Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Материалы и оборудование для лепки

Успехи детей на занятиях лепкой во многом зависят от того, какими пластическими материалами они пользуются. Никакие другие виды творчества не дают возможности так осязаемо по­чувствовать материал, как лепка. Материал, из которого ребенок лепит, должен быть доступен ему по физическим возможностям и приятным для работы.

Глина.Это самый доступный природный материал для занятий лепкой в любом возрасте. Мягкость глины дает возможность ис­пользовать ее на занятиях с самыми маленькими детьми. Глина целебна, это самый безопасный материал. Практически глина встречается почти во всех местностях и запасти ее не представляет трудности. Хорошая глина встречается в тех местностях, где име­ются гончарные производства. Там глина натриевая, пластичная, хорошо лепится, при сушке и закалке в муфельной печи не лопается, она мелкозернистая, красивого оттенка. Там, где глина калъциевая, гончарные производства не возникали. Эта глина ломается при лепке, недостаточно пластична, при закалке в печи лопается и взрывается. Использовать ее в лепке с детьми можно, но только для вылепливания крупных форм, так как мелкие детали при закалке отваливаются.

Найдя глину, нужно попробовать ее на лепкость. Если смочен­ный кусочек глины растягивается между большим и указательным пальцами, не рвется, то глина пригодна для лепки. Глину хранят в сухом виде. К работе ее готовят за неделю.

Подготовка глины к занятию.

Куски глины кладут в ведро, заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим, на следующий день глина размякнет и осядет, а вода накроет ее сверху. Воду нужно слить, а глину оставить на три-четыре дня подсохнуть. После этого глину замешивают, как тесто, и отминают кулаками. Когда она перестает прилипать к рукам, ее отбивают. Скатывают кусок глины в шар и с силой бросают его в таз, затем снова скатывают в шар. Таким образом отбивают всю гли­ну. Она изменяет свою структуру и становится лепкой. После это­го глину переминают, отбивают деревянной колотушкой или рас­катывают скалкой, свертывают и снова раскатывают, удаляя из глины пузырьки воздуха. Глина становится однородной и пла­стичной. Ее снова скатывают в небольшие шары, складывают в двойной полиэтиленовый пакет и туго завязывают. При таком хранении глина готова к лепке в течение месяца. Время от времени ее обрызги­вают водой.



Глину, засоренную кусками древесины, камнями или металлическими частицами, «отмучивают» (дробят молотком, помещают в сосуд и зали­вают водой так, чтобы получилась довольно жидкая масса, затем берут другой сосуд и сливают в него через решето или эластичную ткань содер­жимое первого сосуда, чистую массу выпаривают в теплом месте). Про­цесс отмучивания длительный, и поэтому целесообразнее проводить его летом.

 

На занятии воспитатель раздает детям глиняные шары и по­крывает их мокрой тряпочкой, так как глина быстро подсыхает и теряет лепкость. В работе с этим материалом нельзя использовать каркасы, при высыхании глина дает усадку и изделие лопается.

При работе все детали примазываются смоченным водой пальцем или мокрой тряпочкой, шероховатости убираются стекой и за­глаживаются пальцами. Когда вылепленная вещь слегка подсох­нет и покроется легкой корочкой, ее можно загладить и отполи­ровать голышом. Этот процесс называется лощение, он придает изделию завершенный вид. После этого на поверхность наносятся узоры или штрихи тонким шилом. Когда вылепленная и декори­рованная вещь готова, ее просушивают неделю вдали от окна и сквозняков. Только после этого ее закаливают в муфельной печи в течение 6-7 ч, а вынимают из печи лишь на другой день. Глина приобретает красный цвет. Названия глинам - красная, белая, черная — даются после обжига. Если нет муфельной печи, изде­лие можно закалить в обыкновенном жарочном шкафу, оно хорошо просушится, затвердеет, но керамикой не станет. В сыром состоянии вылепленную вещь можно инкрустировать битым бутылочным стеклом зеленого и коричневого цвета, голубой смальтой, бисером, кусочками цветного стекла. После закалки в муфельной печи они превращаются в круглые блестящие шари­ки, похожие на драгоценные камни, иногда из них образуются красивые потеки. Все это очень украшает вещь. Разумеется, ин­крустировать изделие битым стеклом может только воспитатель и не на глазах у детей. Однако готовой вещью необходимо по­любоваться, стекло переливается, образуются яркие, таинствен­ные блики, а черные глаза блестят, как живые. У детей при этом развивается воображение, эстетическое восприятие, закрепляет­ся интерес к деятельности.

Изделие из глины можно покрыть ангобом. Это глина другого цвета, разведенная водой до густоты сметаны. Она наносится на вылепленную вещь до обжига и помогает скрыть неровность по­верхности, придавая ей приятный матовый неяркий цвет. Наносят ее широкой мягкой кистью. Ангоб является украшением и потому им покрывают только часть поверхности, одежду, выпуклую часть сосуда, крышу домика, орнамент на барельефе.

