Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара

 

Глаза

89. После массажа век и области вокруг глаз 3—5 раз повернуть глазные яблоки влево и вправо, вверх и вниз, по кругу. На несколько секунд широко открыть глаза, затем — сильно зажмурить. Это снима­ет напряжение и улучшает кровообращение в области глаз, улучшает зрение.

При выполнении упражнений голова всегда фиксирована. Слеже­ние глазами идет за предметом, расположенным 1) на расстоянии вытянутой руки, 2) на расстоянии локтя и, наконец, 3) около пере­носицы. Последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе (от 3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях. При этом удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению.

При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. Вначале он следит за предметом, перемещаемым психологом, затем — за своей рукой, которую пере­двигает взрослый. Наконец, передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, потом в левой, а затем обеими руками вместе. В грубых случаях несформированности глазодвигательных функций необходимо выполнять описываемые упражнения с сопротивлением движению рук ребенка со стороны взрослого.

Психолог обязательно следит за плавностью движения взгляда и его стабильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить

 

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 131

 

дополнительное внимание, «прорисовывая» их до тех пор, пока движение и удержание взгляда на предмете не станут устойчивыми.



 

90. Ребенок смотрит прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным направлениям — вверх, вниз, направо, налево — и четырем вспомогательным: по диагоналям, к себе (сведение глаз к центру) и от себя.

 

91. Руки (опущенные, поднятые в стороны или вверх) сжаты в кулаки, большой палец вытянут. Движения глаз сочетаются с одновременным поворотом рук в ту же сторону, что и глаза, затем — в противоположную. То же со ступнями ног в положении лежа и сидя.

 

92. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала, треугольника, квадрата, восьмерки, знака бесконечности, синусоиды и т.д.: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.

 

93. Психолог рисует в воздухе перед ребенком различные вертикальные, горизонтальные и кривые линии, фигуры, которые он должен отследить, опознать, нарисовать в воздухе (вместе с психологом и самостоятельно), на бумаге, назвать.

 

После того как эти упражнения усвоены, можно совместить их с дыхательными упражнениями: движение — на фазе глубокого вдоха; удержание взгляда в крайнем верхнем (нижнем, правом, левом) по­ложении, у переносицы — на фазе задержки. Возврат в И.п. — на пас­сивном выдохе. Успешным является результат, при котором каждое движение глаз согласуется с равными фазами дыхания.

 

94. Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности ∞ (центр знака — напротив переносицы). Сначала психолог плавно пе­редвигает одну руку ребенка, начиная из центра вверх, обводя три раза воображаемый знак бесконечности. Ребенок должен вниматель­но следить за кончиками пальцев своей руки, не мигая, не отводя взгляда и не задерживая дыхания. Затем то же — другой рукой и дву­мя руками, сцепленными в замок. Далее можно варьировать размеры знака и то расстояние, на котором он рисуется.

95. «Слоник». Голова кладется на вытянутую вперед и в сторону руку — «хобот». Стоя на слегка согнутых в коленях ногах, наклоняя туловище вслед за движением руки (работает все тело) и фиксируя взгляд на кончиках пальцев, ребенок рисует «хоботом» в воздухе большой знак бесконечности. Затем этот же знак рисуется другой ру­кой и двумя сцепленными руками (голова прямо).

 

 

132 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

Речевой аппарат

 

Работа над расширением сенсомоторного репертуара речевого аппарата всегда начинается с массажных упражнений (глава 2) и подробно описана в логопедической литературе, поэтому мы пере­числим лишь некоторые из соответствующих упражнений:

• открывание и закрывание рта, удержание губ в улыбке с зак­рытым ртом и обнаженными зубами; вытягивание губ вперед (влево — вправо) трубочкой; чередование положений губ: в улыбке — трубочкой — спокойное; разнообразные движения (вперед — назад, вправо — влево, круговые) нижней челюстью и сложенными в «трубочку» губами;

• язык широкий, узкий, «трубочкой», «катушкой»; движения языком — «жало змеи», «часики», «качели»; чередование всех этих положений и движений;

• движения языка по внешней и внутренней поверхности верх­них и нижних зубов; в глубь рта — к передним нижним резцам; облизывание губ в разных направлениях; имитация щелканья и цоканья.

 

Следующий блок упражнений (каждое выполняется 3—6 раз), заимствованный из актерской практики, помогает бороться с вялос­тью речевого аппарата («кашей во рту») и, кроме того, расширяет репертуар соответствующих кинестетических (артикуляционных) и кинетических возможностей.

