Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ИЗ «НЕСКУЛЬПТУРНЫХ» МАТЕРИАЛОВ

Вопрос.

Скульптура (лат. Skulptura, от skulpo – высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. Plastike, от plasso – леплю), вид изобразительного искусства, основанного на принципе объемного, физически 3-мерного изображения.

Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные (анималистический жанр), еще реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).

Главные выразительные средства скульптуры:

- постановка фигуры в пространстве;

- передача ее движения, позы, жеста;

- светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы;

- фактура лепки или обработка материала, архитектонической организации объема;

- зрительный эффект массы, весовых отношений;

- выбор пропорций;

- специфичный в каждом случае характер силуэта.

 

Объемная скульптурная форма строится по законам:

- гармонии;

- ритма:

- равновесия;

- взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой;

- на основе анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.

 

Вопрос.

Выделяются основные разновидности скульптуры:

1. Круглая скульптура – это скульптура, которая свободно размещается в пространстве, рассчитана на одну или несколько точек зрения, а также для кругового обзора.

К ней относят следующие типы:

- статуя;

- статуэтка;

- торс;

- бюст;

- скульптурная группа.

2. Рельеф(франц. – relief, от лат. relevo – поднимаю) – это скульптурное изображение на плоскости, образующей ее фон.

Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения составляют специфическую особенность рельефа как вида скульптуры.

Выразительные средства рельефа:

- развертывание композиции на плоскости;



- возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий.

Они позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы. Рельеф может включаться в композицию сводов, сцены, других частей архитектурных или скульптурных произведений, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение.

По отношению изображения к плоскости фона различают:

1. Углубленный рельеф (иначе койланоглиф или «en creax» - анкре, то есть вырезанный на плоскости контур), получил распространение в архитектуре Древнего Египта, а также в древне-восточной и античной глиптике. Разновидностью углубленного рельефа является контррельеф, который использовался при изготовлении инталий (резной камень с углубленным изображением); строго негативный по отношению к выпуклому рельефу он рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа.

2. Выпуклый рельеф.

К нему относят:

- барельеф (франц. Bas – relief, букв. – низкий рельеф) – вид рельефной скульптуры, в которой выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема. Барельеф (изобразительный и орнаментальный) – распространенный вид украшения архитектурных сооружений и произведений декоративного искусства. Барельефом часто украшаются также постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали.

- горельеф (франц. Haut – relief, букв. – высокий рельеф) – вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона больше чем на половину своего объема. Горельеф часто использовали в архитектуре.

 

Вопрос.

По содержанию и функциям выделяют следующие виды скульптуры:

1. Монументальная.

2. Монументально – декоративная.

3. Станковая.

4. Скульптура малых форм.

 

Развиваясь в тесной взаимосвязи каждый из них имеет свои особенности:

Монументальная и монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений.

Она призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками, способна решать большие идейно-образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в городских памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения.

Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах.

Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр).

Станковой скульптуре в большей мере, чем монументальной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.

Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. Это статуэтки небольших размеров, выполненные из различного материала.

К скульптуре малых форм принадлежат также произведения медальерного искусства и глиптики.

 

Вопрос.

Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала.

От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры.

Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т.п.) служат для лепки.

Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и пр.) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нём объёмной формы.

Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т.п.) служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике (получению точных копий электрохимическим способом). В нерасплавленном виде металл в скульптуре обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки.

Для создания керамической скульптуры употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах.

Цвет в скульптуре применяется с древнейших времён: хорошо известна раскрашенная скульптура античности, средних веков, Возрождения. Обращение к полихромии в скульптуре или отход от неё к однотонной подкраске, тонировке и естественному цвету материала связан с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху.

 

Далее рассмотрим историю развития скульптуры как вида изобразительного искусства

 

Вопрос.

Возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическими верованиями.

Палеолит - (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии, Мальта и Буреть в СССР) обнаружены изображения животных и женщин-прародительниц рода обобщённых и грубоватых форм.

Неолит - (круглая, обычно небольших размеров) резалась из мягких пород камня, из кости и дерева; рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер, в изображениях фигур господствовала схематизация форм.

