Глава 1. Понятие, признаки и административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти. Федеральное казенное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Псковский филиал Академии ФСИН России
Факультет подготовки государственных и муниципальных служащих
Дисциплина:Административное право
Курсовая работа
Тема № ___ « Федеральные органы исполнительной власти: федеральные и региональные уровни »
Преподаватель: Зыкина Е. В. кандидат юридических наук, доцент
Студент: Вердиханов Нурмет Алиметович
Курс « 2 » Учебная группа № « 531-12»
Место жительства -Псковский район д. Тямша
Телефон 89643146608
Регистрационный номер ________
от « »_____________ 20___г.
Псков 2015
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие, признаки и административно - правовой статус федеральных органов исполнительной власти.
1.1 Понятие органов исполнительной власти.
1.2 Признаки органов исполнительной власти.
1.3 Классификация органов исполнительной власти.
Глава 2. Федеральные органы исполнительной власти.
2.1 Правительство – высший орган исполнительной власти в РФ 2.2 Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
2.3 Министерства, службы и агентства как Федеральные органы исполнительной власти.
Глава 3. Органы исполнительной власти субъектов РФ.
3.1 Виды органов исполнительной власти субъектов РФ и их полномочия.
3.2 Органы исполнительной власти Республики Дагестан.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тема моей курсовой работы – Федеральные органы исполнительной власти: федеральные и региональные уровни.
Задача реализации полученной в процессе эволюции разновидности публичной власти — исполнительной власти, связанной с исполнением законов государства и необходимыми для этих целей властными предписаниями в процессе государственного управления, возложена на самостоятельную группу органов, выступающих в качестве составной части механизма государства. Как субъект административного права орган исполнительной власти — государственный орган, объединенный общими принципами организации и функционирования с другими органами системы исполнительной власти, реализующий самостоятельную компетенцию по осуществлению государственного управления, которая носит исполнительно распорядительный и практически- организующий характер и выражается в реализации полномочий, направленных на организацию исполнения и непосредственное исполнение конституции, законов, решений вышестоящих органов и судебных решений, а также осуществляющий функции в сфере оказания государственных услуг и сфере своего взаимодействия с гражданским обществом. В связи с потребностями в законодательном регулировании системы органов исполнительной власти можно предложить закрепить данное определение как базовое для регионального и федерального уровней системы исполнительной власти. Вопросы структурного или организационно- правового характера определяют устройство исполнительной власти с точки зрения внешней формы ее организации[1]
Актуальность темы.На мой взгляд, актуальность данного исследования не вызывает сомнения. Реформирование государственности и правовой системы России, производимое в течение последнего десятилетия, привело к появлению нового конституционного строя и кардинальным образом изменило его сущность. Пристальный интерес исследователей к исполнительной власти в целом и к ее органам объясняется острой необходимостью выработки как теоретических основ ее функционирования, так и потребностью в накоплении опыта правоприменения в решении вопросов, непосредственно связанных с деятельностью этих структур.
Предмет курсовой работы – исполнительная власть в Российской Федерации.
Объект курсовой работы - органы исполнительной власти в Российской Федерации.
Цель курсовой работы - провести детальный анализ специфических черт федеральных органов исполнительной власти, рассмотреть подробно каждый орган исполнительной власти и дать им характеристику.
Достижению поставленной цели поможет решение следующих исследовательских задач:
1) провести анализ понятия и признаков федеральных органов исполнительной власти;
2) исследовать виды федеральных органов исполнительной власти, их классификации;
3) изучить основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти;
4) рассмотреть понятие системы органов исполнительной власти;
5) описать специфические черты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Научность. При написании данной курсовой работы были использованы статьи, учебники по Административному праву таких ученых как: Бахрах Д. М., Овсянко Д. М., Коренев А.П., Козлов Ю.М. , Попов Л.Л., Макарейко Н.В. и другие, а так же различные нормативно правовые акты различной юридической силы и интернет источники
Структура.Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, где каждая глава разделена на параграфы, также в курсовой имеется заключение и список использованной литературы.
В первой главе я расскажу о понятии, признаках и административно-правовом статусе федеральных органов исполнительной власти. Также приведу примеры классификации органов исполнительной власти по различным критериям.
Во второй главе « Федеральные органы исполнительной власти» я расскажу подробно про основные органы, которые ведут в Российской Федерации исполнительную власть, дам им подробную характеристику, структуру и их компетенции.
В третьей главе будет дана характеристика Органов исполнительной власти субъектов РФ их разновидности, полномочия и дам подробную характеристику Органов исполнительной власти республики Дагестан.
Глава 1. Понятие, признаки и административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти.
1.1 Понятие органов исполнительной власти.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Исполнительные органы (органы государственного управления, администрации), являясь одним из видов органов государственной власти, обладают вышеуказанными признаками. Они отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей деятельности и ее характером. Исполнительные органы осуществляют функции общего управления, непосредственное, повседневное оперативное руководство в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах.[2]
Исполнительная власть – категория особого рода и, что необходимо подчеркнуть, новая для организации государственной власти в России на современном этапе ее развития. Внедрению этого понятия в законодательный и практический обиход способствовал тот факт, что Конституция РФ 1993 г. восприняла широко распространенный в западном мире принцип разделения властей. До того как в ст. 10 Конституции РФ было зафиксировано, что государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, во всех советских и российских конституциях термин «исполнительная власть» отсутствовал. Широко использовался иной термин, а именно «государственное управление».[3]
Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
Признаки, перечисленные в данном определении, позволяют выразить сущность органов исполнительной власти и отличить их от других государственных (законодательных, судебных) и негосударственных органов.