Тренировка нижней челюсти

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

96. И.п. — голову держать прямо. Подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов; губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажают­ся. Все внимание сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; «три» — рот закрыт.

 

97. И.п. — то же. На счет «один» челюсть опускается; на счет «два» челюсть двигается вправо (рот раскрыт); на счет «три» челюсть воз­вращается на место; на счет «четыре» челюсть двигается влево; на счет «пять» челюсть снова опускается; на счет «шесть» челюсть выдвигает­ся вперед; на счет «семь» челюсть возвращается в И.п. Делать упраж­нение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

 

Раздел 1 Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 133

 

Тренировка губных мышц

 

 

98. И.п. — зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии, На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимают форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует).

 

99. На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо; «три» — снова вперед; «четыре» — «пятачок» двигается влево. Круговые движения «пятачком» вправо и влево.

 

100. И.п. — зубы сомкнуты. На счет «один» нижняя губа опускается и обнажаются зубы, верхняя губа спокойна; «два» — губа возвра­щается в И.п. На счет «три» верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы; на «четыре» — губа опускается.

 

101. Губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть слегка опущена. Под сильной струей выдыхаемого воздуха губы размыкаются и рот широ­ко раскрывается.

Тренировка мышц языка

Подвижность и точность работы языка является одним из глав­ных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В их образовании большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, его передняя часть, спинка, корень.

 

102. И.п. — рот открыт, язык лежит плоско, его кончик — у ниж­них передних резцов. На счет «один» кончик языка поднимается к верхним передним зубам; на «два» — язык опускается (кончик языка у нижних резцов). На счет «три» кончик языка поднимается к аль­веолам, «четыре» в И.п.; «пять» — кончик языка за альвеолами; «шесть» — в И.п.

 

103. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутрен­ней стороны левой щеки; на «два» — внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 3—4 раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

 

104. И.п. — рот открыт. Положить язык плоско, чтобы была видна задняя стенка глотки (этому помогает глубокий вдох через рот). Уп­ражнение тренирует и небную занавеску, которая поднимается квер­ху при глубоком вдохе через рот. На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его в И.п.

 

105. Кончик языка плотно прижимается к нижним зубам, спинка языка выгибается и направляется вперед толчком от корня.

 

134 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

106.Рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне зу­бов (!). При толчке от корня язык своей передней частью должен сом­кнуться с альвеолами верхних зубов, отчего образуется щелчок.

107.Кончик языка плотно прижат к нижним передним зубам, между верхними и нижними зубами должно быть небольшое расстоя­ние (несколько миллиметров). Одновременно с выдохом через рот язык прогибается в передней части, приближаясь к верхним резцам, но не прикасается к ним, оставляя небольшую щель. По середине языка образуется небольшая видимая ложбинка. Выдыхаемая струя проходит по ложбинке в щель.

108.Кончик языка высовывается наружу и двигается между губа­ми сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувству­ется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук, подобный детскому «поддразниванию».

109.Тренировка небной занавески и корня языка. Губы сомкну­ты, язык лежит плоско, кончик — у нижних передних зубов. Не раз­жимая губ и вдыхая через нос, как можно ниже опускать нижнюю челюсть при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка. Некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение. Чтобы зрительно фиксиро­вать результат работы мышц, раскройте губы и посмотрите в зеркаль­це: маленький язычок и небная занавеска поднялись вверх (как бы сократились), корень языка опущен и хорошо видна задняя стенка глотки.

Проделайте упражнение, стараясь увеличивать время, при кото­ром небная занавеска находится в поднятом состоянии, мысленно считая до четырех, пяти, шести, десяти — сколько сможете. Следует тренировать небную занавеску и корень языка как при сомкнутых, так и при открытых губах.

 

Шея, плечи

110. «Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в сторо­ны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить го­лову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3—5 раз. Аналогично — ладони на лоб.

111. «Разминаем плечи». Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все внимание — на мышцах плечевого пояса, на плечевых суставах, на ощущении их растягивания и расслабления: 1) выполнить контра­стное напряжение и расслабление плеч; 2) плечи поднять и опустить, отвести назад, затем вперед — одновременно и попеременно; 3) вра-

 

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 135

 

щать плечами вперед и назад (одновременно и попеременно), не про­гибая и прогибая спину назад и вперед.

