Обратная связь
|
Новые моменты в политике ряда государств и политических партий в отношении женщин На пороге XXI века деятельность в защиту прав женщин активизировалась и обрела мощный глобальный импульс. На протяжении 20 лет, прошедших после первой Конференции Объединенных Наций по положению женщин, в рамках кампании деятельности за достижение равенства между женщинами и мужчинами произошли важные изменения и имели место несомненные достижения: число женщин на рынке труда увеличивается небывалыми темпами, и женщины добиваются более значительной роли на всех уровнях общественной жизни.
В 70-х и 80-х годах тема равных возможностей для женщин и мужчин стала одной из доминантных в политической жизни многих стран. Важным фактором, инициирующим активность в решении женского вопроса, стало Десятилетие женщин ООН, объявленное на период 1976-1985 гг. под девизом: “равенство, развитие, мир”.
В сентябре 1995 г. в Пекине состоялась Четвертая Всемирная Конференция по положению женщин: действия в интересах равенства, развития и мира. Конференция ставила целью установить приоритеты, которых необходимо придерживаться в 1996-2000 годах для осуществления стратегий в рамках системы ООН (3).
Конструктивным событием стало также принятие Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (4). Она определила в международно-правовой форме принципы и меры, направленные на обеспечение равных прав для всех женщин. Она призвала “...государства принять национальные законодательные меры, запрещающие дискриминацию женщин”, рекомендовала им “...принять временные специальные [c.582] меры, направленные на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, а также меры для изменения социальных и культурных моделей, способствующих сохранению дискриминации” (5).
Существенную роль сыграли “Перспективные стратегии деятельности в области улучшения положения женщин на период с 1986 по 2000 год”(6). В Стратегиях выдвинуты три цели – равенство, развитие и мир. При этом равенство рассматривается не только как правовое понятие, но и как равенство прав, обязанностей и возможностей женщин участвовать в процессе развития в качестве активной действующей силы, непосредственно связывается с задачей всестороннего социально-экономического развития и берется за основу для достижения прогресса всех обществ. В названных документах было зафиксировано стремление Мирового сообщества ликвидировать к 2000 г. дискриминацию женщин. Они стимулировали в странах разработку концептуальных подходов, стратегии и тактики государственной политики, создание национальных механизмов, мониторингов реализации принимаемых текущих и долгосрочных программ.
В 70-е и 80-е гг. были приняты законы о равенстве прав женщин и мужчин во Франции (1993 г.), ФРГ (1980 г.), Англии (1975 г.), Австрии (1979 г.), Дании (1978 г.), Норвегии (1978 г.), Швеции (1978 г.) и т.д. Эти законы включают нормы, регламентирующие равенство возможностей при найме и увольнении, вознаграждении труда, профессиональной подготовке, продвижении по службе, распределении семейных обязанностей между супругами и т.д.
Характерно, что реформирование или создание вновь правовой основы улучшения положения женщин, институирование социальной феминологии имеет принципиально важное значение и неразрывно связано с созданием и разработкой технологий функционирования национальных механизмов, действием организационных структур, направленных на решение женского вопроса. В 90 странах мира существуют национальные механизмы на государственном уровне, в пяти странах их возглавляют премьер-министры. Проведенный анализ деятельности таких государственных органов позволяет сделать вывод о том, что в разных странах существуют разные подходы и типы организационных структур – министерства, комитеты по делам женщин. Но одна общая [c.583] тенденция, бесспорно, при этом прослеживается: политика, направленная на принятие системы мер по обеспечению их равноправия, разрабатывается, и ее претворение в жизнь контролируется на государственном, а не только на общественном уровне. Показательно, что организационные структуры функционируют как в крупных, так и в небольших государствах. Процесс их формирования продолжается.
Как правило, к компетенции этих структур относятся следующие направления: реализация принципа равенства полов в рамках разрабатываемых программ; реагирование на конкретные случаи дискриминации; информационная деятельность по защите политических, экономических и социальных прав женщин; организация и инициирование соответствующих научных исследований; изучение опыта других стран.
