Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Формы организации интервью – пресс-конференция, брифинг, выход к прессе, круглый стол

ИНТЕРВЬЮ: виды, стили, способы общения

Интервью — жанр публицистики, представляющий собой предназначенный для печати (передачи по радио или телевидению) диалог журналиста с одним или несколькими общественно значимыми лицами по актуальным вопросам, имеющим общественный интерес.

Цель – получить исчерпывающую информацию от компетентного в данном вопросе человека.

Специфика интервью – субъективность информации и формы ее подачи (через личность респондента).

Объекты интереса для интервью:

- люди, обладающие специфическим знанием в той или иной области (политики, специалисты, очевидцы событий)

- знаменитости (люди, чья личная жизнь и творческая деятельность, чьи оценки тех или иных фактов интересуют общественность).

 

Подходы к интервью (т.е. что есть интервью по сути и по форме)

Существуют разные стороны интервью — интервью как метод (способ сбора информации), интервью как жанр или форма предъявления информации.

Методический подход рассматривает интервью в качестве инструмента сбора информации, как вопросно-ответный метод получения сведений. С этой точки зрения интервью должно подчиняться принципам создания событийно-ориентированной новости (что, где, когда, кто, сколько, как, с какой целью). При этом люди, располагающие сведениями, рассматриваются просто как поставщики информации. Методический подход проявляет себя, прежде всего, в таком виде интервью, как информационное, в частности, в блиц-опросах (vox populi).

Жанровый подход — рассматривает интервью как метод организации материала (текста, зрелища) со своей оригинальной структурой и формой (как своего рода «поединок», скрытую или иногда явную борьбу собеседников друг с другом, «вымогание информации», или процесс поиска информации, борьбу «знания с незнанием», сообщение зрителю неизвестной ему ранее информации; - при этом наличествует момент импровизации). Собеседник, в таком случае – либо соперник, либо партнер.



 

Виды интервью

Виды интервью определяются задачей журналиста и по разному определяют характер его предварительной подготовки, особенности поведения журналиста и собеседника, а также конкретную технологию общения.

В зависимости от объекта интереса интервью подразделяют на интервью-факт (сведения о событиях от очевидцев), интервью-мнение (комментарий компетентного человека - специалиста, участника событий или обычного человека по проблеме, которая касается всех, в т.ч. vox pop), проблемное интервью (или интервью-расследование),интервью-портрет (поступки героя, их мотивы, их оценка им самим и другими людьми).

В зависимости от задачи можно выделить следующие виды интервью:

Информационное интервью — оперативный сбор материала для новостей (интервью-факт; интервью-мнение для информационно-аналитических передач). В силу жестких временных рамок сюжета такое интервью должно быть очень динамично по темпоритму. (Например, при освещении катастрофы национального значения телевизионной съемочной бригаде всего за 1 час нужно опросить более десятка человек. В ситуации, когда нужно выяснить силу взрыва и предполагаемое количество жертв, у журналиста не всегда найдется время на все стадии коммуникации, в частности, для рекомендуемого этикетом начала разговора-«разминки». Однако, несмотря на жесткие временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику в создании условий для ответов должен быть создан.)

Типичное информационного интервью – ответ на вопросы: кто? что? где? когда? как? (зачем? почему? каковы возможные последствия – эти вопросы относятся, скорее, к интервью-мнению, комментарию) Их вполне достаточно для сбора фактических сведений. Однако журналисты прибегают и к другим вопросам, уточняющим или фильтрующим сведения. «Вы действительно видели, как взорвался самолет?» — к свидетелю авиакатастрофы (для доверия со стороны зрителя).

К выезду на интервью по событийному поводу обычно из-за недостатка времени готовятся редко. Поэтому, формулируя вопросы, журналист при исследовании ситуации и причинно-следственных связей внутри нее чаще полагается на свою наблюдательность, сообразительность, опыт.