Скульптура часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов.

Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения первобытнообщинного строя, в связи с ростом разделения труда и технологическим прогрессом; ярчайшие памятники этого этапа - золотые рельефы скифов, терракотовые головы культуры Нок, типологически многообразная деревянная резная скульптура народов Океании.

 

В искусстве рабовладельческого общества скульптура выделилась как особый вид деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптура древне-восточных государств, имевшая ритуальное и магическое значение, служила власти богов и царей, которая утверждалась в грандиозных по масштабу и лаконично-строгих по стилю произведениях.

В скульптуре Древнего Египта, отличавшейся своеобразной системой условного изображения человеческой фигуры - каноном, сфинксы, величественные статуи фараонов, портреты вельмож, суммированные по объёму, сохраняли представление об исходном блоке материала. В развивавшейся сходными путями скульптуре других древне-восточных государств (Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия) своеобразными чертами были яркость раскраски (Шумер), введение в рельеф многочисленных деталей, в том числе элементов пейзажа (Ассирия).

 

Иной, гуманистический характер носит скульптура Древней Греции и отчасти Древнего Рима, обращённая к массе свободных граждан и во многом являющаяся пластической материализацией античной мифологии. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощали идеал гармонично развитой личности, утверждали свои этические и эстетические представления. На смену целостной, пластически обобщённой, но несколько скованной скульптуре периода архаики пришла основанная на точном знании анатомии, свободной постановке фигуры в пространстве скульптура классики, выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп. В их творчестве с наибольшей полнотой раскрылась гуманистическая сущность греческой скульптуры: утверждение значительности человеческой личности, пластической красоты человеческого тела, соединённой с идеальной обобщённостью образа. В эллинистическом искусстве уравновешенность и гармоничность классической скульптуры сменяются драматизмом, страстностью, напряжённостью образов и внешней эффектностью форм. Реализм древне-римской скульптуры особенно полно раскрылся в искусстве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Получил развитие рельеф с исторически-повествовательными сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки; сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на площади Капитолия в Риме).

Христианская религия как основная форма миросозерцания во многом определила характер европейской средне-вековой скульптуры. Как необходимое звено скульптура входит в архитектурную ткань соборов эпохи романского стиля, подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя. В искусстве готики, где рельефы и статуи апостолов, пророков, святых, фантастических существ, а порой и идеализированные образы реальных лиц буквально заполняют порталы соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, скульптура играет особенно заметную роль. Она как бы «очеловечивает» архитектуру, усиливает её духовную насыщенность. В Древней Руси высокого уровня достигло искусство рельефа (киевские шиферные рельефы, каменное резное убранство храмов Владимиро-суздальской школы). В средние века скульптура получила широкое развитие в странах Среднего и Дальнего Востока; особенно велико мировое художественное значение скульптуры Индии, Индонезии, Индокитая, монументальной по характеру, сочетающей мощь построения объёмов с чувственной изысканностью моделировки.

 

В 13-16 вв. западно-европейская скульптура, постепенно освобождаясь от религиозно-мистического содержания, переходит к более непосредственному изображению жизни. Раньше, чем в скульптуре других стран, во 2-й пол. 13-нач. 14 вв. новые реалистические тенденции проявились в скульптуре Италии (Никколо Пизано и др.). В 15-16 вв. итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, всё более тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма. Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество Донателло, Якопо делла Кверча, А. Верроккьо). Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т.е. относительно независимых от архитектуры) статуй, в решении проблем размещения памятников в городском ансамбле, многопланового рельефа. Совершенствуется техника бронзового литья, чеканки, используется техника майолики. Одной из вершин искусства Возрождения явились скульптурные произведения Микеланджело, полные титанической мощи и напряжённого драматизма. Преимущественный интерес к декоративным задачам отличает скульпторов маньеризма (Б. Челлини и др.). Из скульпторов Возрождения в других странах выделяются Клаус Слютер (Бургундия). Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Пахер (Австрия), А. Крафт, Ф. Штос и Т. Рименшнейдер (Германия).

