Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие бедствия на море или водном пути

Его также следует отличать по пространственному признаку от понятий «экологическое бедствие» и «чрезвычайная экологическая ситуация». Дело в том, что оно охватывает чрезвычайные происше­ствия, имеющие место только в акваториях (водном пространстве), независимо от их правового статуса, и связанные с угрозой (рис­ком) для безопасности людей и окружающей среды. Бедствие на море или водном пути может быть вызвано различными причинами, например столкновением судов или каким-либо иным навигацион­ным инцидентом с судном в открытом море, вызванным ненадлежа­щим исполнением своих обязанностей лицом (лицами), управляю­щим судном, либо техническими неисправностями; иной морской аварией; актом пиратства, т. е. неправомерным насилием, задержа­нием или любым грабежом, совершаемыми с личными целями эки­пажем или пассажирами частновладельческого судна или летатель­ного аппарата, военного корабля, государственного судна, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем; экологического бедствия, вызванного опасным загрязнением мор­ской или водной среды, в том числе в результате деятельности по захоронению опасных (радиоактивных, химических и др.) отходов либо морской аварии; угрожающим безопасности судна (или судо­ходства) в данном районе актом насилия, направленного против другого судна в открытом море; разрушением или повреждением судна, помещением на судно устройств или веществ, угрожающих разрушением судна или безопасному плаванию данного судна, раз­рушением морского навигационного оборудования и др., а также при захвате стационарных платформ, совершении актов насилия против лиц на стационарной платформе, если таковое угрожает ста-




ционарной платформе, наносит ей повреждения или разрушает ее, помещении на платформе веществ или устройств, угрожающих ее безопасности.

УК РСФСР в ч. 4 ст. 223' предусматривал также уголовную от­ветственность за несообщение ответственными за то должностными липами судов и иных плавучих средств, платформ и других сооруже­ний и пр. сведений о готовящемся или произведенном сбросе опас­ных для морской среды, ее биоресурсов, жизни и здоровья людей, безопасности судоходства веществ.

Бедствием на море или водном пути признается наличие ситуа­ции, при которой жизни и здоровью людей угрожает реальная опас­ность, окружающая (морская) среда находится под угрозой, созда­ются помехи законным видам пользования водными или морскими путями.

Ежегодно в мире фиксируется значительное число аварий и иных бедствий на море или водных путях, нередко сопровождаю­щихся причинением значительного материального ущерба, вреда ок­ружающей среде, гибелью людей. Так, в России в 1995 г. только на маломерных судах было зафиксировано 13 аварий (в 1996 г.-23), получивших статус чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В акватории Балтийского моря за последние 10 лет произошло бо­лее 100 аварий, многие из которых привели к загрязнению морской среды.

Международный кодекс по управлению безопасной эксплуата­цией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), принятый 4 ноября 1993 г., указывает, что наиболее важными средствами пре­дотвращения морских аварий и загрязнения моря с судов являются проектирование, строительство, оснащение и техническое обслужи­вание судов, а также их эксплуатация надлежащим образом обучен­ными экипажами в соответствии с международными конвенциями и стандартами, относящимися к безопасности на море и.предотвра­щению загрязнения.

Источники права: Международный кодекс по управлению безо­пасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ) от 4 ноября 1993 г.-Российские вести, 1994, 1 сентября; Кодекс поведения при аварийном загрязнении трансграничных внутренних вод 1991 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, рас­положенных на континентальном шельфе; Конвенция о борьбе с не­законными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 г.; Конвенция по морскому праву от 10 декабря 1982 г.; Инструкция о порядке передачи сообщений о за­грязнении морской среды; Приказ Министерства транспорта РФ от


 


26 июля 1994 г. «О мерах по повышению безопасности мореплава­ния»; Временный порядок оценки и возмещения вреда окружающей среде в результате аварии от 27 июня 1994 г., утвержденный прика­зом Минприроды РФ.

