Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Правила оформления научной литературы

 

Библиографическое описание

 

Последовательность расположение элементов библиографического описания следующая (перед каждым элементом описания стоит знак, который необходимо ставить при включении работы в библиографический список, нпр.: : (двоеточие), . – (точка и тире) и т.д.):

1.Фамилия, инициалы автора. Основное заглавие.

2. : Другое заглавие, подзаголовок (если они есть).

3. // Название сборника, журнала, газеты, в котором помещена статья.

4. . – Место издания.

5. : Издательство (для книги).

6. , Год издания (для книги).

7. . – Год издания (для журнала).

8. . – Номер (для журнала).

9. . – Количество страниц (в книге: . – 143 с.; страницы, на которых помещена статья: . – С. 117-125).

 

Оформление списка научной литературы

 

Однотомные издания
1. Книги одного, двух или трех авторов 1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М.: Высшая школа, 1993. – 144 с. 2. Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. – Спб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2000. – 356 с. 3. Горбановсий М.В., Караулов Ю.Н., Шаклин В.М. Не говори шершавым языком. – М.: Наука, 1999. -215 с.
2. Книги четы­рех и более авторов 1. Речевое общение: Искусство убеждать / Н.В. Анисина, С.В. Ганапольская, Л.В. Степанова, Л.П. Стычкина. – Спб.: СпбГТУ, 2000. – 129 с. 2. Русский язык и культура речи: Учебник / В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Баранова и др.; Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – 411 с.
3. Издания, не имеющие индивидуальных авторов. Русский язык конца XX столетия (1985-1995 гг.) / Отв. ред. Е.А. Земская. – М.: Наука, 1996. – 203 с.
4. Сборники научных трудов, статей. 1. Лексические и лингвистические инновации: Сб. научн. трудов Латв. гос. ун-та / под ред. Е.Р. Шмидта. – Рига: Изд-во Латв. гос. ун-та, 1982. – 166 с. 2. Книгоиздательский бизнес: Сб. ст. / отв. ред. С.В. Брызгунова. – М., 1993. – 120 с.
5. Словари, справочники. Максимов В.И., Одеков Р.В. Учебный словарь-справочник русских грамматических терминов (с английскими эквивалентами). – Спб: Златоуст, 1998. – 304 с.
Многотомные издания
1. Издание в целом. 1. Аристотель. Соч.: В 4 т. / под ред. А.Ф. Филина. – М.: Прогресс, 1976-1984. 2. Русская грамматика: В 2 т. /под общ. ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Наука, 1982.
2. Отдельный том Аристотель. Соч.: В 4 т.: Т.2 / под ред. А.Ф. Филина. – М.: Прогресс, 1978. – 215 с.
Составная часть издания (глава, раздел, статья и т.д.)
1. Из собрания сочинений. Лейбиц Г.В. О мудрости // Соч.: В 4 т. – Т.3 / под ред. Г.З. Мендельсона. – М.: Высшая школа, 1984. – С. 97-100.
2. Из книги. Скворцов Л.И. Просторечие и жаргонные элементы в парламентских выступлениях // Культура парламентской речи / под ред. Л.И. Скворцова. – М.: Наука, 1994. – С. 103-113.
3. Из журнала. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. – 1999. - №3. – С.63-90.

 



Библиографическая ссылка

 

Ссылка может даваться прямо в тексте. При этом после цитаты в скобках указывается сначала номер данного издания по библиографическому списку, затем, после запятой указывается страница, на которой находиться цитата. Например: С.Г. Кара-Мурза пишет, что «главным средством закабаления стал язык телевидения с особым жанром – рекламой, главный смысл которой имеет манипуляция сознания». (21, с. 95).

Ссылка может быть подстрочной, т.е. располагается под текстом на странице. В конце цитаты сверху ставиться цифра по порядку, внизу страницы оформляется сноска.Например: С.Г. Кара-Мурза пишет, что «главным средством закабаления стал язык телевидения с особым жанром – рекламой, главный смысл которой имеет манипуляция сознания».1 Внизу страницы:

1 Кара – Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Алгоритм, 2000. – С. 95.

