Обратная связь
|
Физическое воспитание крестьян Несмотря на крепостной гнет и притеснения церкви, крестьяне имели возможность заниматься физическими упражнениями, в отличие от рабов, и были заинтересованы в этом. Особенно в период раннего средневековья, когда феодальные отношения только складывались. Получили развитие естественные самобытные физические упражнения и игры, основанные на применении силы, ловкости, выносливости, и которые были для народа средством трудовой и боевой подготовки.
От физической подготовленности работника к трудовой деятельности зависело благополучие семьи крестьянина, а военная подготовка необходима была крестьянам для защиты своей свободы, своего дома и участия в военных походах. В условиях раннего феодализма крестьяне были обязаны нести военную службу и являться по приказу своего феодала вооруженными и готовыми к боевым действиям. Из них формировалось народное ополчение, которое феодалы использовали в междоусобных войнах.
Поэтому первоначально феодалы не препятствовали крестьянам заниматься физическими упражнениями и играми, и даже иногда сами занимались их обучением.
Народ широко применял самые различные физические упражнения: бег, борьбу, кулачный бой, метание камней, борьбу с палками, танцы, плавание, перетягивание каната, катание на санках и коньках, прыжки, лазание по канату и столбу, ходьба на лыжах и многое другое, у каждого народа свое. Так, например, среди скандинавских крестьян большой популярностью пользовались лыжи, в Швейцарии – метание камня, в Нидерландах – ходули и коньки.
Позднее, с развитием феодальных отношений, крестьяне постепенно отстранялись от военной подготовки, а главную роль в военных действиях стали играть сами феодалы и их ближайшее окружение.
В период развитого феодализма крестьяне все меньше имели времени и возможностей заниматься физическими упражнениями и играми в силу все большего закрепощения. Даже в воскресные и праздничные дни, свободные от работы, они должны были идти в церковь. Эти дни принадлежали богу.
В результате и церковная, и светская власть выступала против народных форм физического воспитания, тем более что народ нередко использовал свою физическую подготовленность в борьбе против феодального гнета.
Однако, несмотря на гонения со стороны господствующего класса, народ бережно хранил и умножал традиции самобытной физической культуры, передавая это народное творчество от поколения к поколению. Так, до наших дней сохраняются в изначальном виде различные виды борьбы: исландская – глима, швейцарская – швинген, армянская – кох, грузинская – чидаоба, азербайджанская – гумм. Победителя в швейцарской борьбе и сейчас ждет традиционный приз – крупный бычок.
Физическая культура горожан.
Средневековый город – это центр развития ремесла и торговли. Население городов составляли выходцы из среды крестьян, освободившиеся от феодальной зависимости. Таким образом, основой физической культуры горожан были народные формы физического воспитания, которые и положили начало формированию новой, городской, прогрессивной для своего времени, общей культуры.
Вначале слабо защищенные города были зависимы от феодалов. Они облагались тяжелыми налогами, подвергались нападению странствующих феодалов-рыцарей, которые грабили население городов. По мере роста и укрепления городов, росло стремление населения городов защитить себя от подобных неприятностей. Защита города нужна была не только торговцам, владельцам мастерских, но и ремесленникам, которые также страдали от грабежей.
Элементы физической культуры в средневековых городах имели место в обучении городского ополчения, а также в празднествах горожан. Объединения ополчения создавались из жителей города и носили название – стрелковые и фехтовальные «братства». В определенные дни они собирались для совместных занятий фехтованием, борьбой, стрельбой из лука, арбалета и другими военно-прикладными упражнениями. Большое значение для дальнейшего развития физической культуры в средневековых городах имели различные празднества. Особенно в день ярмарок. Вместе с купцами и торговцами в город приходили акробаты и жонглеры, певцы и рассказчики, фокусники и дрессировщики.
Борьба, кулачный бой, бег являлись широко распространенными забавами городского населения. С бегом тесно связано катание на коньках – излюбленное развлечение городской молодежи в Нидерландах и Франции. Метание камня, прыжки через препятствия, пародии на рыцарские турниры, метание шахтерами своего отбойного молота и другие различные физические упражнения приводили к необходимости вводить определенные правила для каждого соревнования, что приводит к возникновению современных правил спортивных соревнований.
