Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Автоматизированные системы управления лечебно - профилактическим учреждением

Факультет прикладной информатики

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«КГБУЗ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 3»

 

Курсовая работа

студента 4 курса

Малышева Е.Е.

г. Хабаровск

2016 год

ВВЕДЕНИЕ

Информационные процессы присутствуют во всех областях медицины и здравоохранения. Важнейшей составляющей информационных процессов являются информационные потоки. От их упорядоченности зависит четкость функционирования отрасли в целом и эффективность управления ею.

Для работы с информационными потоками предназначены информационные системы.

Информационная система – организованно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Основная цель информационных систем медицинского назначения состоит в информационной поддержке разнообразных задач оказания медицинской помощи населению, управления медицинскими учреждениями и информационном обеспечении самой системы здравоохранения. Самостоятельной задачей является информационная поддержка научных исследований, учебной и аттестационной работы.

Классификация медицинских информационных систем по назначению основана на иерархическом принципе и соответствует многоуровневой структуре здравоохранения, как отрасли, включающей базовый (клинический) уровень (врачи разного профиля), уровень учреждений (поликлиники, стационары, диспансеры, скорая помощь), территориальный уровень (профильные и специализированные медицинские службы и региональные органы управления), федеральный уровень (федеральные учреждения и органы управления). В пределах каждого уровня системы классифицируются по функциональному принципу, т. е. по целям и задачам, решаемым системой.



 

Медицинские информационные системы базового уровня

Системы этого класса предназначены для информационного обеспечения принятия решений в профессиональной деятельности врачей разных специальностей. Они позволяют повысить качество профилактической и лечебно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени и квалифицированных специалистов.

 

Классы медицинских информационных систем базового уровня:

1. Административно-хозяйственные (офисные) медицинские системы:

· бухгалтерские системы;

· системы учета лекарственных препаратов;

· системы регистрации пациентов;

· системы регистрации медицинской документации;

· системы автоматизации делопроизводства;

· системы клинического обследования;

· системы контроля за выполнением лечебных назначений и др.

Основная функция офисных медицинских систем – обеспечение информационной поддержки функционирования ЛПУ.

 

2. Системы для лабораторных и диагностических исследований(лабораторные системы микробиологии, радиологии, рентгенографии, компьютерной томографии, ультразвукового исследования и др.)

Они служат для автоматизации ввода и сохранения результатов лабораторных исследований.

 

3. Экспертные системы для диагностики, прогнозирования и мониторинга.

Данные системы представляют собой программное обеспечение, анализирующее некоторую информацию на основе специальных механизмов представления знаний о предметной области и логического вывода.

 

4. Системы информационного и библиографического поиска.

В их функции входит создание и ведение электронных каталогов, подготовка реферативной информации, создание и ведение профессионально ориентированных баз данных и др.

 

5. Обучающие системы.

Представляют собой различные комплексы тренировочных упражнений и практических методик.

 

6. Интегрированные системы (больничные информационные системы).

Такие системы объединяют в себе функциональные возможности информационных систем нескольких классов и предназначены для комплексного решения задач в зависимости от специфики конкретного учреждения.

 

Автоматизированные системы управления лечебно - профилактическим учреждением

Высшим уровнем внедрения современных информационных технологий в медицинскую деятельность является автоматизация управления ЛПУ и здравоохранением в целом.

 

Автоматизированная система управления(АСУ) представляет собой средство сбора, обработки, накопления, хранения и передачи медицинской информации, предназначенное для автоматизации, как управленческого процесса, так и профессиональной деятельности каждого работника медицинской сферы.

Использование АСУ позволяет добиться снижения численности управленческого аппарата, повысить эффективность и оперативность управления, освободить персонал от большого объема рутинной работы, создав условия для максимального использования его творческих способностей, в кратчайшие сроки обеспечить специалистов различных уровней необходимой информацией и решить многие иные проблемы.

На сегодняшний день отечественными и зарубежными производителями сознано немало АСУ, предназначенных для использования в здравоохранении на различных уровнях: индивидуальном (для одного специалиста), учрежденческом (для управления ЛПУ), территориальном (для управления здравоохранением города, района), региональном и федеральном (для управления здравоохранением всего государства).

 

Компонентами АСУ являются:

1. Технические средства – вычислительные устройства, устройства ввода-вывода, запоминающие и накопительные устройства, сетевое оборудование.

2. Программное обеспечение – компьютерные программные средства, обеспечивающие работу технических средств и обработку информации.