Для Запада в 70-80-е годы характерен процесс концептуального осмысления социальной реальности, неудовлетворенность подходами к решению женского вопроса, положению женщин в обществе. В этих странах предпринимают попытки к переходу от осмысления к конкретным, скоординированным, долгосрочным, этапно обозначенным мерам по превращению принципа равенства полов в реальность жизни.
На основе принципов правового регулирования в рамках стран Европейского сообщества разработаны две долгосрочные программы действий по реализации равных возможностей на период 1982-1985 гг., 1986-1990 гг. Вступила в силу третья программа.
Симптоматично, что в странах многопартийной системы массовая работа среди женщин выдвигается в качестве особой задачи. Привлечение их на сторону партии означает для нее или победу, или поражение.
Исследование программных документов социалистов, социал-демократов в отношении женщин, механизмов их вовлечения в орбиту политической деятельности, в управленческие структуры своих стран свидетельствует о том, что партии в этот период гибко меняют свою тактику.
В новых условиях многие политические партии пересмотрели систему своих отношений с женской частью населения, от которой наполовину, а при определенных [c.584] демографических условиях и еще больше, зависит исход выборов в органы власти.
Во французской социалистической партии действуют 20%-ная квота для женщин при выборах в партийный аппарат, 30%-ная квота – при выдвижении кандидатов в депутаты местных органов власти. Фракция СДПГ в Бундестаге имеет 16% женщин, и партия ставит перед собой задачу к середине 90-х годов увеличить эту квоту до 40%. Итальянская коммунистическая партия, насчитывающая в своих рядах 38% женщин, на парламентских выборах 1987 года внесла в списки своих кандидатов в депутаты в среднем 30% женщин, а в некоторых округах до 50%. Таким образом, левые партии становятся одним из основных каналов, по которым женщины выходят в большую политику (7).
Среди всех парламентов мира мужчины составляют 89%, женщины – 11%. Однако представительство женщин в парламентах различных стран вариабельно. Это определяется экономикой, уровнем развития, культурой, религией и политической системой. Так, в таких странах, как США, Бразилия, Великобритания, Франция, Тунис, Кения, Индия, Япония, Таиланд и Австралия, женщины составляют до 10% парламентариев. Следующая большая группа стран – это страны, где представительство женщин в парламентах составляет от 10 до 20%. В их числе Канада, Испания, Италия, Польша, Ангола, Ирак и Новая Зеландия. В группе, состоящей из 5 стран, женщины в парламенте составляют от 20 до 30%. Это Китай, Исландия, Нидерланды, Австрия и Германия. Наконец, к последней группе, где 30-40% женщин в парламенте, относятся Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Куба и Гвинея (8).
Норвежская рабочая партия и Социал-демократическая партии Дании используют квотную систему, в соответствии с которой 40% всех кандидатов партии на выборах должны быть женщины. По инициативе правительства Норвежской партии стортинг (парламент) в конце 80-х годов утвердил закон, который вменяет обязанность иметь в своем составе не менее 40% женщин. Среди 18 министерских постов восемь занимают женщины. В стране существует социальная “программа [c.585] равноправия”, в аппарате правительства – уполномоченный по соблюдению закона и реализации программы.
Важным элементом вовлечения женщин в политическую деятельность, наряду с системой организационных мер, является социальная политика, направленная на облегчение условий быта, воспитания детей, способствующая реальному женскому равноправию. Заботу о фактическом равенстве обоих полов последовательно проводят социал-демократы скандинавских стран. В Швеции, к примеру, создана развитая система общественной помощи семье, позволяющая поровну разделить семейные обязанности между обоими родителями.
Характерно, что и партии, и правительства целенаправленно осуществляют политику продвижения женщин, координируя ее на межправительственном уровне. Так, на конференции министров ЕС (Страсбург, 1986 г.) была, в частности, принята резолюция “О политике и стратегии достижения равенства женщин в политической жизни, их участии в процессе разработки и принятии решений”.