В дальнейшем с появлением в городах наемного войска надобность в народном ополчении отпала, но фехтовальные и стрелковые «братства» сохранились. Они превратились в клубы, где проводили свой досуг зажиточные горожане, все больше отдаляясь от ремесленников. Среди горожан различные виды метания послужили основой для развития игр в шары, но особенно широкое распространение получили народные игры с мячом. Игроки перебрасывали мяч друг другу, отбивали его рукой, изогнутой палкой, ракеткой, ногой – что привело в дальнейшем к появлению современных спортивных игр – гольф, футбол (особенно в Англии), теннис, крикет и другие. Трудовая деятельность горожан-ремесленников позволила обогатить арсенал физических упражнений – это толкание ядра (оружейники), упражнения с обручем (бочары) и другие.
Для проведения состязаний стали строить специальные площадки для игр в мяч, стрельбы из лука, арбалета, ружья, фехтования и других физических упражнений. Соревнования все более и более регламентировались конкретными правилами, что дает основание считать, что в средневековых городах зарождаются элементы современного спорта.
Зарождение педагогических идей о физическом воспитании
В эпоху Возрождения
Эпоха Возрождения или период позднего средневековья, когда в недрах феодального общества зарождаются основы капиталистического строя. Быстрое развитие промышленности, торговли, ставят человека во главе угла, что противоречило средневековой дворянской и религиозной идеологии в воспитании. Необходимо было возродить интерес человека к земной жизни, а не стоять на позициях церковной идеологии аскетизма, устремления в загробный мир.
Проводниками нового взгляда на место человека в обществе, его духовное и физическое воспитание были гуманисты. Их основная идея заключалась в том, что нельзя рассматривать физическое воспитание только как средство военной подготовки, оно должно служить также средством укрепления здоровья и развития физических сил. Это прогрессивная идея.
Среди гуманистов были не только врачи, писатели, философы, но и чистые практики.
Одним из практиков-гуманистов является итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446). В городе Мантуе на средства правителя данного города герцога Гонзага он основал Академию физики, литературы и этики – школу, где в систему обучения он ввел принцип гармонического развития тела и духа, характерный для античности. Назвал он свое заведение «Дом радости». Он воспитывал в учениках смелость, отвагу, силу, способность переносить неудобства. Борьба, фехтование, плавание, соревнования в беге, прыжках, верховая езда, стрельба из лука, подвижные игры, танцы сочетались в его школе с изучением математики, логики, музыки и других предметов. Поощрял любознательность, активность, самостоятельность учеников. Был против телесных наказаний и зубрёжки. Применял методы наглядного обучения. Прививал навыки соблюдения элементарных правил гигиены.
Французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1994-1553) изложил свои гуманистические взгляды на систему умственного и физического воспитания в художественном произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль». В данном фантастическом романе Рабле отвергает средневековый аскетизм, считает бессмысленным занятием заучивание богословских книг и противопоставляет средневековой схоластической системе свою систему обучения, построенную на свободе мысли и действий, что делает процесс обучения приятным для ребенка. Большое значение придавал Рабле физическому воспитанию, где считал необходимым соблюдать гигиенический режим и обязательное чередование умственных занятий с физическими упражнениями, которые представляли собой совокупность физических упражнений из древнегреческой гимнастики, а также полезных упражнений, применявшихся среди дворян и в быту народа. Он рекомендовал заниматься бегом, прыжками, метанием, стрельбой из лука, арбалета, пищали, пушки; плаванием на спине, на груди, на боку и прыжками в воду; фехтованием копьем, мечом, шпагой, рапирой, алебардой, кинжалом; верховой ездой, лазанием по канатам, деревьям и скалам; охотой, прогулками, греблей, борьбой, шахматами и выполнять гимнастические упражнения на перекладине, деревянном коне, упражнения с гантелями; играть в мяч и заниматься танцами.
