Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг.

 

Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. продемонстрировал стремление части правящих кругов усилить роль дворянства в управлении страной, не- сколько ограничив при этом личный произвол монарха. Уроки павловского царствования и Французской революции, проникновение в Россию просвети- тельской идеологии, осуждавшей деспотизм и феодальные порядки, способст- вовали распространению в верхах реформаторских воззрений, появлению различных преобразовательных планов, призванных пресечь самовластие царя и злоупотребления помещиков. Новый император Александр I (1777-1825) в целом разделял эти взгляды. Идеи эпохи Просвещения оказали на него извест- ное влияние. Александр стремился модернизировать социально-экономические и политические институты (он имел, в частности, программу решения кресть- янского вопроса путем постепенной ликвидации крепостного права), надеясь тем самым избавить страну от внутренних потрясений.

 

Воцарение Александра I ознаменовалось серией мер, отменявших те рас- поряжения Павла I, которые вызвали недовольство дворянства. В армию воз- вращались уволенные Павлом I офицеры, политические заключенные освобождались, был разрешен свободный въезд и выезд из страны, уничтожена "Тайная экспедиция" и т.п.

 

Первые годы правления Александра I характеризовались острой борьбой в верхах вокруг проектов различных реформ социально-экономического и по- литического характера. В правящих кругах существовали различные группи- ровки, каждая из которых имела свои рецепты решения стоявших перед страной проблем.


 

"Молодые друзья" императора (П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, А. Чарторыйский), образовав так называемый Негласный комитет, в рамках которого они обсуждали с императором важнейшие вопросы государст- венной жизни, выступали за отмену в будущем крепостного права и превраще- ние России (также в перспективе) в конституционную монархию.



 

Сановники екатерининского царствования ("екатерининские старики") стремились усилить влияние вельможно-бюрократических верхов на управле- ние империей. С этой целью они ратовали за расширение функций Сената, в частности - за предоставление ему возможности оказывать воздействие на за- конодательный процесс. "Екатерининские старики" были противниками каких- либо перемен в отношениях между крестьянами и помещиками.

 

За более широкие преобразования высказывались участники дворцового переворота во главе с бывшим фаворитом Екатерины II П.А. Зубовым. Они до- бивались превращения Сената в представительный орган дворянских верхов, наделения его законосовещательными правами, чтобы поставить законодатель- ную деятельность царя под контроль высшего дворянства. Эта группировка до- пускала возможность известного ограничения помещичьей власти над крестьянами, а в перспективе была готова к постепенной ликвидации крепост- ного права.

 

Наконец, в среде высшей бюрократии имелось немало противников во- обще любых перемен. В сохранении существующих порядков они видели са- мую надежную гарантию общественной стабильности.

 

Основная масса дворянства была также настроена весьма консервативно. Она стремилась сохранить свои привилегии и прежде всего безграничную власть помещиков над крестьянами. Затишье, наступившее в деревне после по- давления мощной волны крестьянских выступлений 1796-1797 гг., укрепляло уверенность подавляющего большинства дворянства в незыблемости сущест- вующего строя. Широкие слои помещиков негативно относились к любым по- пыткам ограничить свободу волеизъявления императора. В связи с этим реформаторские планы, вынашивавшиеся различными представителями пра- вящих кругов, не встречали сочувствия в дворянской массе. Слой просвещен- ных дворян, в которых Александр I видел опору своих реформаторских начинаний, был слишком тонок. Любые действия царя, затрагивавшие помещи- чьи привилегии, грозили новым дворцовым переворотом. В социально- экономической области царь смог провести лишь некоторые скромные преоб- разования, ни в коей мере не затрагивавшие крепостнические порядки и пред- ставлявшие собой незначительную уступку зажиточным слоям города и деревни. 12 декабря 1801 г. купцам, мещанам и казенным крестьянам была пре- доставлена возможность приобретать в собственность ненаселенные земли (ра- нее владение землей, населенной или ненаселенной, было монопольным правом дворянства). 20 февраля 1803 г. появился указ, в соответствии с которым кре-


 

постные крестьяне могли с согласия помещиков выкупаться на волю с землей целыми селениями. Получившие этим путем свободу крестьяне должны были именоваться "свободными хлебопашцами". Число "свободных хлебопашцев" в итоге оказалось очень небольшим. Акт 20 февраля 1803 г. в первую четверть XIX в. был применен в 161 случае и коснулся лишь 47153 крестьян мужского пола. Меры, призванные в той или иной степени ограничить помещичий произ- вол, затронули лишь Прибалтику. В 1804 г. крестьяне Лифляндии и Эстляндии были объявлены пожизненными и наследственными владельцами своих зе- мельных наделов. При этом устанавливались фиксированные размеры кресть- янских повинностей, что не позволяло помещикам повышать их по своему усмотрению.