Совершение преступления в условиях стихийного или иного об­щественного бедствия является обстоятельством, отягчающим нака­зание (п. «д» ч. 1 ст. 63 УК РФ; см. также постановление № 17 Пле­нума Верховного Суда СССР «О рассмотрении судами дел, связан­ных с преступлениями, совершенными в условиях стихийного или иного общественного бедствия» от 23 декабря 1988 г.—Сборник постановлений пленумов верховных судов СССР и РСФСР (Рос­сийской Федерации) по уголовным делам. М., СПАРК, 1995, с. 345-346).

Правовое регулирование вопросов экологической безопасности, чрезвычайных экологических ситуаций, экологических бедствий и других, как уже отмечалось, осуществляется в актах различных от­раслей права. Особое место в системе этих норм занимает регламен­тация чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение

В российском праве чрезвычайное положение понимается в двух смыслах: как угроза безопасности, специфическая кризисная ситуа­ция, существующая объективно и представляющая опасность для населения, территорий, хозяйственных и других объектов, окружаю­щей среды и т. п., и как особый правовой режим, осуществляемый в определенных пределах, основывающийся на конституционных нор­мах и международных обязательствах и устанавливаемый в опреде­ленных законом рамках с учетом особенностей и сферы проявления регулируемого кризиса (конфликта, чрезвычайной ситуации), инте­ресов государства, общества и населения отдельных территорий, гра­ждан. Правовой режим чрезвычайного положения, с одной сторо­ны, направлен на достижение или восстановление нормальных усло­вий жизнедеятельности в определенных границах и объявляется в целях скорейшей нормализации обстановки, восстановления закон­ности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи, а с другой — связан с принятием в особом порядке экстраординарных мер, ограничивающих права личности или возлагающих дополнительные обязанности на граж­дан, государственные структуры, правоохранительные органы и пр.

Режим чрезвычайного положения охватывает как социальные конфликты и кризисы, так и бедствия, вызванные иными причина­ми (стихийные, экологические, техногенные и пр.). Чрезвычайное по-240


ложение может быть объявлено на всей территории РФ сроком не более 30 дней, в отдельных регионах —не более чем на 60 дней ука­зом Президента РФ с немедленным уведомлением Совета Федера­ции (к ведению которого относится утверждение указа) и Государ­ственной Думы, а также с уведомлением в 3-дневный срок Генераль­ного секретаря ООН об ограничении прав и свобод граждан, состоящем в отступлении от обязательств по Международному пак­ту о гражданских и политических правах, объеме отступлений и причинах решения. Ограничения, допускаемые при введении чрез­вычайного положения, весьма широки и касаются многих политиче­ских, личных и других прав. При этом сохраняют свое действие та­кие гарантии соблюдения прав, как основные правовые институты (суды, прокуратуры, адвокатура, формы судопроизводства и т. д.), а создание чрезвычайных судов, внесудебных органов уголовного су­допроизводства запрещается. В Указе Президента РФ «О дополни­тельных мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения в г. Москве» от 5 октября 1993 г. содержится наиболее полный пе­речень правоограничений: комендантский час, особый режим въез­да и выезда, ограничение передвижения автотранспорта, усиление охраны общественного порядка, запрещение собраний, митингов, уличных шествий и т. п., досмотр транспортных средств, проверка документов, личный досмотр, досмотр вещей, жилища, запрет на продажу оружия и ядовитых веществ, ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и обществен­ных движений и т. д.

Статья 87 Конституции РФ помимо чрезвычайного положения предусматривает военное положение.

Введение и осуществление чрезвычайного положения имеют уго­ловно-правовое значение: возникает вопрос о привлечении к уголов­ной ответственности лиц, совершивших действия, вызвавшие необ­ходимость введения чрезвычайного положения, противодействовав­ших порядку чрезвычайного положения либо превышавших власть и иным образом злоупотребивших своими служебными возможно­стями.

Совершение преступления в условиях чрезвычайного положения является обстоятельством, отягчающим наказание (п. «д» ч. 1 ст. 63 УК РФ).