 

В скульптуре барокко ренессансная гармония и ясность уступают место стихии изменчивых форм, подчёркнуто динамичных, нередко исполненных торжественной пышности. Стремительно нарастают декоративные тенденции: скульптура буквально сплетается с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов, парков. В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники. Крупнейшие представители скульптуры барокко - Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.). Принципы классицизма, заново осмысленные в эпоху Просвещения, сыграли важную роль в развитии западно-европейской скульптуры 2-й пол. 18в. - 1-й трети 19 вв., в которой наряду с историческими, мифологическими и аллегорическими темами (А. Канова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании) большое значение приобрёл портрет (Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции). Эмоциональная напряжённость, поиски новых выразительных средств характерны для скульптуры эпохи романтизма (П. Ж. Давид д' Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюд во Франции).

 

В русской скульптуре с начала 18 в. совершается переход от средне-вековых религиозных форм к светским; развиваясь в русле общеевропейских стилей- барокко и классицизма, она сочетает пафос утверждения новой государственности, а затем и просветительских гражданских идеалов с осознанием пластической красоты реального мира. Символом новых исторических устремлений России стал памятник Петру I в Петербурге работы Фальконе. Прекрасные образцы парковой монументально-декоративной скульптуры, деревянной резьбы, парадного портрета появляются уже в 1-й пол. 18 в. (Б. К. Растрелли и др.). Во 2-й пол. 18в. -1-й пол. 19 вв. складывается академическая школа русской скульптуры, которую представляет плеяда выдающихся мастеров. Патриотический пафос, величавость и классическая ясность образов характеризуют творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Денут-Малиновского, Ф. П. Толстого, С. С. Пименова. Тесная связь с архитектурой, равноправное положение в синтезе с ней, обобщённость образного строя типичны для скульптуры русского классицизма. В 1830-40-е гг. в русской скульптуры всё больше проступает стремление к конкретности образа (Б. И. Орловский) и жанровой характерности (П. К. Клодт, Н. С. Пименов).

 

Во 2-й пол. 19 в. в русской и западно-европейской скульптуре находит отражение общий процесс демократизации искусства. Классицизму, который теперь перерождается в салонное искусство, противостоит реалистическое направление с его открыто выраженной социальной направленностью, признанием повседневной жизни, достойной внимания художника, обращением к теме труда, к проблемам общественной морали (Ж. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др.). Реалистичность русской скульптуры развивается под сильным влиянием живописи передвижников. Характерная для последних глубина размышлений над историческими судьбами родины отличает и скульптурное творчество М. М. Антокольского. В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов, С. О. Иванов), которые, однако, страдают излишним натурализмом и приземлённостью образов, а иногда и сентиментальностью.

 

В искусстве 2-й пол. 19 в. наступил распад синтеза архитектуры и искусства, упадок монументально-декоративной и монументальной скульптуры; распространились различные натуралистические течения. Попытки преодоления кризиса скульптуры наметились в кон. 19- нач. 20 вв., когда в рамках стиля «модерн» вновь возрождается стремление к синтезу искусств, в котором скульптура (в особенности связанная с интерьером, оформлением фасадов, т.е. рельеф, станковая и декоративная скульптура) занимает важное место. На развитие скульптуры этого времени оказывают влияние современные ей художественные течения (импрессионизм, символизм), она широко опирается на традиции прошлого (греческую архаику, классику, Возрождение). Мощное воздействие на все национальные школы оказывает тесно связанная с изучением натуры и отражающая противоречивый характер своей эпохи пластика О. Родена, создавшего яркие по силе эмоционального воздействия и значительные по идейному замыслу произведения. Отчасти под влиянием Родена сложилось творчество крупнейших мастеров французской скульптуры 20 в. - Э. А. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо. Наиболее значительными представителями этого вида искусства в других странах в 1-й пол. 20 в. были Э. Барлах (в Германии), И. Мештрович (в Хорватии). Различные направления русской скульптуры этого периода выражают С. М. Волнухин, И. Я. Гинцбург, П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина, С. Т. Конёнков, А. Т. Матвеев, Н. А. Андреев. В скульптуре основное значение приобретает пластическая выразительность форм (М. Россо в Италии, А. Джакометти в Швейцарии, Г. Кольбе в Германии).