 

Лишь на бумаге остались планы преобразований, призванные внести бо- лее или менее существенные перемены в систему управления Российской им- перии. Александр I вынужден был считаться как с приверженностью основной массы дворян принципам самодержавия, так и с тем, что введение элементов представительства (мыслившегося, естественно, как представительство дворян- ское), при нежелании помещиков поступаться даже частью своих привилегий, затруднило бы проведение в жизнь мероприятий, противоречащих интересам первого сословия империи. В результате дело ограничилось лишь актами, со- вершенствовавшими организацию бюрократического аппарата. Правда, 8 сен- тября 1802 г. появился указ о правах Сената, в какой-то мере учитывавший олигархические настроения "екатерининских стариков". Сенат получил воз- можность делать царю представления относительно указов в тех случаях, если последние противоречили действующим законам или создавали какие-либо за- труднения. Однако попытка сенаторов в 1803 г. воспользоваться этим правом вызвала негативную реакцию Александра I. В итоге Сенат лишился предостав- ленной ему (впрочем, чрезвычайно скромной) возможности следить за законно- стью действий верховной власти. 8 сентября 1802 г. царь подписал Манифест об учреждении министерств. Этот акт, в известной степени, юридически оформлял наметившийся еще в XVIII в. процесс постепенного вытеснения кол- легиальных начал в центральном управлении, введенных Петром I, принципами единоначалия. Усложнение задач, стоявших перед самодержавием, по мере то- го как общественный прогресс менял жизнь страны, требовало повышения гиб- кости и оперативности в работе бюрократической машины. Коллежская система управления с ее медлительным делопроизводством не отвечала требо- ваниям времени. Издание этого Манифеста подготавливало почву для замены коллегий министерствами, в которых вся власть сосредоточивалась в руках од- ного лица - министра, назначавшегося царем и отвечавшего за свои действия только перед монархом. Сами коллегии первоначально не были ликвидирова- ны. Они вошли в состав соответствующих министерств и продолжали зани- маться решением текущих вопросов государственного управления.

 

Таким образом, были созданы восемь министерств (внутренних дел, ино- странных дел, финансов, коммерции, юстиции, народного просвещения, воен-


 

но-сухопутных сил, военно-морских сил) и государственное казначейство, ко- торое имело права министерства. Важные посты в этих министерствах заняли "молодые друзья" императора.

 

В начале царствования Александра I были приняты некоторые меры, при- званные способствовать развитию просвещения. В 1803 г. вступило в силу по- ложение об устройстве учебных заведений. Кроме того, в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове были основаны университеты, а в Петербурге - Педагогиче- ский институт, преобразованный впоследствии в Главный педагогический ин- ститут, а в 1819г. - в Университет.

 

В целом реформы первых лет александровского царствования не внесли сколько-нибудь крупных перемен в жизнь страны. Начавшаяся в 1805 г. война с Францией вообще временно сняла с повестки дня вопрос о каких бы то ни было преобразованиях.

 

После окончания боевых действий и заключения в 1807 г. Тильзитского мира с Наполеоном проблема реформ снова становится объектом обсуждения в правящих кругах. Преобразовательные планы в этот период были связаны с именем выдающегося государственного деятеля М.М. Сперанского (1772-

1839), одного из ближайших советников Александра I. В 1809 г. Сперанский составил "Введение к Уложению государственных законов", в котором содер-

жалась обширная программа серьезных реформ. Их своевременное проведение в жизнь, по мысли Сперанского, должно было избавить страну от революцион- ных потрясений, которые пережила Европа. В основу задуманной им политиче-

ской реформы закладывался присущий правовому государству принцип разделения властей, предполагающий размежевание законодательных, испол- нительных и судебных функций и создание соответствующих структур. План

Сперанского предусматривал образование представительного органа с законо- дательными функциями (на манер парламента) в лице Государственной думы. Она мыслилась как учреждение, ограничивающее власть монарха. На местах создавались губернские, окружные и волостные думы. Избирательные права

Сперанский собирался предоставить дворянству и лицам "среднего сословия" (купечеству, государственным крестьянам и т.п.). Исполнительная власть со- средоточивалась в министерствах, а высшей судебной инстанцией должен был

являться Сенат, Проектируемую Сперанским систему законодательных, испол- нительных и судебных инстанций венчал Государственный совет, который должен был играть роль связующего звена между царем и всеми государствен-

ными структурами. Члены Совета назначались императором.

 

Ликвидации крепостного права план Сперанского не предусматривал. Однако Сперанский выступал за ограничение помещичьей власти над крестья- нами. Последние получали определенные гражданские права. В частности, ни одно лицо, по мысли Сперанского, не могло быть наказано без суда.


 

Преобразовательные проекты Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против реформаторских замыслов Сперанского, усматривая в них подрыв веко- вых устоев империи. Соответствующая точка зрения в развернутом виде была изложена выдающимся русским историком Н.М. Карамзиным в "Записке о древней и новой России" (1811), которая адресовалась Александру I. Рассмат- ривая самодержавие как необходимое условие благополучия страны, Карамзин категорически осуждал любые попытки ограничения верховной власти. В ко- нечном счете, реализовать свои планы в целом Сперанскому не удалось. Алек- сандр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать решительного неприятия реформаторских начинаний своего советника основной массой дворянства и высшей бюрократии. Правда, в 1810 г. был образован Государственный совет как законосовещательный орган при императоре. В 1811 г. вступило в силу "Общее учреждение министерств", подготовленное Сперанским. Этот обшир- ный законодательный акт определял основные принципы организационного устройства министерств, порядок их деятельности. Данным законом была в це- лом завершена начатая в 1802 г. министерская реформа (большинство коллегий к 1811 г. прекратило свое существование).

 

Этими мерами, направленными на совершенствование бюрократической машины, дело и ограничилось. Ненависть консервативных кругов к Сперан- скому была столь сильна, что Александру I пришлось пожертвовать своим сподвижником. В марте 1812 г. Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан - сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь. Попытки реа- лизации широкой программы либеральных реформ потерпели крах.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.