Физическая культура в Древнем Египте, Ассирии, Древних Китае и Индии Понятие истории физической культуры, ее назначение и источники изучения.
ИФК изучает происхождение, закономерности и специфич. принципы развития ИФК. Включает в себя: историю и систему ФВ, историю ведущих идей, факторов, категорий и понятий в области ФК, историю методов, форм организации и средств ФВ, историю спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, историю ФО.
ИФК включает в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, ТиМФВ, спортивно-педагогический и медико-биологических дисциплин. В задачу предмета ИФК входит не только накопление и описание факторов из области ИФК, но и их интерпретация.
Ведущий метод познания истории ФК и спорта - исторический. И ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки. Специфика ИФК: она находится на стыке 2х наук - истории и ФК. Объектом науки истории в данном случае является ФК. Источники: официальный док-ты правительственных и неправительственных организаций, архивные материалы, летописи, письм. источники (книги, газеты, журналы), археологические и этнографические данные), памятники изобразительных искусств, кино и фотоматериалы.
Знание ФК позволяет лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в наст.время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее. Структура: история ФК зарубежом, история Отечественной ФК, история международного спортивного движения. Периоды: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.
При изучении истории физической культуры используют следующие источники:
1) археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр;
2) памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания;
3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;
4) правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей;
5) практические данные по развитию физической культуры у разных народов.
Периодизации истории физической культуры.
Наиболее логичной периодизацией, применяемой в истории физической
культуры и спорта, является разделение исторического материала по временной принадлежности: физическая культура Древнего мира, физическая культура Средних веков, физическая культура Нового времени, физическая культура Новейшего времени (Л. Кун (1982), В. В. Столбов (1989), Н. Ф. Кулинко (1997)). Б. Р. Голощапов (2002) применяет смешанную периодизацию – по принадлежности к общественно-экономическим формациям и по временной принадлежности.
Несмотря на то, что в настоящее время популярны нестандартные подходы к историографии (А.Дж. Тойнби, Л. Гумилёв, А. Фоменко), в истории физической культуры следуют классическим традициям изложения исторического материала.
Возникновение элементов физической культуры в первобытном обществе
Первобытное общество 2.000.000 лет до н.э. - 5.000 лет до н.э.
Характерные особенности первобытного общества определяют и особенности физической культуры и физического воспитания в это время.
1) Отсутствие врожденных программ поведения, необходимость соперничать с природой → основные требования к человеку: выносливость, физическая сила, навыки добывания пищи → необходимость обучения, ФВ и закалки → их обязательность для всех членов сообщества.
2) Синкретичность, неразделенность сфер деятельности, мифологичность сознания → тесная связь ФВ с обрядами и прежде всего инициаций - обрядов посвящения, при переходе из одной возрастной группы в другую, где демонстрировалось и доказывалось владение ЗУНами и выносливость.
3) Жёсткая поло-возрастная иерархия общества → раздельное физическое воспитание мальчиков и девочек.
4) ФВ возникает и развивается как обучение навыкам охоты, собирательства, рыболовства, позднее земледелия и скотоводства → прикладной характер ФК и ФВ.
Древнейшей формой организации ФВ были игры.
Классификации игр:
1. По социальным функциям:
а) воспроизводство трудового процесса,
б) обучение навыкам,
в) магический обряд.
2. По двигательным навыкам:
а) манипуляционные - владение, манипулирование предметом,
б) локомоционные - владение собственным телом,
в) трофейные - владение навыками захвата и удержания предмета,
г) социальные прежде всего иерархические - владение навыками совместной деятельности, доминирования и подчинения.
3. По характеру:
а) натуралистический,
б) символический,
в) состязательный.
Уже в родовом обществе игры и физические упражнения выделяются в самостоятельные виды деятельности, превращаясь в средство воспитания подрастающего поколения и развлечения взрослых (тренировка и самоутверждение).
Для ФК первобытного общества характерны: тесная и непосредственная связь с трудом, бытом и магией, бесклассовый характер, доступность и обязательность для всех членов рода или племени. Спорт как самостоятельная сфера деятельности отсутствует.
Физическая культура в Древнем Египте, Ассирии, Древних Китае и Индии
О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязаний на колесницах, а также высеченные на камне тексты Законов Хаммураппи, датируемые 1800-1750 годами до н. э. Согласно другим археологическим находкам, ассирийцы организовали обучение фехтованию на мечах и метанию копья.
В отношении персов, помимо свидетельств памятников материальной культуры, до нас дошли также записки древнегреческих историографов Геродота и Ксенофонта, из которых ясно, что они обучали своих детей в возрасте 7-16 лет в "воспитательных домах", действовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. Позднее из этих заведений образовались так называемые дома развития силы, которые вплоть до распространения современного школьного физического воспитания и спортивных организаций оставались центрами физической культуры Персии.
С опозданием примерно на полтысячи лет, в долине Нила развернулся такой же процесс развития, как в Месопотамии. В конце IV тысячелетия до н э. в местах обитания крупных племен Северного и Южного Египта образовалось несколько относительно небольших центров политической власти.
Наиболее древний из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу Джосера (2778-2723 года до н. э.) в культовом состязании по бегу. Бег древнеегипетского царя-бога со всей очевидностью объясняется теми же мотивами, что и испытания героев греческой мифологии и современных вождей отдельных африканских племен, в ходе которых кандидаты физическими достижениями подтверждают, что они достойны быть избранными.