Каждый государственный орган, в том числе орган исполнительной власти, представляет собой организацию, т. е. коллектив людей, соответствующим образом организационно оформленный. Для органов исполнительной власти характерно прежде всего то, что они состоят в основном из государственных служащих, которые должны отвечать установленным требованиям в отношении профиля и уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств.
Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию.
Внутренняя структура органа исполнительной власти включает в себя руководителя и его заместителей, коллегиальный орган управления и работников аппарата (структурные и другие подразделения).
Руководитель устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними, утверждает структуру, положения о структурных подразделениях и штатное расписание аппарата в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда. Так, Президент утверждает укрупненную структуру подразделений своего аппарата, устанавливает численность работников и месячный оклад. Правительство утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, численность и месячный фонд заработной платы управленческого персонала. И так — «сверху» «вниз» на федеральном и региональном уровнях управления.
Коллегиальный орган (коллегия, совет) оказывает существенное влияние на деятельность органа исполнительной власти. Коллегии создаются во всех министерствах, ведомствах, других органах управления. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности органа исполнительной власти. Ее решения проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя. Решения эти носят рекомендательный характер, но, будучи объявленными актами руководителя органа (например, указом Президента — решение Совета Безопасности), императивны.
Территориальный масштаб деятельности органа исполнительной власти связан с федеративным устройством Российской Федерации и означает пределы территории, на которую распространяется действие его актов управления.[4]
Орган исполнительной власти является отдельным звеном государственного аппарата наряду с органами законодательной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ). Это означает, во-первых, что в отличие от предприятий и учреждений государственного сектора они непосредственно выступают от имени государства, проводят в жизнь его политику в различных областях хозяйственной, социально-культурной и административно-политической жизни и, во-вторых, наделены государством необходимым для этого определенным объемом государственно-властных полномочий, каковыми предприятия и учреждения обладать не могут.
Сущность предоставляемых органам исполнительной власти полномочий государственно-властного характера находит свое выражение в их праве:
а) издавать от имени государства юридически обязательные правовые акты. б) осуществлять от имени государства постоянное наблюдение (надзор) за соблюдением устанавливаемых правовыми актами требований и правил; в) обеспечивать исполнение требований юридически обязательных актов и защищать их от нарушений путем применения государственных по своему характеру мер убеждения, разъяснения, поощрения и т.п., а в необходимых случаях – мер государственного (административного) принуждения.
Поскольку государственно-властными полномочиями наделяются все органы государственной власти, важное значение имеет установление границ их использования органами исполнительной власти. Государственно-властные полномочия органов исполнительной власти используются ими исключительно в целях государственно-управленческой деятельности.
Органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность на подзаконной основе. Это означает, что закон – основная база государственно-управленческой деятельности, субъектами которой являются эти государственные органы. К числу их особенностей следует также отнести то, что, осуществляя свою деятельность на основе и во исполнение закона, они не только организуют непосредственное исполнение прямых велений закона, но самостоятельно устанавливают подзаконные правила поведения в сфере государственного управления.
Органы исполнительной власти, действующие как на федеральном, так и на региональном уровнях, образуют единую систему государственной администрации. В рамках этой системы каждое ее звено, т.е. конкретный орган исполнительной власти, обладает необходимой оперативной самостоятельностью. Основы компетенции этих органов закрепляются частично в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации, а также в законодательных актах РФ и ее субъектов. Таким образом, каждый орган исполнительной власти имеет свое управленческое «лицо».
Органы исполнительной власти имеют организационную структуру, т.е. внутреннее построение, предполагающее создание соподчиненных структурных подразделений (например, департаменты министерств). Их деятельность является выражением внутренней организации (самоорганизации), необходимой для того, чтобы данный орган исполнительной власти был способен эффективно выполнять свое назначение вовне, т.е. непосредственно в сфере государственного управления.
Первичной ячейкой организационной структуры органов исполнительной власти является в соответствии с Федеральным законом «О государственной службе» государственная должность государственной службы, учреждаемая для непосредственного исполнения и обеспечения полномочий данного органа.[5]
Каждый орган исполнительной власти имеет определенный территориальный или предметный масштаб государственно-управленческой деятельности. Первое означает, что осуществляемые данным органом полномочия имеют силу либо на всей территории Российской Федерации, либо на территории субъекта Федерации (региона). Второе предполагает осуществление либо общих управленческих функций (например, Правительство РФ, правительства республик), либо определенных управленческих функций специального характера в установленных сферах деятельности. В их числе регулятивные, разрешительные, контрольные и распорядительные функции. Однако они также могут осуществляться в различном территориальном объеме.[6]
В субъекте Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.
Уставом субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.
В соответствии с федеральной Конституцией в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.[7]
Исполнительная власть - это основной рабочий механизм, реализующий политику государственной власти как целостной системы (единства всех ветвей и уровней власти) и законы, которые эту политику выражают и исходят от власти законодательной. В реальности исполнительная власть - это система государственных органов, деятельность которых обеспечивается составом государственной службы и иных служащих, выполняющих определенные их правовым статусом действия. Деятельность аппарата исполнительной власти обеспечивает выполнение функций органов этой ветви власти.[8]
|