3. Пользователь или оператор, который осуществляет взаимосвязь с программными и аппаратными средствами системы.

 

Любая АСУ в процессе своей работы должна выполнять следующие функции:

1. сбор, обработка и анализ информации о состоянии объекта управления (например, посредством АСУ в стационаре собирается информация о каждом пациенте, рассчитываются и анализируются показатели работы каждого врача, лечебного и вспомогательного отделения и учреждения в целом);

2. выработка управляющих воздействий (например, АСУ, располагая сведениями о потребности в медикаментах и наличии их в аптеке, может в автоматическом режиме принять решение о необходимости приобретения лекарственных препаратов);

3. передача управляющих воздействий на исполнение и контроль их передачи (например, АСУ передает в бухгалтерию заявку на приобретение медикаментов);

4. реализация и контроль выполнения управляющих воздействий (АСУ контролирует поступление новых медикаментов в аптеку и лечебное отделение);

5. обмен информацией с другими связанными с ней автоматизированными системами (например, показатели работы учреждения АСУ направляет в министерство здравоохранения и центр медицинской статистики).

 

К АСУ предъявляется ряд общих требований:

1. должна быть обеспечена совместимость элементов АСУ друг с другом, а также с внешними АСУ, взаимодействующими с рассматриваемой - все компоненты АСУ должны «общаться на одном языке»;

2. должна предполагаться возможность расширения, развития и модернизации АСУ с учетом перспектив учреждения (например, при создании нового отделения, оно должно быть легко и быстро включаться в АСУ ЛПУ);

3. АСУ должна обладать достаточной адаптивностью к изменениям условий ее использования (например, внедрение в практику новых нормативных актов, должно найти соответствующее отражение в алгоритмах АСУ);

4. АСУ должна иметь достаточную степень надежности, так как любой сбой в ее работе негативно отразится на деятельности всего учреждения;

5. должны быть предусмотрены контроль правильности выполнения автоматизированных функций и возможность диагностирование системы, позволяющие выявить место, вид и причину неполадки;

6. должны быть предусмотрены меры защиты от неправильных действий персонала, а также от несанкционированного вмешательства и утечки информации.

Современные автоматизированные системы управления строятся на основе концепции локальной обработки информации. Структурной единицей такой АСУ является автоматизированное рабочее место (АРМ) - комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

Однако простую совокупность АРМ еще нельзя считать автоматизированной системой управления. В АСУ все элементы должны быть связаны между собой средствами коммуникации (локальной сетью). Именно они, обеспечивая обмен информацией между рабочими местами, делают АСУ системой.

Рассмотрим этот вопрос на примере АСУ стационара. Как известно, основным документом в стационаре является медицинская карта стационарного больного, обычно именуемая историей болезни. Именно она служит основой для объединения АРМ в систему. Речь идет об электронной автоматизированной истории болезни. Она представляет собой комплекс данных о больном, хранящихся в электронном виде в сетевой накопительной базе (в архиве электронных историй болезни).

Благодаря тому, что все АРМ связаны между собой (и, естественно, с архивом электронных историй болезни) средствами коммуникации (в данном случае – локальной сетью), каждый из компетентных сотрудников ЛПУ может работать с историей болезни любого больного непосредственно на своем рабочем месте. Так, в одно и то же время, находясь в различных помещениях, лечащий врач может записывать дневник, лаборант клинической лаборатории – вносить результаты анализа крови, а врач-рентгенолог – описывать рентгенограммы. Кроме того, средства автоматизации некоторых рабочих мест, могут автономно, без участия оператора, обращаться к историям болезни. Например, АРМ постовой сестры может выбирать из историй болезни назначения, группируя их по видам, а АРМ врача – оформлять и направлять в соответствующие службы направления на различные исследования (естественно, руководствуясь сделанными врачом назначениями).

Так осуществляется оперативный обмен медицинской информацией между специалистами, отделениями, службами. В то же время, работа с электронной историей болезни лежит в основе автоматизации управления ЛПУ. База данных историй болезни позволяет произвести обобщающие аналитические, статистические и экономические расчеты с любой степенью детализации в автоматическом режиме. Немаловажно, что такие данные отличаются высокой точностью и достоверностью. Это способствует повышению адекватности и своевременности принимаемых управленческих решений и эффективности управления в целом.

Принято выделять следующие этапы разработки АСУ:

1. Системный анализ и выбор цели автоматизации. (Необходимо определить, что будет делать система и каковы требования, которым она должна удовлетворять, чтобы быть принятой пользователями, учитывая их меняющиеся потребности и различные интересы. Нужно обозначить целевую функцию системы и определить способы ее достижения.)

