ТЕМА 1.6. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Студент должен
Иметь представление:
· о взаимоотношении личности и общества;
· об отличии социализации и воспитания;
· о теориях, объясняющих причины отклонений поведения;
· о конкретных формах социального отклонения поведения;
· о многообразии форм культуры.
Знать:
· что социализация личности – процесс усвоения ею социальных норм и освоения социальных ролей;
· основные этапы и особенности процесса социализации личности;
· формы регуляции и само регуляции социального поведения;
· социологическую трактовку культуры как совокупности ценностей, норм, обычаев, традиций, языка, являющихся результатом реализации своей социальной природы;
· социальные функции культуры.
Уметь:
· привести примеры об особенностях процесса социализации в различные периоды жизни человека и в различных типах обществ;
· использовать полученные знания в регулировании взаимоотношений в обществе;
· самостоятельно раскрыть роль культуры в жизни общества;
· самостоятельно анализировать проблему влияния отклонения поведения на развитие общества.
Человек как биологический и социальный индивид. Личность как субъект общественных отношений. Человек, индивид, личность. Взаимоотношение личности и общества. Понятие социального статуса, его содержание. Классификация статусов. Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Процесс социализации: этапы и стадии. Социализация и формирование личности. Значение процесса социализации для личности и общества. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Проблема самоконтроля. Общественное мнение как форма социального контроля. Девиантное и делинквентное поведение. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России. Культура и общество. Социальные функции культуры. Культура, субкультура, контркультура. Особенности молодежной культуры. Материальная и духовная культура. Элитарная, народная, массовая культура. Основные элементы культуры. Культурное развитие и деградация.
Упражнения и задачи
1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»?
2. Что такое личность и каково ее место в социальной структуре?
3. Ниже перечислены статусы. Все они принадлежат к одному и тому же виду статусов. Но к какому именно — главному, социальному, достигаемому или смешанному?
Безработный ______________________________________________________
30-летний инвалид__________________________________________________
Эмигрировавший дворянин___________________________________________
Вышедший из рядов компартии_______________________________________
Чемпион мира______________________________________________________
4. В таблице помещены ключевые понятия и определения. Надо установить,
какому понятию, какое определение соответствует:
Ключевые понятия
| Определения
| Статус
| Статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени
| Роль
| Несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей
| Главный статус
| Совокупность всех статусов данного индивида
| Социальный статус
| Функциональная связь статусов и ролей на основе специализации и кооперации труда
| Личный статус
| Социальное положение человека в обществе
| Общественное
разделение труда
| Положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы
| Статусный набор
| Место статуса в иерархии
| Приписываемый
статус
| Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его
| Достигаемый статус
| Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости оттого, как он оценивается по своим индивидуальным качествам
| Ранг
| Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо благодаря удаче и везению
| Несовпадение статусов
| Динамическая характеристика статуса
|
5.Что такое социализация личности?
6. Какие этапы проходит социализация?
7. Что такое социальный контроль?
8. Чем различаются внешний и внутренний контроль?
9. В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением?
