Тема 5. Предметно-развивающая среда в кабинете начальных классов Цель:развитие аналитических и проектировочных умений.
Методические рекомендации для студента:
- Построение предметно-развивающей среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
Задание 5.1. Изучение предметно-развивающей среды кабинетов 1, 2, 3, 4 классов, анализ соответствия принципам построения
Проанализируйте степень соответствия предметно-развивающей среды принципам построения.
Принцип безопасности и личного комфорта учащихся.
|
| Принцип вариативности в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, средств и материалов.
|
| Принцип динамической изменчивости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением индивидуальных интересов учащихся.
|
|
Задание 5.2. Анализ предметно-развивающей среды с точки зрения методического оснащения
Проанализируйте предметно-развивающую среду одного кабинета.
Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные
акты:
|
| Учебно-методические материалы:
|
| УМК:
|
| Дидактические и раздаточные материалы:
|
| Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета, ЭОР:
|
| Традиционные и инновационные средства обучения, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:
|
| Учебно-практическое оборудование
|
| Игры и игрушки
|
|
Задание 5.3. Участие студента в создании предметно-развивающей среды (пополнение методического оснащения)
Проанализируйте план работы кабинета. Укажите задачи работы кабинет на текущий учебный год.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
По заданию учителя пополните фонд методического оснащения кабинета (дидактическими или методическими материалами). Кратко опишите в дневнике выполненное задание.
|
|
|
| _____________________________________________________________________________
|
Задание 5.4. Проектирование предметно-развивающей среды кабинета начальных классов (возраст детей по выбору студента)
Спроектируйте фрагмент (часть) информационной зоны в кабинете начальных классов с учётом плана работы кабинета на учебный год и перспективного плана развития кабинета.
Учитывайте принципы личностно-ориентированного и системно - деятельностного подхода. Проект оформите на листе формата А4.
Тема 6. Планирование обучения и воспитания младших школьников
Цель:развитие аналитических и проектировочных умений.
Методические рекомендации для студентов:
- Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций учителя… Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся (Из Примерной ООП НОО ([сост. Е. С. Савинов].- 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2012. )
Задание 6.1.
Ознакомление с ООП НОО школы, порядком работы над ООП в течение учебного года
Ознакомьтесь со структурой ООП НОО. В ходе беседы с заместителем директора узнайте о сроках и обосновании коррекции разделов ООП. Заполните таблицу:
Разделы
| Структурные элементы и обоснование коррекции
| Рекомендуемые сроки коррекции
| Пояснительная записка
| Введение:
|
| Цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы:
|
| Состав участников образовательного процесса:
|
| Общие подходы к организации внеурочной деятельности:
|
| Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО
| Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты:
|
| Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО
| Система оценки планируемых результатов:
|
| Программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО
| Типовые задачи формирования УУД:
|
| Преемственные связи
|
| Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
| Пояснительная записка, результаты освоения, содержание и тематическое планирование:
|
| Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО
| План мероприятий
|
| Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
| Модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися
|
| Программа коррекционной работы
| Перечень, содержание и план
|
|
Задание 6.2. Составление алгоритма по разработке проекта рабочих программ по учебным дисциплинам НОО
Рабочая программа – это совокупность учебно-методической документации, разрабатываемая каждым учителем индивидуально. Она должна отражать особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе конкретного образовательного учреждения, определять оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса.
Работа над созданием программы начинается с изучения основных документов: ФЗ РФ №273, ФГОС НОО, Примерных программ НОО, Устава ОУ, Образовательной программы ОУ, авторских предметных программ.
Ознакомьтесь с Примерными программами по учебным предметам для начальной школы (Пояснительная записка). Ответьте на вопрос:
Чем определяется выбор варианта тематического планирования? ________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Укажите названия авторских программ, с которыми вы ознакомились:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучите раздел 19.5 ФГОС НОО. Дополните предложения:
Назначение программ отдельных учебных предметов, курсов __________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эти программы разрабатываются на основе _________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В ходе беседы с учителем выясните алгоритм разработки содержания рабочей программы по каждому пункту.
Название раздела
| Алгоритм разработки содержания
| 1) Пояснительная записка
|
| 2) Общая характеристика учебного предмета, курса.
|
| 3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
|
| 4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
|
| 5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
|
| 6) Содержание учебного предмета, курса.
|
| 7) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
|
| 8) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
|
| Каким образом учтены особенности класса и ОУ при составлении рабочей программы? __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 6.3. Разработка календарно-тематического планирования по учебной дисциплине (по выбору студентов)
Возможный вариант планирования:
№ п/п
| Тема учебного занятия
| Сроки
| Планируемые результаты
| Основные виды деятельности обучающихся
| Учебно-метод. обеспеч., матер.-технич. обеспеч., ЭОРы
| Формы организации образовательного процесса
| Личностные
| Метапредметные (УУД, работа с текстом)
| Предметные
| | | | | | | | | | В соответствии с требованиями к составлению календарно-тематического планирования, принятыми в школе, составьте КТП по учебной дисциплине на одну четверть.
Задание 6.4.
|