При записи подряд нескольких библиографических ссылок на один источник во второй и последующих ссылок приводятся слова там же. Например: 1Там же. – С. 300.

Функционально-смысловые типы речи

Типы речи

По построению и содержанию тексты неодинаковы. Основные типы организации монологической речи (устной и письменной) – повествование, описание, рассуждение.

Типы речи не привязаны к определенным стилям и жанрам, однако, можно отметить предпочтительные связи. Так, для разных жанров художественной литературы характерны повествование и описание, для произведений науки – рассуждение. В публицистике употребляются три типа речи. В разговорной речи чаще других встречается повествование.

 

Повествование

 

Повествованиеэто тип речи, в которомобычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Повествование динамично. В нем есть движение.

Текст-повествование строится по следующей схеме:

 

[1] [2] [3] [4]…

 

Такой способ связи называется цепным.

Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т. д. В начале предложения могут быть словаКАК-ТО РАЗ ОДНАЖДЫи др., обозначающие время и место события. Основной показатель текста-повествования – формы глаголов совершенного вида. Следующие предложения (2-е, 3-е и т. д.) показывают, как одно действие (событие и т. д.) сменяется другим, одна картина – другой. Количество таких предложений ограничено. Например:

Вдруг обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мраке. Все мальчики перепугались. Ваня выскочил из-под своей рогожи. Павлуша с криками бросился за собаками. Лай их быстро удалялся… послышалась беспокойная беготня встревоженного табуна. Павлуша громко кричал «Серый! Жучка!...» Через несколько мгновений лай замолк; голос Павла принесся уже издалека… Прошло еще немного времени; мальчики с недоумением переглядывались, как бы выжидая, что-то будет… Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша. Обе собаки также вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки. (И. С. Тургенев. Бежин луг)

Описание

Описаниеэто тип речи, в которой с разной степенью полноты указываются признаки и свойства разных предметов.

Предметом описания могут быть представители живого и растительного мира (человек, животное, птица и т. д.), природа, населенный пункт, помещение и т. д.

Текст-описание обычно строится по схеме:

[1]

 

[2] [3] [4]

 

Такой способ связи называется параллельной связью.

Первое предложение содержит тему. Следующие за ним предложения обозначают какой-то признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-то деталь общей картины. Количество характеризующих предложений неограниченно. Предложения, конкретизирующие общую картину, соединяются бессоюзной связью. Например:

Особенно хорош восходсолнца над океаном! Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далекими облаками. И все вокруг внезапно меняется.

Иными кажутся далекие берега, гребни набегающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубымшатром покрывающего бескрайнее море. Пена на гребнях волн кажется золотою. Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля…

Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку?

(И. Соколов-Микитов)

 

Рассуждение

 

Рассуждениеэто тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель рассуждения – убедить адресата в чем-либо, укрепить или даже изменить его мнение.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

1) тезис (положение, которое надо доказать);

2) доказательства (аргументы, доводы);

3) вывод (общий итог).

Типичный пример рассуждения дают точные науки, например теоремы, в которых есть компоненты схемы: «что дано», доказательство и вывод – «что и требовалось доказать».

Приведем пример рассуждения из области гуманитарных наук:

Нужно ли изучать русский язык в школе?

Русский язык – язык русского народа. Изучая язык, школьники узнают о жизни общества, и о его истории.

Русский язык – один из богатейших мировых языков. Изучая его, школьники познают его закономерности, овладевают нормами литературной речи, расширяют свой активный словарь.

В. Г. Белинский писал: «Грамматика не дает таланта, но дает таланту большую силу».

Изучение языка – важнейшее условие развития языка и мышления, повышения культуры речи.

Таким образом, изучение русского языка в русской школе имеет огромное значение.

 

Задание 56. Определите стиль и тип речи.

