Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд

1. <CLOSETEST71< FONT>Следует иметь в виду, что по смыслу п. 1 ст. 529 ГК РФ договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд не выступает в качестве обязательного элемента оформления отношений поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

При его наличии, договор поставки является зависимым по отношении к государственному (муниципальному) контракту (см. п. 1 ст. 529 ГК РФ, абз. 1 ст. 532 ГК РФ, абз. 1 п. 3 ст. 533 ГК РФ, абз. 2 ст. 534 ГК РФ).

2. На основе п. 1 ст. 525 ГК РФ и п. 1 ст. 529 ГК РФ дайте понятие и характеристику договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

3. Стороны: поставщик и покупатель

Поставщиком в договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, в заключенном на основе государственного (муниципального) контракта является одно и то же лицо – предприниматель.

<CLOSETEST72< FONT>Покупателем является лицо, указанное государственным (муниципальным) заказчиком в извещении о прикреплении покупателя к поставщику (п. 1 ст. 529 ГК РФ). В качестве покупателя может выступать любое лицо, хотя чаще всего в этой роли выступают коммерческие организации.

4. Порядок заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд см. ст. 529 ГК РФ.

5. <CLOSETEST73< FONT>Следует обратить внимание, что заключение договора является обязательным для поставщика. Причем, это одновременно является:

a. обязанностью перед государственным (муниципальным) заказчиком, вытекающей из государственного (муниципального) контракта (см. п. 1 ст. 529 ГК РФ);

b. обязанностью перед покупателем, вытекающей из указанных в законе (см. абз. 2 п. 1, п. 5 ст. 529 ГК РФ) обстоятельств.



6. Покупатель не несет перед поставщиком обязанности заключить договор (абз. 1 п. 1 ст. 530 ГК РФ), поэтому в случае отказа от заключения в отношении него поставщик не может использовать никаких способов защиты.

Последствия отказа покупателя от заключения договора см. пп. 2, 3 ст. 530 ГК РФ.

7. С учетом того, что договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд является разновидностью договора поставки (п. 2 ст. 525 ГК РФ), его существенными условиями должны признаваться условия о предмете и сроке11.

Обратите внимание на положения ч. 1 ст. 532 ГК РФ. Дает ли основание ее формулировка для признания в качестве существенного условие о цене? (см. постановление ФАС МО от 2 апреля 2003 г. № КГ-А40/1683-03)

Содержание договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд

1. Обязанность поставщика по передаче товара покупателю общими положениями § 3 гл. 30 ГК РФ о поставке.

2. Обязанность покупателя по оплате товара.

<CLOSETEST74< FONT>Следует обратить внимание на положения ч. 2 ст. 532 ГК РФ (см. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 120-121 (автор комментария – И.В. Елисеев)).

Таблица, иллюстрирующая специфику правовых форм, опосредующих поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд

вариант обязанность по передаче товара лицо, управомоченное на принятие товара обязанность по оплате
государственный (муниципальный) контракт поставщик государственный (муниципальный) заказчик государственный (муниципальный) заказчик
государственный (муниципальный) контракт + отгрузочная разнарядка поставщик получатель государственный (муниципальный) заказчик
государственный (муниципальный) контракт + договор на поставку поставщик покупатель покупатель, государственный (муниципальный) заказчик – поручитель

 