Анализ экологических рисков

Анализ экологических рисков в РФ представляет собой слож­ную, во многих случаях юридически оформленную интеллектуаль­ную деятельность. Она осуществляется по плану, т. е. заранее, про-


ЙЙЙЗ гйёл


гностически или в зависимости от уже возникшей ситуации; сверну­то или развернуто; на основе нормативно-правовых процедур или вне их. Эта деятельность, по общему определению, направлена; 1) на выявление существующего или потенциального риска; 2) на оценку ситуации риска, вида и интенсивности угрозы состоянию ок­ружающей среды или конкретным объектам; 3) на установление сте­пени неопределенности развития ситуации, т. е. предсказуемости или непредсказуемости; 4) оценку абстрактной и реальной возмож­ности устранения угрозы; 5) на определение степени и стоимости устранения угрозы.

Предполагается, что анализ рисков должен завершаться приня­тием решений и их реализацией. Так в России, к сожалению, проис­ходит не во всех случаях. Реально осуществляемый анализ рисков предполагает в методическом плане определение: а) понятия риска в его фактическом и правовом выражении; б) источников риска; в) ситуации риска; г) правовых основ анализа рисков (повода, про­цедуры); д) механизма управления рисками.

Понимание риска. В российское экологическое право и экологи­ческую практику понятие риска пришло из математических наук, статистики, таких областей науки, как теория вероятности, теория игр, теория принятия решений и пр. Существенную роль в воспри­ятии и усвоении использования этого понятия сыграли рекоменда­ции различных международных органов, например Международной комиссии радиологической защиты.

В настоящее время понятие риска широко используется в раз­личных отраслях права. Правда, оно определяется в них по-разному, в частности, в гражданском и уголовном праве — «обоснованный риск» и пр. В экологическом праве широко используется также по­нятие презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которое законода­тель указал как принцип государственной экологической эксперти­зы. Все это привело к тому, что понятие риска в целях охраны окру­жающей среды анализируется: 1) в общенаучном смысле как исход­ное для права и 2) собственно в юридическом смысле, когда под риском понимается то, что таковым считает законодатель в тех или иных целях.

Правовое понятие оказывается при этом: а) целевым, поскольку оно формулируется для определения целей, например регулирова­ния страховой деятельности, освобождения от уголовной ответствен­ности, решения вопроса о возложении ответственности за экологи­ческие правонарушения и пр.; б) специфическим, так как оно отра­жает характер определенной деятельности, осуществляемой в определенном социально-биологическом контексте; в) правооцени-


вающим, поскольку оно должно дать признаки фактического соста-|ва риска и его последствий.

В экологическом праве, следует признать, понятие экологиче­ского риска чаще заменяется иными оборотами. Законодатель вооб­ще нигде не определяет, что такое риск либо каковы условия при­знания риска, имеющие то или иное правовое значение. Такие фор­мулировки содержатся в ст. 41 УК РФ «Обоснованный риск», где говорится, что риск признается обоснованным и исключает преступ­ность деяния, если указанная цель не может быть достигнута не свя­занным с риском действием (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда ох­раняемым уголовным законом интересам. Риск не признается обос-- кованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или обществен­ного бедствия.

Понятие риска в гражданском праве значительно разнообразнее. Так, по ч. 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхова­ния могут быть застрахованы следующие имущественные интересы: 1) риск утраты (гибели, недостачи) или повреждения определенного имущества; 2) риск ответственности по обязательствам, возникаю­щий вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответст­венности по договорам — риск гражданской ответственности; 3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нару­шения своих обязательств контрагентами предпринимателя или из­менений условий этой деятельности, по независящим от предприни­мателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск.

Существенно положение ч. 1 ст. 1065 ГК РФ «Предупреждение причинения вреда». Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В доктрине экологического права могут быть выделены следую­щие признаки нормального риска: неопределенность ситуации в статике и динамике; опасность потерь; минимизация потерь; отсут­ствие вреда здоровью человека и необратимых изменений в окру­жающей среде; реальная возможность восстановления потерь; сораз­мерность вреда и эффекта.

