Обратная связь
|
Социокультурные смыслы (функции) искусства Богатство и значимость самого феномена искусства в культуре обусловливает множественность его социокультурных смыслов. Они определяют те функции, которые искусство выполняет в культуре.
Рекреативная функция.Самый простой и наименее требовательный подход к искусству: оно служит для отдыха и развлечения, средством психической разрядки, отвлечения от забот будничной трудовой жизни. Чтобы выполнить эту функцию, искусство должно быть легкодоступным, не требующим особых усилий для восприятия. На рекреативную функцию ориентируется так называемое массовое искусство.
Воспитательная функция.Искусство выступает как средство воспитания, нравственного, духовного, социального совершенствования человека. Художественное произведение рассматривается как «учебник жизни». Отсюда — призывы соединить рекреативную и воспитательную функцию: «поучать, развлекая».
Идеологическая функция.В художественном произведении находят выражение определенные взгляды на общественную жизнь. Художники, занимающие активную общественную позицию, сознательно пропагандируют в своем творчестве отстаиваемую ими идеологию. Но и в произведениях, авторы которых специально такой задачи не ставят, отражаются их идейные позиции, их социально-политические симпатии и антипатии.
Познавательная функция.Из художественных произведений мы многое можем узнать. В живописи перед нами предстают исторические события, портреты выдающихся деятелей, национальные особенности быта, одежды, нравов. Художник передает дух эпохи, национальный колорит культуры.
Эмотивная функция.Она заключается в воздействии искусства на сферу человеческих эмоций. Искусство нужно людям только тогда, когда оно рождает у них интерес, порождает удовольствие от самого процесса восприятия художественного произведения.
Искусство воздействует наши чувства. Человек как бы временно переселяется в мир художественного вымысла. Эта эмоциональная вовлеченность «внутрь» произведения искусства и есть то, что обеспечивает интерес к нему и доставляет наслаждение. Таким образом, эмотивная функция, в отличие от других функций искусства, является общей и основной для всех его видов, форм, жанров. Если произведение искусства не выполняет эту функцию, то и все прочие функции оно не сможет выполнить, ибо оно просто «не дойдет» до публики.
Искусство должно воздействовать на воображение. Средством такого воздействия является художественный образ. Произведение искусства только тогда есть подлинное произведение искусства, когда в нем содержатся художественные образы. Создание их и составляет специфику искусства, специфику художественной деятельности. Где их нет, там нет и искусства.
Особенности художественного образа.
Эмоциональность.Важнейшей чертой художественного образа является то, что в нем выражается эмоционально-ценностное отношение к объекту. Знание об объекте служит в нем лишь фоном, на котором вырисовываются переживания, связанные с этим объектом.
Предназначение художественного образа — не в том, чтобы отразить реальность такой, какая она есть, а в том, чтобы вызвать в человеческой душе переживания, сопряженные с ее восприятием. Художник не может заставить человека переживать какие-то чувства, просто назвав их или даже подробно описав. Он возбуждает переживания, моделируя средствами художественного языка породившие их причины. Художественный образ и есть модель причины, рождающей эмоции. Воссоздавая силой своего воображения то, что представлено в произведении искусства, зритель, читатель, слушатель становится «соавтором» содержащегося в нем художественного образа.
Итак, художественный образ по сути своей есть не столько отражение явлений действительности, сколько выражение их человеческого восприятия, связанных с ними переживаний, эмоционально-ценностного отношения к ним.
Условность. Мнение, что искусство — по крайней мере «предметное» искусство — заключается в умении достигать сходства изображения с изображаемым, широко распространено. Еще в античности это мнение легло в основу «теории подражания» (по греч. — мимесиса), согласно которой искусство есть подражание действительности. С этой точки зрения эстетическим идеалом должно быть максимальное сходство художественного образа с объектом. Но художественный образ не может быть просто копией действительности. Эмоционально-ценностный характер художественного образа предполагает отступление от бесстрастной объективности в изображении действительности. В этом и состоит художественная условность.
Символичность. Как уже отмечалось язык символов самые абстрактные идеи выражает в конкретно-наглядной форме. Искусство использует визуальные, аудиальные, вербальные знаки не просто в их прямом, непосредственном значении, но и кодируя в них глубинные, «вторичные» символические смыслы. Поэтому художественный образ не сводится к тому, что в нем изображено. Он несет в себе какое-то иное, более общее смысловое содержание, выходящее за рамки конкретного, видимого и слышимого объекта, который в нем представлен.
Многозначность.Всякий знак способен быть носителем разных значений. Значение знаков складывается и существует только в контексте. Таким образом, понять значение знака нам помогает контекст, в котором он употреблен. Этот контекст связан со своей исторической эпохой. Восприятие произведения может проходить в ином историческом контексте. Поэтому подлинное произведение искусства обладает настолько глубоким содержанием, что его невозможно исчерпать в рамках одного «единственно верного» толкования.
Социальная культура
Социальная культура (культура социальных отношений) определяется регулятивами, ценностями и идеалами, обусловливающими поведение людей в обществе и их социальные взаимоотношения. Основными формами социальной культуры являются нравственная, правовая и политическая культура.
Социальную культуру объединяет с духовной то, что обе они ориентированы на «ценностную» ось. Высшие ценности обеих этих областей культуры имеют финальный, «самоценный» характер. Они нужны не как средства для достижения чего-то, а как конечные цели. Но ценности социальной культуры отличаются от ценностей духовной культуры. К достижению последних человек может стремиться независимо от других людей, освоение духовных ценностей требует от личности самостоятельных усилий. Ценности же социальной культуры не могут достигаться в одиночку. Такие ценности, как милосердие, равенство, гуманность, правопорядок, демократия, гражданские свободы реализуются только в отношениях между людьми. Продукты духовной культуры ценны сами по себе. Ценности и идеалы социальной культуры «предназначены» для их осуществления в реальной действительности.
Социальная культура же включает в себя не только ценности, но и регулятивы, нормы, правила поведения и взаимодействия людей в обществе. Соблюдение этих норм и правил контролируется общественным мнением, правоохранительными органами, государством.
Нравственная культура
Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 1) ценности (идеалы); 2) регулятивы (нормы).
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями», считая главными из них благоразумие, мужество, справедливость. В религии высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. В каждой культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами. Таким образом, ценности и регулятивы взаимосвязаны.И те и другие, вместе взятые, обычно называют принципами нравственности (морали, этики).
Высшая нравственная ценность — добро. Делать добро — главный регулятив нравственного поведения. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т. е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него.
Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность (безусловная обязательность) нравственных регулятивов.
|
|