Например: оказавшись со съемочной бригадой на месте пожара, журналист замечает, что шланги для тушения тянутся не к ближайшему пожарному крану, а почти через весь квартал. Он задает вопрос руководителю пожарной команды: «Почему не используется ближайший кран?». Выясняется не только его неисправность, но и то, что в таком же состоянии находится почти половина пожарных вентилей в городе. Так, рядом с событием, связанным с тушением пожара, возникает проблемный сюжет о пожарной службе города (повод сделать тематический репортаж).

Оперативное интервью — разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте (как часть сюжета или подборки материалов по теме), максимально возможно оперативное реагирование на событие. В выпуск новостей из интервью войдет фрагмент на 20—40 секунд, цитата будет четко вписана в контекст передачи, согласована с темой сюжета. Такие оперативные высказывания специалистов в какой-либо области по конкретным поводам применяются в новостных материалах печати, информационных сюжетов радио или телевидения.

Протокольное интервью – разновидность информационного, предназначено для разъяснения позиции официальных лиц, дает возможность чиновнику высказаться по вопросам, имеющим общественный интерес.

Блиц-опрос (street talk, vox populi) - вид интервью, который ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу.

Вопрос должен быть:

-дискуссионным, т.е. предполагать наличие различных точек зрения

- иметь широкий общественный интерес

- находиться на уровне компетентности большинства населения, т.е. быть понятным и зрителям, и опрашиваемым.

Блиц-опрос представляет собой чаще всего опрос на улице с постановкой одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям интересующих социальных групп - одной или, наоборот, разных.

Опрос студентов и школьников для репортажа об акции, направленной против курения молодежи: «Курите ли вы? Если да, то не собираетесь ли бросить курить?». Для сюжета о том, какие в городе возникли настроения после происшествия, имеющего общегородское значение, надо взять интервью у представителей разных возрастных и социальных групп.

Почему блиц-опрос нельзя назвать социологическим опросом? В блиц-опросе, конечно, присутствует элемент метода социологических исследований — фиксированный, четкий вопрос для большого числа респондентов. Однако в нем отсутствует главное требование к социологическим изысканиям — репрезентативность, т.е. представление всех необходимых для достоверности исследования социальных групп. По результатам таких опросов нельзя делать серьезных, претендующих на научную точность выводов.

Интервью-расследование (проблемное интервью) – жанр информационно-аналитической публицистики, проводится с целью глубокого изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, его подготовка не имеет жестких временных ограничений, хотя существуют календарные планы его проведения. Важно определить цель, провести предварительную работу с материалами, изучить письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. В интервью-расследовании может быть несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями.

Интервью-портрет сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести встречи с другими заинтересованными людьми: близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными.

Объект интереса – события в жизни и поступки героя, его мотивы, оценки поступков, жизненный опыт. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — все то, что отражает его индивидуальность.

Так называемое креативное интервью – беседа или дискуссия. Термин введен для подчеркивания того обстоятельства, что журналист является не просто посредником в передаче информации, а выступает на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества.

Результатом творческого партнерства является художественно-публицистическое произведение (очерк, эссе, документальный фильм). Для творческого успеха необходимо, во-первых, выбрать такого собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков, жизненного опыта или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, во-вторых – следует суметь увидеть в проблеме драму, а в личной судьбе — проявление общечеловеческих проблем.

Формы организации интервью – пресс-конференция, брифинг, выход к прессе, круглый стол

Кроме визита журналиста к интервьюируемому и приглашения его в качестве гостя в студию, очень часто интервью проводятся в заранее определенных местах и традиционных форматах – а именно, пресс-конференция, выход к прессе и брифинг. Выбор диктуется либо самим ньюсмейкером, либо его информационной службой, которая является своего рода посредником в передаче информации потребителю. В ситуации с таким посредником возможен контроль информации, в частности, сокрытие или дозирование сведений, особенно если речь идет о важной информации политического или экономического характера.

Пресс-конференция — своего рода коллективное интервью, когда журналистов приглашают на встречу с персоной, источником информации, в определенное время (с и до некоторого часа) и в назначенном месте. Чаще всего, местом встречи становится информационная служба ньюсмейкера, информационное агентство или специально оборудованное помещение в каком-либо общественном центре. Пресс-конференции обычно созываются по определенным информационным поводам с целью распространения, разъяснения или опровержения какой-либо информации.

