Словарь терминов письменной деловой коммуникации Автобиография— описание своей жизни, включающее обучение и трудовую деятельность.
Автор документа— физическое или юридическое лицо, создавшее документ;
Акт— документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или действия.
Акцепт, ответ на предложение - письмо, которым в случае принятия условий предложения адресант подтверждает это, и тогда сделка считается заключенной.
Акцептант — лицо, принимающее предложение.
Анкета — документ, представляющий собой текст с пропущенными строками для заполнения (прилагается к письму-заявке, письму-предложению).
Анкета— документ, представляющий собой трафаретный текст, содержащий вопросы по определенной теме и место для ответов (или ответы) на них.
Архивная выписка— дословное воспроизведение части текста документа, хранящегося в архиве, заверенное в установленном порядке.
Архивная справка— справка об имеющихся в архиве документальных материалах по определенному вопросу, теме, предмету или биографических сведениях, заверенная в установленном порядке.
Аспект— точка зрения, с которой производится поиск документа или извлечение из него необходимых сведений.
Бланк— набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа; чистый лист с частично напечатанным текстом (реквизитами адресанта), логотипом и пробелами для текста, предназначенный для составления документа.
Бухгалтерские документы— документы, необходимые для ведения бухгалтерского учета, являющиеся письменным доказательством совершения финансовых, хозяйственных операций.
Ведомость — перечень каких-либо данных (сведений), расположенных в определенном порядке (платежная В., оборотная В. и т.п.).
Вид документа — принадлежность документа к определенной группе документов по признакам содержания и целевого назначения;
Виза документа— подпись, подтверждающая факт ознакомления должностного лица с документом.
Внешний документ— документ, отправленный другим организациям (лицам) или полученный от них (исходящий или входящий).
Внутренний документ— документ, предназначенный для использования тем учреждением, в котором он создан.
Внутренняя опись— учетный документ, содержащий список документов, вошедших в дело, суказанием порядкового номера, названия (заголовка), даты и номера листа дела.
Входящий документ— документ, поступивший в учреждение.
Выписка из документа— заверенная копия части документа.
Гриф— пометка, указывающая на особый характер или особый способ пересылки деловой корреспонденции (секретно, срочно, не подлежит оглашению, лично).
Дело— совокупность документов или отдельный документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности Службы; единица хранения в архиве письменных документов, помещенных в отдельную папку.
Деловое письмо— документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние между двумя корреспондентами, которыми могут быть и юридические, и физические лица.
Делопроизводство— деятельность, обеспечивающая создание официальных документов и организацию работы с ними в Службе; ведение канцелярских дел, совокупность работ по документированию деятельности учреждений и по организации документов в них.
Директивный документ— документ, содержащий обязательные к исполнению указания вышестоящих органов.
Доверенность— документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких-либо действий от имени доверителя.
Договор— документ, закрепляющий правовые отношения юридических лиц (контрагентов) или физического лица с юридическим лицом, а также характер сделки, условия, сроки, права и обязанности сторон.
Докладная записка— адресованный руководству документ, в котором излагается какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя.
Документ— 1) см. Документированная информация;2) официальный документ, созданный государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и включенный в документооборот Службы;
Документация— оформленная по единым правилам совокупность документов.
Документирование— фиксация информации на материальных носителях в установленном порядке;
Документирование управленческой деятельности— процесс записи (фиксации) и оформления на различных носителях информации по установленным правилам.
Документированная информация(документ) — зафиксированная на материальном носителе путем информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
Документированное обеспечение управления (ДОУ)— процесс производства, передачи и переработки документированной информации, необходимой для управления предприятием.
Документооборот— движение документов с момента их создания или получения до завершения исполнения, помещения в дело и (или) отправки;
Документы постоянного хранения— документы, которым установлено бессрочное (вечное) храпение.
Досье— документы, относящиеся к какому-либо делу.
Дубликат— экземпляр документа, составленный взамен отсутствующего подлинника и имеющий одинаковую с ним юридическую силу.
Заверенная копия — копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу;
Заголовочная часть документа— совокупность реквизитов: эмблема организации, наименование организации, справочные данные об организации, наименование вида документа, дата документа, регистрационный номер документа, ссылка на регистрационный номер и дату документа, заголовок к тексту.
Заявление— документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц) к учреждению или должностному лицу (например, 3. о приеме на работу, 3. о предоставлении отпуска и т.д.).
Извещение— документ, информирующий о предстоящем мероприятии (заседании, собрании, конференции) и приглашающий принять участие.