Я вышел к берегу, прикинул, куда идет гроза, и увидел, что она идет прямо на лес. Я вернулся к избе, сел на терраске на пол, прислонился спиной к двери и приготовился остаться с глазу на глаз с грозой. Мне хотелось проследить весь ход грозы от самого начала до конца, не пропуская ни одной перемены…

И гроза, как говорят мальчишки, выдала мне весь свой блеск и всю красоту.

После грозы я вычерпал лодку и поехал домой. Вечерело. И вдруг в сыроватой после дождя прохладе я почувствовал, как несется волнами вдоль реки удивительный опьяняющий запах цветущих лип. В этом запахе была свежесть ночи, запах холодных девичьих рук, целомудрие и нежность.

(По Г. К. Паустовскому)

· публицистический стиль; описание и рассуждение

· художественный стиль; повествование и описание

· научный стиль; описание

· х удожественный стиль; описание и рассуждение

 

Задание 57. Определите стиль и тип речи.

У длинной прозы всегда есть ритм. Прежде всего ритм прозы требует такой расстановки слов, чтобы фраза принималась читателем без напряжения, вся сразу. Читатель не должен останавливаться над книгой, чтобы восстановить правильное движение слов, соответствующее характеру того или иного куска прозы.

Вообще писатель должен держать читателя в постоянном напряжении, вести его за собой и не допускать в своем тексте неясных или неритмичных мест.

(К. Г. Паустовский)

· научный стиль; рассуждение

· публицистический стиль; рассуждение

· Художественный стиль; описание и повествование

· публицистический стиль; описание и повествование

 

Задание 58. Определите стиль и тип речи.

Каждому дереву своя цена.

Когда повеет ветерок, за версту услышишь, как цветет липа. Незримая река медового аромата льется от нее по яркому июльскому разнотравью. В тихую, безветренную погоду несметное количество пчел слетаются сюда на работу. Посветлевшее от цветения старое дерево гудит, шумит пчелами, мелькающими среди цветов и листьев. С одной липы больше собирается меда, чем с гектара цветущей гречихи. от цвета черемухи нет подобного проку, но цветет она рано, в пору весеннего пробуждения и буйства всех земных сил и соков. Поэтому и связана с ней лирика тайных встреч, и первых свиданий, и горячей любви.

Но вот угасает все: осыпается черемуха и отцветает сирень, жухнут травы и желтеют листья. Кто же залюбуется в сентябре черемухой, чей взор задержится на кусте жасмина, кто заглядится на голые заросли шиповника? Вероятно никто. Но есть иное дерево, которое не бросается в глаза ни весной, ни летом.

Зато когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, загорятся среди долины яркие, пламенные костры рябины, а люди сложат об этом дереве свои лучшие задушевные песни. То янтарные, то оранжевые, то ярко-красные, проглядывают гроздья сквозь резную зелень, и, глядя на них, мы изменяем красоте шиповника и жасмина.

· разговорный стиль; повествование

· художественный стиль; описание

· научный стиль; описание

· публицистический стиль; описание

 

Задание 59. Определите стиль и тип речи.

Для поддержания жизни на суше необходима почва, потому что без почвы не могут существовать растения. Почва формируется в результате медленных и сложных превращений – физического разрушения пород, химического выветривания, воздействия корней растений и микроорганизмов. В почве есть плодородный гумусовый слой, который формируется из отмерших остатков в основном растительного происхождения. На разных почвообразующих породах и в разных климатических зонах формируются разные типы почв. В умеренном климате, где атмосферные осадки превышают испарение, из верхнего пласта почвы вымываются окрашенные соединения, например гидроксида железа, оставляя осветленный слой, характерный для подзолистых почв. В тропиках обильные осадки уравновешены высоким уровнем испарений, поэтому соединения железа скапливаются у поверхности, что приводит к образованию красных латеритных почв-кремноземов.

· разговорный стиль; повествование.

· научный стиль; повествование

· художественный стиль; описание

· публицистический стиль; рассуждение

 

Задание 60. Определите стиль и тип речи.

