Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Мы уже ВВСЛИ В обЪрОТ ПОНЯТИС ПО- 10 глава

П 2) реформы и контрреформы. Инновации, реализуемые путем реформ, не уничтожают основ власти господст­вующих слоев, а образуют лишь уступку с их стороны. Реформы осуществляются «сверху» с использованием ле­гальных средств (например, частичная национализация или, напротив, приватизация собственности), хотя при этом не исключаются и меры принуждения;

П 3) политические перевороты — государственный или «дворцовый» переворот, путч, военный заговор. Действия такого типа приводят к изменениям отношений только внутри самой власти, в первую очередь к персональным изменениям в центре, принимающем политические ре­шения. Политические перевороты осуществляются, ка» правило, путем использования непосредственного поли­тического насилия.

Видимо, можно рассматривать приведенную типологию политических действий как базисную, так как она построена с учетом существенных особенностей данного вида обще­ственных отношений. Другие систематизации будут иметь по отношению к ней дополняющее значение, так как они учитывают менее существенные, хотя также интересные с аналитической точки зрения особенности действий субъек­тов политики.


Обратимся теперь к типологии политических действий, построенной с учетом особенностей субъект-субъектного вза­имодействия. Авторы подобных систематизации исходят из того, что политические действия сосредоточиваются вокруг системы власти, и потому они стремятся указать, от кого исходят и на кого направлены соответствующие действия.

С этой точки зрения можно выделить три основных типа политических действий: 1) осуществляемые в рамках самого механизма власти, связанные с обеспечением функциони­рования политических институтов (формирование органов власти и управления, руководящих структур партийных и общественных организаций, обеспечение их работы, отбор кадров, разработка программ и т. д.); 2) осуществляемые правящей группой в отношении «среды» (принятие и вы­полнение политико-управленческих решений, завоевание поддержки в обществе); 3) действия, направленные от со­циального окружения к структурам власти (формирование и изменение отношений политического представительства, контроль за деятельностью политических институтов, вы­ражение социальных интересов и т. д.).



Для нормальной организации общественно-политической жизни важны все три указанных типа политических дей­ствий. Но, пожалуй, наиболее существенное значение для жизнедеятельности общества имеют действия, осуществля­емые правящей группой, всей системой подконтрольных ей социальных институтов и в первую очередь государства по отношению к различным элементам общественного орга­низма. Напомним, что эта деятельность называется внут­ренней и внешней политикой государства. Правящая группа осуществляет ее прежде всего в интересах своих социальных слоев. Вместе с тем задачей внутренней и внешней политики является регулирование процессов, про­исходящих в различных областях социальной хжизни, с целью обеспечения целостности и независимости государ­ства, успешного функционирования и развития общества.

Далее кратко рассмотрим наиболее характерные черты политических действий, связанных с теми или иными осо­бенностями их организации и осуществления. Повторяем, дать их сколько-нибудь исчерпывающий перечень невоз­можно.


Прежде всего политические действия можно подразде­лить на позитивные и негативные. Предназначение первых заключается в том, чтобы осуще­ствлять определенные политические акции с целью полу­чения желаемого, нужного результата, вторых же — в том, чтобы ничего не предпринимать и тем самым позволить произойти определенным политическим событиям. Как из­вестно, конкретные следствия имеют не только осуществ­ляемые действия, но и бездействие. Политическая позиция, выражающаяся в бездействии, получила название «абстен-ционизм» (от лат. abstentio — воздержание, отказ). Однако в политике не бывает невинного воздержания, абстенцио-нистская позиция имеет, как правило, намеренный харак­тер. Смысл ее состоит в том, чтобы из действий других социальных субъектов извлечь для себя определенную по­литическую выгоду.

Политические действия могут быть рациональ­ными и иррациональными. В первом случае субъекты действия имеют четкие представления о своих целях, условиях, средствах и методах их осуществ­ления, способны эффективно их применять. Однако абсо­лютно рациональных действий практически не бывает, они всегда несут в себе элемент неопределенности. Что касается иррациональных действий, то они связаны, как правило, с политическими иллюзиями, оторваны от реальных условий и подчинены абстрактным схемам. Разумеется, такие дей­ствия приводят скорее всего к неудачам. Однако ирраци­ональные действия тоже не есть исключение в политике. Реальная политическая жизнь состоит из сочетания в раз­личных пропорциях рациональных и иррациональных дей­ствий.

Если рассматривать политические действия на предмет их упорядоченности, то можно выделить среди них сти­хийные и организованные. Конечно, результативность действия напрямую зависит от степени его организованности. В целом это понимают все субъекты политических отношений, потому-то они всегда начинают свое участие в политике из самоорганизации. Наиболее организованный характер носят политические действия гос­подствующих групп, так как для этого они располагают


таким мощным инструментом управления, как государство. Однако в реальной политической жизни всегда присутст­вуют элементы сознательности и стихийности одновременно.