Пластилин. Это искусственно созданный пластический мате­риал из сочетания глины, воска, масел и красителей. Пластилин - материал упругий и непосредственно перед употреблением его следует равномерно разогреть и размять. Лучше всего это делать в теплой воде. Пластилин бывает однотонным и цветным. Одно­тонный пластилин в скульптуре помогает передать целостность формы, а цветной - реальный цвет изображаемого предмета и сделать вещь более выразительной. Пластилин можно смешивать и получать новые цвета и оттенки. Лучше использовать отечест­венный пластилин санкт-петербургского производства, он более пластичный и лепкий. Импортный пластилин имеет слабую лепкость, детали отваливаются, их трудно примазать. Недостатком его являются и слишком крикливые ненатуральные цвета.

Вещь, вылепленная из пластилина, должна иметь хорошо за­глаженную поверхность. Заглаживают ее пальцем, смоченным водой, и тогда поверхность становится как бы полированной, блестящей. В процессе лепки из пластилина пальцы или изделие следует смачивать, тогда лепить приятно и легко. Готовое изделие можно окунуть в парафин, разогретый на водяной бане. Это сглаживает все шероховатости, придает изделию завершенность, и оно хорошо сохраняется в течение многих лет. Работа с парафи­ном требует быстроты, иначе пластилин расплавится, а плохо разогретый, непрозрачный парафин покроет изделие беловатой коркой. Работать с парафином несложно и безопасно, так как температура плавления у него низкая, но все же обрабатывать Парафином вещи должен воспитатель.

Тесто. Если есть мука, непригодная для еды, ее можно исполь­зовать для приготовления теста для лепки. Это мягкий, приятный для рук пластичный материал, все шероховатости лепки сглажи­ваются сами при высыхании фигурки, и она приобретает какую-то особую нежность. У этого материала прекрасная лепкость, поэтому он удобен в работе с младшими дошкольниками. Розо­вые свинки, птички, мышки, зеленые лягушки, тритончики, крокодильчики, желтые колобки, оранжевые морковки - все это дос­тупно малышам для лепки. Тесто - единственный живой матери­ал, который изменяет форму после прикосновения к нему, слегка «подходит» и выравнивает форму вылепленной вещи.

Можно приготовить тесто любых цветов и оттенков.

Первый вариант приготовления теста: смешать стакан муки и стакан соли, добавить ⅓ стакана воды, в которой размешано ½чайной ложки маргарина и цветной гуаши. Гуашь можно заме­нить высохшим фломастером, если его волокна вскипятить в воде с маргарином, вынуть их, залить муку и быстро замесить тесто. Если тесто прилипает к рукам, надо повалять его в муке и снова помять. То же самое можно сделать, если тесто используется для лепки через несколько дней после приготовления.

Второй вариант: смешать стакан воды, столовую ложку мар­гарина, щепотку соли и краситель, вскипятить, охладить, доба­вить 3 стакана муки и быстро замесить тесто. Должна получиться консистенция пресного теста для пирогов. Лучше всего сразу использовать его в лепке. Высохшую фигурку можно раскрасить гуашевыми красками.

Песок. Мокрый песок - любимый материал для лепки у детей любого возраста. Он позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно лепить дворцы, машины, корабли, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками и пр.

Снег.Зимой в теплую погоду для лепки можно использовать свежее выпавший снег. Это материал очень лепкий и позволяет лепить крупные, выразительные фигуры с мелкими деталями - слонов, зайчиков, Снегурочек. Фигуры могут изображать Снеж­ную Королеву, Кота в сапогах, Рыбу-кита и все дымковские иг­рушки. Для раскраски подойдут засохшие гуашевые краски, чер­нила, старые фломастеры, а для инкрустации - камешки, палочки, пуговицы, косточки от ягод и фруктов. Во время лепки из снега у детей рождаются фантастические образы и нет никаких препятствий для их воплощения - материал под руками и много места. Здесь не требуется соблюдать чистоту, можно работать коллек­тивно и индивидуально, никто не регламентирует фантазию. Для детей важен этот простор для творческого воображения и игро­вых ситуаций.

Репьи.Головки репейника круглые, за все цепляющиеся ша­рики, - прекрасный материал для лепки в летнее время. Исполь­зовать репьи нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Репьи идут для лепки фигур большого размера - медвежат, слонов, белок, зайчиков, которые имеют выразительный, узна­ваемый силуэт. Изготовленные из репьев игрушки могут быть использованы в играх, на выставках они хранятся в течение го­да. Лепкой из репьев можно заниматься на прогулке и на заня­тии в групповой комнате.