§ 6. Договор контрактации 1. Определение договора контрактации см. п. 1 ст. 535 ГК РФ. 2. Анализ п. 2 ст. 535 ГК РФ показывает, что договор контрактации является видом договора купли-продажи и разновидностью договора поставки (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный)/ Под ред. О.Н. Садикова. М., 1996. С. 110 (автор комментария – Н.И. Клейн); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 125 (автор комментария – И.В. Елисеев)). Иное мнение см. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 70 (автор гл. – В.В. Витрянский)). Это обуславливает иерархию норм ГК РФ, подлежащих применению к договору контрактации: § 5 гл. 30 ГК РФ – § 3 гл. 30 ГК РФ – § 1 гл. 30 ГК РФ (п. 2 ст. 535 ГК РФ, п. 5 ст. 454 ГК РФ). 1. Субъектный состав – см. п. 1 ст. 535 ГК РФ. 2. <CLOSETEST75< FONT>С учетом того, что контрактация является разновидностью поставки, в качестве производителя (поставщика) могут выступать лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность12 (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 124 (автор комментария – И.В. Елисеев); Кузнецова Л.В. Договор контрактации: история и современность// Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2005. № 6. (СПС Гарант)). При этом производство сельскохозяйственной продукции должно выступать для такого лица одним из основных видов деятельности (см. ст. 1 ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ; п. 1 ст. 177 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ; ст. 2 ФЗ РФ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ). В литературе высказано мнение о возможности участия в качестве производителя и физического лица (см. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 127 (автор гл. – В.В. Витрянский); Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 289; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный)/ под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2003. С. 156 (автор комментария – З.С. Беляева); Носова З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М., 2004 (СПС КонсультантПлюс). Такой подход небесспорен, поскольку вступает в противоречие с п. 2 ст. 535 ГК РФ. 3. <CLOSETEST76< FONT>В качестве заготовителя (покупателя) может выступать лишь лицо, приобретающее сельскохозяйственную продукцию в предпринимательских целях для последующей переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ). Приобретение юридическим лицом сельскохозяйственной продукции для иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, не может квалифицировать как контрактация (Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 128-129 (автор гл. – В.В. Витрянский)). 1. Предметом договора контрактации может быть продукция сельскохозяйственного производства (растениеводства, животноводства, звероводства) (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 125 (автор комментария – И.В. Елисеев)). 2. <CLOSETEST77< FONT>Следует обратить внимание, что в качестве предмета может выступать лишь сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) непосредственно производителем (Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 128 (автор гл. – В.В. Витрянский); Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 286-288). 3. <CLOSETEST78< FONT>Предметом контрактации может быть лишь «будущая» сельскохозяйственная продукция, т.е. продукция, которая в момент заключения договора ещё не существует (см. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 125 (автор комментария – И.В. Елисеев)). Иное мнение (см. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 128 (автор гл. – В.В. Витрянский)) спорно, поскольку делает необоснованным льготный правовой режим, предоставляемый правилами § 5 гл. 30 ГК РФ продавцу. 4. dialtest10Предметом договора могут также выступать продукты переработки сельскохозяйственной продукции, если такая переработка осуществляется непосредственным производителем из выращенной (произведенной) им продукции (см. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 125 (автор комментария – И.В. Елисеев); Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 289; Носова З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М., 2004 (СПС КонсультантПлюс)). Иное мнение см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 128 (автор гл. – В.В. Витрянский); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный)/ под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2003. С. 156 (автор комментария – З.С. Беляева)). 5. Условие о предмете является существенным условием договора контрактации. Данное условие считается согласованным при указании наименования сельскохозяйственной продукции, ее количественных характеристик, а также ассортимента (п. 3 ст. 455 ГК РФ, ст. 537 ГК РФ). Вопрос о существенности такого условия как ассортимент является в литературе дискуссионным (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 126-127 (автор комментария – И.В. Елисеев); Носова З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М., 2004 (СПС КонсультантПлюс); Кузнецова Л.В. Договор контрактации: история и современность// Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2005. № 6. (СПС Гарант)). См. также постановление ФАС СКО от 16 ноября 1999 г. N Ф08-2474/99 С учетом того, что контрактация является разновидностью поставки, характер существенного имеет также условие о сроке (см. Гражданское право. Т. 2. Учебник. Изд-е 4-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 88 (автор главы – И.В. Елисеев). См. также: постановление ФАС ЗСО от 14 января 1999 г. № Ф04/99-490/А03-98). Содержание договора 1. С учетом п. 2 ст. 535 ГК РФ, содержание договора контрактация идентично содержанию договора поставки. 2. Особенность – см. п. 1 ст. 536 ГК РФ (ср. с п. 2 ст. 510 ГК РФ). Следует обратить внимание, что указанная норма является диспозитивной. Ответственность по договору 1. <CLOSETEST79< FONT>Особенность ответственности производителя см. ст. 538 ГК РФ (ср. с общими правилами ст. 401 ГК РФ). Чем продиктовано закрепление подобного правила? Следует обратить внимание, что указанная норма является императивной. 2. Ответственность заготовителя регулируется общими правилами ст. 401 ГК РФ.