 

В 20 в. развитие скульптуры принимает противоречивый характер. Экспериментализм модернистских живописных течений 20 в. проник и в скульптуру; особенно сильно было влияние кубизма (П. Пикассо, А. П. Архипенко, А. Лоран), приведшее к включению в произведения скульптуры самых различных нетрадиционных материалов. Представителями конструктивизмабыли Н. Габо, А. Певзнер, сюрреализма-X. Арп, абстрактного искусства - А. Копдер и др. Дадаисты (М. Дюшан), а за ними художники поп-арта ввели принцип превращения обыденного предмета в произведение скульптуры, так называемый объект, отрицая значение художественно-пластической формы. В современную урбанистическую среду вписываются созданные из новейших материалов декоративные формы (И. Могучи, США) или гигантские стилизованные фигуры людей (Г. Мур, Великобритания).

 

Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры. В памятниках 20-30-х гг. (скульпторы А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, Б. Д. Королёв, М. Г. Манизер и др.), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международные выставки («Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной и др.), ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности искусства. Центральными в скульптуре 20-30-х гг. становятся тема революции (Матвеев и др.), образ участника революционных событий, строителя социализма. В станковой скульптуре большое место занимают портрет (Андреев, Голубкина, С. Д. Лебедева, В. Н. Домогацкий и др.), а также изображение человека-борца (И. Д. Шадр и др.), воина (Л. В. Шервуд), рабочего (Г. И. Мотовилов). Развивается анималистическая скульптура (И. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др.). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступила тема Родины, советского патриотизма, воплотившаяся в портретах героев (Мухина, Лебедева, Н. В. Томский), в напряжённо-драматичных жанровых фигурах и группах (В. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др.). Трагические события и героические свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений 40-70-х гг. (Е. В. Вучетич, Ю. Микенас, Г. Йокубонис, Л. В. Буковский и др.). В 40-80-х гг. скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и ансамблей, используется при создании градостроительных комплексов, в которых наряду с многочисленными новыми памятниками и монументальными композициями (М. К. Аникушин, Э. Д. Амашукели, В. 3. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, О. К. Комов, Ю. Г. Орехов, Т. Садыков, В. Е. Цигаль, Ю. Л. Чернов и др.) важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, скульптурному оформлению жилых кварталов и т.п. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для станковой скульптуры 2-й пол. 50-80-х гг. (А. Г. Пологова, Л. М. Баранов и др.).

Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека - строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. Те же тенденции присущи и скульптуре других социалистических стран, выдвинувшей ряд крупных мастеров (К. Дуниковский в Польше, Ф. Кремер в ГДР, А. Августинчич в Югославии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии и др.). В западно-европейской скульптуры реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил, способствовала созданию произведений, проникнутых высоким гуманистическим пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии). Скульптура передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события, в то время как представители различных модернистских течений порывают живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизненных проблем в мир субъективной фантастики и формалистических экспериментов.

 

Тема 2: Мелкая пластика.

План.

1. Понятие пластика, пластичность.

2. Материалы и техники, используемые в миниатюрной скульптуре

3. Керамика. Её историческое развитие.

4. Технологические виды керамики.

5. Медальерное искусство

6. Глиптика

7. Ювелирное искусство.

 

Вопрос.

ПЛАСТИКА (от греч. plastike - ваяние, скульптура). 1) то же, что скульптура. 2) Техника скульптуры из мягких материалов. 3) То же, что пластичность.

ПЛАСТИЧНОСТЬ (от греч. plastikos - годный для лепки, податливый, пластичный), качество, присущее скульптуре, художественная выразительность объёмной формы, гармоническое соотношение выразительности моделировки с весомостью, внутренней наполненностью, динамичностью формы. В самом широком значении Пластичность -скульптурность, выпуклость, отчётливость объёмной формы во всех искусствах пластических - архитектуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.

