Обратная связь
|
Материалы и оборудование для лепки Успехи детей на занятиях лепкой во многом зависят от того, какими пластическими материалами они пользуются. Никакие другие виды творчества не дают возможности так осязаемо почувствовать материал, как лепка. Материал, из которого ребенок лепит, должен быть доступен ему по физическим возможностям и приятным для работы.
Глина.Это самый доступный природный материал для занятий лепкой в любом возрасте. Мягкость глины дает возможность использовать ее на занятиях с самыми маленькими детьми. Глина целебна, это самый безопасный материал. Практически глина встречается почти во всех местностях и запасти ее не представляет трудности. Хорошая глина встречается в тех местностях, где имеются гончарные производства. Там глина натриевая, пластичная, хорошо лепится, при сушке и закалке в муфельной печи не лопается, она мелкозернистая, красивого оттенка. Там, где глина калъциевая, гончарные производства не возникали. Эта глина ломается при лепке, недостаточно пластична, при закалке в печи лопается и взрывается. Использовать ее в лепке с детьми можно, но только для вылепливания крупных форм, так как мелкие детали при закалке отваливаются.
Найдя глину, нужно попробовать ее на лепкость. Если смоченный кусочек глины растягивается между большим и указательным пальцами, не рвется, то глина пригодна для лепки. Глину хранят в сухом виде. К работе ее готовят за неделю.
Подготовка глины к занятию.
Куски глины кладут в ведро, заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим, на следующий день глина размякнет и осядет, а вода накроет ее сверху. Воду нужно слить, а глину оставить на три-четыре дня подсохнуть. После этого глину замешивают, как тесто, и отминают кулаками. Когда она перестает прилипать к рукам, ее отбивают. Скатывают кусок глины в шар и с силой бросают его в таз, затем снова скатывают в шар. Таким образом отбивают всю глину. Она изменяет свою структуру и становится лепкой. После этого глину переминают, отбивают деревянной колотушкой или раскатывают скалкой, свертывают и снова раскатывают, удаляя из глины пузырьки воздуха. Глина становится однородной и пластичной. Ее снова скатывают в небольшие шары, складывают в двойной полиэтиленовый пакет и туго завязывают. При таком хранении глина готова к лепке в течение месяца. Время от времени ее обрызгивают водой.
Глину, засоренную кусками древесины, камнями или металлическими частицами, «отмучивают» (дробят молотком, помещают в сосуд и заливают водой так, чтобы получилась довольно жидкая масса, затем берут другой сосуд и сливают в него через решето или эластичную ткань содержимое первого сосуда, чистую массу выпаривают в теплом месте). Процесс отмучивания длительный, и поэтому целесообразнее проводить его летом.
На занятии воспитатель раздает детям глиняные шары и покрывает их мокрой тряпочкой, так как глина быстро подсыхает и теряет лепкость. В работе с этим материалом нельзя использовать каркасы, при высыхании глина дает усадку и изделие лопается.
При работе все детали примазываются смоченным водой пальцем или мокрой тряпочкой, шероховатости убираются стекой и заглаживаются пальцами. Когда вылепленная вещь слегка подсохнет и покроется легкой корочкой, ее можно загладить и отполировать голышом. Этот процесс называется лощение, он придает изделию завершенный вид. После этого на поверхность наносятся узоры или штрихи тонким шилом. Когда вылепленная и декорированная вещь готова, ее просушивают неделю вдали от окна и сквозняков. Только после этого ее закаливают в муфельной печи в течение 6-7 ч, а вынимают из печи лишь на другой день. Глина приобретает красный цвет. Названия глинам - красная, белая, черная — даются после обжига. Если нет муфельной печи, изделие можно закалить в обыкновенном жарочном шкафу, оно хорошо просушится, затвердеет, но керамикой не станет. В сыром состоянии вылепленную вещь можно инкрустировать битым бутылочным стеклом зеленого и коричневого цвета, голубой смальтой, бисером, кусочками цветного стекла. После закалки в муфельной печи они превращаются в круглые блестящие шарики, похожие на драгоценные камни, иногда из них образуются красивые потеки. Все это очень украшает вещь. Разумеется, инкрустировать изделие битым стеклом может только воспитатель и не на глазах у детей. Однако готовой вещью необходимо полюбоваться, стекло переливается, образуются яркие, таинственные блики, а черные глаза блестят, как живые. У детей при этом развивается воображение, эстетическое восприятие, закрепляется интерес к деятельности.