Как показывает анализ государственной политики стран ЕС, сегодня наиболее значительные изменения в подходах к решению проблем женщин, повышения их роли в делах общества связаны с процессами коллективного социального планирования для того, чтобы: а) защитить общественные инициативы от деструктивного влияния бюрократии Совету Министров ЕС рекомендовано: обеспечить условия для справедливого распределения между женщинами и мужчинами руководящих постов во всех структурах ЕС, в частности в Европейском парламенте, Секретариате ЕС; б) гарантировать эффективность реализации программ действий ЕС на национальном и местном уровне через локальные институты, которые могли бы обеспечить участие на равной основе женщин и мужчин в процессе социальной трансформации. От правительств-членов ЕС ожидают в этой области конструктивного сотрудничества; в) обеспечить такие условия, чтобы политические решения и изменения были согласованы с интересами всех граждан, без какой-либо дискриминации по мотивам пола.
Конференция призвала политические партии, государственные и общественные организации, профсоюзы и другие заинтересованные группы разработать меры [c.586] позитивного характера, содействующие выдвижению, назначению и избранию большого числа женщин на руководящие посты, повышению их роли в принятии решений на всех уровнях.
Анализ деятельности ведущих политических партий развитых стран дает основание выявить наметившуюся в последние два десятилетия общую для многих из них тенденцию – повышенное внимание к ангажированию женщин в политику. Оно проявляется не только на декларативном уровне, но и подкрепляется созданием специального механизма продвижения женщин в структуры принятия решений. Таким результативным инструментом для этих партий и государств является система квотирования, применяемая как временная специальная мера. Можно сделать и следующий вывод: существовавшая в СССР система квот выдвижения женщин получила за рубежом признание и нормативный статус, как национальный, так и международный. Статья 4 (часть первая) Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин гласит: “принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не считается, как это определяется настоящей Конвенцией, дискриминационным, однако оно ни в коей мере не должно влечь за собой сохранение неравноправных или дифференцированных стандартов; эти меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного отношения”.
Расширение участия женщин в политических процессах развитых стран – существенная примета времени. Квотирование мест для женщин в партии и парламенте на Западе не относят к разряду ущемления демократии. Недемократичным принято считать то общество, где женщины отстранены от участия в принятии решений.
К ранее изложенному следует добавить еще ряд факторов, которые, с нашей точки зрения, могли бы демпфировать, а в дальнейшем переломить негативную тенденцию “вытеснения” женщин из властных структур: критическое осмысление собственного исторического и зарубежного опыта в этом направлении; развитие и консолидация женского движения как социальной базы, [c.587] выразителя интересов женщин; осознание политическими партиями необходимости определенной стратегии и тактики в продвижении женщин. В будущем, когда пройдет политический шок у населения, на выборах победит та партия, которая наиболее точно, социально привлекательнее сформулирует свою политику, за которую электорат – женщины в нем преобладают – отдаст свои голоса.
Важным инструментом привлечения внимания мировой общественности к положению женщин было проведение Организацией Объединенных Наций четырех всемирных конференций.[c.588]
Глава XXXIV.
Основные понятия:женский вопрос, женщины и политика, активность женщин в политике.
Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
1. Ваше мнение о положении женщин в России в прошлом и в настоящее время.
2. Зачем женщине высокие руководящие посты?
3. Какова роль думской фракции “Женщины России” в политической жизни страны?
4. Дайте характеристику новым моментам в политике государства в отношении женщин.
5. Приведите сравнительный анализ программ политических партий России по вопросу вовлечения женщин в политическую деятельность.
Литература:
1. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. С.246. 2. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988. С.89. 3. Шинелева Л.Т. Путь в XXI век. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. (Пекин, 1995 г.). М., 1995. 4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций 18 дек. 1979 г. (Нью-Йорк), 1980. 5. См.: Положение женщин в современном обществе. М., 1990. С.77. 6. См.: ООН. Всемирная конференция для обзора и оценки достижений “Десятилетие женщины” // ООН: равенство, развитие и мир. Найроби, Кения, 1985. А/СО/116/28. 7. См.: Айвазова С. Женщины и политика в Западном обществе // Соц. исследования. 1989. №5. 8. Kvinnor med makt, s. 203-204, Sveriqes Riksdaq.[c.588]
|
|