Пресс-конференции проводятся по заранее заведенному порядку: инициатор делает подробное сообщение о свершившемся или планируемом событии, решении, предложении, после чего журналистам предоставляется возможность задать вопросы. Часто информация заранее готовится для распространения письменно в виде пресс-релизов. Это, с одной стороны, облегчает журналистам процесс подготовки материала (имена, факты, цитаты уже выверены), с другой — представляет собой способ контроля за «выходящей информацией» (в пресс-релизе содержится та информация, которая выгодна заинтересованным лицам). Многие пресс-конференции вообще являются частью спланированных PR-акций, цель которых — выставить в положительном свете определенного человека или событие.

Пресс-конференции проводятся и для передачи представителям СМИ неофициальной, так называемой «фоновой», информации. О ее неофициальном характере журналистов предупреждают.

Как правило, в большинстве стран мира процессом передачи информации на пресс-конференциях руководит модератор. Он сначала предлагает слово ньюсмейкеру или его представителю, а затем дает журналистам возможность задавать вопросы. Модератору приходится решать, кто из них это сделает. В Швеции, существует традиция: журналист сам берет слово, не дожидаясь приглашения. В США - на пресс-конференции президента - слово журналисту предоставляет сам президент или его пресс-секретарь.

Способы ущемления информационных свобод на пресс-конференциях: 1) когда право задать вопрос получают представители изданий, которые «выгодны» организаторам пресс-конференции; 2) отказ определенным журналистам в аккредитации; 3) ограничение во времени, в том числе прекращение пресс-конференции, когда задан особо неудобный вопрос.

Из-за ограниченности пресс-конференции во времени журналисту стоит поторопиться задавать вопросы. Если же получить необходимую информацию так и не удалось, следует задать вопросы по окончании пресс-конференции, конечно, если ньюсмейкер сразу не покинет помещения. Опытные журналисты считают, «главное, не дать человеку покинуть помещение» даже если для того, чтобы задать вопрос, «придется встать между ним и дверью».

Иногда корреспонденты, приглашенные на пресс-конференцию по очень серьезному поводу, вступали в негласный сговор для того, чтобы задать все необходимые, в том числе нелицеприятные, вопросы.

В Швеции также принято, что аккредитованные в парламенте репортеры собираются до начала пресс-конференций и обсуждают очередность своих вопросов. Первыми, как правило, получают право задать вопросы репортеры теле- и радиокомпаний, освещающие ход пресс-конференции в прямом эфире. Им также разрешается развить тему в последующих вопросах, однако далее они должны уступить слово другим корреспондентам.

10 правил для журналиста на пресс-конференции:

1.собрать основную информацию по теме до п.-к.

2.понять, каковы намерения организаторов, почему говорится именно это, в чем хотят убедить, о чем умалчивают.

3.быть постоянно начеку

4.различать действительность и изображаемую организаторами видимость

5.сравнивать предъявляемую информацию с ранее опубликованной

6. «подлавливать», «доставать», быть смелым в вопросах

7.выявлять неточности, несогласованность с ранее заявленной информацией

8.выяснить, у кого можно получить дополнительную информацию

9.тщательно подготовиться к записи материала

10.остаться независимым, объективным.

 

10 правил для подготовки пресс-конференции:

1.четко определить цели, темы, подготовить данные и другие исчерпывающие аргументы по всем возможным (предполагаемым) вопросам

2.раздаточный материал (пресс-релиз в т.ч.) подготовить так, будто по теме п.-к. никто ничего не слышал ранее

3.продумать сценарий – кто, что скажет и когда, какую роль будет играть

4.в меру доброжелательно приветствовать журналистов, представить участников, огласить план п.-к.