Бумажная масса.Когда ничего под руками нет, дети могут ле­пить из размоченной газетной бумаги, в которую добавляют не­много клейстера. Лепить можно овощи, фрукты, животных и дру­гие несложные вещи. Высохшие игрушки нужно раскрасить гуа­шью, а потом покрыть их лаком, клеем или парафином. Бумаж­ную массу можно использовать в качестве каркаса для лепки из пластилина в целях его экономии.

Современная промышленность предлагает несколько видов пластических масс для детского творчества, но все они являются искусственными материалами и, кроме того, мало применимы в массовое работе.

Вспомогательные материалы.К ним прежде всего относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи большую прочность, легкость или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которыми скрепляют детали, полая яичнаяскорлупа, бумажная масса, бу­мажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, скорлупа орехов, целлулоидные формочки для конфет и другой материал. Детей нужно приучать к экономному использованию материала. Иногда лепные работы украшают инкрустацией. Это может быть бисер, гранулы цветного полиэтилена, бусинки, семе­на растений. Во время лепки возникает необходимость в дополни­тельных материалах нужны «волосы» для Бабы Яги, иголки для ежика и пр. У воспитателя должна быть коробка, где хранятся мотки мочалки, проволоки, различные формочки, пуговицы, бу­синки, сосновые иглы. Все это должно храниться в порядке, чтобы у детей воспитывалась культура труда.

Оборудование. Свои работы дети лепят на дощечках. Это могут быть аккуратно выпиленные и зашкуренные фанерки, пластмас­совые пластины, квадраты из линолеума. Старшим дошкольни­кам удобнее пользоваться настольными станками с вращающимся кругом, чтобы во время работы рассматривать и лепить свою работу со всех сторон. В процессе лепки дети пользуются стеками. Это палочки, с одной стороны заостренные, с другой заточенные в виде лопаточки или ножичка. Стеки свивают и из стальной проволоки в виде узкой петли, чтобы снимать лишнюю глину. Для штампиков можно использовать палочки разного диаметра или пеналы от фломастеров. На каждом столе должны стоять 2 устой­чивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином.

Наличие разнообразного материала, удобное оборудование привлекают детей к занятиям лепкой и дают им творческую свободу.

 

Оборудование для лепки:I) станок с поворотным кругом; 2) поворотный круг для показа модели; 3) доска для лепки; 4) стеки для обработки глины; 5) печатки для украшения лепных работ; 6) блюдца для воды; 7) тряпочка; 8) краски; 9) кисть

4 вопрос.

Используя мягкие пластичные материалы, надо знать, что не следует лепить все мелкие детали выбранного объекта. Необходимо передать то глав­ное, что отличает один предмет от другого, или не­что характерное для человека, животного, птицы - движение, настроение.

Чтобы верно передавать форму и строение предмета, надо обучиться определенным способам и приемам лепки. Существует три способа лепки.

Конструктивный является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепится по частям. Пластический предполагает, что все изделие выполняется из целого куска без деле­ния на части. Комбинированный включает в себя как пластический, так и конструктивный способы при лепке одного изделия.

Приемы лепки можно разделить на две группы: в одних работает ладонь, в других - пальцы.

1. По участию ладони (в младшем дошкольном возрасте):

– скатывание,

- сплющивание,

- раскатывание.

2.По участию пальцев (со средней группы, старшая, подготовительная группы):

- прищипывание,

- оттягивание,

- соединение,

- вдавливание,

- сглаживание.

При конструктивном способе лепки используют­ся следующие приемы: открутить, отщипнуть, разрезать стекой или ниткой (рис. 1).

При пластическом способе: раскатать, согнуть, скатать, вытянуть, расплющить (рис. 2).

При соединении частей изделия используются приемы: прижать, примазать, вдавить (рис. 3).

Все перечисленные приемы применимы в работе с любыми пластичными мягкими материалами. Но так как любой материал обладает особыми, свойственными только ему качествами, в работе с каждым из них есть своя специфика.

 

Рекомендуемая литература

1. Боброва З.А. Лепка // Григорьева Г. Г. Изобразительная де­ятельность дошкольника. — М., 1999.

2. Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста.— М., 1957.

3. Голубкина А. С. Несколько слов о ремесле скульптора.— М., 1960.

4. Елатомцева И. М. Станковая скульптура.— Минск, 1975.

5. Ермонская В. В. Основы понимания скульптуры.— М., 1964.

6. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство — детям. — М., 1976.

7. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. — М., 1970.

8. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту. — М., 1985.

9. Федотов Г. Послушная глина. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999.

10. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. — М., 1980.

11. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. — М., 1984.

12. Черток М.Ю. Повесть о глине. — М., 1968.

13. Щипанов А. Художнику-любителю. – М., 1971.

 

 

 

 

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.