Обратная связь
|
Перечислите виды зиккуратов в Месопотамии. Объясните их функциональное применение. Зарисуйте. В архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня.
Зиккураты имели 3-7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъёмами - пандусами. Наиболее известен Зиккурат в Вавилоне.
Зиккура́т-культовое сооружение в древней Месопотамии, многоярусное здание из сырцового кирпича с храмом главного бога города наверху. В кон. 4-го тыс. до н. э. шумерский храм представлял собой ступенчатую башню, стоящую на высокой платформе. В зиккурате не было внутренних помещений, за исключением верхнего объёма, где находилось святилище. Во 2-м тыс. до н. э. сформировалось три типа зиккуратов:
Первый, распространённый на юге, имел прямоугольное основание с лестницами для прохода.
У зиккуратов второго типа, встречавшихся на севере Месопотамии, основание было квадратным, а вместо лестниц были пандусы.
Третий тип здания сочетал оба решения: лестницы помещались на нижних платформах, а пандусы – на верхних. Стены членились прямоугольными нишами и окрашивались в различные цвета.
• Зиккураты – храмы,
• Зиккураты – мавзолеи,
• Зиккураты – дворцы,
• Зиккурат -- цитадель.
52. Чем отличаются пирамиды древней Мексики от пирамид древнего Египта? Обоснуйте свой ответ.
В отличие от египетских пирамид, мексиканские были усечены в верхней части, и на образовавшихся террасах майя возводили храмы, к которым от самого основания пирамиды вели широкие лестницы. Основная идея мексиканских пирамид – это храм на вершине, который был домов бога. Вся композиция пирамиды была направлена на это. Об этом нам говорит широкая лестница, тянущаяся вверх и внешнее убранство. Египетские же пирамиды намного консервативнее внешне , а основная их идея – это дом для умершей души, поэтому основное помещение находилось внутри и не на вершина, а внизу . Некоторые учёные считаю, что целая пирамида замыкает информацию на самой себе, а усеченная – выбрасывает ее вовне. Хотя есть и похожие пирамиды этих стран , но они выполняют разные задачи : пирамиды Египта – это гробница, пирамиды Мексики – это храм. Отличие есть и в материале. Если же Египетские пирамиды сделаны из доступного для Египта материала( гранит, базальт, известняк) , то мексиканские пирамиды сделаны из материала, который до сих пор до конца не изучен . Он имеет структуру схожую с бетоном и цементом. Назначение пирамид в Мезоамерике отличалось от назначения пирамид в Древнем Египте. В Америке пирамиды являлись главным центром в общественной жизни города и его жителей. Пирамида в Мезоамерике была культовым зданием, местом поклонения богу, жертвоприношений ему, в отдельных случаях местом массовых захоронений и специальным местом наблюдения за небом. В Египте же пирамиды были усыпальницами для правителей фараонов, размещались далеко от города, на другом берегу реки Нил, и не являлись центром общественной жизни города и его жителей. Пирамиды в Америке отличаются от пирамид в Древнем Египте и количеством ярусов. Так как в Египте в основном были распространены одноярусные пирамиды, а в Америке многоярусные, содержащие от трех до пяти и более ярусов. Строительным материалом, как в Египте, так и Месоамерике служил камень. В Египте пирамиды практически не украшались снаружи, в отличие от пирамид Мезоамерики. Там украшением служили настенные узоры, окраска пирамид в красный и зелёный цвета. Пирамиды в Египте и в Мезоамерике были строго ориентированы по сторонам света.
53. Какие храмы в древней Индии высекались из глыбы? Объясните его композицию и зарисуйте.
В конце VI в. н.э. был высечен скальный индуистский храм Дхумар Лена. Его охраняют каменные львы и слоны, олицетворяющие власть бога Шивы. Всех входящих в храм приветствуют статуя богини реки Ямуны и скульптура сидящего в позе благословения Шивы. Все внутреннее пространство поделено на части с помощью четырех рядов массивных колонн, увенчанных резными тяжеловесными капителями округлой формы.