5.доклады участников должны быть максимально возможно короткими, с наглядной демонстрацией аргументов

6. аргументы должны быть логически выстроены

7. продолжительность докладов – не более 40 минут в целом,

8. запланировать время на вопросы журналистов после докладов

9.не отрицать наличия интересов ньюсмейкеров, провозглашать общественную полезность их идей и поступков

10. уделять одинаковое внимание всем журналистам

Выход к прессе — фактически малая форма пресс-конференции для информирования журналистов об итогах прошедшего мероприятия (заседания, переговоров и т.п.), инициатором которого является ньюсмейкер. Ньюсмейкер или его пресс-секретарь выходят к прессе по окончании заседания, делая заявление (реже - отвечая на вопросы журналистов) с предоставлением лишь необходимой дозы информации. Это мероприятие можно отнести к формам информационной поддержки Средств Массовой Информации.

Недостаток: инициатива принадлежит ньюсмейкеру, который и определяет дозу информации.

Преимущество: делается «по горячим следам» события, когда эмоции еще не улеглись. Поэтому журналистам надо очень внимательно слушать ответы и следить за настроением ньюсмейкера. Его мастерство общения с представителями СМИ проявится в том случае, если он сумеет выбрать наиболее выигрышный для себя вопрос и дать на него ответ, содержащий необходимую дозу информации, не наговорив лишнего.

Брифинг — плановое мероприятие, которое проводится с регулярной периодичностью и посвящается распространению текущей информации о деятельности организации или компании. Журналистам также предлагается официальная ведомственная трактовка наиболее актуальных событий, к которым имеет отношение ньюсмейкер.

«Круглый стол» - когда журналист ведет разговор не с одним, а с несколькими участниками. Здесь функции интервьюера приближаются к модераторским: в его задачи помимо вопросно-ответного общения входит еще и управление полилогом. «Круглый стол» и его разновидности — беседа, дебаты, обычные и «панельные» дискуссии — должны быть очень тщательно проработаны, необходимо продумать стратегию встречи, четко прописать сценарий. Во время «круглого стола», особенно если на него приглашены участники-антагонисты, могут возникнуть напряженные, даже драматические ситуации. Журналист, чтобы не потерять контроль над ситуацией и добиться нужного результата, должен уметь управлять поведением участников.

«Круглый стол» подразумевает глубину анализа проблем, поэтому к участию в нем приглашаются в основном эксперты. С помощью интерактивных форм возможно привлечение аудитории к дискуссии.

Интервью по телефону. Подсчитано, что на разговоры по телефону рядовой журналист тратит не менее половины рабочего времени.

Главный аргумент в пользу телефонного интервью - фактор времени. Оно полезно при сборе актуальной информации; когда требуется быстро собрать или подтвердить факты, экономит время, силы и нервы. Интервью по телефону — рабочая процедура для подготовки материала журналистами всех СМИ. Нередко телефонные интервью используются в телеэфире для актуальных включений, например в экстренных выпусках новостей, в «горячих» сюжетах, когда необходима информация с места событий. На телевидении при этом, конечно, теряется эффект «картинки», зато выигрывается время.

Нет полноценного диалога с собеседником, не видно выражения лица, позы, жестов как невербальных знаков общения. Например, не всегда удается оценить иронию или сарказм лишь по голосовым модуляциям говорящего, а вот если видеть выражение его лица и глаз, сделать это просто.

Во время телефонного интервью журналист не может полностью контролировать ситуацию. Собеседник может внезапно в любой момент оборвать разговор. Телефонному разговору могут помешать и присутствующие в комнате вашего собеседника, но не видные вам люди. Или - контакта с вами могут избегать, но вы об этом не узнаете, вам просто скажут, что нужного вам человека просто нет. А терпеливо выждать, когда вас пригласят в кабинет, не самый худший способ добиться встречи.

Интернет-интервью — по электронной почте, на форуме или в чате. Самый опосредованный вид организации интервью: с собеседником нет ни визуального, ни слухового контакта. Преимущества - экономия времени и средств, есть время хорошенько продумать вопросы, собеседник сосредоточен за компьютером и лучше формулирует ответы. Что касается интервью в режиме он-лайн (телеконференция, чат), то хотя оно чрезвычайно оперативно, круг возможных собеседников, пользующихся этими услугами Интернета, пока слишком узок или чрезвычайно специфичен. В основном это либо молодежь, либо специалисты в определенной области.