Изделие из глины можно покрыть ангобом. Это глина другого цвета, разведенная водой до густоты сметаны. Она наносится на вылепленную вещь до обжига и помогает скрыть неровность поверхности, придавая ей приятный матовый неяркий цвет. Наносят ее широкой мягкой кистью. Ангоб является украшением и потому им покрывают только часть поверхности, одежду, выпуклую часть сосуда, крышу домика, орнамент на барельефе.
Пластилин. Это искусственно созданный пластический материал из сочетания глины, воска, масел и красителей. Пластилин - материал упругий и непосредственно перед употреблением его следует равномерно разогреть и размять. Лучше всего это делать в теплой воде. Пластилин бывает однотонным и цветным. Однотонный пластилин в скульптуре помогает передать целостность формы, а цветной - реальный цвет изображаемого предмета и сделать вещь более выразительной. Пластилин можно смешивать и получать новые цвета и оттенки. Лучше использовать отечественный пластилин санкт-петербургского производства, он более пластичный и лепкий. Импортный пластилин имеет слабую лепкость, детали отваливаются, их трудно примазать. Недостатком его являются и слишком крикливые ненатуральные цвета.
Вещь, вылепленная из пластилина, должна иметь хорошо заглаженную поверхность. Заглаживают ее пальцем, смоченным водой, и тогда поверхность становится как бы полированной, блестящей. В процессе лепки из пластилина пальцы или изделие следует смачивать, тогда лепить приятно и легко. Готовое изделие можно окунуть в парафин, разогретый на водяной бане. Это сглаживает все шероховатости, придает изделию завершенность, и оно хорошо сохраняется в течение многих лет. Работа с парафином требует быстроты, иначе пластилин расплавится, а плохо разогретый, непрозрачный парафин покроет изделие беловатой коркой. Работать с парафином несложно и безопасно, так как температура плавления у него низкая, но все же обрабатывать Парафином вещи должен воспитатель.
Тесто. Если есть мука, непригодная для еды, ее можно использовать для приготовления теста для лепки. Это мягкий, приятный для рук пластичный материал, все шероховатости лепки сглаживаются сами при высыхании фигурки, и она приобретает какую-то особую нежность. У этого материала прекрасная лепкость, поэтому он удобен в работе с младшими дошкольниками. Розовые свинки, птички, мышки, зеленые лягушки, тритончики, крокодильчики, желтые колобки, оранжевые морковки - все это доступно малышам для лепки. Тесто - единственный живой материал, который изменяет форму после прикосновения к нему, слегка «подходит» и выравнивает форму вылепленной вещи.
Можно приготовить тесто любых цветов и оттенков.
Первый вариант приготовления теста: смешать стакан муки и стакан соли, добавить ⅓ стакана воды, в которой размешано ½чайной ложки маргарина и цветной гуаши. Гуашь можно заменить высохшим фломастером, если его волокна вскипятить в воде с маргарином, вынуть их, залить муку и быстро замесить тесто. Если тесто прилипает к рукам, надо повалять его в муке и снова помять. То же самое можно сделать, если тесто используется для лепки через несколько дней после приготовления.
Второй вариант: смешать стакан воды, столовую ложку маргарина, щепотку соли и краситель, вскипятить, охладить, добавить 3 стакана муки и быстро замесить тесто. Должна получиться консистенция пресного теста для пирогов. Лучше всего сразу использовать его в лепке. Высохшую фигурку можно раскрасить гуашевыми красками.
Песок. Мокрый песок - любимый материал для лепки у детей любого возраста. Он позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно лепить дворцы, машины, корабли, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками и пр.
Снег.Зимой в теплую погоду для лепки можно использовать свежее выпавший снег. Это материал очень лепкий и позволяет лепить крупные, выразительные фигуры с мелкими деталями - слонов, зайчиков, Снегурочек. Фигуры могут изображать Снежную Королеву, Кота в сапогах, Рыбу-кита и все дымковские игрушки. Для раскраски подойдут засохшие гуашевые краски, чернила, старые фломастеры, а для инкрустации - камешки, палочки, пуговицы, косточки от ягод и фруктов. Во время лепки из снега у детей рождаются фантастические образы и нет никаких препятствий для их воплощения - материал под руками и много места. Здесь не требуется соблюдать чистоту, можно работать коллективно и индивидуально, никто не регламентирует фантазию. Для детей важен этот простор для творческого воображения и игровых ситуаций.
Репьи.Головки репейника круглые, за все цепляющиеся шарики, - прекрасный материал для лепки в летнее время. Использовать репьи нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Репьи идут для лепки фигур большого размера - медвежат, слонов, белок, зайчиков, которые имеют выразительный, узнаваемый силуэт. Изготовленные из репьев игрушки могут быть использованы в играх, на выставках они хранятся в течение года. Лепкой из репьев можно заниматься на прогулке и на занятии в групповой комнате.