Храм Кайласанатха высечен в монолитной, одиноко стоящей скале, скальный массив при строительстве храма обтёсывался сверху вниз, без применения строительных лесов. Расположен в центре вырубленного в скале двора длиной 58 м и шириной 51 м, уходящего в глубь скалы на 33 метра. Длина самого храма 55 м, а ширина 36 метров, площадь занимаемой поверхности 1980 м². Первоначально весь храм был покрыт белой штукатуркой, что своеобразно выделяло его на фоне скал, и назывался Ранга Махал.
Нижняя часть храма представляет из себя цоколь высотой 8 метров, в центре которого находятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около 3 метров, служащие в качестве основания для верхней части храма. Сверху донизу храм покрыт каменной резьбой, выполненной с большим искусством. Наиболее интересными рельефными изображениями на стенах храма Кайласанатха являются: «Равана, пытающийся свергнуть гору Кайлас», «Шива-победитель», «Похищение Ситы».
54. Объясните градостроительную планировку древнего Вавилона.
Сложная планировочная структура ассирийских городов и дворцов в Вавилоне и в самом дворце Навуходоносора заменена строгим осевым решением. От ворот богини плодородия Иштар вдоль дворца и главного входа в храм Мардука, верховного вавилонского бога, пересекая весь город, идет широкая улица Процессий шириной 7,5 м. Она вымощена плитами из белого известняка с каемкой из красного камня. Великолепные сады Семирамиды. Их повелел построить для своей любимой жены сам Навуходоносор. Сады представляли собой ступенчатые платформы, которые покоились на столбах, перекрытых сводами (рис. 5).
По сводам была уложена свинцовая кровля и асфальтовая гидроизоляция. На платформу завезли землю и высадили деревья и цветы. Полив осуществлялся с самой верхней платформы, на которую подавалась вода. Сады размещались очень высоко над землей, и достаточно легкая конструкция сводов издали создавала иллюзию, что они висят в воздухе. Отсюда и их название - «висячие»
Перпендикулярно улице Процессий уходила улица Мардука, которая вела к грандиозным воротам в главный храм. В северо-западном углу храмового двора высился зиккурат Этеменинки(Вавилонская башня). На верхней ступени размещался сверкающий голубой глазурью храм с гигантскими золотыми рогами. Сужающиеся кверху этажи были окрашены в разные цвета: ослепительно белый, черный, красный, синий, красно-коричневый, серебряный и, наконец, самый верхний - золотой. В этом храме царь торжественно приносил жертвы богу Мардуку перед его золотой статуей. Ученые полагают, что семь ступеней в зиккуратах делалось по числу открытых в те времена астрономами планет.
55. Объясните планировку и композицию храмовых комплексов в Египте в Среднем царстве и Новом царстве.
В период Среднего царства храмовые комплексы и усыпальницы фараонов возводились в окрестностях Фив. Новым словом в развитии египетской архитектуры стала усыпальница - храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (XXI в. до н.э.). Данный храм представляет собой сочетание окруженных колоннами террас с возвышающейся в центре пирамидой, которая опиралась на скальное основание. На террасы вели широкие пандусы (пологие подъемы). Из долины реки к храму шла дорога длиной в 1200 м и шириной в 32 м. Новым в храмовом строительстве было и создание пилонов -трапециевидных башен, расположенных по сторонам главного входа в храм. Перед храмами и дворцами стали сооружаться обелиски с иероглифическими текстами. Это были монолитные, сужающиеся кверху четырехгранные колонны с пирамидальным завершением.
В период Нового царства, во время правления XVIII династии, сложился тип храма, представляющий собой в плане вытянутый прямоугольник. От долины Нила к фасаду храма вела аллея сфинксов. Сам фасад оформлялся в виде двух трапециевидных башен-пилонов, перед которыми возвышались иглы обелисков, и стояли колоссальные статуи фараонов. Узкий проход между пилонами приводил в открытый прямоугольный двор, обнесенный колоннадой. Далее следовал закрытый колонный зал и за ним само святилище. Колоннада центральной части залов возвышалась над боковыми портиками, и в помещения проникал естественный свет. Основные залы храмов дополнялись молельнями, подсобными помещениями, складами: все это в целом создавало громадные храмовые комплексы. Залы храмов украшали многочисленные статуи царей и богов. Стены и колонны покрывали монументальные рельефы и росписи, сопровождавшиеся священными иероглифическими текстами.
|
|