 

Стили проведения интервью

Конфронтационный стиль проявляется, когда журналист не доверяет своему источнику информации и в каждом сообщении ищет двойной смысл. Его вопросы часто бывают нелицеприятными, а собеседник вынужден постоянно ждать подвоха или идет на конфронтацию. Эта манера поведения вполне естественна для репортера, который по роду деятельности должен докапываться до сути дела и перепроверять факты. Зачастую она бывает наигранной, «маской» журналиста.

Социально ответственный (он же иногда называется «элитарным») стиль – когда журналист «стоит на страже» интересов определенных социальных групп, выступает в роли «социального контролера» различных сторон жизни общества: экономики, политики, нравственности. В отличие от журналиста, выбравшего конфронтационную модель поведения и стоящего на страже всего общества, представитель элитарного подхода «простому человеку» зачастую уделяет мало внимания.

Партнерский стиль общения предполагает процесс совместного поиска нужной информации. При этом новость становится продуктом человеческого взаимодействия, возникшего в результате совместной созидательной деятельности журналиста и его собеседника. Партнерский подход предлагает журналистам сменить позицию - от «сбора информации» перейти к выработке нового знания в процессе диалога, когда стороны несут обоюдную ответственность за результат общения. Заинтересованность в общении должна присутствовать у обеих сторон. Этот подход требует большей самоотдачи от журналиста, проникновения во внутренний мир собеседника, понимания его убеждений, установок, мотивов, даже если это не столь важно для самого «сюжета», который воплотится на экране.

Здесь для журналиста есть опасность «потерять себя», раствориться в личности собеседника и его интересах. (кстати, типичная ситуация для начинающих рекламистов и пиарщиков.)

Эта модель также плохо подходит, когда производство новостей поставлено на поток, когда надо решить определенную узкую задачу и нет времени на партнерство.

Стиль «посредник – он же модератор» диктуется современной тенденцией к объективности, подчеркнутой незаангажированности журналиста. Идет отход как от конфронтационного репортерского стиля, от «элитарности», так и от партнерского «разговора по душам», переход к самоценности самой информации, когда на первый план как источник сведений и оценок выходит собеседник, ньюсмейкер. Дело журналиста — сведения добыть, причем ненавязчиво, с профессиональной легкостью, изяществом, без собственных оценок и мнений, а затем передать информацию обществу, в интересах которого журналист работает. Важную роль при этом часто играет интерактивное участие аудитории, которая может, как полноценный партнер, включиться в процесс интервью. Журналист тогда выступает в роли посредника, модератора общения источника и зрителя.

Выбор стиля зависит как от личностных характеристик собеседников, их целей, так и отношений, принятых в обществе к журналистам.

Способы общения с респондентом – при непосредственном контакте, опосредованное общение (по телефону, через Интернет, письменное интервью «с отложенным ответом», обычно применяемое при обращении к официальному лицу).

 

«ДРАматургия» (или Построение) интервью

В качестве примера выберем «стерильный» случай интервью, не связанный временными рамками, положением в пространстве и иными ограничениями, когда есть возможность пройти все стадии рабочего процесса. Учтем, что для достижения профессиональных результатов интервьюеру следует всегда стремиться пройти выполнить все этапы - от начала до конца.

Работу над интервью можно разложить на три последовательные стадии:

подготовка; проведение; завершение.

ПОДГОТОВКА к интервью

На первой стадии, до интервью, определяются его цели, предварительно изучается информация по теме, продумывается характер и основная тематика вопросов, стратегия беседы, возможные риски и способы их избежания, организовывается встреча с собеседником с назначением времени и места встречи.

Определение целей интервью. От того, насколько ясны цели, зависит успех всех последующих шагов. Типичное для начинающих журналистов заявление: «Не знаю, что спросить» происходит именно от смутного представления о целях интервью.

Основные вопросы к журналисту для формулирования целей:

§ Зачем вы хотите взять интервью? Каких результатов хотите достичь?

§ Почему для решения этих задач вы выбрали именно этого собеседника? Достаточно ли он компетентен в той теме, которой посвящено интервью?