10. Разгадайте кроссворд 1:
По горизонтали
5. Главный регулирующий орган кредитной системы страны или группы стран
7. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее временно не участвующие в обороте называют средство
11. Кому принадлежит данная цитата: не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот
12. Деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом, фиатные деньги не имеют ценности, но способны выполнять функции денег, поскольку государство принимает их в качестве уплаты налогов, а также объявляет законным платёжным средством на своей территории
14. Деньги, в роли которых выступает товар, обладающий самостоятельной стоимостью и полезностью
По вертикали
1. Валюта Украины
2. Объясняет происхождение денег как результат развития общественного труда, обмена
3. Денежный знак, изготовленный из бумаги, металла, обычно прямоугольной формы, которые выпускаются, как правило, центральными банками
4. Деньги, в роли которых выступают знаки или сертификаты, которые могут быть обменены по предъявлению на фиксированное количество определенного товара или товарных денег, например на золото или серебро называют:…
6. Концепция возникновения и сущности денег, которая объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, чтобы ускорить объём товара
8. Деньги являются средством
9. Повышение общего уровня цен на товары и услуги в стране
10. Прямой безденежный обмен товарами
13. Денежная единица, одна из основных резервных валют мира
11. Разгадайте кроссворд 2
По горизонтали
4. Поведение, при котором поступки и действия не соответствуют писанным и неписанным нормам
6. Как называется процесс, при котором индивид стремится наиболее эффективно использовать индивидуальные способности для достижения намеченных целей
9. Как называется статус человека, который пользуется уважением, сложившийся общественным мнением
10. Кто понимается под биопсихосоциальным, духовным нравственным созданием мира, культуры на земле
12. Кто выдвинул концепцию личности, которая подразумевает, что личность - одна из граней мирового разума, способна через развитие сознания прийти к полному осознанию себя и свободы
По вертикали
1. Как называется человек, который отвергает все и хочет заменить его своим идеалом, верит, что делает мир совершеннее
2. В современной социологии выделяют 3 уровня. Как называется один современных социальных уровней, который подразумевает, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объект в материальных и духовных ценностях
3. Как называется вид статуса, который создается в результате собственных усилий
5. Как называется градация, в которой индивид соответствует общепринятым стандартам
6. Как называется процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм, культурных ценностей, образцов поведения
7. Процесс включения социальных норм ценностей, установившихся во внутреннем мире человека
8. Кто внес большой вклад в концепцию социальных статусов
11. Как называется теория, которая включает постулаты: успеха, стимула, ценности и т.д., основоположникам стал Хоманс
12. Разгадайте кроссворд 3
По горизонтали
1. Род или чистый род
2. Предписание того, как нужно себя вести в обществе
3. Деление общества на социальные слои
5. Неповторимость, уникальность личности
6. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения в согласии с нормами и ценностями
8. Группа людей, с каким - либо общим статусным признаком
11. Отклонение от норм
13. Осознанный способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других
14. Это наиболее выраженная форма неравенства, при которой часть индивидов принадлежит другим как собственность
15. Пятирим Александрович
18. Бегство от действительности
19. Возможность смены социального слоя
21. Согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения
22. Реакция личности на воздействие других людей и общества в целом
23. Облик, который, по мнению общества, характерен для носителя того или иного статуса
По вертикали
1. Общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда
4. Способ решения ролевого конфликта
7. Положение, при котором люди имеют преимущество перед другими
9. Отрицание целей данного общества
10. Системное качество индивида
12. Правила поведения в общественном месте
13. Снятие ролевого напряжения путем неосознанного временного исключения из жизни одной из ролей
16. Основатель социально-психологического направления в изучении личности
17. Соотносительное положение личности в обществе
20. Социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения
13. Разгадайте кроссворд 4
По горизонтали
1. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества
3. Социокультурная общность людей
7. Кто ввел термин контркультура
8. Совокупность принятых в обществе социальных норм, поведения, языка, ценностей и религии
9. Один из слоев этнической культуры
10. процесс врастания человека в культуру, отличающуюся от той, в которой он был воспитан (которую он освоил в процессе социализации)...
12. Специфическая форма человеческого общения
13. Форма христианства, которая со времени Лютера, Цвингли и Кальвина выдвигалась, прежде всего, в лютеранской и реформатской церкви, а также в бесчисленных свободных церквах и сектах
14. Один из видов культур
16. Специфическая подгруппа субкультуры, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых
По вертикали
2. Кто ввел термин контркультура
4. Один из признаков субкультуры
5. Состояние хаоса норм и ценностей, исчезновение однозначных указателей на то, как надо поступать
6. Культура людей, связанных между собой общностью происхождения и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью
11. Совокупность мировоззренческих установок, поведенческих установок и форм духовно-практического освоения мира
14. Территориальное экономическое и лингвистическое объединение людей
15. Один из культурно-исторических типов
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ
1. Понятие личности в социологии и психологии.
2. Эрих Берн о механизмах социальной регуляции поведения человека.
3. Теория «зеркального Я» Ч. Х. Кули.
4. Проблемы социализации личности в современном обществе.
5. Девиантное поведение личности: показатели, состояние, основные причины.
6. Проблемы самореализации личности в современных условиях.
7. Культура как важнейший фактор социализации.
|