Тема 11 Конфликтные и кризисные ситуации в политике План:
1 Понятие политического конфликта
2 Предотвращение, урегулирование и разрешение политических конфликтов
Понятие “конфликт” для целого ряда зарубежных и отечественных исследователей является имманентно присущим самому феномену власти. Власть ассоциируется с противостоянием, сопротивлением, принуждением, санкциями и другими “негативными коннотациями”, поэтому большинство авторов включают конфликт в число неотъемлемых элементов властных отношений. Так, В. Ледяев пишет: “Власть часто связана с конфликтом, некоторые формы власти подразумевают конфликт само собой”. В первую очередь, этот тезис относится к власти политической. Некоторые авторы утверждают даже, что политика уже сама по себе выступает ничем иным, как глобальным конфликтом. ”Конфликт проявляется во многих сочетаниях и формах, включая драматические состязания на выборах на высокие общественные посты, грандиозные конституционные баталии по поводу фундаментальных принципов, а также горькие столкновения по поводу противоречивых политических вопросов, касающихся земных проблем, возникающих в ежедневной жизни государства”, – отмечает американский политолог Т. Павлак. Такая расширительная трактовка сущности политических коллизий обеспечивается присутствием политической составляющей в любой разновидности конфликта. Венгерский исследователь К. Кульчар утверждает: даже внутриличностные конфликты, выступая как противоречия между интересами, информацией и ценностями индивидуума, могут проявляться и как политические конфликты.
Субъектами (оппонентами) в политических конфликтах могут выступать как отдельные индивиды, так и самые различные социальные группы, при этом объектом противоборства выступают властные ресурсы как мощный распределительный инструмент.
Предмет конфликта, т. е. то, по поводу чего возникает конфликт между сторонами, чрезвычайно разнообразен: это может быть территория, право на использование ресурсов (например, морских), властные полномочия и т. д. Наиболее типичными предметами конфликтов выступают следующие: негативное отношение к режиму, территориальные претензии, наличие или отсутствие каких-либо прав или привилегий, этно-национальные противоречия, имперские амбиции, экономические проблемы, к которым относятся, например, вопросы налогово-бюджетной политики, тарифы, коммерческого судоходства и другие.
Система конфликтообразующих факторов исследуется в конфликтологии в рамках двух основных направлений:
1) структурного, которое связывается с анализом независимых переменных,
2) процедурного (здесь рассматриваются зависимые переменные).
В конфликтном противостоянии существуют два основных “слоя”: верхний, определяемый социально-экономическими и политическими параметрами, и нижний — ценности и традиции, свидетельствующие о наличии или отсутствии “культуры согласия” в обществе. Этот нижний слой более всего соотносится с собственно процедурными факторами и во многом определяет ориентацию на совместные или односторонние решения. Причем, субъективные предпосылки (прежде всего, социо-культурные и социально-психологические) конфликтов вплетены в ткань объективных (экономико-политических) настолько тесно, что порой их автономное исследование представляется делом весьма сложным.
Для того чтобы политический конфликт не стал неожиданностью, необходимы:
1. наличие эффективной нормативно-правовой системы, в которой на законодательном уровне заложены основные правовые нормы как для предотвращения политических конфликтов, так и для их урегулирования и разрешения. На уровне отдельной политической системы (государства) основу такой правовой системы составляет конституция и другие основополагающие законодательные акты, на уровне международных отношений — различные двусторонние, многосторонние и общие международные правовые акты. Наличие нормативно-правовой системы позволяет решать многие возникающие между политическими субъектами противоречия, а в случае возникновения конфликта — оперативно институционализировать его;
2. готовность всех субъектов политического процесса соблюдать существующую систему правовых норм;
3. организация и проведение мониторинга по выявлению потенциально конфликтных зон и принятие мер по предотвращению конфликтов.
В случае возникновения конфликта необходимо:
· выявить причины и мотивы конфликта, его объективную и субъективную составляющие;
· определить реальных субъектов, имеющих свой интерес в конфликте;
· выявить конфликтную установку сторон — их цели и ожидания, намерения;
· оценить состояние внешних условий, в которых развивается конфликт, например наличие объективных критериев для институционализации конфликта или «внешних» факторов влияния на конфликт.
Следующий этап в урегулировании и разрешении политического конфликта предполагает ряд последовательных процедур, таких как:
· институционализация конфликта — определение общих правил и принципов в разрешении конфликта;
· легитимизация- готовность конфликтующих сторон соблюдать принятые нормы и правила в процессе разрешения конфликта;
· структурирование конфликтующих групп- выявление (субъективация) носителей преследуемых в конфликте интересов и определение количественных и качественных характеристик участников конфликта;
· редукция- последовательное ослабление конфликта за счет перевода его на другой уровень.
М. М.Лебедева предлагает следующие принципы урегулирования конфликта.
Принцип постепенности позволяет сторонам подготовиться к началу непосредственного урегулирования конфликта: выявить точки зрения, снизить напряженность в отношениях, сформировать взаимное доверие сторон друг к друг, проработать различные варианты решений и лишь затем приступить к согласованию окончательного решения.
В условиях вооруженного конфликта принцип постепенности предполагает прохождение ряда фаз:
· прекращение насильственных действий — снижение уровня противостояния, стабилизация ситуации;
· установление диалога, подготовка к проведению переговоров;
· начало переговорного процесса;
· выполнение достигнутых договоренностей.
Принцип синхронности предполагает, что стороны должны находиться одновременно на одной фазе.
Существует много способов для завершения политического конфликта: устранение объекта конфликта; замена одного объекта другим; разделение объекта конфликта между сторонами; устранение одной из сторон конфликта; изменение позиций одной или обеих сторон; изменение характеристик объекта; получение новых сведений об объекте или наложение на него дополнительных условий; недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников (например, введение в зону соприкосновения конфликтующих сторон миротворческого контингента); приход участников конфликта к единому решению или обращение их к «арбитру» при условии подчинения любому его решению. В основном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации путем либо воздействия на участников конфликта, либо изменения характеристики объекта конфликта и др.
Возможны и другие способы завершения конфликта, например силовые. Так, военный конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами был прекращен методом принуждения. Миротворческие силы (НАТО, ООН) буквально принудили конфликтующие стороны сесть за стол переговоров.
Литература
1 Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 2007.
2 Политология: Курс лекций / Под ред. Н.М. Марченко. М., 2007.
|