Для того, чтобы обучать ребенка выполнять перечисленные выше физические упражнения, Рабле предлагает идеал учреждения «Телемская обитель», где были – стадион, ипподром; бассейн; трехъярусные бани со сменой температурного режима; театр, парк для прогулок; манежи для игр в мяч, конюшни, соколиная служба и псарни.
Заслугой Рабле является и то, что в отличие от других гуманистов он написал свой роман на родном французском языке, а не на латинском, к тому же в юмористическом духе. Благодаря этому, его книга приобрела широкую популярность среди населения.
Итальянский врач–гуманист, профессор медицины в ряде университетов Италии – Иероним Меркуриалис (1530-1606) написал первое руководство по гимнастике. В работе «Об искусстве гимнастики» Меркуриалис доказывает благотворное влияние занятий физическими упражнениями на душу. Тело человека, а также как одного из важных факторов формирования человеческой личности. Кроме того, автор описал все известные ему физические упражнения, их историю, возникновение, технику и методику применения. Так, все физические упражнения, которые служили средством укрепления здоровья, он считал важными и назвал их – «истинные». Физические упражнения, необходимые в военном деле, считал не очень нужными для укрепления здоровья, но так как это необходимо обществу, то военные упражнения получили название – «необходимые». Те же физические упражнения, односторонне направленные на достижение высоких результатов, то есть подготовку к соревнованиям и участие в них – считал вредными, называя их атлетическими и в которых пользы для здоровья человека он не видел. Занятия физическими упражнениями, как уверял Меркуриалис, должны приносить радость, а не утомление и следовательно цель занятий гимнастикой – поддерживать хорошее физическое состояние и укреплять здоровье. В связи с этими аргументом он назвал атлетические упражнения – «ложные».
Меркуриалис восхвалял купание, а не плавание; рекомендовал рыбную ловлю и выступал против соревновательного метода в физическом воспитании. Заслуга Меркуриалиса в том, что его методика носила общеразвивающее и оздоровительное направление в физическом воспитании, а также лечебно-профилактическое в медицине.
Мишель Монтень (1533-1592) – французский философ-гуманист считал духовную и физическую стороны личности человека равноправными частями целого и ставил вопрос о воспитании не только ума, но и тела. Свою позицию он ярко иллюстрирует в своей работе «Опыты». Взяв за основу взгляды древнегреческого философа Платона, М.Монтень сравнивает эти две стороны человеческой личности с двумя лошадьми, запряженными в карету, где одна лошадь хромает. Таким образом, карета, увы, поедет со скоростью хромой. Автор делает вывод, что только тот человек способен на большие достижения, если у него развиты полноценно обе стороны личности. Не ушел Монтень от других гуманистов и в рекомендациях, какими физическими упражнениями необходимо заниматься: бег прыжки, метания, борьба, фехтование, верховая езда, игры, танцы, прогулки и путешествия. Он считал, что в школах должна царить атмосфера радости и веселья. Призывал к изучению родины, родного языка, к осознанным знаниям, нужным для практической деятельности.
Важной вехой в развитии гуманистических прогрессивных идей, как общего так и физического воспитания молодежи, в период позднего средневековья была деятельность ранних социалистов-утопистов. Англичанин - Томас Мор(1478-1535) написал великое произведение об острове «Утопия», где главной причиной социального зла считал частную собственность, чем и обеспечил гениальность своему творению. Высшей ценностью считалось здоровье. Все дети получали умственное образование, трудовое обучение, нравственное и физическое воспитание. В часы забав занимались плаванием, играми, верховой ездой, бегом и другими военными и физическими упражнениями. Согласно идеям Мора, забота о всеобщем образовании и физическом воспитании населения острова была одной из важнейших задач правительства, а забота о здоровье и физическом развитии возведена в государственную обязанность каждого утопийца.