Источники риска. Под ними понимается деятельность экологиче­ского характера, как правило, правомерная, поскольку в случае осу­ществления неправомерной деятельности она подлежит прекраще­нию без установления риска, в силу его презумпции. В литературе



преобладает подход к рассмотрению любого вида экологической деятельности как связанного с риском.

Проблема, которую пытается решить российский законодатель, состоит в определении видов деятельности, в рамках которых поня­тие риска становится релевантным к праву, или правовым. Это от­носится к ситуациям, когда риск достигает такой степени, с кото­рой могут быть связаны определенные правовые последствия, отно­сящиеся: а) к субъективной стороне фактического состава, прежде всего к обязанности предвидеть, предпринимать особую заботли­вость, и б) к объективной стороне, когда предписаны либо разреше­ны особые действия, сопряженные с повышенным риском, либо ко­гда эта деятельность разрешена как полезная и не имеющая альтер­нативы в настоящее время.

Ситуации экологического риска. Под ними понимается совпаде­ние относительно устойчивых или быстро меняющихся природных, демографических, экономических, организационных, механических и иных обстоятельств (фактов, состояний, процессов), внутри и (или) под влиянием которых возникает и развивается риск, т. е. не­определенность, несущая в себе опасность того или иного характе­ра. Указанные и иные обстоятельства выявляются на основе эколо­гического мониторинга и оцениваются экологической экспертизой. Правовые средства управления экологическими рисками. Под ними понимаются способы воздействия на деятельность и субъектно оп­ределяемую ситуацию, которые состоят в применении или реализа­ции норм права, т. е. осуществляются непосредственно на основе права и реализуют его потенциал. К указанным средствам относят­ся: а) государственная и общественная экологическая экспертиза; б) процедура принятия и согласования экологических решений, в частности оценки воздействия на окружающую среду в РФ; в) рег­ламентирование отдельных показателей, которые используются в ходе анализа; г) лицензирование деятельности, связанной с исполь­зованием источников риска для окружающей среды; д) представле­ние декларации безопасности; е) страхование риска; ж) сертифика­ция; з) юридическая ответственность. Указанные правовые средства установлены в различных правовых актах и с разной степенью дета­лизации регламентируют их содержание и процедуры (материаль­ные и процессуальные вопросы). Экологическая экспертиза являет­ся наиболее важным правовым средством (инструментом, процеду­рой) осуществления анализа экологического риска.

Механизмы управления рисками. Их следует понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле вся экологическая деятель­ность есть источник риска и все меры по охране окружающей сре­ды и рациональному использованию природных ресурсов есть


управление рисками. Практически это важно. Удорожание энерго­ресурсов, в частности связанное со старением основных фондов и повышением цен на газ, объективно приводит к стремлению расши­рить производство электроэнергии на атомных электростанциях. Управление рисками тогда в первую очередь связано с рационализа­цией деятельности станции, продуцирующей электроэнергию, в рас­чете на уменьшение потребности в атомных электростанциях.

Рекомендуемая литература: Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в РФ в 1999 г. М., 2000, с. 90-100, 288-230; Обеспечение безопас­но.*™ населения и территорий /Под ред. О. Л. Дубовик, Н. Г. Жаворонковой. М., 1994; Кёк В. Менеджмент рисков в охране окружающей среды ФРГ.—Право и поли­тика, 2000, № 5, с. 118—125; Хоружая Т. А. Методы оценки экологической опасности. М., 1998.


Ш№-

„;$ЙН5- ,.]у$


Глава XIX

ОБЩИЙ ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ТТ----

Начинать его следует с базового акта. Это Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» (Ведо­мости РФ 1992. № 10, ст. 457), принятый Верховным Советом Рос­сийской Федерации. Он является комплексным актом прямого дей­ствия и устанавливает экологические требования к источникам вред­ного воздействия на окружающую среду, к охране жизни и здоровья людей от неблагоприятных воздействий окружающей среды, а также обеспечивает правовую основу сохранения, восстановления, улучше ния окружающей среды и усиления экологической безопасности на­селения и территорий, а также экологического правопорядка.