 

Вопрос

ПЛАСТМАССА И ПАПЬЕ-МАШЕ

Небольшую скульптуру можно от­лить самому и из пластмассы, для приготовления которой мелко наре­занную и размятую бумагу варят в воде в течение нескольких часов, за­тем воду сливают, а разварившуюся бумагу тщательно разминают до по­лучения однородной массы и просу­шивают. После полной просушки массу растирают в порошок. Этот порошок является основным сырьем для приготовления пластмасс.

КАМЕНЬ И ДЕРЕВО

Для каменной скульптуры исполь­зуются гранит, мрамор, известняк, песчаник. Эти материалы разной твердости, структуры и цвета предо­ставляют скульптору широкие творческие возможности.

УРАЛЬСКИЙ РЕЗНОЙ КАМЕНЬ, художественные изделия из уральских цветных камней, старинная отрасль русского декоративно-прикладного искусства. Изготовление Уральского резного камня было особенно распространено с 1720- 30-х гг., когда в Екатеринбурге (ныне Свердловск) возникли первые "мельницы" (ф-ки) по обработке мрамора, яшм, орлеца, малахита, горного хрусталя и др. На Екатеринбургской гранильной ф-ке (осн. во 2-й пол. 18 в.) создавались крупные (вазы, канделябры, камины) и мелкие (настольные обелиски, камеи) изделия из камня. С кон. 1850-х гг. на Урале развивались кустарные промыслы, изготовлявшие мраморные памятники, каменные печати и пресс-бювары. С 1920-х гг. камнерезные изделия производятся заводами треста «Русские самоцветы» (Свердловск) и др. предприятиями.

 

 

КОСТЬ И РОГ

Кость и рог — это материалы, ко­торые с незапамятных времен упо­требляли для изготовления миниа­тюрных скульптур. Миниатюрная скульптура — это не просто механи­чески уменьшенная большая скуль­птура. Миниатюрность придает про­изведению характер игрушечности, легкости. Вследствие этого в миниа­тюрной скульптуре, как правило, не удаются воплощения слишком серь­езных, драматических сюжетов. Наилучшие сюжеты — декоратив­ные, сказочные изображения птиц и зверей. Учитывая масштаб изображения, следует избегать излиш­ней его детализации и добиваться выразительности обобщенной пла­стической формы.

Для резьбы используются бивни мамонта, слона, моржа и дикого ка­бана, зубы кашалота. Наиболее вы­сокими качествами обладают бивни слона, обычно называемые «слоно­вой костью». Но вполне пригодным материалом является и обычная трубчатая кость крупного рогатого скота.

ТОБОЛЬСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ русский народный художественный промысел в Тобольске. Изделия Тобольской резной кости известны с нач. 18 в., русский косторезный промысел возник во 2-й пол. 19 в. Традиционные изделия Тобольской резной кости - миниатюрная скульптура, преимущественно из мамонтовой кости (нередко групповые композиции), на темы жизни народов Севера. Скульптура отличается обобщённостью форм, декоративностью, умелым использованием природных свойств материала.

ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ, русский народный художественный промысел, ныне сосредоточенный в с. Ломоносове Холмогорского р-на Архангельской обл. РСФСР. Изделия Х.р.к. известны с 17 в. Основные приёмы резьбы (сочетание ажурного орнамента с сюжетными рельефными изображениями, цветная гравировка, подкладка под ажурную резьбу цветной фольги) сложились в период расцвета Х.р.к. в 18 в.; изготовлялись гребни, табакерки, ларцы и мебель, облицованные пластинками кости, и др. Выпускаются коробочки, ножи для бумаги, пудреницы, кулоны и др. (преимущественно из моржовых клыков и обычной животной кости, а также из зуба кашалота и бивней мамонта). Мастера: О. X. Дудин (18 в.), В. П. и А. С. Гурьевы. Г. Е. Петровский, В. Т. Узыков, П. П. Черникович, У. С. Шарыпина, А. Е. Штанг и др.

ХОТЬКОВСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ, русский народный художественный промысел в г. Хотьково Московской области существует с 1947, когда была создана артель, позднее фабрика «Народное искусство», объединённая в 1970 с ныне действующей Хотьковской фабрикой резных художественных изделий (см. Абрамцево-кудринская резьба). В своём творчестве мастера Х.р.к. опираются на традиции Тобольской резной кости и Холмогорской резной кости. Преимущественно из цевки (кости крупного рогатого скота) в технике рельефной и ажурной, а также объёмной резьбы, сочетающейся с узорной гравировкой, изготовляются миниатюрные панно, анималистическая скульптура и пр. Мастера: К. Г. Зорилов, Н. X. Касимов, П. К. Ротин, Ю. С. Чурилов и др.

ЧУКОТСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ, народный художественный промысел, распространённый у чукчей и эскимосов северно-восточного побережья Чукотского п-ова (пос. Уэлен и др.). По археологическим находкам произведения Чукотской резной кости известны с первых вв. н. э. В современное время создана (1931) косторезная мастерская (ныне Уэленская косторезная мастерская «Северные сувениры»). Мастера современной Чукотской резной кости вырезают из моржового клыка пластически выразительные, обобщённые по форме фигурки северных животных, полные жизни и движения скульптурные группы (охота, оленьи и собачьи упряжки и пр.), украшают целые моржовые клыки и художественно-бытовые изделия (ножи для разрезания бумаги, брелоки и пр.) цветной гравировкой на темы фольклора и жизни народов Севера.

Мастера: Айе, Вуквутагин, Туккай, Хухутан, Эмкуль и др.

ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ СКУЛЬПТУРА (от греч. chrysds-золото и elephas, род. падеж

elephantos-слоновая кость), скульптура из золота и слоновой кости. Хрисоэлефантинная скульптура была характерна для античного искусства (преимущественно колоссальные статуи богов). Состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнажённое тело; из золота исполнялись одежда и волосы.

КЕРАМИКА И СТЕКЛО

Керамика — это общее название для изделий из глины, обожженных при высокой температуре. Сюда от­носят и чисто художественные изде­лия — скульптуру, игрушки, а также и предметы, имеющие утилитарное назначение: вазы, блюда, горшки. Хорошо иметь электрическую печь для обжига. Эта печь хороша тем, что позволяет достичь равномерного прогрева со всех сторон, а главное, позволяет точно регулировать тем­пературу. А те любители, которым такая печь недоступна, могут обой­тись обычной русской или голланд­ской печью. Можно даже обжечь керамику в костре.

СКУЛЬПТУРНЫЕ ЭТЮДЫ

ИЗ «НЕСКУЛЬПТУРНЫХ» МАТЕРИАЛОВ

Настоящий художник находит эс­тетические качества и художествен­ные возможности в любых материа­лах. Так случилось с бумагой, про­волокой, кукурузными листьями, со­ломой, обрывками шерстяных ниток, обрезками меха, сучьями валежника и вывороченными корнями.

Умелые руки, вооруженные всего лишь обыкновенными ножницами, могут сделать много чудесного и просто из бумаги. Силуэтные вырез­ки из черной и цветной бумаги из­вестны давно, но в последнее время стала распространяться и скульпту­ра из бумаги.

Кусок обыкновенной проволоки также может чудесным образом ожить и превратиться в произведе­ние искусства, в «графическую скульптуру».

ДЕРЕВО.

БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА, русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Существует в деревне Богородское (ныне в Загорском р-не Московской области), вероятно, с 16 - 17 вв. В начале 20 в. мастера объединились в артель (с 1923 – «Богородский резчик», в 1960 преобразована в Богородскую ф-ку художественной резьбы). До конца 19 в. сохранялась традиционная для Богородской резьбы техника неглубоких порезок, которыми выявлялись в фигурках людей, животных и в игрушках с движением («дергуны», «кузнецы» и пр.) лишь детали, необходимые для характеристики персонажей. Нередко эти детали подчёркивались яркой раскраской. В конце 19 – начале 20 вв. техника порезок сменяется более детальной проработкой фигур, объединённых в композиции и бытовые сцены на сюжеты басен, сказок, стихов, а в советское время - также на темы современных событий и истории.

Мастера: Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов и др.