Итальянец – Томмазо Кампанелла (1568-1639) выступал против деления общества на бедных и богатых, пропагандировал такой тип государства, которое обеспечивает всестороннее развитие всех горожан и возможность всем участвовать в труде. Эти мечты Кампанелла изложил в своей книге «Город Солнца». В городе нет частной собственности, нет имущественного разделения, детей после 2-х лет обучали родному языку, истории, а также учили бегать, бороться, играть. С 6-ти лет, приобщали к естествознанию, ремеслу, занимаясь одновременно и физическими упражнениями: гимнастика, метание диска, игры и другие. Забота о теле человека была первейшей обязанностью, все вели активную жизнь, изобретали, трудились и совершенствовались в труде. Несмотря на утопический характер произведений Мора и Кампанеллы, в них они критикуют как феодальное, так и зарождающееся буржуазное общество с их системами воспитания и мечтают об обществе, где организация воспитания будет направлена на гармоническое развитие всех духовных и физических способностей человека, готового к трудовой деятельности и защите своей страны.
Весомый вклад дальнейшего развития прогрессивных идей в области воспитания внесли ученые, которые жили на рубеже средних веков и нового времени.
Начало педагогической науке положил выдающийся словенский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670). Свою педагогическую теорию он развивает, исходя из принципа природосообразности, то есть внимательно изучать природу и следовать ее законам, чтобы правильно воспитать ребенка. Полноценное развитие личности, считал Коменский, возможно лишь, когда она обладает крепким и здоровым организмом. Педагогика Коменского не ограничивалась только физической подготовкой, он придавал большое значение играм и другим физическим упражнениям, как важному средству нравственного воспитания ребенка. В его педагогических трудах «Великая дидактика» и других, мы впервые встречаемся с такой формой физического воспитания детей, которая включена в программу обучения школы и увязана с уроками по теоретическим предметам. Он предложил педагогам время длительных перемен, а также часть времени после обеденного перерыва использовать для занятий подвижными играми, физическими упражнениями и воспитательной работы. Рекомендовал игры в мяч, шары, кегли, жмурки; прогулки, бег, прыжки, борьбу, плавание, фехтование, кулачный бой и другие физические упражнения.
Большое влияние на развитие науки о физическом воспитании оказали научные труды ученых, которые изучали не только окружающую человека природу, как призывал Коменский, но и природу самого человека. Это положило начало зарождению таких наук, как анатомия, биомеханика, физиология.
Впервые голландский ученый Андреа Везалий (1514-1564) описал строение человеческого тела, что привело к исследованиям в области такой науки, как анатомия. Открыв законы кровообращения, английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) положил начало зарождению физиологии. Выдающийся ученый и художник Леонардо да Винчи (1452-1519) своими исследованиями положил начало науке биомеханике. За свою разносторонность его называют универсальным человеком. В его работах, моделях были и парашют, танк, велосипед. По его проекту в 20 веке в Норвегии был построен мост через фьорд. Наблюдая за полетом птиц, Леонардо да Винчи изложил свое видение летательного аппарата и другие изобретения.
Педагогические идеи гуманистов и научных исследования ученых рубежа средних веков и нового времени изменили и отношение части церковников к физическому воспитанию. Происходит реформация церкви и последователи ее считали физическое воспитание полезным делом. Как для укрепления сил человека, так и для отвлечения молодежи от вредных привычек.
Особенности физической культуры феодального общества:
1. Физическая культура при феодальном строе носила классовый характер.
2. Господствующие классы использовали физическую культуру для решения своих интересов и задач – военной подготовки.
3. Народные массы все шире использовали физическое воспитание не только для военной подготовки, но и для подготовки к труду.
4. В последний период существования феодализма создались условия для зарождения буржуазной культуры и возникновения гуманистических теорий о воспитании вообще и физического воспитания в частности.
Вопросы для самопроверки:
1. Какова периодизация истории средневековья?
2. Военно-физическое воспитание феодалов? В чем значение рыцарских турниров?
3. Развитие физической культуры в средневековых городах?
4. Взгляды гуманистов и ранних социалистов-утопистов на физическое воспитание?
5. Особенности физической культуры при феодальном строе?
|
|