112. «Наклоны головы». Сесть или встать прямо. В медленном темпе достать подбородком до груди, затылком до спины, положить ухо на правое плечо, затем — на левое (при этом важно, чтобы плечи и по­звоночник оставались прямыми). Медленно поворачивать голову на­право, налево.

 

113. «Перекаты головы». И.п. то же, что и в упражнении 111, ноги на ширине плеч, руки и плечи расслаблены. Все внимание сосредото­чено на абсолютно расслабленных мышцах шеи. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Затем наклоните голову назад и снова делайте перекаты из стороны в сто­рону. То же — по кругу в одну и другую сторону.

114. «Черепаха». Ребенок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опуска­ются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок — к груди), то крутит головой по сто­ронам. Более сложный вариант движения выполняется с неподвиж­ными расслабленными плечами — голова как бы «вкручивается» в плечи.

 

Эти упражнения, помимо снятия напряжения с плеч и шеи, спо­собствуют улучшению кровообращения головы, движению спинно­мозговой жидкости.

 

Руки

 

115. «Разминка и расслабление рук». Встряхнуть руки, как будто вы пытаетесь стряхнуть с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто вы замерзли; последовательно размять плечи, предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и рас­слабление рук.

116. «Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их: 1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спи­ной в замке, тянуть руки вверх; 2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же с правой рукой; 3) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по одной паре пальцев.

117. «Краб». Покажите ребенку, как передвигается краб (лягуш­ка, гусеница, змея и т.д.). Предложите ему имитировать их движения своими руками (прямыми или согнутыми в локтях); затем руками со-

 

 

136 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

вершать рывки в стороны, вверх — вниз (бросать руки в разных на правлениях).

118. «Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, а мизинец на безы­мянный. Поза удерживается 10—20 сек. После выполнения правой ру­кой то же — левой, а затем — двумя руками одновременно.

 

Следующие упражнения выполняются сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. При двуручном выполнении обе руки сначала двигаются в одну сторону (направо, налево, вперед, назад), а затем — в противоположные.

119. «Волшебная мельница». Ребенок представляет, что его руки — это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание — на ощу­щениях в разминаемых суставах:

а) вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе впе­ред, назад, направо, налево; обе руки в одном направлении, затем в противоположных (правая — вперед, левая — назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;

б) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и сво­бодно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогич­но предыдущему — вращение рук в локтевых суставах (при этом пле­чи и кисти неподвижны);

в) вращать руки в лучезапястных суставах (руки вытянуты впе­ред, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).

120. «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы — 1 маленькие змейки. Они могут двигаться и извиваться, вращаясь на­право, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение, помочь другой рукой).

Ладони при этом сначала повернуты к ребенку, потом — от него, при двуручном упражнении — друг к другу. В последнем случае снача­ла прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем — разноимен­ные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

121. «Море». Ребенок вместе с психологом рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: «На море пле­щутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой рукой в воздухе рисуются маленькие волны; руки сцепить в замок и рисовать в воздухе большую волну). По волнам плывут дель­фины (совершаются синхронные волнообразные движения всей ру­кой вперед). Они вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один

 

 

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 137

 

нырнул, другой нырнул (совершаются поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Ныряют вместе и по очереди (одновремен­ные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волно­образные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко сжимаются и разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах)».

Ноги

 

122.Ребенок ложится на спину, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или в обратную сто­рону), кладется на пол. Возвращается в И.п. То же — с другой ногой. Затем аналогично работают обе ноги одновременно.

123.Имитация шага: одна нога согнута в колене и упирается в пол пяткой, а другая — вытягивается мысочком вперед.

124. «Велосипед». Лежа или сидя имитировать езду на велосипеде (свободно, с усилием, с сопротивлением).

125.Сесть на пол, ноги согнуть. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево. Опустить на пол. Аналогично — левой ногой; двумя ногами.

 

126. «Две гусенички». Сидя или лежа на спине с согнутыми в ко­ленях ногами, ребенок представляет, что его стопы — гусенички, которые ползут по земле. Сначала они ползут от него, затем — к нему. После этого одна ползет от ребенка, а другая — к нему, и наоборот. Не отрывать стопы от пола, стремясь сначала максимально выпря­мить ноги, а затем — максимально согнуть в коленях.

 

127. «Лягушка». Сесть на корточки, опираясь на пальцы ног и рук (между коленей) —- как лягушка. Подпрыгнуть высоко вверх и опус­титься снова на корточки. Другой вариант прыжков — вперед.

Работая над упражнениями для ног, необходимо помнить, что тем самым мы способствуем повышению устойчивости ребенка. Она связана с развитием равновесия, «чувства опоры» или «заземления». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с полом. Необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени. Голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.

