Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Функции коммуникации весьма многочисленны и в основном определяются ее участниками, но следует выделить да них три основные:

1. Информационно-коммуникативная, заключающаяся в приеме и передаче с помощью ее информации, в том числе той, от которой «уши вянут», «душа уходит в пятки», «кошки скребут» или хочется «присветить»

2. Регулятивно-коммуникативная проявляется во взаимной или односторонней корректировке общающимися поведения и действий в процессе совместной деятельности, и не только в ходе ее. Например, когда вам предлагают в темном переулке вывернуть свои карманы, регулятивно-коммуникативная функция общения имеет место, но она в этом случае является результатом не совместной, а односторонней деятельности.

3. Эмоционально-коммуникативная функция заключается в передаче одним общающимся своего эмоционального отношения другому, к примеру, гражданину в милицейской форме или гражданке, у которой в наличии все «выпуклости» и «вогнутости».

В процессе общения — и в китайской провинции Сычуань, и в канадском Саскачеване, и в известной не только ее обитателям Жмеринке — в той или иной степени происходит познание одного человека другим. А для этого в основном используются такие механизмы межличностной коммуникации:

1. Идентификация, которая заключается в самоотождествлении индивидом себя с другим, целой социальной группой или организационной структурой.

2. Эмпатия — это способность общающейся личности к определению и восприятию эмоционального состояния другой в форме сопереживания.

3. Рефлексия, т.е. использование в процессе общения для познания его участников размышления, самопонимания и самонаблюдения. Они обычно присущи его субъектам и объектам в неодинаковой степени: у одних их больше, у других меньше.



 

НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЩЕНИИ

В современном мире распространены и некоторые неправильные представления о коммуникации, которые затрудняют ее осуществление. Их полезно знать, чтобы определить то влияние, которое они оказывают на ваше общение в каждом конкретном случае, и внести в связи с этим в него необходимые коррективы практического характера.

Одним из них является широко распространенное среди общающихся убеждение в том, что для успеха коммуникации обязательно необходимо иметь собственное мнение по любому вопросу, который является предметом обсуждения.

Есть немало людей убежденных в том, что они знают правильный ответ на любой вопрос. Они часто не заботятся об его истинности и аргументированности и считают своим долгом лишь постоянно демонстрировать абсолютную уверенность в этом.

Это характеризует их не очень положительно, может привести к конфликтам и недоразумениям между общающимися. Кроме того, многие лица, вступающие в общение с излишне самоуверенными людьми, могут в разной степени испытывать неловкость, дискомфорт и опасения.

Может возникнуть при этом в отношениях между субъектом и объектом коммуникации и простое непонимание, которое тоже ей пользы не принесет. Желание настырно навязывать, демонстрировать другому собственное мнение по любому вопросу может вообще завести общение в тупик, а иногда и привести к «рукоположению» на физиономию партнера.

Чтобы всего этого избежать, разумно своевременно отказаться от категоричности в суждениях, проявлять осторожность и осмотрительность при высказывании собственных мнений и предложений, давать и другим возможность отстаивать свою точку зрения.

Другим распространенным ошибочным представлением о коммуникации является мнение о том, что человек, владеющий общением в полной мере, в любом случае не должен допускать в нем пауз, молчания. Считается, что они негативные явления и порождают неловкость в отношениях общающихся. Определенный резон в таком утверждении есть: при затянувшемся молчании они, действительно, нередко начинают смотреть по сторонам, натужно стараются найти тему для продолжения беседы, пытаются заполнить паузу неуместными или неинтересными для противоположной стороны словами и высказываниями. Однако молчание не всегда порождает неприятные последствия. Оно, как и умение терпеливо слушать собеседника, может быть важным положительным элементом коммуникации, помогающим общающимся сблизиться, породить между ними определенные личные или иные отношения.

Бывает, что во время молчания от одного мимолетного взгляда может возникнуть чувство симпатии и взаимопонимания, а иногда и желание «уйти по-английски» или «по нашему», т.е. «осветив» физиономию партнера с помощью поставленного на нее «фонаря».

Многие общающиеся уверены в том, что коммуникация не может быть успешной без заранее составленной стратегии, что она является обязательным залогом успеха. На самом деле так бывает не всегда. На практике она нередко без заранее определенной стратегии оказывается более эффективной, чем та, которая заранее осмысленна и спланирована. Распространено среди общающихся и другое оспоримое мнение о том, что если в процессе общения строго придерживаться определенного направления, то всегда можно добиться от объекта желаемого.

На самом деле это бывает не столь часто, как бы хотелось. Допустим, когда одна сторона упорно стремится добиться от противоположной положительного ответа или действия на свои предложения, а та стойко придерживается противоположного направления.

Есть также немало общающихся, которые полагают, что в основе коммуникации могут лежать только рационализм и логика и что она должна строиться только на них. В действительности же это далеко не всегда имеет место. Одна из причин этого в том, что эмоциональные проявления общающихся являются естественным элементом их поведения и нарушают установления рационализма и логики.

