Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Внутренняя политика Николая I (1825-1855).

 

Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями об- щественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполити- ческого курса нового монарха - Николая I (1796-1855). "Революция на пороге России, - сказал Николай I после восстания декабристов, - но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни..." В течение своего тридцатилетнего царствования Николай I сделал все, чтобы сдержать эту клят- ву.

 

Необходимым условием упрочения существующего строя император счи- тал усиление личного контроля монарха за работой государственного аппарата. Николаевское царствование - время предельной централизации управления им- перией, апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в движение сложную государственную машину, находились в руках монарха. Резко возросло в этой связи значение царского секретариата - Собственной его императорского вели- чества канцелярии, с помощью которой Николай I осуществлял управление ко- лоссальной державой.

 

Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание импера- тор уделял укреплению репрессивного аппарата. Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система политического сыска нуждалась, как показало восстание декабристов, в реорганизации. С 1826 г. обеспечивать "безопасность престола и спокойствие в государстве" стало III отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Исполнительным органом III отделе- ния был Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась на жан- дармские округа, возглавлявшиеся жандармскими генералами. В каждой губернии вопросами охраны государственной безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Общая числен- ность Корпуса была, впрочем, невелика. В 1850 г. в его составе насчитывалось




 

210 офицеров и более 5 тыс. нижних чинов. Это, однако, не мешало III отделе- нию развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите существующе- го строя. Оно располагало обширной сетью тайной агентуры, организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т.п. Любые проблески свободомыслия, оппозиционности при- влекали внимание жандармского ведомства, стремившегося держать под своим контролем всю жизнь русского общества.

 

Предметом особых забот Николая I были печать и образование. Именно здесь, по его мнению, укоренилась "революционная зараза". В 1826 г. был из- дан новый цензурный устав, получивший у современников название "чугунного устава". Действительно, своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности своего "чугунного" предшественника. Тем не менее мелочный и же- сткий надзор за печатью сохранялся.

 

Столь же педантичному контролю подвергались и учебные заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание в целях пресе- чения малейшего свободомыслия вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образова- ния. Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское учили- ще, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась, поскольку в каждом из них могли обучать- ся лишь выходцы из соответствующих сословий. Так, гимназия предназнача- лась для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просве- щения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, кото- рые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником "своеволия и вольнодумства". Устав 1835г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности. Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. С.С. Уваровым тео- рия официальной народности.

 

Следует отметить, что, взяв на вооружение теорию официальной народ- ности, Николай I решительно боролся с любыми отклонениями от православия. Весьма крутые меры принимались против старообрядцев, у которых отбира- лись молитвенные здания, недвижимость и т.п. Дети "раскольников" насильст- венно зачислялись в школы кантонистов. Такая "защита" интересов официального православия не шла, однако, последнему на пользу. Православ- ная церковь при Николае I окончательно превратилась в составную часть бю- рократической машины. Синод все больше становился "ведомством православного исповедания", управлявшимся светским должностным лицом - обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета церкви.


 

Добиваясь укрепления существующего строя, Николай I не был уверен в его долговечности. Царь очень хорошо видел пороки возглавлявшейся им сис- темы управления. Часть высших сановников полагала необходимым учитывать во внутриполитическом курсе требования времени, пойти на постепенное смяг- чение крепостного права и, не посягая на прерогативы короны, принять меры, обеспечивающие законность в стране. 6 декабря 1826 г. Николай I образовал специальный секретный комитет, призванный рассмотреть ситуацию в государ- стве и разработать программу необходимых реформ. "Комитет 6 декабря 1826 г." действовал в течение трех лет. Им была намечена довольно обширная про- грамма преобразований, предусматривавшая, в частности, некоторое ограниче- ние помещичьей власти над крестьянами, перестройку центральной и местной администрации в духе принципа разделения властей и т.п. Крайне консерва- тивные круги выступили против этих планов. Восстание в Польше, "холерные бунты" 1830-1831 гг. окончательно похоронили большинство начинаний этого Комитета. Для обеспечения законности известное значение должна была иметь кодификация законов, завершенная к 1833 г. Результатом этой обширной рабо- ты по систематизации законов, появившихся после Соборного Уложения 1649 г., стало издание "Полного собрания законов Российской империи" и "Свода законов Российской империи". Впрочем, значение, которое имели все эти упо- рядочившие законодательство меры, было небольшим, поскольку чиновничест- во действовало, абсолютно не считаясь с какими-либо правовыми нормами. В последующие годы своего царствования Николай I неоднократно возвращался к мысли о необходимости урегулирования вопроса о крепостном праве. Раз- личные варианты решения этой проблемы разрабатывались в секретных коми- тетах, которые буквально один за другим создавались императором. Позиция самого Николая I в крестьянском вопросе была весьма противоречивой. "Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло... - заявил царь однажды, - но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным". В этих условиях практические результаты работы упомянутых ко- митетов оказались ничтожными. Ни на какие меры, сколько-нибудь существен- но менявшие положение крепостных, Николай I не пошел.