Позднее испытания в беге при избрании царя-бога были вытеснены борьбой, лучше выражающей превосходство в силе и ловкости, приемы которой напоминают современную вольную борьбу, акробатики и охоты на стене гробницы Фиоххотена в Саккаре, середина III тысячелетия до н. э. Наиболее ранний памятник, связанный с этой борьбой, - изображение серии движений, извлеченное из гробницы Фиоххотена, середина III тысячелетия до н. э. в Саккаре. Оно свидетельствует о владении фараоном техникой борьбы и его боевом настрое.
По мере всеобщего распространения рабовладельчества в области социальной роли и структуры физической культуры также происходил важный процесс перестройки. Магический обряд оттеснялся на задний план, все большее значение приобретал эстетический аспект публичного зрелища. О большой популярности физических упражнений свидетельствует обстоятельство, что в книгах правил приема гостей, писанных для привилегированных кругов, специальные главы посвящались указаниям о развлечении гостей акробатическими и танцевальными упражнениями.
К периоду Среднего царства относятся и самые древние надписи, содержащие обстоятельное описание парных игр с мячом. Заслуживает внимания, что различные рельефы, рисунки и скульптурные фигуры изображают только бросающих мяч или бьющих по нему игроков в основном в женских одеждах, которые никогда не борются за мяч. Можно сделать вывод, что физической культуре Древнего Египта были не известны командные игры. С другой стороны, это свидетельствует о том, что в играх с мячом, которые культивировались для эстетического воспитания и веселого времяпрепровождения женщин из господствующих слоев общества, цель действия не была связана с качественными критериями результата, в широком смысле этого слова.
Физическая культура наступившего после свержения господства гиксосов периода Нового и Позднего царства (1562-332 гг. до н. э.) с самого начала стала обогащаться новыми чертами. На созданных при правлении Аменхотепа II (1447-1420 годы до н. э.) знаменитых изображениях сфинксов запечатлены уже соревнования гребцов и воины, бегущие за колесницами. О соревновательном характере этих действий можно судить по тому, что скульптор показал фигуры бегунов в виде беспорядочной толпы, а не фронтально, как мы наблюдаем на барельефах, изображающих строй воинов. В период правления наследников этого фараона появились первые документы, свидетельствующие о распространении состязаний лучников и кулачных бойцов.
На храмовых празднествах Рамзеса II (1290-1223 годы до н. э.) стали уже проводиться соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с представителями Нубии, Ливии и других народов, которыми в соответствии с установленными правилами руководили судьи. Все чаще увековечивались бои на лодках, отражающие борьбу за дающую жизнь воду, но затем превратившиеся в традиционные зрелищные состязания. В ходе таких баталий, в отличие от позднейших лодочных турниров в Западной Европе, состязающиеся, вооруженные длинными шестами, стремились не только столкнуть друг друга в воду, но также потопить судно противника.
Перестройка своеобразной системы канонов древнеегипетской физической культуры произошла под влиянием эллинизма, распространившегося здесь после завоевания страны Александром Македонским в 332 года до н. э. Временный расцвет эллинистической культуры был сведен на нет христианской церковью, а затем арабским владычеством, укреплявшимся с 641 г. н. э.
В древнеиндийских описаниях впервые упоминается и о таких формах поединка и единоборства, стиль которых характеризуется нанесением ударов рукой или ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов.
Подмеченные во время медитаций и экстаза шаманских танцев органических и психических изменений в организме, вызываемых путем регулирования дыхания, то эти наблюдения легли в основу создания системы йоги. Установить точно происхождение йоги пока не удалось. В то же время является фактом, что в ходе раскопок в окрестностях Гараппы в Пенджабе была найдена каменная пластина - печатка, изготовленная в III тысячелетии до н. э., в центральной части которой изображена фигура человека, сидящего строго в соответствии с позой "лотос" - падмасана.
О высокой культуре конных состязаний в Древней Индии можно судить по дошедшему до нас в хеттском переводе 1360 года до н. э. "учебнику по тренингу" на основании употребляемой в нем санскритской терминологии. Характерный ритуал выразительных движений, ведущий начало от магии плодородия, получил классическую форму в рамках института танцовщиц в храмах - девадаси.
Наряду с упомянутыми кастовыми разграничениями большую роль в формировании особенностей физической культуры Древней Индии сыграло также то обстоятельство, что относительно более развитые формы классового общества переплетались здесь с первобытно-родовыми отношениями в большей мере, нежели у народов Месопотамии, Вавилона и Древнего Египта. Вместе с этими отношениями, унаследованными от периода, предшествовавшего классовому расслоению, сохранялись характерные магические обряды, ритуалы и мифологические представления. Среди прочего - различные учения тантризма и практика йоги. В то же время кшатрии почитали совершенно неприемлемым для себя заниматься распространенными среди шудров танцевальными упражнениями, а также упражнениями с чучелами, кубиками или обручами и другими видами состязаний.
О физической культуре арийских каст больше всего можно узнать из Вед и таких древнеиндийских эпосов, как Махабхарата и Рамаяна. Военная аристократия завоевателей, их вооруженная челядь получали физическую подготовку высокого уровня.
Состязания в силе и ловкости, помимо военной подготовки в узком смысле, имели также большое значение для праздничных мероприятий древнеиндийских городов.
Согласно санскритским рукописям, уже в VII веке до н. э. в Индии повсеместно существовал культ игр на досках, требовавших сосредоточения и раздумий. Среди них выделялась прародительница современных шахмат чатуранга, воспитывавшая стратегическое мышление.
Название, состоящее из двух слов, чатур - четыре и анга - боевой порядок, происходит не от числа игроков, а от главных видов оружия индийской армии того времени: пехоты, кавалерии, боевых колесниц и боевых слонов. Ходы шахматных фигур: раджи Э - короля, боевой колесницы - ладьи, кавалериста - коня, пехотинца - пешки, - остались с тех пор по существу неизменными.
|