Принципы культуры законодательства Общепризнанными в настоящее время стали следующие принципы законодательства.
1. Принцип социальной справедливости. Уже древние греки различали уравнительную и пропорциональную справедливость. Первая заключается в «равенстве для равных», а вторая — в «неравенстве для неравных». В исторически существующих системах права находит выражение пропорциональная справедливость. Всюду, где есть частная собственность, право обеспечивает неравенство людей по имущественному положению. Но на протяжении всей истории идея уравнительной справедливости находит массу приверженцев среди обездоленных и угнетенных.
Правовое регулирование рыночных отношений формально сочетает пропорциональную справедливость с уравнительной. На свободном рынке все имеют равное право выступать в качестве продавцов и покупателей, но получаемый доход пропорционален имеющемуся капиталу, трудовым затратам, умению вести дело и т. п. Однако формальная «рыночная справедливость» оборачивается фактической несправедливостью для безработных, стариков, инвалидов, ставя их, по существу, в бесправное положение. Поэтому общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике, должно во имя социальной справедливости предусматривать правовую защиту необеспеченных слоев населения.
2. Принцип равноправия. Он утверждает юридическое равенство людей, равенство их перед законом. Юридическое равенство означает равенство прав и свобод граждан независимо от их происхождения, национальности, пола и т. д. Фактическое существование физического, умственного, имущественного неравенства не должно сказываться на гражданских правах и свободах личности.
3. Принцип охраны прав личности. Речь идет, прежде всего, о защите прав человека от посягательств со стороны государства. Такое требование направлено против деспотических, тоталитарных режимов, при которых государство подавляет человека. С охраной прав личности связан общеправовой демократический принцип: «Все, что не запрещено законом, дозволено» — для граждан. Для власти и ее представителей должен действовать противоположный принцип: «Все, что не разрешено законом, запрещено»: власти не имеют права принуждать граждан ни к чему сверх того, что разрешает им требовать от них закон.
4. Принцип единства прав и обязанностей. Предоставление гражданину прав должно сочетаться с наложением на него обязанностей. Нет прав без обязанностей и обязанностей без прав. Так, право на свободу мнений предполагает обязанность дать другому высказать свое мнение. Любое право может быть реализовано только через какую-то обязанность, налагаемую на того, кто имеет это право, или на того, кто это право ему обеспечивает. Освобождение каких-либо категорий граждан от общих для всех обязанностей (например, привилегия «неприкосновенности» для депутатов) является несомненным отступлением от принципа единства прав и обязанностей.
5. Презумпция невиновности. Всякий человек считается ни в чем не виновным, пока в установленном законом порядке не доказано иное. Этот принцип, называемый презумпцией невиновности, закреплен в международных документах о правах человека. Она означает, что никто не обязан доказывать, что он не виновен: это с самого начала предполагается, тогда как обвинитель должен доказывать вину обвиняемого. Обвиняемому достаточно лишь опровергать приводимые обвинителем аргументы, и если он это сделал, ничего больше не требуется, чтобы признать его невиновным.
Политическая культура
Политика есть область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. «Термином "власть" мы обозначаем... способность одного человека определять поведение другого или других. В этом смысле почти у каждого есть минимум власти» (Арон Р.). Государственная власть есть центральное понятие, вокруг которого концентрируются все проблемы политики. Человек принимает участие в политической жизни общества, когда он либо сам находится у власти, либо влияет на ее формирование и ее решения (например, участвуя в выборах и референдумах).
Политическая культура — это совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни.
Политическая культура находится в сильнейшей зависимости от политической системы государства. Вместе с тем политическая система сама строится в соответствии с характером национальной культуры и укореняется в обществе постольку, поскольку соответствует господствующим в его политической культуре установкам.
Функции политической культуры
Политическая культура выполняет две основные функции. Во-первых, она формирует отношение людей к существующей власти. Во-вторых, она обусловливает политическую организацию общества.
1. Отношение к власти.Государственная власть держится на насилии. Граждане признают законность государственного насилия только тогда, когда они признают законность, легитимность самой государственной власти. В политической культуре складывается образ легитимной («законной») власти. Легитимной может считаться власть верховного жреца, наследника престола, всенародно избранного президента и т. п. От того, насколько существующая в обществе власть соответствует этому образу, зависит характер отношения людей к ней — будут ли они ее признавать и добровольно подчиняться ей или же не будут считать ее законной и станут оказывать ей скрытое, а то и явное сопротивление, повинуясь ей только под угрозой применения силы.
2. Политическая организация общества.В узком смысле под политической организацией общества понимается устройство политической системы государства. В широком смысле политическая организация общества охватывает не только государственное устройство, но и всю систему политических отношений в стране, включая и официальные учреждения законодательной, исполнительной, судебной власти, и общественные силы, так или иначе участвующие в борьбе.
Политическая культура создает атмосферу, в которой возникают и функционируют разнообразные политические силы. От нее зависят средства и методы осуществления политической власти, отношения между властью и гражданами.
Типы политической культуры
Как отмечалось выше, власть может быть легитимной, если люди признают ее, и нелегитимной, если они ее не признают, даже если вынуждены ей подчиняться. Согласно М. Веберу, существуют три основных типа легитимной власти:
♦ традиционная власть, основанная на вере в священность издревле существующих обычаев;
♦ харизматическая власть, основой которой является убежденность людей в особых качествах властителя, данных ему природой, судьбой, Богом (например, магические способности, пророческий дар, необычайная сила духа);
♦ легальная власть, опирающаяся на рациональную систему правовых норм.
