Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие и сущность менеджмента. Особенности общего управления предприятием туризма и гостеприимства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт Физической культуры спорта и туризма

Кафедра Туризм и индустрия гостеприимства

 

 

доц. каф. ТИГ А.В. Королев

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

По дисциплине

 

«Менеджмент в туризме и гостеприимстве»

 

Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат

Направление (специальность) подготовки: 43.03.03 Гостиничное дело

Профиль (специализация) подготовки: Гостиничная деятельность

Квалификация выпускника: бакалавр

 

Форма обучения: (очная, заочная)

 

Тула 2015 г.


 

 

Рассмотрено на заседании кафедры ТИГ

протокол № ___ от «____» _________________20___ г.

Зав. кафедрой __________________________ И.Ю. Пономарева

 


Содержание

1. Рыночная экономика и менеджмент  
1.1. Понятие и сущность менеджмента. Особенности общего управления предприятием туризма и гостеприимства…………………………………...........  
1.2. Виды и функции менеджмента предприятий туризма и гостеприимства…
1.3. Понятие и классификация методов менеджмента…………………………..
1.4. Опыт менеджмента за рубежом. Возможность его использования в России………………………………………………………………………………  
2. Специфика менеджмента в сфере туризма и гостеприимства  
2.1. Теоретические основы сервисной деятельности……………………………
2.2. Понятие, виды и формы туризма……………………………………………..
2.3. Рыночная модель социально-экономической системы туризма……………
2.4. Особенности туризма как объекта управления……………………………...
2.5. Организация управления туристским комплексом за рубежом и в России.
3. Стратегическое и текущее планирование деятельности предприятия сферы туризма и гостеприимства  
3.1. Содержание и виды планирования…………………………………………..
3.2. Взаимосвязь стратегического и текущего планирования………………….
3.3. Внешняя среда туристского бизнеса
3.4. Внутренняя среда туристского бизнеса………………………………………
4. Цели и задачи управления предприятием индустрии туризма и гостеприимства  
4.1. Понятие целей и задач предприятия…………………………………………
4.2. Система целей и задач организации………………………………………….
5. Организация работы по управлению предприятием туризма и гостеприимства  
5.1. Функциональная структура туристского предприятия…………………….
5.2. Понятие и виды организационных структур управления предприятием туризма и гостеприимства…………………………………………………………  
5.3. Проектирование организационных структур предприятий туризма и гостеприимства…………………………………………………………………….  
6. Система коммуникаций на предприятии туризма и гостеприимства  
6.1. Понятие, значение и классификация коммуникаций……………………….
6.2. Горизонтальное и вертикальное разделение труда на предприятиях сферы туризма и гостеприимства…………………………………………………  
6.3. Формальные и неформальные связи…………………………………………
6.4. Взаимодействие с потребителями услуг…………………………………….
7. Внешние связи и возможности менеджмента в сфере туризма и гостеприимства  
7.1. Способы организации туристского продукта……………………………….
7.2. Налаживание взаимовыгодного сотрудничества туроператора с поставщиками туристских услуг…………………………………………………  
8. Качества и работа менеджера  
8.1. Модель современного менеджера……………………………………………
8.2. Власть, влияние, лидерство и авторитет менеджера………………………..
8.3. Содержание работы руководителя…………………………………………...
9. Мотивация труда на предприятиях туризма и гостеприимства  
9.1. Смысл и эволюция понятия «мотивация»…………………………………
9.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации……………………
9.3. Система мотивации труда персонала индустрии туризма и гостеприимства…………………………………………………………………….  
9.4. Функционально-стоимостной подход к организации и стимулированию труда на предприятиях туриндустрии……………………………………………  
10. Организация контроля за деятельностью подчиненных на предприятиях туризма и гостеприимства  
10.1. Понятие, функции и концепция управления персоналом…………………
10.2. Особенности технологии управления персоналом на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства……………………………………………  
10.3. Учет и контроль результатов труда работников…………………………..
11. Управление конфликтами в сфере туризма и гостеприимства  
11.1. Природа и функции конфликта……………………………………………..
11.2. Типология конфликтов………………………………………………………
11.3. Основные причины и методы преодоления конфликтов с туристами……
11.4. Процесс развития конфликта………………………………………………..
12. Методы принятия решений в сфере туризма и гостеприимства  
12.1. Управленческое решение и его особенности. Классификация управленческих решений………………………………………………………….  
12.2. Процесс и методы принятия решений………………………………………
13. Инновационная программа менеджера  
13.1. Особенности процесса внедрения инноваций в сферу услуг……………..
13.2. Инновации в организации услуг и формах обслуживания потребителей..
13.3. Использование новых туристских ресурсов как одно из направлений инновационной деятельности туристских предприятий………………………..  
13.4. Инновации в организации производства и потребления туристских услуг…………………………………………………………………………………  
13.5. Выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг……
14. Риск-менеджмент  
14.1. Сущность, основные элементы и виды риска. Основные причины предпринимательских рисков в сфере туризма и гостеприимства……………..  
14.2. Управление рисками предприятий туризма и гостеприимства…………..
15. Этика и психология сервисной деятельности  
15.1. Психология менеджмента……………………………………………………
15.2. Значение технологии делового общения…………………………………...
15.3. Этика делового общения в сервисной деятельности………………………
Список рекомендуемой литературы………………………………………………