Индекс— условное обозначение, присваиваемое документу в процессе учета (регистрации) и исполнения. Индексация— проставление индекса. Индекс дела— порядковый номер дела по номенклатуре и условное обозначение структурной части учреждения, проставляемые на обложке дела.
Инициативный документ— документ, послуживший началом рассмотрения определенного вопроса.
Инструкция по документационному обеспечению деятельности предприятия (по делопроизводству)— документ, регламентирующий правила, приемы и процессы создания документов и порядок работы с ними на предприятии.
Информационная система— организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий.
Исковое заявление— заявление в суд, арбитраж о претензиях к физическому или юридическому лицу, составленное по определенной форме.
Исходящий документ—документ, отправленный из учреждения.
Карта-заместитель— документ, помещаемый на место выданного дела и содержащий сведения о том, кому и когда оно выдано.
Квитанция— расписка, выданная организацией и подтверждающая получение денег или материальных ценностей.
Классификационный индекс— условное обозначение (цифровое, буквенное, смешанное), проставляемое на карточках систематического и других каталогов, может проставляться и на документах, и на делах.
Консервация документа— предохранение документа от разрушающего действия внешней среды.
Контрагент— одна из сторон контракта, договора.
Контракт— см. договор.
Контрольный лист— талон для индивидуальной регистрации документов, включающий резолюцию и тему письма.
Конфиденциальная информация— документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.
Копия документа — документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы;
Корреспондент— учреждение или отдельное лицо, с которым ведется переписка.
Корреспонденция деловая — официальная корреспонденция различных типов, которая направлена от имени одной организации, учреждения другой организации, учреждению.
Лимит— документ, определяющий предельный размер ассигнованных денежных средств, отпуска материалов и т.д. из государственных фондов.
Лицевой счет— бухгалтерский документ, отражающий передачу какого-либо конкретного вида средств (материалов, инструментов, продукции, зданий и т.д.) определенной организации или лицу и содержащий денежные расчеты с ним.
Личная карточка— документ, составляемый на работника и содержащий краткие о нем сведения (образование, трудовой стаж, семейное положение, трудовая деятельность и т.д.).
Личное дело— дело, включающее документы о каком-либо лице (о его биографии, образовании, трудовой или общественной деятельности).
Модуль — фрагмент текста с типовым заголовком, представленный набором стандартных фраз.
Номенклатура дел— систематизированный перечень или список наименований дел, заводимых в делопроизводстве учреждения; систематизированный перечень наименований дел, формируемых в Службе, с указанием сроков их хранения;
Номер входящего письма— регистрационный номер документа, проставляемый адресатом.
Номер исходящего письма— регистрационный номер документа, проставляемый отправителем.
Нормативные документы— документы, в которых устанавливаются какие-либо правила, нормы.
Нормативы— документы, содержащие показатели затрат времени, материальных или денежных ресурсов, показатели изготовляемой продукции, приходящиеся на какую-либо единицу (изделие, операцию и т.д.).
Нормы— документ, содержащий сведения об установленных величинах чего-либо (Н. выработки, Н. выдачи чего-либо).
Обращение гражданина — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
Объем документооборота — количество документов, поступивших в организацию и созданных ею за определенный период;
Объяснительная записка— I) документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, проекта); 2) сообщение должностного лица, поясняющее какое-либо действие, событие и представляемое вышестоящему должностному лицу.
Опись— юридически оформленный перечень документов.
Организационно-распорядительные документы (ОРД)— документы, в которых фиксируются вопросы управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования органов власти и управления учреждений, предприятий, ихподразделений и должностных лиц.
Оригинал документа— 1) первоначальный экземпляр документа; 2) экземпляр документа, являющийся исходным материалом для копирования.
Особые отметки— отметки о степени секретности и срочности исполнения документов.
Отметка о поступлении документа— отметка, проставляемая на нижнем поле входящего документа, состоящая из порядкового номера идаты поступления.
Отчет— документ, содержащий сведения о подготовке и проведении работ, об итогах выполнения планов, заданий, командировок и других мероприятий, представляемый вышестоящему учреждению или должностному лицу.
Офертасм. предложение — предложение коммерческое.
Официальные документы— документы, составленные учреждением или должностным лицом и оформленные в установленном порядке.
Оформление документа — проставление необходимых реквизитов, установленных правилами документирования;
Персональные данные— сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина.
Печать— элемент удостоверения подлинности подписи должностного лица на документах, предусмотренных нормативными актами, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами.
Письменные доказательства— документы (акты, контракты, письма делового или личного характера), содержащие сведения об обстоятельствах дела.