 

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ

Трудно переоценить значение общения для формирования личности человека, особенно в его детском возрасте. Но и во взрослом состоянии, когда формирование личности считается завершенным, мера, характер, и особенности коммуникации человека оказывают в том или ином направлении на него влияние, например, на его возможность разным образом интерпретировать события и явления окружающей действительности.

Влияние коммуникации на формирование личности может быть не только продуктивным, но и малоэффективным, в том числе при контактах сверстников, людей разных поколений, коллег, случайных попутчиков…

Продуктивность общения невозможна без способности, желания к умения личности понять позицию другой его стороны, отстаивая одновременно при ?том и свою, т.е. она зависит от того, удалось ли общающимся найти точки соприкосновения, контактировать на «одном языке».

В принципе человек, вступающий в коммуникацию, волен сам избирать ее способ и манеру, но при этом ему следует действовать осмысленно и не забывать об уже устоявшихся ее правилах, и вообще о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

С другой стороны, способ и манера общения являются одной из важных характеристик личности, имеют устойчивый и только ей присущий характер. Каждому человеку присущи определенные способ и манера коммуникации, которые проявляются и в семье, и в деловой сфере, и на пляже в Анталии, и при коллективном вскрытии чужого сейфа.

Важное значение для способа и манеры общения человека имеет то, какие этические принципы он исповедует и главное, как их использует на практике. Влияют на манеру коммуникации и другие факторы. Человек активно в нее вступает, если она отвечает его материальным или духовным интересам, исповедуемым им жизненным ценностным ориентирам, и наоборот старается избежать общения, если оно идет в разрез с ними. Ограничивает или вообще избегает его и лицо, отличающееся неспособностью к последовательной и целенаправленной его регуляции.

К числу прав человека, видимо, можно отнести и его право на свой способ и манеру общения, на их выбор в соответствии со своей непохожестью на других, с особенностями своей личности. Признавая свое право на такой выбор, одновременно необходимо признавать такое же право за другими участниками.

С помощью общения личность имеет возможность в большей или в меньшей степени выражать свою потребность в понимании, помощи, самовыражении, дружбе, любви, человечности, бифштексе…

Уровень этической зрелости человека в процессе коммуникации определяется не только тем, насколько она строится на основе общепризнанных моральных ценностей. Он определяется также тем, насколько этот человек гуманно относится к другим, насколько он способен устанавливать с ними отношения, достойные и полезные для обеих сторон.

Вступающему в общение следует поступать в отношении других так, как бы он хотел, чтобы те относились в процессе его к нему. Иногда при этом рекомендуют руководствоваться таким положением: общайся с другими настолько хорошо, насколько они это делают по отношению к тебе. Однако увлекаться соблюдением при коммуникации этого положения, видимо, не следует, поскольку с этической точки зрения оно не всегда безупречно как регулятор человеческого поведения.

В наше время довольно широкое распространение в процессе общения получило и положение, содержание которого высокоморальным не назовешь: «Тымне, я тебе». А это иногда используется общающимися для оправдания своего безнравственного поведения по отношению к лицам, которые этим же отличаются.

Воспитанный и одновременно разумный человек в этом случае абстрагируется от безнравственной особы, от ее субъективного к себе отношения, от ее невоспитанности, от неприятной ситуации и от психического противоречия между общающимися. В этом же случае такое лицо, вступающее в общение, свободу и творческое к нему отношение проявляет в способности строить его только на основе предписаний этики, гуманизма, уважения человеческого достоинства.

Вряд ли кто станет отрицать, что на особенности коммуникации не последние влияние оказывают личные чувства и характер отношения между ее участниками, т.е. от того, насколько проявляются между ними симпатия, антипатия и т.д. Следует учитывать и то, что само общение в значительной степени формирует человеческие чувства, регулирует поведение и поступки.

Поэтому вряд ли стоит в процессе коммуникации противопоставлять личную сферу (субъективное) общественной (как объективное проявление личности). Строить общение лучше на основе единства чувства и дела, но так бывает не всегда: при определенных видах межличностных контактов привлекательность другого человека имеет не последнее значение (любовь, дружба), а единство чувства и долга нарушается.

При общении в этом случае целесообразно абстрагироваться от личных пристрастий и ориентироваться прежде всего на интересы дела. Можно говорить о многоуровневости общения. Оно создается не только самими общающимися, но и существующими между ними отношениями.

Их уровень стимулирует или ограничивает, или вообще тормозит коммуникацию. Предпочтителен тот их уровень, при котором реализуются нравственные ценности, а общающиеся строят свое поведение в соответствии с ними.

Иная картина имеет место, когда общение строится на поведенческом уровне, т.е. на основе соблюдения его участниками лишь некоторых правил, когда при этом принимаются в расчет лишь поведение и поступки партнера или складывающаяся ситуация. Манера коммуникации, используемая человеком, часто характеризует его, так или иначе, как личность.

Если он не признает в другом личность, ее право на индивидуальность, это, прежде всего, негативно характеризует его самого, а не противоположную сторону. Очутившись в той или иной ситуации при коммуникации, человек занимает или вынужден занимать определенную позицию, выбирать способы и средства общения, отбрасывать те из них, которые являются в данной ситуации непригодными. Свою роль при этом играют и особенности его личности.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.