Рыночная экономика и менеджмент



Понятие и сущность менеджмента. Особенности общего управления предприятием туризма и гостеприимства

Процесс управления предприятием сферы сервиса и туризма имеет множество общих черт с процессом управления любой организацией, действующей в любой другой отрасли.

Английское слово «менеджмент» (management) не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а «менеджер» — как «руководитель». Первоначально оно обозначало искусство управлять лошадьми и произошло от глагола to manage, который примерно означает «объезжать лошадей» и, в свою очередь, восходит к латинскому manus — «рука».

В классическом представлении категория «управление» шире категории «менеджмент», так как она применяется к различным видам человеческой деятельности, например к управлению автомобилем и иными, более сложными техническими системами.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Управление многообразно и существует в самых различных видах. Это может быть техническое управление, государственное управление, идеологическое управление, управление социальными процессами и, наконец, хозяйственное управление.

Для обозначения последнего в настоящее время во всем мире и укоренился термин менеджмент. Однако менеджмент — не просто хозяйственное управление, он имеет место лишь тогда, когда хозяйствующий субъект полностью свободен, функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей непосредственной целью получение прибыли или нет. Рождением своим менеджмент был обязан росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих: их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных и вынуждены были нанимать для этого специальных людей — менеджеров, профессиональных управляющих. С течением времени не все собственники могли выполнять и предпринимательскую функцию, поскольку это требовало определенных знаний и опыта, и ее тоже в значительной мере пришлось передать в руки наемных управляющих. Последние, таким образом, сосредоточили в руках две функции: управление текущей деятельностью и предпринимательство. Группы таких людей (управляющих) и получили название «менеджмент», которое по смыслу аналогично русскому слову «руководство».

Практическая реализация менеджерами предпринимательских и управленческих функций может рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, это управление организацией, действующей в условиях рынка, связанное с необходимостью принимать самостоятельные управленческие решения. С другой стороны, это управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными. Менеджментом, например, считается организация выступлений звезд эстрады, проведение спортивных и массовых мероприятий и т. п.

Менеджментом называется также учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Джозеф Вартон. Сегодня и на Западе, и в России менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста

И, наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право. На сегодняшний день нет единого мнения по вопросу о том, является ли менеджмент наукой, имеет свой собственный, отличный от других наук предмет изучения или можно говорить только о «научном менеджменте», интегрирующем соответствующие положения и выводы других наук, опыт многих поколений управляющих и личное искусство каждого.

В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство управления, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей, путем применения менеджером как своих личных способностей и таланта, так и сложившейся методологии управления. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент — это все человеческие возможности, которые используют лидеры для достижения стратегических и тактических целей организации.

Управление включает три аспекта:

· институциональный аспект («кто» управляет «кем»);

· функциональный аспект («как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых);

· инструментальный аспект («чем» осуществляется управление).

Сущность менеджмента туристского предприятия состоит в достижении им поставленных целей, которые выполняют следующие основные задачи в управлении:

· сопоставление существующего состояния с желаемым («где мы?» и «куда идем?»);

· руководящие требования к действиям («что надо сделать?»);

· критерии принятия решений («какой путь лучше?»);

· инструменты контроля («куда мы в действительности пришли и что из этого следует?».

Поскольку в последнее время понятие менеджмент в различных изданиях трактуется по-разному, в данном курсе его следует понимать как управление социально-экономическими явлениями и процессами, происходящими в индустрии сервиса и туризма.

Вместе с тем управление в сфере сервиса приобретает ярко выраженные особенности, которые позволяют выделить его специфику. Отношения между производителями и потребителями услуг не сводятся только к рыночному обмену — между ними разворачивается более напряженное взаимодействие, насыщенное социальными, культурными, психологическими компонентами. Другими словами, производственно-технологические процессы в деле управления сервисным предприятием оказываются далеко не единственными, а во многих случаях даже не определяющими в деятельности сервисного предприятия.

Управление в сфере сервиса подчинено задачам рыночного развития производства услуг (организация труда персонала, повышение производительности труда работников, достижение конкурентоспособности услуг, их прибыльность и др.). Одновременно оно нацеливается на реализацию многообразных запросов и потребностей больших групп людей, конкретных индивидуумов, которые вступают с производителем услуг в процессы рыночного обмена. Все это формирует отличия сервисного менеджмента от управления в организациях общественного типа.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.