Письмо— обобщенное наименование различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями, частными лицами.
Письмо благодарственное — жанр делового письма, активно входящий в современную практику деловых отношений; служит оптимизации отношений между партнерами.
Письмо гарантийное — письмо, составляемое с целью подтверждения определенных обещаний или условий осуществления сделки; может гарантироваться плата за выполненную работу, сроки ее выполнения, качество выполненных работ, качество товара, сроки его поставки, оплата полученной продукции и т.п.
Письмо деловое — тип деловых документов, служащих средством общения между учреждениями, а также учреждениями и частными лицами.
Письмо деловое нерегламентированное — авторский текст, реализуемый в формально-логической или этикетной структуре.
Письмо деловое обычное — письмо, направляемое в один адрес.
Письмо деловое регламентированное — письмо, составленное по образцу; имеет установленный формат, четкую структуру содержания и обязательный состав реквизитов.
Письмо деловое циркулярное — письмо, направляемое из одного источника в несколько адресов, как правило, подчиненных инстанций (организаций).
Письмо информационное — тип делового письма, к которому относятся письма-извещения, письма-сообщения, письма-заявления, рекламно-информационные письма.
Письмо сопроводительное — письмо, которое составляется для сообщения адресату о направлении каких-либо документов, материальных ценностей, например, об отсылке контрактов, спецификаций, каталогов, образцов товара, грузов; выполняют важную функцию контроля за прохождением документов, грузов и функцию ярлыка.
Письмо-запрос — коммерческий документ, представляющий собой обращение лица, желающего заключить сделку (покупателя к продавцу, импортера к экспортеру), с просьбой дать подробную информацию о товаре и направить предложение на поставку товара (просьба продавца к покупателю).
Письмо-напоминание — письмо, направляемое в том случае, когда не удается с помощью переговоров или личного контакта получить необходимый ответ или добиться принятия нужного решения; состоит, как правило, из двух логических элементов: 1) напоминания о необходимости ответа на запрос; 2) напоминания о выполнении принятых решений, договоренностей и указания мер, которые будут предприняты в случае их невыполнения.
Письмо-приглашение — письмо, адресованное конкретному лицу или нескольким лицам и служащее основанием для их участия в мероприятии.
Письмо-просьба — самый распространенный вид речевого действия в деловом общении. В форме просьбы пишутся заявления, служебные записки, ходатайства.
Повестка— официальное сообщение частному лицу с предложением куда-либо прийти или учреждению — выслать своего представителя.
Подлинник документа— 1)документ официального происхождения в окончательной редакции, удостоверенный соответствующим образом; 2) рукопись; 3) первый или единственный экземпляр документа;
Регистрация документа — присвоение документу регистрационного номера и запись в установленном порядке сведений о документе;
Подпись на документе— подпись должностного лица или автора документа, удостоверяющего его подлинность или заверяющего копию документа.
Положение— 1) правовой акт, устанавливающий основные правила организации идеятельности государственных органов, структурных подразделений органа, а также нижестоящих учреждений, организаций и предприятий; 2) свод правил, регулирующих определенную сферу государственного управления, политической, общественной, культурной или хозяйственной жизни.
Право подписи— полномочие должностного лица на подписание документов.
Правовые коммуникации — процесс осмысленного восприятия, усвоения и интерпретации правовой информации взаимодействующими в правовой сфере субъектами; процесс установления осознанных правовых контактов между отправителями (коммуникаторами) и получателями (реципиентами) правовой информации. Правовые коммуникации имеют проявления на семантическом, техническом и инфлуентальном (англ. influence — влияние) уровнях. Несоответствие структур типу общения, возможностям субъектов, иные изъяны вместо связи порождают коммуникационный вакуум власти и населения.
Предложение— письменное заявление от имени предприятия, адресованное другому предприятию, о готовности заключить с ним договор на определенных условиях; см. оферта.
Представление— документ, содержащий предложение оназначении, перемещении и поощрении личного состава, а также рекомендацию определенных действий имероприятий по вопросам деятельности учреждения.
Претензионное письмо— письмо, отправленное виновной стороной в случае невыполнения ею заключенных ранее различных договоров и разного вида обязательств.
Приказ— 1) правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующий на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от подчиненности; 2) документ, выдаваемый органами государственного и ведомственного арбитража на обязательное исполнение его решения.
Программа— документ, излагающий основные направления работы учреждения или предприятия на определенный период времени (производственная П.) или этапы и сроки осуществления крупных работ, испытаний.
Проект документа— предварительный вариант документа, предназначенный для рассмотрения.
