Понятие и сущность менеджмента. Особенности общего управления предприятием туризма и гостеприимства МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт Физической культуры спорта и туризма
Кафедра Туризм и индустрия гостеприимства
доц. каф. ТИГ А.В. Королев
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
По дисциплине
«Менеджмент в туризме и гостеприимстве»
Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат
Направление (специальность) подготовки: 43.03.03 Гостиничное дело
Профиль (специализация) подготовки: Гостиничная деятельность
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: (очная, заочная)
Тула 2015 г.
Рассмотрено на заседании кафедры ТИГ
протокол № ___ от «____» _________________20___ г.
Зав. кафедрой __________________________ И.Ю. Пономарева
Содержание
1. Рыночная экономика и менеджмент
|
| 1.1. Понятие и сущность менеджмента. Особенности общего управления предприятием туризма и гостеприимства…………………………………...........
|
| 1.2. Виды и функции менеджмента предприятий туризма и гостеприимства…
|
| 1.3. Понятие и классификация методов менеджмента…………………………..
|
| 1.4. Опыт менеджмента за рубежом. Возможность его использования в России………………………………………………………………………………
|
| 2. Специфика менеджмента в сфере туризма и гостеприимства
|
| 2.1. Теоретические основы сервисной деятельности……………………………
|
| 2.2. Понятие, виды и формы туризма……………………………………………..
|
| 2.3. Рыночная модель социально-экономической системы туризма……………
|
| 2.4. Особенности туризма как объекта управления……………………………...
|
| 2.5. Организация управления туристским комплексом за рубежом и в России.
|
| 3. Стратегическое и текущее планирование деятельности предприятия сферы туризма и гостеприимства
|
| 3.1. Содержание и виды планирования…………………………………………..
|
| 3.2. Взаимосвязь стратегического и текущего планирования………………….
|
| 3.3. Внешняя среда туристского бизнеса
|
| 3.4. Внутренняя среда туристского бизнеса………………………………………
|
| 4. Цели и задачи управления предприятием индустрии туризма и гостеприимства
|
| 4.1. Понятие целей и задач предприятия…………………………………………
|
| 4.2. Система целей и задач организации………………………………………….
|
| 5. Организация работы по управлению предприятием туризма и гостеприимства
|
| 5.1. Функциональная структура туристского предприятия…………………….
|
| 5.2. Понятие и виды организационных структур управления предприятием туризма и гостеприимства…………………………………………………………
|
| 5.3. Проектирование организационных структур предприятий туризма и гостеприимства…………………………………………………………………….
|
| 6. Система коммуникаций на предприятии туризма и гостеприимства
|
| 6.1. Понятие, значение и классификация коммуникаций……………………….
|
| 6.2. Горизонтальное и вертикальное разделение труда на предприятиях сферы туризма и гостеприимства…………………………………………………
|
| 6.3. Формальные и неформальные связи…………………………………………
|
| 6.4. Взаимодействие с потребителями услуг…………………………………….
|
| 7. Внешние связи и возможности менеджмента в сфере туризма и гостеприимства
|
| 7.1. Способы организации туристского продукта……………………………….
|
| 7.2. Налаживание взаимовыгодного сотрудничества туроператора с поставщиками туристских услуг…………………………………………………
|
| 8. Качества и работа менеджера
| | 8.1. Модель современного менеджера……………………………………………
|
| 8.2. Власть, влияние, лидерство и авторитет менеджера………………………..
|
| 8.3. Содержание работы руководителя…………………………………………...
|
| 9. Мотивация труда на предприятиях туризма и гостеприимства
|
| 9.1. Смысл и эволюция понятия «мотивация»…………………………………
|
| 9.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации……………………
|
| 9.3. Система мотивации труда персонала индустрии туризма и гостеприимства…………………………………………………………………….
|
| 9.4. Функционально-стоимостной подход к организации и стимулированию труда на предприятиях туриндустрии……………………………………………
|
| 10. Организация контроля за деятельностью подчиненных на предприятиях туризма и гостеприимства
|
| 10.1. Понятие, функции и концепция управления персоналом…………………
|
| 10.2. Особенности технологии управления персоналом на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства……………………………………………
|
| 10.3. Учет и контроль результатов труда работников…………………………..
|
| 11. Управление конфликтами в сфере туризма и гостеприимства
|
| 11.1. Природа и функции конфликта……………………………………………..
|
| 11.2. Типология конфликтов………………………………………………………
|
| 11.3. Основные причины и методы преодоления конфликтов с туристами……
|
| 11.4. Процесс развития конфликта………………………………………………..
|
| 12. Методы принятия решений в сфере туризма и гостеприимства
|
| 12.1. Управленческое решение и его особенности. Классификация управленческих решений………………………………………………………….
|
| 12.2. Процесс и методы принятия решений………………………………………
|
| 13. Инновационная программа менеджера
|
| 13.1. Особенности процесса внедрения инноваций в сферу услуг……………..
|
| 13.2. Инновации в организации услуг и формах обслуживания потребителей..
|
| 13.3. Использование новых туристских ресурсов как одно из направлений инновационной деятельности туристских предприятий………………………..