 

Copyright 2002-2009 © Дирекция портала "Юридическая Россия" Техническая поддержка портала: umksupport@jurfak.spb.ru

 

§ 7. Договор энергоснабжения 1. Проанализируйте п. 1 ст. 539 ГК РФ. Какие особенности послужили основанием для выделения энергоснабжения в качестве отдельной разновидности договора купли-продажи? Такими особенностями следует признать не только специфику предмета (энергии как товара особого вида), но и особенности способа её передачи и использования (см.: Шафир А.М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). М., 1990. С. 6; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 128; Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 293; иное мнение см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 135 (автор гл. – В.В. Витрянский)). Передача осуществляется посредством присоединённой сети, т.е. системы технических устройств, обеспечивающих получение и безопасное использование энергии абонентом. 2. Однако законодатель непоследователен в этом вопросе. Вместо объединения отношений по энергоснабжению с отношениями по снабжению через присоединенную сеть газом, нефтью, нефтепродуктами, водой и т.п. в рамках единого договорного вида и унифицированного их регулирования, он лишь допускает применение к последним правил § 6 гл. 30 ГК РФ (п. 2 ст. 548 ГК РФ). Критику подобного подхода см.: Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 295. С учетом положений п. 2 ст. 548 ГК РФ определите правовую природу указанных в ней договоров и их место в системе гражданского права (см.: Блинкова Е.В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методологические и практические проблемы единства и дифференциации. М., 2005 (СПС КонсультантПлюс). Следует также обратить внимание, что в регулировании отношений по снабжению через присоединенную сеть газом, нефтью, нефтепродуктами, водой и другими товарами правила § 6 гл. 30 ГК РФ применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (п. 2 ст. 548 ГК РФ). Тем самым, преимуществом перед положениями ГК РФ обладают не только специальные законодательные (напр., ФЗ РФ «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ), но и подзаконные акты (напр., Правила поставки газа в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162, Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167). Для уяснения системы источников правового регулирования отношений по энергоснабжению следует обратить внимание на п. 4 ст. 539 ГК РФ, п. 1 ст. 548 ГК РФ. <CLOSETEST80< FONT>Таким образом, иерархия этих источников строится следующим образом:
  • специальные законы (в частности, ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ)
  • подзаконные нормативные акты (в частности, Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. № 643, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861; Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861; Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861; Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861; Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530)
  • § 6 гл. 30 ГК РФ
Реформирование электроэнергетики появление предполагает становление и функционирование: a. оптового рынка электроэнергии, субъектами которого являются поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в установленном законом порядке (ст. 31 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ). Основной правовой формой, опосредующей отношения этих субъектов является двусторонний договор купли-продажи электрической энергии (ст. 32 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ; разд. VI и VII Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. № 643), b. розничного рынка электроэнергии, субъектами которого являются потребители электрической энергии и поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке) (ст. 37 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ). Основными правовыми формами, опосредующими отношения этих субъектов, являются договор купли-продажи (поставки) электрической энергии и договор энергоснабжения (ст. 37 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ; п. 6, 7 и разд. IV, XI Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). Определение договора энергоснабжения см. п. 1 ст. 539 ГК РФ, п. 6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530. Ср. с определением договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (п.7 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). Найдите их общие черты и отличия. Как соотносятся эти договорные конструкции? 1. Сторонами договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) являются поставщик и покупатель (потребитель). 2. В качестве поставщика, как правило, выступают: o энергосбытовые организации (ст. 3 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ), o гарантирующие поставщики (ст. 3 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ). Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика см. разд. II Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 <CLOSETEST81< FONT>Если в качестве продавца выступает гарантирующий поставщик, договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) является публичным договором (п. 5 ст. 38 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ; п. 5, 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). Во всех остальных случаях продавцы свободны в заключении договора (п. 8 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). 3. В качестве покупателя выступают лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (ст. 3 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ; п. 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). <CLOSETEST82< FONT>При этом необходимо иметь в виду, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений обеспечиваются электроэнергией в рамках коммунальных услуг (см. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307). Поэтому в качестве покупателя энергии в данном случае выступает исполнитель коммунальных услуг. Как исключение, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) (п. 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). 4. Статья 545 ГК РФ предусматривала конструкцию субабонентского договора, по которому абонент обязался передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации, субабоненту. Одна из важнейших целей, которую преследовала такая правовая конструкция, состояла в необходимости обеспечения энергией потребителей, не имеющих непосредственного присоединения к сетям энергоснабжающей организации. Однако для решения подобной задачи конструкция субабонентского договора оказалась неудачной и малоэффективной (см. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 139-140). Пункт 2 ст. 26 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ предусмотрел принципиально иную схему организации отношений, выделив в качестве самостоятельного договор на оказание услуг по передаче электрической энергии. Этот договор сопутствует договору энергоснабжения, обеспечивая доставку приобретенной энергии покупателю. Функции оказания услуг по передаче электрической энергии возлагаются на сетевые организации (п. 2 Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861). Доступность подобной схемы для потребителей достигается за счет объявления данного договора публичным. Решение проблемы доставки энергии покупателю в случае, когда его энергопринимающие устройства присоединены к электрическим сетям сетевой организации опосредованно, т.е. через объекты электросетевого хозяйства других лиц, см. п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861. При подобном подходе само существование субабонентских связей с участием «промежуточных потребителей», владеющих собственной сетевой инфраструктурой, оказывается излишним. Конструкция субабонентского договора вступает тем самым в противоречие с новым законодательством об электроэнергетике, и поэтому в настоящее время ст. 545 ГК РФ применению не подлежит (см. п. 4 ст. 539 ГК РФ). 1. <CLOSETEST83< FONT>Обратите внимание на положения п. 2 ст. 539 ГК РФ, который устанавливает обязательную техническую предпосылку заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) – наличие у покупателя (потребителя) электроэнергии отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей (сетевой) организации, а также обеспечение учета потребленной электроэнергии (см.: Ратнер С.И. Споры по вопросам понуждения к заключению договоров энергоснабжения и оказания услуг по передаче электроэнергии// Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2007. № 3 (май-июнь). (СПС Гарант)). 2. Под энергопринимающим устройством следует понимать токоприемники потребителя, предназначенные для потребления электроэнергии (подп. "г" и "д" п. 9 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861) См. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд-е, перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 129; Кишкина И.С. Заключение договоров энергоснабжения с субабонентами. Подтверждение количественных характеристик потребителей и энергосбытовых организаций - субъектов оптового рынка электроэнергии// Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2007. № 3 (май-июнь). (СПС Гарант)). 3. Необходимость наличия данной предпосылки обусловлена спецификой предмета договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и особенностями его исполнения. Реализация данного договора возможна только посредством оказания услуг по передаче электроэнергии по электрическим сетям, оказываемых электросетевой организацией. В свою очередь, необходимой предпосылкой заключения договора на оказание услуг по передаче является осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям на основании обращения в электросетевую организацию и заключения договора, в рамках которого и происходит определение границ балансовой принадлежности электросетей (п. 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861). Цена в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии) в большинстве случаев определяется не самими сторонами, а утвержденными государством тарифами (см.: ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ; Постановление Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» от 26 февраля 2004 г. № 109; разд. VII, XI Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). 1. <CLOSETEST84< FONT>Договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока. Об особенностях договора, заключенного на определенный срок, см. п. 2 ст. 540 ГК РФ, п. 75 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530. 2. С учетом п. 64 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530, договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), в котором в качестве покупателя выступает гражданин-потребитель, заключается на неопределенный срок. 1. Договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается в письменной форме (п. 62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). <CLOSETEST85< FONT>Исключение составляет договор с гражданином-потребителем, который считается заключенным с момента фактического потребления гражданином электрической энергии (п. 64 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). 2. Порядок заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) см. п. 62-63 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530. Содержание договора 1. Продавец обязан (отпустить) передать покупателю энергию. Следует иметь в виду, что непосредственная доставка энергии покупателю в большинстве случаев осуществляется с помощью услуг по ее передаче, оказываемых сетевыми организациями. Договор оказания услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией заключается самим покупателем или в интересах последнего продавцом (п.