 

Вопрос

КЕРАМИКА (греч. keramike - гончарное искусство, от кeramos - глина), изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями, закреплённые специальным обжигом. Керамика составляет обширную область декоративно-прикладного искусства и монументального искусства: пластические свойства глин и богатство керамического декора позволяют создавать разнообразную художественную утварь, скульптуру, панно, вазы.

Пластичность глин использовалась человеком ещё на заре его существования, и едва ли не первыми изделиями из глины стали изображения людей и животных, известные ещё в палеолите. К позднему палеолиту относятся и первые попытки обжига глин.

Освоение Керамики происходило независимо друг от друга в разных частях Земли. Первоначально посуду лепили от руки. Потом покрывали орнаментом, имевшим важное эстетическое и культурное значение. Распространение получила мелкая пластика: значительным художественным явлением стало изготовление женских статуэток (см. Коропластика) в искусстве Эгейского мира (7-е - нач. 3-го тыс. до н. э).

КОРОПЛАСТИКА (от греч. ko-гё - девушка, женская статуэтка, кукла и plastike - ваяние),

изготовление женских фигурок из обожжённой глины, воска, гипса и пр.

В эпоху бронзы, выделились специалисты-ремесленники, пользовавшиеся гончарным кругом. Впервые парадная посуда стала покрываться цветной глазурью, возникли утончённые по формам изделия из фаянса (Египет, 2-е тыс. до н. э.). В отделке зданий (первоначально из сырцового кирпича, а позже, в 3-м тыс. до н. э., - обожжённого) применялась разноцветная терракотовая мозаика.

Керамика Древней Греции. Широкую известность получили совершенные по пластике терракотовые статуэтки (в Танагре).

В феодальную эпоху ведущую роль в керамическом производстве играли страны Востока. В Китае с 4 - 5 вв. изготовлялись фаянсовые изделия, а в 6 - 7 вв. в результате длительного совершенствования технологии возник фарфор.

Китайская Керамика (посуда, вазы, скульптура, монументальные облицовки, архитектурные детали, глазурованная черепица) благодаря техническому и художественному совершенству, беспримерному богатству форм и декора оказала огромное влияние на мировое керамическое производство. С 10 в. всемирную известность получили фарфоровые изделия Кореи. Под влиянием Кореи и Китая развивалась Керамика в Японии.

В средне-вековой Средней Азии, Иране, Азербайджане, Турции, арабских странах развилась архитектурная Керамика: узорная кирпичная кладка, резная терракота, майоликовая полихромная плиточная и мозаичная облицовка зданий. К лучшим образцам таких видов архит. отделки относится декор зданий Самарканда, Бухары 14 - 15 вв.

В Западной Европе керамическое производство стало вновь интенсивно развиваться с эпохи Возрождения. Под некоторым влиянием испанско-мавританской Керамики в Италии в кон. 14 - 17 вв. развивалось искусство майолики.

На Руси после упадка, вызванного монголо-татарским нашествием, производство Керамики возродилось к 14 - 15 вв.

В 18 в. наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться майоликовая посуда с росписью по сырой эмали (фабрика А. К. Гребенщикова в Москве, основанная в 1724). Для украшения фасадов зданий и внутренних помещений делали рельефные изразцы - терракотовые и глазурованные (зелёные – «муравленые» и полихромные – «ценинные»). В 17 в. известны работавшие в Москве белорусские мастера Пётр Заборский, Степан Полубес и др.

Подлинным переворотом в истории европейской Керамики стало изобретение в начале 18 в. в Германии Ф. И. Бётгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) фарфора. В 18 в. фарфор как художественный материал почти повсеместно обретает ведущую роль среди др. видов Керамики.

Наряду с заводским производством сохранялось гончарное ремесло и народные художественные промыслы (гжельская керамика, дымковская игрушка, скопинская керамика), носившие самобытный национальный характер.

ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий, расположенных в окрестностях станции Гжель Раменского р-на Московской области Высокого художественного уровня Гжельская керамика достигла во 2-й половине 18 в., когда производившиеся до середине 18 в. «чёрные» (простые) и «муравлёные» (






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.