2. Определение приоритетных отдельных задач. (Выявление задач, которые необходимо решить на первом этапе автоматизации.)

3. Исследование информационных потоков. (Подготовка схем движения информации и взаимодействия всех компонентов или рабочих групп подразделений. Изучение потоков документации. Уточнение маршрутов движения пациентов и сопровождающих документов по подразделениям ЛПУ, начиная с момента поступления и регистрации до передачи документов на хранение или выхода за пределы учреждения.)

4. Определение комплекса первоочередных задач. (Устанавливается очередность разработки и внедрения отдельных частей информационной системы. Выбранный в результате системного анализа комплекс первоочередных задач автоматизации определяет направление и этапы дальнейших работ по созданию АСУ)

5. Разработка правового обеспечения автоматизации и изменение организационной структуры учреждения. (Определяется круг прав и обязанностей сотрудников ЛПУ, а также основные, принципиальные линии поведения в условиях неопределенности. Устанавливается порядок взаимоотношений структурных подразделений между собой, администрацией, внешними организациями.)

6. Разработка технического задания. (Представляются основные данные для разработки АСУ, требования к задачам, которые должны быть реализованы, а также к техническому комплексу, информационному и математическому обеспечению системы.)

7. Разработка или модификация средств программного обеспечения.

8. Внедрение. (Проверка выполнения заданных функций системы, выявление и устранение недостатков в действиях системы и разработанной документации.)

 

 

О ПРЕДПРИЯТИИ

КГБУЗ "Городская клиническая поликлиника №3" включена в государственный реестр юридических лиц 12 февраля 2003 года. Основанием для деятельности учреждения является устав. Учредителем является министерство здравоохранения Хабаровского края.

Источники финансирования поликлиники — обязательное медицинское страхование, добровольное медицинское страхование, краевой бюджет, хозрасчетная деятельность и целевые программы.

Основные направления работы поликлиники — это оказание первичной лечебно-профилактической помощи прикрепленному населению, клиническая, параклиническая и инструментальная диагностика, проведение профилактических осмотров, медицинского освидетельствования, экспертиза временной нетрудоспособности и лечение в условиях стационара дневного пребывания. Оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию предусмотрено территориальной программой госгарантий и производится по стандартам.

В нашей поликлинике используется ряд программных комплексов, с помощью которых мы взаимодействуем с участниками системы обязательного медицинского страхования. Основное из них - это автоматизированное рабочее место лечебно-профилактическое учреждение "Релакс". Кроме того, врачи поликлиники работают в информационной системе «МЕДИАЛОГ».

МЕДИАЛОГ»

Высокое качество лечения и эффективный менеджмент медицинского учреждения невозможны без использования единой информационной системы и автоматизации бизнес-процессов. Медицинская информационная система «МЕДИАЛОГ» разработана для решения комплекса лечебных и управленческих задач, стоящих перед поликлиникой и стационаром.

Процесс оказания медицинской помощи отражается в электронной медицинской карте пациента, которая объединяет в себе историю болезни и амбулаторную карту. С момента первичной регистрации вся медицинская информация заносится в «МЕДИАЛОГ» сотрудниками клиники. Электронная карта представляет из себя хорошо организованное, структурированное хранилище информации. Каждый врач работает с настроенными для своей специальности медицинскими протоколами. В системе предусмотрены удобные механизмы ввода и просмотра данных, повышающие скорость работы и наглядность представления информации. Медицинская информационная система «МЕДИАЛОГ» поставляется с готовыми медицинскими протоколами по основным медицинским специальностям, которые позволяют медицинскому учреждению быстро начать работу врачей с электронной медицинской картой. Однако, в случае необходимости, эти протоколы могут быть изменены и дополнены в соответствии с потребностями специалистов. Кроме ручного ввода возможно автоматическое получение данных анализов из различных приборов: лабораторных анализаторов, аппаратов функциональной диагностики, радиологических аппаратов. Интеграция с медицинским оборудованием снижает объем ручной работы, исключает риск ошибок ввода и делает информацию более оперативной. Медицинская информационная система «МЕДИАЛОГ» позволяет облегчить задачу планирования и оптимизации ресурсов клиники – времени специалистов, лабораторного и диагностического оборудования, коек и палат, мест групповых занятий. Пользуясь электронным расписанием, врачи получают возможность самостоятельно планировать время приёма и некоторых исследований, что экономит время как сотрудников учреждения, так и пациентов. Контроль использования ресурсов позволяет исключать накладки по времени, рационально организовать работу дефицитных специалистов и проведение сложных обследований. Автоматизация учета коечного фонда предоставляет оперативную, точную информацию о текущем, а также прогнозируемом уровне заполненности палат и, как следствие, о загруженности персонала больницы. Хорошо организованное расписание приёма облегчает работу сотрудников регистратуры и сокращает время ожидания пациентов при записи к специалистам. Используя в своей работе модуль учета услуг системы «МЕДИАЛОГ», поликлиника получает возможность автоматически контролировать свои бизнес-процессы, в частности, взаимодействие с различными контрагентами: страховыми компаниями, фондами ОМС, корпоративными клиентами С одной стороны, система является мощным инструментом разработки ценовой политики медицинского учреждения, благодаря которому сотрудники коммерческого отдела могут создавать прейскуранты, определять диапазоны скидок, применимых для разных категорий клиентов, формировать пакетные услуги и определять разные виды условий по оплате (предоплата, оплата по факту, использование накопительного счета) Одновременно с этим осуществляется автоматический контроль проведения этой политики и в большинстве случаев исключается риск человеческой ошибки: стоимость услуги и плательщик определяется программой в соответствии с заложенными правилами; счета для страховых компаний производятся автоматически исходя из списка оказанных услуг; оплаты клиентов также регистрируются в системе и позволяют оперативно определить задолженности.  
 