п. 6, 7 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). 2. Количество (объем) подаваемой энергии определяется договором. По общему правилу условие об объеме энергии является существенным условием договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и должно быть определено в договоре или быть определимым исходя из его условий (см. п. 62, подп. «а» п. 66, 67 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). <CLOSETEST86< FONT>В договорах с участием граждан-потребителей и организаций, приобретающих энергию для целей оказания коммунальных услуг, условие о количестве (объеме) подаваемой энергии не является существенным. Указанные покупатели потребляют энергию в необходимом им количестве (п. 3 ст. 541 ГК РФ, п. 73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). 3. Продавец обязан обеспечить надежность снабжения покупателя энергией и ее качество (п. 1 ст. 542 ГК РФ). В целях исполнения данной обязанности в договоре энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) указывается категория надежности снабжения, которая обусловливает допустимое число часов отключения в год и срок восстановления энергоснабжения (подробнее см. п. 113 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). <CLOSETEST87< FONT>В случае нарушения порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, убытки, возникшие в результате такого неправомерного ограничения режима потребления электрической энергии, возмещаются в полном объеме (п. 3 ст. 39 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ). Обязанности покупателя: 1. Покупатель обязан обеспечить надлежащее состояние энергетических установок (энергопринимающих устройств) (п. 1 ст. 543 ГК РФ). Выявление органом государственного энергетического надзора неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей может служить основанием для ограничения режима потребления (п. 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). 2. Покупатель обязан обеспечить надлежащее техническое состояние, сохранность, целостность и обслуживание приборов учета, а также сообщать продавцу об их утрате или неисправности (п. 1, 2 ст. 543 ГК РФ, п. 71, 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). Технические требования к приборам учета см. п. 141 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530. Последствия неисполнения данной обязанности см. п. 79 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530. 1. Покупатель обязан оплатить приобретенную энергию. По вопросу срока оплаты ср. подп. «г» п. 66 и п. 70 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530. Является ли условие о сроке платежа существенным условием договора? Срок оплаты приобретаемой энергии гражданами-потребителями и организациями, приобретающими электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг см. п. 73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530. 2. Поскольку обязательство покупателя является денежным, последствием просрочки оплаты является его обязанность уплатить проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ. См. также п. 24 Примерного договора энергоснабжения граждан-потребителей (приложение № 5 к Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). 3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии может служить основанием для ограничения продавцом режима потребления энергии (п. 78, 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530). Порядок введения ограничения режима потребления см. п. 171-179 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530. Следует иметь в виду, что в отдельных случаях полное ограничение режима потребления не допускается (см. п. 168 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530; Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (приложение № 6 к Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530)). В случае нарушения порядка ограничения режима потребления электрической энергии, убытки, возникшие в результате такого неправомерного ограничения режима потребления электрической энергии, возмещаются в полном объеме (п. 3 ст. 39 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ). 1. <CLOSETEST88< FONT>Покупатель в любое время вправе отказаться от договора в одностороннем порядке при условии оплаты стоимости энергии, потребленной до момента отказа (п. 2 ст. 37 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ). Следует обратить внимание, что данное право принадлежит любому покупателю, независимо от того выступает в таком качестве физическое или юридическое лицо. Ср. с абз. 1 п. 1 ст. 546 ГК РФ. Право на отказ не зависит также и от того, заключен договор на определенный срок или без указания срока. 2. Никаких специальных правил, устанавливающих возможность одностороннего отказа от договора продавцом ни ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ, ни Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530, не содержат. С учетом этого, могут ли в настоящее время применяться положения абз. 2 п. 1 ст. 546 ГК РФ? Видимо, нет, поскольку мы имеем дело с квалифицированным умолчанием законодателя. Прекращение договора по инициативе продавца возможно только в случаях и порядке, установленных ст. 450 ГК РФ. 3. Расторжение договора (односторонний отказ от него) допускается в установленных случаях только при условии уведомления о своем намерении сетевой организации (п. 2 ст. 37 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ; п. 83 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530).

 

Copyright 2002-2009 © Дирекция портала "Юридическая Россия" Техническая поддержка портала: umksupport@jurfak.spb.ru

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.