Закон состоит из 15 разделов, включающих 94 статьи. В них по­следовательно сформулированы: задачи и принципы охраны окру­жающей среды, дан перечень объектов охраны (естественные эколо­гические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, по­верхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, особо охраняемые природные терри­тории; практически все они в той или иной мере дополнительно за­щищаются средствами административного, гражданского и уголов­ного законодательства), определена компетенция органов законода­тельной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и органов местного самоуправления (раздел I «Общие положения»).

В Законе установлены экологические права граждан и их гаран­тии, а также полномочия граждан и их объединений в области охра­ны окружающей среды, включая их обязанности (раздел II «Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду»).

Даны общие правоустанавливающие положения, касающиеся планирования и финансирования природоохранительных мероприя­тий, учета и социально-экономической оценки природных ресурсов, разрешительного порядка на комплексное природопользование (до­говор и лицензия), лимитирования и платности природопользова­ния, создания и функционирования экологических фондов, эколо-246


•ического страхования и способов экономического стимулирования •риродоохранительной деятельности (раздел III «Экономический Ьеханизм охраны окружающей природной среды»); перечислены и сформулированы понятия экологических нормативов (в том числе нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно до­пустимых вредных воздействий, нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, выбросов и сбросов этих, веществ, а также нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей, радиационного и иного вредного воздействия, предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сель-[ском хозяйстве и нормативы предельно допустимых остаточных ко­личеств химических веществ в продуктах питания, экологические требования к продукции, предельно допустимые нагрузки на окру­жающую среду, нормативы санитарных и защитных зон) — в разде­ле IV «Нормирование качества окружающей природной среды». Данный раздел, не устанавливая конкретные нормативы, определяет их систему, зависимость друг от друга, порядок утверждения, цели разработки и введения, показатели (дозы), а его изучение позволит лицам,-применяющим правовые нормы, во-первых, представить всю систему, во-вторых, продолжить поиск нормативно-правовых актов, регулирующих конкретные нормативы, что необходимо, например, для установления объективной стороны составов практически всех экологических правонарушений, особенно для определения характе­ра и размеров ущерба (последствий).

Общие начала проведения государственной и общественной эко­логической экспертизы сформулированы в разделе V Закона.

В разделе VI содержатся экологические требования при разме­щении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в экс­плуатацию предприятий, сооружений и иных объектов; они сопро­вождаются указанием Закона на возможность приостановления или прекращения этих видов деятельности и введением ряда запретов. Экологические требования при эксплуатации предприятий, соору­жений и иных объектов подробнее формулируются в статьях, регу­лирующих правила охраны окружающей среды в сельском хозяйст­ве, при планировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ, при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов, при использовании радиоактивных материалов и химических веществ в народном хозяйстве, на воен­ных, оборонных энергетических объектах, при разработке и реализа­ции проектов, существенно влияющих на окружающую среду, а так­же в статьях, посвященных охране окружающей среды от вредного биологического воздействия, от шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, от производственных и бы-


товых отходов (раздел VII). Нормы этого раздела определяют общие границы правового регулирования, впоследствии конкретизирован­ные рядом специальных экологических законодательных актов, на­пример федеральными законами об использовании атомной энер­гии, о мелиорации и др.).

Важные понятия содержатся в разделе VIII «Чрезвычайные эко­логические ситуации».

Понятие природно-заповедного фонда, порядок образования и режим особо охраняемых природных территорий, их виды определе­ны в разделе IX «Особо охраняемые природные территории и объек­ты». К ним отнесены и редкие и находящиеся под угрозой исчезно­вения растения и животные.

Задачи, субъекты экологического контроля, перечень их прав и обязанностей, виды контроля регламентируются в разделе X «Эколо­гический контроль».

Общие принципы и начала организации экологического воспи­тания и образования, проведения научных исследований устанавли­ваются в разделе XI. Принципы и ориентиры для разрешения спо­ров между различными субъектами сформулированы в разделе XII «Разрешение споров в области охраны окружающей среды».