Протокол— документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.
Распорядительные документы— документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов.
Распоряжение— правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом коллегиального органа государственного управления, в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц и граждан.
Регистрационная карточка— карточка, предназначенная для регистрации документов в делопроизводстве учреждения.
Регистрационный помер документа— порядковый номер, присваиваемый входящему или исходящему документу при его регистрации, являющийся частью делопроизводственного индекса или заменяющий его.
Регистрационный штамп— штамп, содержащий название учреждения, дату регистрации, регистрационный индекс, номер дела, в которое будет помещен документ.
Регистрация документов— запись в учетных формах (журналах, карточках и т.п.) кратких сведений о документе и проставление на документе делопроизводственного индекса и даты регистрации.
Реестр— перечень (список) чего-либо, применяемый в бухгалтерском учете и делопроизводстве (например, Р. описей).
Резолюция на документе— письменное указание руководителя исполнителю о характере и сроках исполнения документов.
Реквизит — обязательный содержательный элемент служебного документа.
Реквизит документа— обязательный информационный элемент (автор, дата и т.п.), присущий тому или иному виду документа.
Реквизит документа - обязательный элемент оформления документа;
Рекламационное письмо— заявление об обнаружении недостачи, дефектов в полученной продукции или в выполненной работе.
Рекламация — коммерческий документ, представляющий собой претензии к стороне, нарушившей принятые на себя обязательства, и требование возмещения убытков; могут быть предъявлены в отношении качества товаров, сроков поставки, упаковки, маркировки, платежа и других условий контракта.
Решение— документ, принимаемый коллегиальным органом в целях разрешения производственных задач, вопросов.
Рубрикация — графическое членение текста на составные части.
связана с такой информацией и которая используется для определения лица,
Сдаточная опись— опись документальных материалов, составленная учреждением при передаче дел в архив.
система электронного документооборота - информационная система, обеспечивающая сбор документов (включение документов в систему), их обработку, управление документами и доступ к ним);
Сканирование документа - получение электронного образа документа;
Скрепа текстовая — средство соединения предложений. В качестве скреп выступают вводные слова, указательные местоимения, причастия с широким значением.
Служба делопроизводства— подразделения в учреждении: секретариат, канцелярия, управление делами, общий отдел, отдел документационного обеспечения и др., основной функцией которых является работа с документами.
Служебная записка— записка о выполнении какой-либо работы, направленная должностным лицом другому должностному лицу.
Служебный документ — документ с необходимыми реквизитами, созданный или полученный организацией в связи с осуществлением служебных функций.
Служебный документ - официальный документ, используемый в текущей деятельности Службы;
Согласование документа— обсуждение, оценка проекта документа должностными лицами организации.
Состав удостоверений— подпись и печать.
Список— перечисление лиц или предметов в определенном порядке, составленное в целях информации или регистрации.
Справка— документ, содержащий описание или подтверждение тех или иных фактов, событий.
Стандарт— нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции ив необходимых случаях требования к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение, а также требования к иным объектам стандартизации, устанавливаемые Госстандартом РФ.
Стандартизация делового языка — свойство деловых документов, обеспечивающее ту степень коммуникативной точности, которая придает документу юридическую силу. Любая фраза, любое предложение должны иметь только одно значение и толкование.
Стандартизация сочетаемости языковых единиц — свойство деловой речи, состоящее в ограничении сочетаемости единиц и использовании регламентированной сочетаемости.
Стенограмма— дословная запись докладов, речей и других выступлений па собраниях, совещаниях и заседаниях коллегиальных органов, осуществленная методом стенографии.
Табель— перечень каких-либо показателей, составленный в определенном порядке (например, Т. отчетности, Т. успеваемости).
Таблица — форма документа, в котором текстовые и цифровые сведения размещены по графам.
Тайна переписки— конституционное право, обеспечивающее неприкосновенность всех видов почтовых отправлений, телефонных переговоров и других сообщений, запрет на вскрытие корреспонденции (сообщения), знакомство с нею и оглашение ее содержания.
Талон обратной связи— документ, уведомляющий о получении чего-либо (информации, материальных ценностей, документов).
Тезаурус— словарь-справочник, в котором перечисляются все лексические единицы информационно-поискового языка с их связями, а также синонимические дескрипторы и ключевые слова и словосочетания естественного языка.
Текстовой документ— документ, содержание которого изложено посредством любого вида письма.
Телеграмма служебная — служебный документ, который используется для передачи экстренной информации.
Терминированность — лексическая особенность деловой речи, состоящая в высокой насыщенности терминами.
