Обратная связь
|
Особенности лепки в детском саду Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Даже маленьких детей привлекает возможность слепить «настоящие» орешки и кормить ими белку. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль. Ведь недостаточно просто изобразить человека, нужно сделать так, чтобы он стоял на своих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг, так же как и мускулы, развивается, когда его тренируют.
Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов. Вылепленные предметы являются как бы маленькими копиями настоящих вещей, их можно использовать в игре как заместители окружающих предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими «как настоящий», если вылеплен, а не нарисован. По-разному воспринимается детьми, например, еловый лес с грибами нарисованный и вылепленный.
Основным выразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Глядя на прекрасную по форме декоративную вазу, мы говорим: «Какая пластичная форма!» Выразительное слово при характеристике художественной вещи помогает формированию ее восприятия, рождению яркого образа, у ребенка развивается очень важная способность - умение выразить словом эстетическое чувство. Поэтому, характеризуя форму вазы, мы употребляем эпитеты «пластичная», «музыкальная линия», «струящаяся линия контура», подчеркивая ими плавность линии и соразмерность частей вазы. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет передавать движение в рисунке. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь более точного и выразительного изображения движения. Поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности - рисовании, аппликации. Только в процессе конструирования из природного материала - веточек, сучков - глазу ребенка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у него к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.
Цвет так же, как форма и движение, является средством выразительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, деревья в саду Кащея Бессмертного они всегда лепят из пластилина темных цветов. Для лепки кукол они выбирают приятные для глаза цвета и находят выразительные детали (яркий бантик, декоративные элементы). Цвет является ярчайшим выразительным средством даже в лепке.
Если предоставляется выбор - лепить из однотонного пластилина или из цветного - ребенок всегда предпочтет цветной.
Самые младшие дошкольники - двухлетки - находятся еще в доизобразительном периоде развития, в манипуляциях с глиной их привлекает только самостоятельность действия. Изобразительный период начинается у большинства детей с 3 лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки, у него появляются навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых. Два основных условия развития способностей: ребенок с близкого расстояния, без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого; этот материал всегда должен находиться в доступном для ребенка месте. К 5 годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появилось умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них.
Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда фантастическим переосмыслением реальной действительности. Например, девочка, получив в подарок кусочек коричневого пластилина, вылепила из него пингвина и могильную плиту и объяснила, что у пингвина умерла жена и он сидит на ее могиле. Старшие дошкольники - большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чутким, чтобы не превратить живое творчество в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке. Игровой мотив лепки - один из ведущих в деятельности дошкольника, и нужно поддерживать его, чтобы не прекратился процесс творчества. Без мотивации лепка превратится в неинтересное для ребенка изготовление статуэток из пластилина. Воспитателю нужно находить интересные приемы работы, чтобы подвести старшего дошкольника к реалистическому изображению и его эстетической оценке.
Вопрос.
Виды лепки
Каждый из видов лепки имеет свои учебные и творческие задачи.
В процессе лепки с натуры надо научиться видеть предмет, выделять его основную форму, строение и пропорции, уметь передавать все эти особенности в скульптуре. Не всякая игрушка или скульптура может быть натурой для лепки. Использовать можно лишь те из них, которые дадут отчетливое представление о форме, строении и пропорциях предмета. Специфика лепки требует, чтобы окраска натуры была спокойной и ровной; яркая, пестрая окраска мешает воспринимать общую форму пред мета и его пропорции. После того как натура отобрана, надо внимательно рассмотреть ее со всех сторон: определить форму, соотношение частей, сравнить их между собой по форме и величине.
Лепка— это прежде всего объемное изображение предмета. Поэтому должна быть предоставлена возможность поворачивать натуру во время работы. Освещение должно быть таким, чтобы все формы предмета были отчетливо видны, а на рабочее место свет должен падать с левой стороны или сверху, чтобы тень от рук не заслоняла создаваемую форму.
В лепке по памяти надо уметь иногда в очень короткий промежуток времени внимательно рассмотреть предмет, запомнить характерные особенности, а потом воспроизвести его.
В лепке по замыслу стоит задача, самостоятельно опираясь на свои впечатления от увиденного или прочитанного, выбрать тему, пусть очень несложную, продумать ее с точки зрения выразительности образов, композиции, определить последовательность и приемы выполнения. Если предполагается лепить один предмет, его можно изобразить без подставки (например, сидящая собака, кошка). Если это целая композиция, то следует подумать о подставке, которая объединит все персонажи.
Различают: в работе с детьми:
- Предметную (создание изображения отдельных предметов) – все группы.
- Сюжетную (создание изображения нескольких предметов, объединённых одним общим сюжетом) – дошкольный возраст.
- Декоративную (создание изображения по мотивам народного, декоративного искусства: по типу народных игрушек, декоративных пластин по типу изразцов) – элементы в младшем дошкольном возрасте, старший дошкольный возраст.
Вопрос
|
|