Понятие экологического правонарушения и экологического пре­ступления, их объекты, виды и субъекты юридической ответственно­сти, перечень составов административных экологических проступ­ков и санкции за них определяются в разделе XIII «Ответственность за экологические правонарушения». Объектами закон называет ок­ружающую природную среду, здоровье людей, экологический право­порядок, экологическую безопасность общества, за посягательства на которые наступает дисциплинарная, материальная, администра­тивная или уголовная ответственность.

Отдельным разделом XIV «Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением» установлены обязанность полно­го возмещения вреда и порядок возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, их имуществу.

Наконец, вопросы международного сотрудничества и его прин­ципы, верховенство норм международно-правовых актов регулиру­ются в разделе XV. Текст Закона целесообразно осваивать, пользу­ясь для этого имеющимися комментариями (например: Охрана ок­ружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России / Под ред. В. П. Варфоломеева и В. В. Петрова. М., 1993; более новый Комментарий к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» / Под ред. С. А. Боголюбова. М., 1996).

Сегодня нормы названного Закона воспринимаются как декла­ративные, ряд положений выглядит слишком общим, отдельные


предписания устарели, а язык Закона иногда архаичен. Но следует учитывать, что его принятие сыграло колоссальную роль в становле­нии современного экологического законодательства, фактически предопределив направления его развития. Многие разделы Закона развернуты в отдельных законодательных актах, например об эколо­гической экспертизе, земельном кадастре. Отдельные нормы по-евлияли на содержание уголовно-правовых запретов в УК РФ и т. д.

Федеральным законом «О внесении дополнений в статью 50 Зако-| на РСФСР «Об охране окружающей природной серы» от 6 июня 2001 г. (10 июля 2001 г. № 93-ФЗ (СЗ РФ, 2001, № 29, ст. 2948) указанная статья была дополнена положением, коренным образом изменяю­щим политику в области экспорта опасных (радиоактивных) отхо­дов в стране, т. е. разрешающим их ввоз в Россию. Теперь ввоз в РФ из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов (т.е. разновидности радиоактивных отходов) для , осуществления временного технологического хранения и (или) их ; переработки разрешается. В Законе сформулированы условия тако­го ввоза. Это проведение государственной экологической эксперти­зы, иных государственных экспертиз соответствующего проекта, I обоснование снижения риска радиационного воздействия и повы­шение уровня экологической безопасности в результате реализации ' проекта. Основанием ввоза являются международные договоры РФ (имеются в виду договоры, заключаемые между поставщиком отхо­дов и Россией, а не международные конвенции об обращении с опасными (радиоактивными) веществами и отходами). Порядок вво­за определяется Правительством РФ. При этом оно должно исхо­дить из основных принципов нераспространения ядерного оружия, охраны окружающей природной среды и экономических интересов РФ, принимая во внимание приоритетность права возвратить образо­вавшиеся после переработки радиоактивные отходы в государство • происхождения ядерных материалов или обеспечить их возвраще­ние. Иными словами, ни Правительство РФ не обязывается возвра­тить радиоактивные отходы, ни его контрагент — их принять.

Федеральный закон от 19 июля 1995 г. (23 ноября 1995 г.) № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» — один из важнейших актов экологического законодательства (СЗ РФ, 1995, № 48, ст. 4556). Он состоит из 10 глав, объединяющих 38 статей. Глава I «Общие поло­жения» определяет понятие, виды и принципы экологической экс­пертизы; гл. II «Полномочия Президента Российской Федерации, ор­ганов государственной власти и органов местного самоуправления» регулирует права и обязанности всех ветвей власти разного уровня, возникающие в связи с организацией и проведением экологической экспертизы; гл. III «Государственная экологическая экспертиза» со-


 


 


 


 