|
| 13.4. Инновации в организации производства и потребления туристских услуг…………………………………………………………………………………
|
| 13.5. Выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг……
|
| 14. Риск-менеджмент
|
| 14.1. Сущность, основные элементы и виды риска. Основные причины предпринимательских рисков в сфере туризма и гостеприимства……………..
|
| 14.2. Управление рисками предприятий туризма и гостеприимства…………..
|
| 15. Этика и психология сервисной деятельности
|
| 15.1. Психология менеджмента……………………………………………………
|
| 15.2. Значение технологии делового общения…………………………………...
|
| 15.3. Этика делового общения в сервисной деятельности………………………
|
| Список рекомендуемой литературы………………………………………………
|
|
Рыночная экономика и менеджмент
Понятие и сущность менеджмента. Особенности общего управления предприятием туризма и гостеприимства
Процесс управления предприятием сферы сервиса и туризма имеет множество общих черт с процессом управления любой организацией, действующей в любой другой отрасли.
Английское слово «менеджмент» (management) не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а «менеджер» — как «руководитель». Первоначально оно обозначало искусство управлять лошадьми и произошло от глагола to manage, который примерно означает «объезжать лошадей» и, в свою очередь, восходит к латинскому manus — «рука».
В классическом представлении категория «управление» шире категории «менеджмент», так как она применяется к различным видам человеческой деятельности, например к управлению автомобилем и иными, более сложными техническими системами.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Управление многообразно и существует в самых различных видах. Это может быть техническое управление, государственное управление, идеологическое управление, управление социальными процессами и, наконец, хозяйственное управление.
Для обозначения последнего в настоящее время во всем мире и укоренился термин менеджмент. Однако менеджмент — не просто хозяйственное управление, он имеет место лишь тогда, когда хозяйствующий субъект полностью свободен, функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей непосредственной целью получение прибыли или нет. Рождением своим менеджмент был обязан росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих: их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных и вынуждены были нанимать для этого специальных людей — менеджеров, профессиональных управляющих. С течением времени не все собственники могли выполнять и предпринимательскую функцию, поскольку это требовало определенных знаний и опыта, и ее тоже в значительной мере пришлось передать в руки наемных управляющих. Последние, таким образом, сосредоточили в руках две функции: управление текущей деятельностью и предпринимательство. Группы таких людей (управляющих) и получили название «менеджмент», которое по смыслу аналогично русскому слову «руководство».
Практическая реализация менеджерами предпринимательских и управленческих функций может рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, это управление организацией, действующей в условиях рынка, связанное с необходимостью принимать самостоятельные управленческие решения. С другой стороны, это управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными. Менеджментом, например, считается организация выступлений звезд эстрады, проведение спортивных и массовых мероприятий и т. п.
Менеджментом называется также учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Джозеф Вартон. Сегодня и на Западе, и в России менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста
И, наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право. На сегодняшний день нет единого мнения по вопросу о том, является ли менеджмент наукой, имеет свой собственный, отличный от других наук предмет изучения или можно говорить только о «научном менеджменте», интегрирующем соответствующие положения и выводы других наук, опыт многих поколений управляющих и личное искусство каждого.
В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство управления, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей, путем применения менеджером как своих личных способностей и таланта, так и сложившейся методологии управления. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент — это все человеческие возможности, которые используют лидеры для достижения стратегических и тактических целей организации.
Управление включает три аспекта:
· институциональный аспект («кто» управляет «кем»);
· функциональный аспект («как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых);
· инструментальный аспект («чем» осуществляется управление).
Сущность менеджмента туристского предприятия состоит в достижении им поставленных целей, которые выполняют следующие основные задачи в управлении:
· сопоставление существующего состояния с желаемым («где мы?» и «куда идем?»);
· руководящие требования к действиям («что надо сделать?»);
· критерии принятия решений («какой путь лучше?»);
· инструменты контроля («куда мы в действительности пришли и что из этого следует?».
Поскольку в последнее время понятие менеджмент в различных изданиях трактуется по-разному, в данном курсе его следует понимать как управление социально-экономическими явлениями и процессами, происходящими в индустрии сервиса и туризма.
Вместе с тем управление в сфере сервиса приобретает ярко выраженные особенности, которые позволяют выделить его специфику. Отношения между производителями и потребителями услуг не сводятся только к рыночному обмену — между ними разворачивается более напряженное взаимодействие, насыщенное социальными, культурными, психологическими компонентами. Другими словами, производственно-технологические процессы в деле управления сервисным предприятием оказываются далеко не единственными, а во многих случаях даже не определяющими в деятельности сервисного предприятия.
Управление в сфере сервиса подчинено задачам рыночного развития производства услуг (организация труда персонала, повышение производительности труда работников, достижение конкурентоспособности услуг, их прибыльность и др.). Одновременно оно нацеливается на реализацию многообразных запросов и потребностей больших групп людей, конкретных индивидуумов, которые вступают с производителем услуг в процессы рыночного обмена. Все это формирует отличия сервисного менеджмента от управления в организациях общественного типа.
|