Тема №4. Методы научно-педагогического исследования Цель занятия: формирование представления о методах педагогического исследования и первичного умения их использования.
1. Теоретические методы педагогических исследований.
2. Экспериментальные методы педагогических исследований.
3. Математические и статистические методы
4. Выбор метода исследования. Оформление результатов научно-исследовательской работы.
Практическое задание семинара:
№ 1. Расположите в логической последовательности задачи исследования на тему «Проблемы и условия формирования методологической культуры студентов педвуза»:
1) определить и проверить в процессе опытно-экспериментальной работы условия формирования методологической культуры студентов.
2) изучить состояние методологической культуры студентов.
3) разработать рекомендации по созданию условий формирования методологической культуры студентов.
4) проанализировать понятие «методологическая культура» будущего педагога.
№ 2. Проанализируйте научные основы подхода педагога к организации познавательной деятельности учащихся. Какие методы использовал он для диагностики причин снижения познавательной активности старшеклассников? В чем суть внедрения педагогической науки в учебно-воспитательный процесс?
«В класс пришел новый классный руководитель. Он тщательно изучил документацию каждого ученика за три предшествующих года. Оказалось, что ранее довольно благополучный класс постепенно растерял, своих отличников и хорошистов. Учитель задумался:
- Куда исчезают способные ученики?
Им было установлено, что 90% учеников его класса ежедневно что-то недоучивают, недовыполняют, недоделывают. Он рассчитал допустимый и реально выполнимый объем домашних заданий на один день. Получилась явная перегрузка. Пришлось заняться координацией, добиться равновесия "трудных" и "легких" уроков в расписании. Потом выявил причину получения двоек: за утерянную тетрадь, забытый дома циркуль, подсказку и разговоры на уроке, пререкания с учителем, невнимательность.
В беседах со своими воспитанниками установил, что не на всех уроках складываются здоровые отношения между ними и учителями-предметниками. Анализ посещенных уроков привел его к выводу: учитель в своем общении с учениками иногда забывает, что перед ним человек, обладающий такими же человеческими свойствами, как и он сам. Уступает ученик лишь в возрасте и положении. Забывая об этом, учитель отказывает ученику в праве на ответный гнев, ответное недоверие и ответное неуважение. Все это (по неписаным законам) - привилегия учителя.
После сбора конкретных фактов классный руководитель организовал разговор с учителями-предметниками о роли познавательного интереса как важного мотива учения старшеклассников, о том, как скучающих загрузить работой, поручить им доклады на трудные темы, заставить порыться в библиотеках... о том, какую роль играет объективная оценка знаний учащихся в формировании их ответственного отношения к учению. И дело стало налаживаться.»
№ 3. Для изучения представлений детей о хорошем товарище классный руководитель предложил им следующие вопросы: «Кого можно назвать хорошим товарищем? Почему? Вспомни случай из своей жизни или поступок литературного героя, который свидетельствовал бы о настоящем товариществе». Собранные ответы суммировались классным руководителем для получения результирующего итога (Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать.- М.: Знание, 1976.- С. 49-50).
Каким методом пользовался классный руководитель при изучении представлений детей? В чем недостатки этой методики? Можно ли таким путем получить объективную картину?
№ 4. Школьникам предлагались 3-4 специальные контрольные работы. Первая контрольная работа была обычной, оценка за ее выполнение ставилась в журнал. Условно эта работа была названа работой "за себя". Вторая контрольная работа такой же трудности на другом материале давалась через 7-10 дней, причем говорилось, что оценка в журнал каждому ученику выставляться не будет (в связи с этим на работе можно не писать своей фамилии); но по этим работам будет выведен средний балл классу. Эта работа условно была названа работой "за коллектив". Третью контрольную работу можно было выполнять по собственному выбору: кто хочет - пишет за коллектив (оценка будет учтена при выведении среднего балла классу и в журнал не пойдет), кто хочет - пишет за себя и ставит на своей работе фамилию (оценка будет индивидуальной и пойдет в журнал). Условно эта работа называлась "на выбор" или "за себя" или "за коллектив". Четвертая контрольная - "за себя и за коллектив" одновременно. На выбор даются задания, в числе их два трудных и два легких. Выполнить следует обязательно не менее двух заданий по выбору. Оценка ставится отдельно за каждое задание. Более трудные оцениваются 5 баллами, легкие - 4 баллами. После выполнения работы учащимся предлагается обвести кружочком номер задания, выполненного за коллектив (Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать.- М.: Знание, 1976.- С. 50).
В каких целях педагог может использовать эту методику? Какие данные можно получить с ее помощью?
№ 5. Проанализируйте отрывки из письменных работ пятиклассников. Какую информацию они дают о детях? Не преувеличивает ли педагог, утверждая: "Классный руководитель, преподающий русский язык и литературу, владеет настоящим сокровищем. Сочинения учащихся для него неисчерпаемый источник информации, зеркало, отражающее процесс формирования личности ребенка"? Нужно ли знать эти работы учащихся классному руководителю, если он не словесник? Как можно использовать школьные сочинения в работе с родителями? Какими методами должен пользоваться классный руководитель для уточнения данных, изложенных в ученических работах, чтобы иметь полное представление о процессе формирования личности школьника?
«Учитель на вопрос родителей, откуда он так хорошо осведомлен о взаимоотношениях, интересах, увлечениях в их семьях, недоумевал, почему родители не догадываются об источниках его информированности: "Вот передо мной стопка тетрадей с обычными - "программными" - работами. В упражнении № 373 пятиклассникам предлагается написать сочинение по рисункам учебника "Как я помогал маме". На одной картинке мальчик достает из стенного шкафчика банку с вареньем. За этой процедурой с интересом наблюдает смешной тощий кот. На другой: мальчик, схватившись за голову, смотрит на осколки банки и разлившееся варенье. Кот в ужасе бежит с места происшествия.
...Сашино сочинение лежит сверху. "Если бы у нас дома произошла такая история с вареньем,- пишет он,- я бы сказал, что банку разбила кошка. Когда говоришь - ничего не бывает. Просто мама отлупила бы кошку..."
А вот философия Валерика: "Когда я вынимал из шкафчика банку, нетерпеливая Мурка прыгнула и схватилась когтями за штанину. От неожиданности я выпустил банку... Я не стал говорить маме про кошку, она бы ее выгнала. А куда бы Мурка делась?.." (Лещинский В. Слышать голос ребенка // Учительская газета.- 1980.- 9 дек.).
№ 6. Подготовьте доклад по одной из предложенных тем.
1) Этика педагогического эксперимента.
2) Особенности наблюдения в педагогическом эксперименте.
3) Математические методы в педагогическом эксперименте.
4) Эксперимент и исследование: общее и отличное.
5) Моделирование в исследовании.
6) Исследование: зачем оно учителю?
7) Исследование: есть ли в педагогике собственные методы?
8) Заимствованные методы в педагогическом исследовании.
9) Эффективность педагогического исследования.
10) Проектная деятельность педагога.
Литература
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого –педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: "Академия", 2001.
2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – М. Академия, 2002.
|