Каждому из этих типов власти соответствует базисный тип политической культуры, в котором эта власть признается легитимной.
Политическая культура традиционного типахарактерна для патриархальных обществ, где господствуют феодальные, доиндустриальные формы хозяйства. Общество уподобляется большой семье, где государь — глава семьи, «царь-батюшка», а его подданные — «дети государевы». Преобладают неформальные, не регулируемые законодательством формы решения государственных дел. Большую роль в политической жизни играют «семейные» порядки, личные отношения и связи. Властитель может принимать произвольные решения. Уровень гражданских свобод низок. Политическая активность основной массы населения крайне слаба и проявляется лишь в локальных бунтах.
Политическая культура харизматического типа.Роль правителя закрепляется за вождями, которые пользуются непререкаемым авторитетом, ибо люди верят в их необычайные и даже сверхъестественные личные достоинства. Харизматическая власть, как и традиционная, базируется на личных отношениях между властителем и подчиненными и чревата произволом. Харизматический лидер, как правило, становится властителем. Нередко такие властители обожествляются и становятся объектами священного культа. Харизмой в глазах своих почитателей обладали основатели религий (Будда, Иисус Христос, Мухаммед), великие полководцы (Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон). В XX веке к харизматическим вождям можно отнести Ленина в СССР, Ганди в Индии, Гитлера в Германии.
Политическая культура легального типа.В государстве, где установилась легальная власть, управление обществом осуществляется с помощью бюрократического аппарата, который состоит из чиновников. В культуре легального типа властные отношения безличны: власть принадлежит здесь не лицам, а должностям, или, точнее сказать, она принадлежит какому-то лицу лишь постольку, поскольку оно законным образом заняло властную должность. Такова политическая культура в современных цивилизованных странах.
Политическая организация общества может быть различной. Разные ее варианты («политические режимы») отличаются друг от друга особенностями взаимоотношений между государственной властью и обществом, степенью реализации гражданских прав и свобод, способами и средствами деятельности органов власти и пр. Существуют две основные модели легальной политической культуры — тоталитарная и демократическая — и два соответствующих им вида политических режимов.
Тоталитарная модель
Основные ее особенности:
♦ Монополизация государственной власти правящей партией и концентрация ее в руках лидера, вождя или узкого круга приближенных к вождю лиц.
♦ Сращивание партийного аппарата с государственным.
♦ Государство фактически не является правовым и не стремится стать таковым; роль правовых норм существенно умаляется.
♦ Использование административно-командных методов управления всей жизнью общества, централизованное руководство всеми формами культуры, политический надзор над частной жизнью; «огосударствление» общества.
♦ Господство единой общегосударственной официальной идеологии, охватывающей все сферы жизни.
♦ Жесткий контроль над печатью, цензура; права и свободы личности существенно ограничены; тотальный контроль поведения и мышления граждан, наказание за инакомыслие.
♦ Приоритет коллективных интересов (государственных, классовых, национальных, религиозных) над индивидуальными правами человека, подчинение личности коллективу.
♦ Утверждение главенства идеологических ценностей перед всеми остальными, первенства политики перед экономикой; экономический застой, развитие экономики в милитаристском направлении.
♦ формальный характер участия граждан в политической жизни и внутренняя политическая пассивность.
Демократическая модель
Ее черты:
♦ Государственная власть подконтрольна населению, ее представители выборны и сменяемы на основе народного голосования.
♦ Проводятся в жизнь принципы правового государства; правовая система обеспечивает мирное соперничество различных политических сил в борьбе за власть.
♦ Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (плюс средства массовой информации — «четвертая власть»); деятельность государственных органов строго регламентирована законом.
♦ Приоритет интересов общества перед интересами государства; открытый характер политической жизни; ответственность государства перед гражданами.
♦ Благоприятные условия для высокой общественной активности граждан, существование разнообразных общественных организаций
♦ Не только власть большинства, но защита прав меньшинства.
♦ Невмешательство государства в сферу культуры, в деятельность негосударственных организаций, в частную жизнь граждан; свобода печати, отсутствие цензуры; гарантии гражданских прав и свобод; индивидуальные права человека ставятся выше групповых, классовых, национальных, государственных; плюрализм мнений, запрещена лишь пропаганда вражды между людьми, насилия и подавления демократических свобод.
♦ Постоянная борьба между различными партиями и политическими группировками, столкновение двух тенденций: одна рождает конкуренцию и конфронтацию различных общественных сил, а другая — стремление к компромиссу и сотрудничеству.
Проблемы современной политической культуры.
Острейшими проблемами современной политической культуры во многих странах являются:
♦ положение национальных меньшинств;
♦ активизация националистических, шовинистических движений;
♦ социально-классовые противоречия — старая, но постоянно продолжающаяся и принимающая новые формы проблема;
♦ борьба с преступностью, особенно с организованной преступностью и терроризмом;
♦ социализация молодежи (и в частности, борьба с ростом молодежной наркомании).
Решение этих и многих других проблем в значительной мере зависит от того, насколько эффективна деятельность государственной власти.
|