Вы можете спросить меня: что же я призываю всех быть филологами, стать специалистами в области гуманитарных наук? Быть специалистами, профессионалами - гуманитариями я не призываю. Разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками.

(По Д. С. Лихачеву)

· публицистический стиль; рассуждение

· публицистический стиль; повествование

· научный стиль; все типы речи

· художественный стиль; описание

Текст. Структура текста

Текстэто группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Выделяют следующие средства связи предложений в тексте:

1. Лексические

 

- лексический повтор.

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

- с помощью синонимов.

В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.

- с помощью антонимов.

Хорошее долго помнится, плохое, к несчастью, быстро забывается.

- описательный оборот.

1) Построили шоссе. Шумная стремительная река жизни соединила город со столицей.

2) Из кустов я вижу стайку чибисов. Белобокие птицы сидят, вобрав головы.

- предложения могут соединяться с помощью родо-видовых слов.

В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья. В густой траве на лесных полянах мы находим душистые ночные фиалки. А у глухого ручья на берегу реки любовались голубыми незабудками.

2. Морфологические средства связи предложений в тексте

3.

- Местоименная связь:

личные местоимения 3 л. ед. и мн. ч.

1) О родина! Она всегда прекрасна.

2) Степные целинные вишни. Сколько они вынесли.

3) Призыв об охране лесов должен быть обращен прежде всего к молодежи. Ей жить на земле.

указательные местоимения.

1) Над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. Такие звезды бывают только осенью.

2) Хлеб… Есть только одно слово, которое равнозвучно слову «хлеб». Это слово – «жизнь».

- Связь с помощью наречий. Левый берег нагорный, скалистый; правый – равнинный, низменный. Художники-пейзажисты нашли бы здесь неистощимый материал для своих произведений.

- Связь с помощью союзов. На реке стоял полный штиль, безветрие. Лазурная безмятежность высокого неба тоже ничего дурного не предвещала. И настроение у экипажа корабля было бодрое.

- Единый видо-временной план.

Этот способ связи состоит в том, что глаголы-сказуемые в предложениях текста стоят в форме одного вида и времени. Например:

Береза.

1) На высокой гриве стоит береза. 2) Ее корявый ствол оброс лишайником и тугим, как резина, трутом. 3) С пожелтевших сучьев до самой земли свешиваются длинные молодые ветви. 4) Эти ветви делают березу очень чуткой: кругом ни ветерка, а береза покачивается, сверкает листьями и шумит, шумит. 5) И тонут в этом родном сердцу шуме все обиды, горести и боязни. 6) Войди в этот шум, и ты станешь самым счастливым.

Единый видо-временной план текста проявляется в том, чтосказуемые I, III, IV, V предложений выражены глаголами несовершенного вида настоящего времени. Только во II предложении сказуемое выражено глаголом совершенного вида прошедшего времени. Это прошедшее результативное указывает, что действие произошло давно, но результаты его проявляются в настоящем (Ср.: Ее ствол обвивают лишайник и трут), поэтому такое прошедшее время сочетается с формами прошедшего времени.

 

Синтаксические средства связи

 

- Синтаксический параллелизм. Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки. Они прощают и шум, и холод, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

- Вводные слова.

Для чего люди читают? Очевидно, можно выделить три причины, побуждающие людей к чтению. Во-первых, они читают для овладения какой-нибудь специальностью. Во-вторых, читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем нас мире.

Правда, может быть, есть и еще одна причина – «убить время». К сожалению, есть еще люди, которые не знают, куда себя деть. Таким образом, чтение может приносить огромную пользу, но может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека. Все дело в умении читать.

Задание 61. Прочитайте текст и выполните задания.

(1) … (2) Так, к началу XIX века на Земле проживал один миллиард человек, а к концу XX века – уже шесть миллиардов человек. (3) Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом. (4) Но рассчитана ли биосфера Земли на подобные взрывы? (5) Ученые установили, что наша планета рассчитана только на 200 миллионов человек. (6) … Человек превысил свою долю в биосфере в несколько раз.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.