Типизация деловых документов — способ стандартизации документа, который позволяет моделировать текст любой разновидности. С помощью типовых блоков, которые представляют собой клишированные части текста (в текстах договоров - это представление сторон, предмет договора, порядок расчета, обязанности и права сторон, срок действия договора).
Типовые документы— 1)документы, отражающие однородные вопросы и составляемые по одинаковым образцам; 2) нормативные и распорядительные документы, определяющие порядок работы учреждений (Т. устав, Т. структура) или отдельных ее сторон (Т. договор), и являющиеся образцами для составления в учреждении одноименных документов с учетом специфики деятельности.
Товарный знак— условное обозначение, зарегистрированное государством, предназначенное для отличия товаров одних юридических и физических лиц от однородных товаров других.
Трафаретизация деловых документов — способ стандартизации документов, обусловливающий высокую степень информативной емкости текста благодаря свертыванию высказывания и возможности дешифровки, развертывания его в полную структуру.
Трафаретный документ— документ, имеющий заранее отпечатанный стандартный текст (часть текста) и дополняющее его конкретное содержание.
Требования этикета — отличительный признак деловой речи, состоящий в максимальности этикетных требований, что выражается в обилии этикетных знаков и этикетных текстов.
Указание— I) правовой акт, издаваемый органом государственного управления преимущественно по информационно-методическим вопросам, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления; 2) документ, содержащий требования и необходимые разъяснения по отдельным вопросам проектирования и строительства.
Указатель — систематизированное перечисление наименований, имен, предметов со справочными данными о них.
Унифицированная форма документа - совокупность реквизитов и типовых фрагментов текста документа, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации;
Утверждение документа — заполнение реквизита гриф утверждения документа должностным лицом, как правило, руководителем.
Факсимиле— I) воспроизведение техническими средствами точного изображения подписи, текста, сделанного от руки, копия документов, получаемых по факсу; 2) клише, печатка, позволяющая многократно воспроизводить собственную подпись на документах.
Физическое лицо— гражданин, являющийся участником гражданских правоотношений (носителем гражданских прав и обязанностей).
Фирма— предприятие, компания, организация в производственной, транспортной, торговой, банковской и других сферах, обладающая правами юридического лица и преследующая коммерческие цели.
Формирование дел— группировка документов по делам в соответствии с номенклатурой и их упорядочение внутри дела.
Формуляр документа— совокупность расположенных в установленной последовательности реквизитов документа (автор, адрес, дата, заголовок, содержание и т.п.).
Формуляр-образец— совокупность реквизитов документов, расположенных в установленной стандартом (ГОСТ Р 6.30-97) последовательности.
Циркулярное письмо— деловое письмо, направленное из одного источника в несколько адресов.
Шаблон бланка (унифицированной формы документа) — бланк документа (унифицированная форма документа), представленный в электронной форме;
Экспедиция— специальный аппарат учреждения по приему и рассылке документов.
Экспертиза ценности документов — изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации;
Экспертная комиссия— комиссия, состоящая из квалифицированных работников, созданная для проведения ежегодного отбора документов для дальнейшего хранения и выделения к уничтожению.
Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом.
Электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;
Электронный документооборот — документооборот с применением информационной системы;
Электронный образ документа — электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе;
Юридическая сила документа— а) свойство документа быть подлинным доказательством фактов, событий, действий. Документ имеет юридическую силу при наличии даты и подписи, а в необходимых случаях — печати, грифа утверждения, нотариального удостоверения и иных реквизитов, определенных соответствующими нормативными актами; б) свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.
Юридическое лицо— учреждение, предприятие или организация, выступающее в качестве самостоятельного носителя гражданских прав и обязанностей.
Языковая формула (документа)— слово, словосочетание, предложение или сверхфразовое единство, организующее основной текст (документа) и закрепленное за конкретным видом документа. Например, языковой формулой гарантийного письма служит конструкция: «Оплата гарантируется. Наш расчетный счетв... отделении...банка»; сопроводительного — «Направляю ...», «Высылаю...» и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ О государственном языке Российской Федерации"(С изменениями и дополнениями от: 2 июля 2013 г.)
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.
Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.
3. Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.
4. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.
5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации.
6. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
7. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих проблемы языка.
Статья 3. Сферы использования государственного языка Российской Федерации
1. Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию:
1) в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;
2) в наименованиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности;
3) при подготовке и проведении выборов и референдумов;
4) в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации;
5) при официальном опубликовании международных договоров Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов;
6) во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений;
7) при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки;
|