Показателем организованности политического действия являются правильно выбранные стратегия и тактика. Тер­мин «стратегия» происходит от греческих слов stratos — войско и ago — веду, его изначальный смысл — искусство ведения крупных военных операций и войны в целом. Под политической стратегией понимается более или менее четкий план управления политическим действием, исходя­щий из расстановки социально-политических сил на данном этапе исторического развития. Политическая тактика (греч. taktika — искусство построения войск) — это выбор и последовательное проведение различных акций, операций, действий, направленных на достижение главной политиче­ской цели.

Существуют два типа политических целей: конечные и частичные. Конечные цели, как при этом пред­полагается, должны достигаться в итоге реализации стра­тегического замысла, а частичные — на пути к конечным. Однако отношения между этими двумя типами политических целей являются крайне сложными. Зачастую бывает, что борьба за достижение частичных целей приводит к» потере из виду конечных. Или же, наоборот, озабочен­ность исключительно конечными целями может привести к недооценке необходимости достижения промежуточных результатов. В первом случае, как говорят, имеет место «политический прагматизм», который удовлетворяется по­бедами текущего дня, во втором — «абстрактный утопизм», прикрывающийся фантазией «конечной победы», которую якобы не могут заменить промежуточные достижения. Ра­циональной является такая политическая стратегия, кото­рая, не теряя из виду конечной цели, направлена на достижение ведущих к ней частичных завоеваний.

В зависимости от степени сложности можно выделить простые и сложные политические действия. Понятие «простые» здесь употреблено условно, так как все политические действия по своей природе характеризуются определенной сложностью. Однако есть действия более про­стые и более сложные. К «простым» можно отнести те, в


которых связь между действием и результатом имеет не­посредственный характер. Но в политике преобладают дей­ствия с высокой степенью сложности: многоразовые, многоэлементные, многоэтапные, многосубъектные. Такие действия имеют характер кооперированного взаимодействия многих индивидов и гру .и, подчиненного достижению одной цели, что и позволяет рассматривать их как одно действие. В этом контексте можно выделить: индивидуаль­ные действия, реализуемые отдельными личностями; коллективные, совершаемые территориальной или профессиональной общностью; групповые, субъектами которых выступают социальные группы и об­щности; тотальные, где участниками являются все социальные общности, группы, институты и организации (например, оборонительная война или революция).

Политические действия могут быть институци-онализированные или неинститу-ционализированные. Первый из этих видов составляют такие действия, порядок осуществления которых регламентируется, например, законом, уставом, положени­ем, инструкцией, традиционными нормами и обычаями, дипломатическим протоколом и иными предписаниями. Политические действия имеют тенденцию институциона-лизироваться. В этом заложен большой разумный смысл, иначе политическая жизнь представляла бы собой невооб­разимый хаос. Неинституционализированные действия мо­гут быть связаны как с решением проблем, не пре­дусмотренных официальным «кодексом», протоколом, инс­трукцией, сложившейся неписаной традицией или уставом, регламентом организационной структуры, так и с наруше­нием установленных норм и институциональных компетен­ции.

Напомним, что политика есть отношение, возникающее между социальными субъектами в связи с реализацией ими своих интересов. Поэтому в зависимости от типа данного отношения — единства, совпадения, различия, противопо­ложности или антагонизма интересов — политическое дей­ствие, которое по своей природе является взаимодействием, приобретает различный характер. Можно говорить о пози­тивном взаимодействии (союзе, поддержке, помощи), со-

262


ревновании (конкуренции, соперничестве) и борьбе (стол­кновении политических сил). При позитивном взаимодей­ствии имеется значительная сфера общих интересов субъектов. При соревновании стремления субъектов частич­но сталкиваются, однако присутствует и определенная сфера общих интересов. Борьба характеризуется полной противо­положностью, взаимоисключением целей сторон и направ­лена на нейтрализацию или уничтожение противника. Однако элементы борьбы в той или иной мере присутствуют во всех формах политического взаимодействия — союзе, соперничестве, конкуренции и столкновении.

Перечислим еще ряд действий, название которых в ка­кой-то мере указывает на их специфику. Политические действия могут быть: суверенными и несуверенными; до­бровольными и принудительными, навязанными; односто­ронними, двусторонними и многосторонними; конструк­тивными и деструктивными; умеренными и экстремист­скими; явными и скрытыми, замаскированными; творче­скими и рутинными. Далее читатель сам может продолжить этот ряд.

Итак, политическая деятельность име-






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.