 

Неутешительные в целом результаты дала и проводившаяся в жизнь с се- редины 1830-х гг. реформа управления государственными крестьянами. При- званная улучшить их положение и реализовавшаяся одним из наиболее просвещенных и способных сановников николаевского царствования П.Д. Ки- селевым, эта реформа обернулась для казенной деревни усилением админист- ративной опеки со стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола начальства. Бюрократический аппарат действовал сам по себе и во- преки воле самодержца, руководствуясь собственными интересами. В конечном счете поэтому на реформу П.Д. Киселева крестьянство ответило вспышкой серьезных волнений.

 

Николай I уделял большое внимание вопросам укрепления позиций пер- вого сословия империи - дворянства как важнейшей опоры трона. Процесс по-


 

степенного экономического оскудения дворянства давал себя знать по мере разложения крепостнической системы. В этой связи самодержавие стремилось упрочить положение высших и средних слоев помещиков, жертвуя интересами слабевших экономически, а потому казавшихся и политически ненадежными представителей дворянства. Манифест 6 декабря 1831 г. допускал к участию в выборах на дворянские общественные должности только тех помещиков, кото- рые имели в пределах губернии не менее 100 душ крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. Для того чтобы затруднить проникновение в дворянскую среду выходцев из "податных состояний", в 1845 г. был издан закон, в соответ- ствии с которым на военной службе потомственное дворянство приобреталось лишь по достижении старшего офицерского чина, а на гражданской - чина V, а не VIII класса, как это практиковалось раньше. Своеобразную преграду возрас- тавшим домогательствам на дворянское звание соорудил Манифест 10 апреля

1832 г. Им были созданы институты "потомственных почетных граждан" (к ним относились крупные предприниматели, ученые, дети личных дворян и т.п.) и "почетных граждан" (низшие чиновники, выпускники высших учебных заведе-

ний). Все они получали некоторую часть дворянских привилегий - свободу от телесных наказаний и др. Это, по мысли правящих кругов, должно было уменьшить желание "неблагородных" элементов добиваться получения дворян-

ства. Для укрепления материальной базы первого сословия в 1845 г. Николай I создал институт заповедных наследственных имений (майоратов). Они не под- лежали дроблению и, составляя собственность дворянского рода, переходили

по наследству к старшему сыну.

 

В своей экономической политике Николай I в известной степени учиты- вал интересы нарождавшейся буржуазии, потребности промышленного разви- тия страны. Эта линия нашла свое отражение в покровительственных таможенных тарифах, организации промышленных выставок, железнодорож- ном строительстве. Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила устойчи- вость рубля и позитивно сказалась на развитии отечественной торговли и промышленности. Волнения рабочих на предприятиях вынудили самодержавие в 1830-1840-е гг. издать законы, регулировавшие трудовые отношения в про- мышленности и несколько ограничивавшие произвол работодателей.

 

Охранительные начала в правительственной политике резко усилились в последние годы царствования Николая I. Революция 1848- 1849 гг. в Европе испугала правящие круги Российской империи. Начались гонения на печать и школу. Для усиления действующей цензуры были образованы специальные ко- митеты (под руководством А.С. Меншикова - для наблюдения за журналами и Д.П. Бутурлина - для надзора за "духом и направлением всех произведений... книгопечатания"). На литераторов, чьи произведения вызывали недовольство властей, обрушивались кары. Один из лидеров славянофильства Ю.Ф. Самарин был заключен в Петропавловскую крепость за сочинение, направленное против прибалтийских немцев, которое прочитало всего 13 близких знакомых автора. За свои произведения поплатились ссылками М.Е. Салтыков-Щедрин и И.С.


 

Тургенев. В высших учебных заведениях свертывалось преподавание филосо- фии, ограничивался прием в университеты, которые Николай I вообще был не прочь закрыть. Резко усилился надзор над профессорами и студентами. Борьба с "революционной заразой" активизировалась. Сильное впечатление на общест- во произвел разгром кружка петрашевцев.

 

Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела Крымская война

1853-1856 гг., показавшая, что при сохранении существующих порядков Россия не может состязаться на равных с передовыми государствами Западной Евро-

пы. Прогрессировавшая экономическая отсталость обусловливала несоответст- вие уровня военной мощи страны требованиям времени. Николаевская система обанкротилась. Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в состоя-

нии обеспечить эффективное, отвечающее условиям эпохи функционирование государственной машины. Обладавший неограниченной властью монарх не мог справиться с коррупцией и некомпетентностью чиновников. От общества бю- рократический аппарат не зависел, а контроль сверху, несмотря на все усилия

Николая I, не приносил никакого эффекта. "Взгляните на годовые отчеты, - пи- сал в 1855 г. курляндский губернатор ПА. Валуев, - везде сделано все возмож- ное, везде приобретены успехи... Взгляните на дело, всмотритесь в него,

отделите сущность от бумажной оболочки... и редко, где окажется прочная плодотворная польза. Сверху блеск, внизу гниль". В 1855 г. в обстановке воен- ных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность проводившегося им

курса выдвинула на повестку дня вопрос о проведении реформ, способных об- новить страну, преодолеть отставание России от ведущих держав.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.