§ Интересен ли собеседник лично вам?

§ Есть ли к нему интерес у широкой публики?

Если сформулировать цели, облегчится разработка вопросов самого интервью. Без четкого понимания цели интервью может превратиться в бессмысленную болтовню.

О целях интервью также необходимо рассказать и собеседнику, это уменьшит вероятность непонимания со стороны собеседника и убедит его в необходимости встречи. Когда цели ясны и четко сформулированы, у собеседника появляется уверенность в том, что его выслушают, поймут и постараются точно донести услышанное до публики.

Цели интервью определяются:

- ролью собеседника в жизненной ситуации

- масштабом проблем, которые связаны с героем,

- сложившимися социальными (политическими, экономическими и т. п.) обстоятельствами, и возникшими в этой связи общественными стереотипами

- особенностями характера собеседника.

Надо иметь в виду, что бывают ситуации, когда в беседе выясняются серьезные подробности, способные изменить первоначальные планы и скорректировать цели интервью.

Предварительное исследование (ознакомление с информацией о проблеме и собеседнике). В зависимости от целей интервью сбор рабочего материала о герое или ситуации, в которую он вовлечен, может

- проводиться по полной программе,

- ограничиться кратким поиском

- вообще не проводиться.

Подготовка или экспромт — выбор, который делает журналист перед каждой встречей с собеседником.

Подробное исследование материала помогает журналисту тщательно разработать вопросы интервью,сформулировать свою точку зрения, продемонстрировать собеседнику свою осведомленность и интеллект. Это способно расположить к себе собеседника – если он ценит такие качества. Однако, изображать из себя эксперта также не стоит, поскольку незнание важных аспектов (журналист, все же, в большинстве случаев не эксперт) может всплыть, и журналист окажется в смешном положении.

С другой стороны, от подготовки зависит многое, но далеко не все. Важны азарт, экспромт, умение сориентироваться по ходу интервью. Многие журналисты предпочитают встретиться без подготовки, если вдруг появилась возможность записать интервью с человеком, интересным для журналиста и аудитории.

Если журналист располагает временем, для предварительной подготовки желательно воспользоваться источниками с максимально возможной полнотой. (Изучение информации о собеседнике может помочь в «наведении мостов» во время установления психологического контакта при разминке).

Информационные ресурсы можно разделить на две большие группы: документальные и устные.

Документальные источники:

§ справочная литература (энциклопедии, словари, справочники);

§ специальные источники (финансовая документация, статистические отчеты, данные социологических опросов и т.д.);

§ научная литература (монографии, диссертации, научные статьи и т.д.);

§ периодика (подшивки газет и журналов, подборки тематические или по персоналиям);

§ досье (собственные, редакционные и т.д.);

§ разного рода базы данных;

§ ресурсы Интернета

§ прочие документы (архивы, дневники, записки, заявления и т. п.).

Устные свидетельства. Эксперты в той или иной области, очевидцы событий, коллеги, друзья и родственники героя могут поделиться такими сведениями, которые вы не найдете ни в справочниках, ни в документах.

В репортерской практике часты ситуации, когда нет времени на серьезную предварительную работу. Приходится полагаться на добытые обрывочные сведения, которых бывает достаточно для краткого актуального интервью или для 1-2 вопросов на пресс-конференции.

Возможные информационные ресурсы в таком случае:

§ оперативный телефонный звонок в информационную службу, имеющую отношение к ньюсмейкеру по поводу целей и форм мероприятия, события (возможно, там уже подготовлен пресс-релиз);

§ работа с редакционным досье (скорее всего, там будут сведения о ньюсмейкере и его деятельности последнего времени);

§ просмотр имеющихся ресурсов в Интернете;

§ советы и идеи коллег по работе; коллег из других СМИ.

Полезные сведения о человеке или ситуации можно получить с помощью наблюдения. Особенно ценными могут стать подмеченные детали одежды, окружающей обстановки, особенности поведения и манера общения героя, которые помогают журналисту корректировать вопросы, использовать адекватную стилистику беседы.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.