держит важнейшие положения о перечне обязательных объектов экспертизы как федерального уровня, так и уровня субъектов Феде, рации, о порядке, условиях ее проведения, представляемой докумен­тации, организации и полномочиях экспертных комиссий, правовом статусе экспертов и заключения государственной экологической экспертизы, правовых последствиях отрицательного и положитель­ного заключений; гл. IV устанавливает права граждан и обществен­ных объединений в области экологической экспертизы; гл. V «Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологиче­ской экспертизе» содержит положения об обязанности осуществ­лять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответст­вии с документацией, получившей положительное заключение, и др.; гл. VI посвящена вопросам финансирования; наконец, гл. VII «Ответственность за нарушение законодательства Российской Феде­рации об экологической экспертизе» устанавливает ряд чрезвычай­но важных положений о видах нарушений и наступающей за их со­вершение ответственности. Так, ст. 31-гласит, что лица, виновные в нарушении законодательства РФ об экологической экспертизе, по­влекшем тяжкие прямые или косвенные экологические и иные, по­следствия, несут уголовную ответственность.

При этом в ст. 30 перечисляются виды нарушений, сгруппиро­ванные по субъекту деяния и представляющие собой действия или бездействие разного характера: экологические, должностные, фи­нансовые, которые могут квалифицироваться по различным статьям УК РФ и КоАП РСФСР. Например, заказчик и заинтересованные лица могут быть привлечены к ответственности за: непредставление документации на экологическую экспертизу; фальсификацию мате­риалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экс­пертизу, а также сведений о ее результатах; принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения, создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы; уклонение от представления уполномоченным государственным органам или общественным организациям, организующим и проводящим эколо­гическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных; реализацию объекта без положительного заключения; осуществле­ние хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей доку­ментации, которая получила положительное заключение государст­венной экологической экспертизы.

Руководители экспертных комиссий и ее члены могут быть при­влечены к ответственности за: нарушение требований законодатель­ства об экологической экспертизе, об охране окружающей среды, стандартов и иных нормативно-технических документов; необосно­ванность и фальсификацию выводов заключения экспертизы; со-


^рытие сведений. Должностные лица государственных органов исполнительной власти, органов федерального надзора и контроля, органов местного самоуправления могут привлекаться за фальсифи­кацию сведений и данных о результатах проведения экспертизы, вы­дачу разрешений на специальное природопользование или на осу­ществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, организа­цию и (или) проведение экспертизы неправомочными на то органа­ми и организациями, прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов в це­лях оказания влияния на ход и результаты проведения государствен­ной и общественной экологической экспертизы; незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общест­венной экологической экспертизы. Нарушениями законодательства банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирова­ние и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения. Законом предусмотрена и ответст­венность руководителей специально уполномоченных государствен­ных органов в области экологической экспертизы, руководителей экспертных комиссий за нарушение правил и порядка проведения экспертизы, формирования экспертных комиссий, расходования средств и т. п.

Глава \Ш1 Закона регулирует споры в области экологической экспертизы, глава IX посвящена международным договорам РФ; глава X определяет порядок вступления Закона в силу и приведения нормативных правовых актов в соответствие с ним (СЗ РФ, 1995, № 48, ст. 4556). Для более углубленного изучения норм этого Зако­на следует использовать Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» (Под ред. Бринчука М. М. М., 1998).

Федеральный закон от 22 марта 1995г (24 апреля 1995 г.) № 52-ФЗ «О животном мире» состоит из 10 глав, объединяющих 61 статью (СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1462). Важнейшими являются по­ложения данного акта, регулирующие полномочия органов власти и управления в этой области (гл. I), принципы государственного управления, государственного учета, ведения кадастра и мониторин­га объектов животного мира, государственного контроля в сфере ох­раны, воспроизводства и использования объектов животного мира и охраны среды их обитания (гл. II), вопросы организации охраны, порядок установления ограничений и запретов на использование


;^-^.^*';" и<'^>"<>--'-

-"^.•ч""-'(*ййЧ


?Ш-'


 


объектов животного мира, в том числе для сохранения среды щ обитания, редких и находящихся под угрозой исчезновения живот-ных, регулирования вопросов перенаселения, гибридизации, числен, ности объектов животного мира при осуществлении производствен­ных процессов, эксплуатации транспортных средств, линий связи ц электропередачи (гл. III).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.