Виды товаров, для которых закон спроса не действует Тема 7. «РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА», «ТИПЫ РЫНКОВ».
Понятие «рынок».
Рынок-сфера обмена товаров на деньги и денег на товар, взаимодействие потребителей и производителей в масштабе страны, региона, мира.
Структура рынка – внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Признаки рынка:
- Неконтролируемый спрос
- Неконтролируемое предложение
- Неконтролируемая цена
Субъекты и объекты рынка.
Субъекты
| Объекты
| Домашние хозяйства
Фирмы
Банки
Государство
| Товары
Услуги
Факторы производства
Деньги
Ценные бумаги
|
Типы рынков.
Типы рынков
|
По экономическому назначению
|
Рынок товаров и услуг
Рынок средств производства
Рынок труда
Рынок инвестиций
Рынок финансов
Фондовый рынок
Рынок научных разработок
Рынок средств обращения (денег)
| По географическому положению
| Местный рынок
Региональный рынок
Национальный рынок
Мировой рынок
| По степени ограниченности конкуренции
| Монополистический рынок
Олигополистический рынок
Свободный рынок
Смешанный рынок
| По уровню насыщения
| Равновесный
Дефицитный
Избыточный
| По характеру продаж
| Оптовый
Розничный
| По субъектам
| Рынок покупателей
Рынок продавцов
Рынок посредников
Рынок государственных учреждений
| По степени зрелости
| Неразвитый
Развитый
Формирующийся
| По соответствию действующему законодательству
| Легальный
Нелегальный
|
Достоинства и недостатки рынка.
Достоинства рынка
| Недостатки рынка
| - Эффективное распределение ресурсов
- Гибкость
- Свобода потребителей и производителей
- Максимальное удовлетворение потребностей
| - Растрата невосполнимых ресурсов
- Игнорирование негативных последствий решений
- Отсутствие полной занятости и стабильности цен
- Рынок не обеспечивает развитие фундаментальной науки
|
Функции рынка:
- Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
- Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.
- Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
= Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.
- Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
-
Интегрирующая (координационная) посредническая - объединяющая
Тема урока: «Спрос и предложение».
Цель урока:Ознакомить учащихся с законами спроса и предложения; развивать умение анализировать графическую информацию и решать задачи по теме «Спрос, предложение, рыночное равновесие»; продолжить формирование навыков работы с тестами.
Тип урока: Комбинированный урок
Класс:11 класс
Литература для учителя:
- программа базового уровня:
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев.Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень. // Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы.- М.: Просвещение, 2011.
- Учебник:
Обществознание. Учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. / [ Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под редакцией Л.Н.Боголюбова.- М.: Просвещение, 2006.
- Учебные пособия:
Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / Государственный Университет- Высшая школа экономики; Под редакцией
С.И. Иванова.- М: Вита- Пресс, 2001.
- Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Пособие для учителя..- М.: Вита-Пресс, 2005.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Изучение нового материала.
Спрос.
Спрос –желание и возможность купить товар по данной цене в данный момент времени.
Величина спроса -количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене за определённый период.
Учащиеся рисуют график спроса.
? Кто может на основании графика сформулировать закон спроса.
Закон спроса ( закон спроса действует для нормальных товаров !):
Величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены на единицу товара.
(- Чем выше цена, тем ниже спрос; чем ниже цена, тем выше спроса)
Причины закона спроса:
- «Эффект нового покупателя»
- «Эффект замещения»
- «Эффект дохода»
Виды товаров, для которых закон спроса не действует
- Товары престижного спроса
- Товары низшей категории
- Товары-заменители (субституты)
- Дополняющие товары (комплименты)
Субституты— взаимозаменяемые товары.
Комплементарные блага (Комплементы) — это несколько товаров (два и более) которые дополняют друг друга и потребляются одновременно. Примерами таких товаров могут служить: автомобиль и бензин; компьютер, монитор, клавиатура и мышка; подушка и одеяло.
? Кто может привести свой пример товаров-субститутов и товаров – комплементов.
|