих его людей. Именно потребности личные и общественные в наибольшей степени направляют формирование содержания. Оно создается сложно и противоречиво, ибо несет на себе отпечаток приоритетов многих людей и групп. Свои взгляды на то, каким должно быть содержание образования в младшей школе, имеют все – от родителей и самих учеников до министров и академиков. Поэтому формирование содержания чаще всего происходит на основе взаимных соглашений.

Среди причин, в наибольшей степени обусловливающих формирование содержания начального обучения, выделяются: 1) цели образования; 2) социальные и научные достижения; 3) общественные потребности; 4) личные потребности; 5) педагогические возможности и др.

Потребности (общественные и личные) являются приоритетным фактором формирования содержания. На нынешнем этапе построения новой российской школы образование должно стать основой создания нового демократического государства, культурного и духовного возрождения, эпохальных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, становления демократического общества и рыночных отношений, повышения уровня развития отечественной науки и техники до лучших мировых стандартов. Должна быть решена проблема, как наилучшим образом соединить общественные и личностные интересы, как, не ослабляя ориентации на удовлетворение общественных потребностей, сделать образование личностно значимым и необходимым для каждого

 

4. Документы, определяющие содержание образования. Характеристика учебного плана, примерных программ, учебников.

– государственные образовательные стандарты (ГОСТы)

– учебный план

– учебная программа

– учебники и учебные пособия

Содержание образования основывается на ГОСТе общего среднего образования, который отражает общественный заказ (идеал образования) вместе с реальными возможностями системы образования.

ГОСТ – документ, служащий основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; в стандартах закрепляются цели, задачи и содержания образования, что даёт возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство. ГОСТ определяет:

1) минимум содержания основных образовательных программ;

2) максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;

3) требования к уровню подготовки выпускников (что они должны знать, уметь и т.д. ЗУН).

Система образования существует и ориентируется на нормативные документы: 1. Учебный план - это документ, который определяет состав перечня учебных предметов, изучаемых в учебных заведении, их распределение по годам, а также количество часов: недельное и годовое - отводимое на изучение данных предметов. Учитывается график учебная процесса (каникулы, практика). 2. Учебная программа - это документ деятельности учителя, которая фиксирует содержание учебного предмета. Здесь определяются объём и содержание знаний, умений, навыков по предмету. Раскрывается содержание отдельных разделов и тем, указывается количество часов по каждой теме. Программа состоит из 4 частей: 1) Пояснительная записка (актуальность и необходимость изучения дисциплины, цель и задачи курса). 2) Перечень тем и вопросов. 3) Указания на межпредметные связи. 4) Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В законе РФ об образовании прописано, что учителю предоставлено право создания авторских программ, соответствующих государственному стандарту. Требования к созданию авторских программ: 1. Авторские программы должны учитывать современные достижения педагогики, психологии и соответствующих методик. 2. Должны обеспечивать высокую эффективность и результативность. 3. Должны носить стабильный характер, когда положительные результаты достигаются при минимальных затратах. 4. Возможность обеспечивать творческое овладение другими методиками основной идеи, которые адаптируются к возрастным, индивидуальным особенностям учащихся к профессиональным качествам учителя и природно-географическим условиям. 5. Не наносить ущерба здоровью учащихся, качеству обучения и воспитания. Учебник - это систематическое изложение учебного материала по учебному предмету. Требования к учебнику: научность, доступность, краткость, точность, ясность, выразительность изложения, совершенство методологического аппарата (задания, упражнения, иллюстрации, приложения), качественное художественное оформление и полиграфическое исполнение.

Формы организации учебной деятельности

Форма— характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Формы бывают конкретными (урок, домаш­няя работа, факультативные занятия, консультации, дополнитель­ные занятия, контроль знаний и др.) и общими.

Урок— коллективная форма обучения, которой присущи посто­янный состав учащихся, жесткие рамки занятий, регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х — начале 70-х гг. XX века в процессе очередной безус­пешной попытки реформировать школьное образование. Эти заня­тия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желаю­щим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Домашняя работа — форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного ру­ководства учителя.