Сегодня, благодаря десятилетнему опыту эксплуатации и развития информационной системы, поликлиника использует полнофункциональный, масштабируемый и открытый продукт - рабочий инструмент руководителя, врача и всех сотрудников поликлиники.

2.2. «БАРС». МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА.

Медицинская информационная система «БАРС» предназначена для:

· организации единого информационного пространства административных, лечебно-диагностических и финансово-экономические процессов лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ);

· повышение прозрачности, оперативности и точности данных о лечебно-диагностическом процессе для сотрудников и руководства, а как следствие повышение эффективности работы на рынке медицинских услуг;

· формирования и ведения единой базы данных пациентов ЛПУ;

· формирование и ведение электронных медицинских карт пациентов;

· занесения полной информации о состоянии здоровья пациента, процессе и результатах лечения (анамнезе, симптомах, результатов осмотров пациента, информации о направлениях и результатах обследований, консультаций, врачебных назначениях, выполненных операциях, процедурах, результатов проведенного лечения и т.д.);

· однократного занесения и дальнейшее использования сведений о пациенте (личные данные, противопоказания, аллергии, истории заболеваний, результаты проведённых исследований);

· отказа от необходимости дублирования одной и той же информации разными сотрудниками в разных журналах и необходимых для заполнения формах (необходимая информация, занесенная в систему один раз, попадет в них автоматически);

· хранения и постоянного доступа к данным об оказанных пациентам услугах за любой период времени, в том числе по видам оплаты (личные средства граждан, ДМС, ОМС, ВМП, договора с организацией);

· обеспечения быстрого и удобного для сотрудников имеющих на это права доступа к данным: о пациенте, его амбулаторная карта, история посещений и госпитализаций, история болезни, результатам анализов и диагностических исследований и т.д.;

· формирования и ведения единого электронного расписания работы врачей и диагностических кабинетов по всем учреждениям и подразделениям ЛПУ, с возможностью записи на прием специалистом одно подразделения в другое подразделение;

· планирования загрузки врачей и кабинетов для равномерного распределения нагрузки по учреждениям и подразделениям ЛПУ, за счет автоматического отображения количества записанных пациентов;

· фиксирование данных осмотров пациента и просмотр динамики изменения состояния пациента;

· проведения, на основе данных системы в режиме реального времени мониторинга работы подразделений, отделений, отдельных сотрудников ЛПУ;

· получения оперативной информации о проведённых приёмах, госпитализированных и выписанных пациентах;

· мониторинга работы персонала ЛПУ, контроля качества и обоснованности оказанных пациентам услуг;

· автоматического формирования по данным системы необходимых статистических и аналитических отчётов для руководства медицинского учреждения и государственных органов;

· повышения качественных и количественных показателей оказания медицинской помощи пациентам.

Каждый пользователь (сотрудник поликлиники) единой информационной системы «БАРС» имеет индивидуальные пароль и логин для входа в личный кабинет. Информационная система имеет ограничения по праву заполнения тех или иных форм отчетности за конкретный период времени, а так же ограничение по количеству одновременно подключенных пользователей (не более 100 человек).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.