Для того чтобы в принципе почувствовать, что такое устойчи­вость, ребенку предлагается встать в свободной позе, перенести вес

 

 

138 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

тела на правую ногу, почувствовать возникшие изменения. Припод­нять немного одну ногу, не теряя равновесия, покачать ею в разных направлениях, вернуться к свободной позе. Выполнить то же самое на другой ноге, сосредоточив все внимание на собственном теле. Расте­реть и размять последовательно бедра, икры, щиколотки и ступни ног. Выполнить контрастное напряжение и расслабление ног.

 

128. «Развитие устойчивости и раскрепощение суставов». Внима­ние направлено на ощущения в разминаемом суставе:

И.п. — встать на одну ногу. Вращать другой ногой от бедра снача­ла по часовой стрелке, потом против. Сменить ногу;

И.п. — то же. Бедро другой ноги поднято параллельно полу, коле­но согнуто. Жестко фиксируя это положение, описывать голенью (за­тем только стопой) горизонтальные круги, сначала по часовой стрел­ке, потом против. Голень (стопа) при этом полностью расслаблена. Сменить ногу;

И.п. — то же; согнуть другую ногу в колене, руки за спиной, пра­вой ладонью обхватить левое запястье. Описывать стопой вертикаль­ный круг, как бы вращая педаль велосипеда. Описав 3—5 кругов, по-. менять направление на противоположное. Сменить ногу;

И.п. — то же; другая нога слегка приподнята над полом; вращать стопу в голеностопном суставе, описывая мыском ноги круги и вол­ны в горизонтальной (вертикальной) плоскости. После 3—5 раз поме­нять направление на противоположное. Затем сменить ногу.

 

129. «Перекаты». Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, спина прямая. Выполняются перекаты с мысков на пятки, затем — с наружных на внутренние поверхности стоп и обратно. После этого ребенок переходит к следующим движениям: левая нога начинает пе­рекаты с пятки, а правая — с мыска.

 

130. «Приседания». Сесть на корточки, подошвы ног полностью стоят на полу, руки свободно лежат на коленях. Более легкий вариант упражнения — приседать до тех пор, пока пятки не начнут отрывать­ся от пола.

 

131. И.п. — ноги шире плеч, руки расслаблены. Развернуть правую ногу на 90° вправо, левая — в И.п. На выдохе согнуть правое колено до напряжения в левом бедре. На вдохе выпрямить колено. Повторить 3 раза, вернуться в И.п., поменять ноги.

 

132. Ноги вместе; широкий шаг вперед правой ногой, сгибая ее в колене, левая нога прямая (пятка немного приподнята), стопы па­раллельны друг другу. Весь вес тела — на правую ногу. На выдохе при­седаем на правой ноге и одновременно опускаем пятку левой ноги на

 

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 139

 

пол, чувствуя напряжение в икре и ахилловом сухожилии. На вдохе поднимаемся на правой ноге и одновременно отрываем левую пятку от пола. Повторить 3 раза. Поменять ноги.

 

133. «Канатоходец». Ребенок — канатоходец — имитирует проход по канату (он идет по прямой воображаемой линии по полу): скользит и балансирует, ищет равновесие. Партнер дует на него со сторо­ны, как бы пытаясь «сдуть» канатоходца с каната. Дует он с расстоя­ния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь (справа, слева). Цель канатоходца — удержаться, несмотря на препятствие.

 

В целом весь приведенный выше комплекс, как и развитие мелкой моторики любого вида, является мощным тонизирующим фактором. Он неизбежно должен активно применяться в психологичес­кой, дефектологической и логопедической практике: массаж. И само­массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика («пальчики здороваются», «человечек», выполнение различных фигурок изпаль­цев и т.д.), лепка, нанизывание бус, застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, перебор круп и т.п.

Однако в настоящее время, как правило, популярны лишь неко­торые из этих упражнений. Между тем именно их последовательное и иерархизированное включение в коррекционный процесс приводит к устойчивым результатам. Ведь каждое из них направлено на опреде­ленную коррекционную (абилитационную) мишень. И лишь в единой системе они выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, не только достигая своей собственной цели, но повышая и стабили­зируя общий энергетический потенциал ребенка. Обогащают и совер­шенствуют его двигательный и сенсорный репертуар, представление о собственном теле и владение им; развивают внимание, произволь­ность, успокаивают и уравновешивают эмоционально.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.