Бумажная масса.Когда ничего под руками нет, дети могут лепить из размоченной газетной бумаги, в которую добавляют немного клейстера. Лепить можно овощи, фрукты, животных и другие несложные вещи. Высохшие игрушки нужно раскрасить гуашью, а потом покрыть их лаком, клеем или парафином. Бумажную массу можно использовать в качестве каркаса для лепки из пластилина в целях его экономии.
Современная промышленность предлагает несколько видов пластических масс для детского творчества, но все они являются искусственными материалами и, кроме того, мало применимы в массовое работе.
Вспомогательные материалы.К ним прежде всего относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи большую прочность, легкость или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которыми скрепляют детали, полая яичнаяскорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, скорлупа орехов, целлулоидные формочки для конфет и другой материал. Детей нужно приучать к экономному использованию материала. Иногда лепные работы украшают инкрустацией. Это может быть бисер, гранулы цветного полиэтилена, бусинки, семена растений. Во время лепки возникает необходимость в дополнительных материалах нужны «волосы» для Бабы Яги, иголки для ежика и пр. У воспитателя должна быть коробка, где хранятся мотки мочалки, проволоки, различные формочки, пуговицы, бусинки, сосновые иглы. Все это должно храниться в порядке, чтобы у детей воспитывалась культура труда.
Оборудование. Свои работы дети лепят на дощечках. Это могут быть аккуратно выпиленные и зашкуренные фанерки, пластмассовые пластины, квадраты из линолеума. Старшим дошкольникам удобнее пользоваться настольными станками с вращающимся кругом, чтобы во время работы рассматривать и лепить свою работу со всех сторон. В процессе лепки дети пользуются стеками. Это палочки, с одной стороны заостренные, с другой заточенные в виде лопаточки или ножичка. Стеки свивают и из стальной проволоки в виде узкой петли, чтобы снимать лишнюю глину. Для штампиков можно использовать палочки разного диаметра или пеналы от фломастеров. На каждом столе должны стоять 2 устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином.
Наличие разнообразного материала, удобное оборудование привлекают детей к занятиям лепкой и дают им творческую свободу.
Оборудование для лепки:I) станок с поворотным кругом; 2) поворотный круг для показа модели; 3) доска для лепки; 4) стеки для обработки глины; 5) печатки для украшения лепных работ; 6) блюдца для воды; 7) тряпочка; 8) краски; 9) кисть
4 вопрос.
Используя мягкие пластичные материалы, надо знать, что не следует лепить все мелкие детали выбранного объекта. Необходимо передать то главное, что отличает один предмет от другого, или нечто характерное для человека, животного, птицы - движение, настроение.
Чтобы верно передавать форму и строение предмета, надо обучиться определенным способам и приемам лепки. Существует три способа лепки.
Конструктивный является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепится по частям. Пластический предполагает, что все изделие выполняется из целого куска без деления на части. Комбинированный включает в себя как пластический, так и конструктивный способы при лепке одного изделия.
Приемы лепки можно разделить на две группы: в одних работает ладонь, в других - пальцы.
1. По участию ладони (в младшем дошкольном возрасте):
– скатывание,
- сплющивание,
- раскатывание.
2.По участию пальцев (со средней группы, старшая, подготовительная группы):
- прищипывание,
- оттягивание,
- соединение,
- вдавливание,
- сглаживание.
При конструктивном способе лепки используются следующие приемы: открутить, отщипнуть, разрезать стекой или ниткой (рис. 1).
При пластическом способе: раскатать, согнуть, скатать, вытянуть, расплющить (рис. 2).
При соединении частей изделия используются приемы: прижать, примазать, вдавить (рис. 3).
Все перечисленные приемы применимы в работе с любыми пластичными мягкими материалами. Но так как любой материал обладает особыми, свойственными только ему качествами, в работе с каждым из них есть своя специфика.
Рекомендуемая литература
1. Боброва З.А. Лепка // Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольника. — М., 1999.
2. Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста.— М., 1957.
3. Голубкина А. С. Несколько слов о ремесле скульптора.— М., 1960.
4. Елатомцева И. М. Станковая скульптура.— Минск, 1975.
5. Ермонская В. В. Основы понимания скульптуры.— М., 1964.
6. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство — детям. — М., 1976.
7. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. — М., 1970.
8. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту. — М., 1985.
9. Федотов Г. Послушная глина. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999.
10. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. — М., 1980.
11. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. — М., 1984.
12. Черток М.Ю. Повесть о глине. — М., 1968.
13. Щипанов А. Художнику-любителю. – М., 1971.
|
|