Внеклассная работа — олимпиада, кружки — должны способ­ствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей уча­щихся.

Фронтальной работе уделяется в дидактике большое внимание. Необходимость таких занятий обуславливается едиными учебными программами, обязательными для изучения всеми учащимися, и развитием индивидуальных способностей и дарований учащихся класса. При фронтальной работе ученик проявляет себя как личность, демонстрирует свои знания, эрудицию, память, желание и умение трудиться в коллективе.. Однако эта форма работы имеет и свои слабые стороны, так как она в определенной степени усредняет задания по объему и рассчитана на единый темп работы. С целью оптимальной занятости учащихся на уроке постоянно используются индивидуальные формы занятий. При этом каждый ученик получает свое задание, которое он выполняет независимо от других. Чаще всего это задания карточки, где учитель имеет возможность их дифференцировать (Карточки- задания прилагаются ). Индивидуальные занятия особенно важны для школьников с негативным отношением к учебе. могут быть карточки-инструкторы, карточки с пропусками (особенно по геометрии) и т.д. Когда же задание выполнено учеником, учитель должен заметить это, поднять престиж в глазах класса. (карточки-задания прилагаются).

Эффективность применения индивидуальных форм работы в воспитании школьников во многом определяется тем, насколько хорошо учитель знает личностные качества учащихся, уровень их знаний и умений, мотивы учения, учебные возможности, индивидуальные возможности. Самостоятельная работа становится средством активной познавательной Самостоятельная работа должна быть посильна для каждого школьника. Задания для учащихся необходимо давать разные по сложности.

Методы обучения

Метод обучения (от греч. Metodos — буквально: путь к чему-либо) — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, на­правленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования.

В качестве общего признака классификации высту­пают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

• приобретение знаний; • формирование умений и навыков;• применение знаний;

• творческая деятельность; • закрепление;

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности. Тип познавательной де-ятельности — это уровень самостоятельности (напряженности) по­знавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Выделены следующие методы:

• объяснительно-иллюстративныый (информационно-рецептив­ный);

• репродуктивный; • проблемное изложение; • частично-поисковый (эвристическиий);• исследовательский.

4. По дидактическим целямвыделяются две группы методов обучения:

- методы, способствующие первичному усвоению учебного мате­риала;

- методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

К первой группе относятся: информационно-развивающие мето­ды (устное изложение учителя, беседа, работа над книгой); эвристи­ческие (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, дис­пут, лабораторные работы); исследовательский метод.

Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, коммен­тированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практи­ческие работы. и т.д. методы

 

Осн методы обуч в нач шк

Используются наглядные, словесные (беседа, рассказ, диалог) и практические (метод упражнений, практический) методы обучения.

Наглядные методы обучения необходимо использовать на уроках в начальной школе. Это правило вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.

Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Однако не следует отрицать при этом роль внимания. Как известно, внимание является функцией, обслуживающей все психические процессы. Без внимания не возможно осуществлять ни одну сознательную деятельность, не возникает мысль. Следовательно, без внимания не возможно нормально построить процесс обучения. Поэтому так важно научиться управлять вниманием учеников.

У младших школьников небольшая устойчивость внимания, им свойственно частое отвлечение. В связи с этим с первых уроков необходимо "воспитывать" внимание.

Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодарянаблюдению возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодарядемонстрациивнимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержание изображаемого на доске.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция.

Рассказ предполагает устное повествовательное изложение со­держания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

Объяснение.Под объяснением следует понимать словесное ис­толкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение— это монологическая система изложения. К объяс­нению чаще всего прибегают при изучении теоретического материа­ла, решения химических, физических, математических задач, тео­рем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях при­роды и общественной жизни.

Беседа— диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подво­дит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвое­ние ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым мето­дам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого пришло понятие «сократическая беседа».






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.