Тема 15 Стратегия развития Казахстана до 2050 года План:
1 Новый политический курс государства
2 «Мәнгілік ел» - национальная идея
Стратегия развития Казахстана до 2050 года. I.Состоявшийся Казахстан – испытание кризисом нашей государственности, национальной экономики, гражданского общества, общественного согласия, регионального лидерства и международного авторитета
1. Сильное и успешное государство
2. Устойчивый процесс демократизации и либерализации
3. Согласие и мир различных социальных, этнических и религиозных групп
4. Национальная экономика. Наша роль в международном разделении труда
5. Сильная социальная политика, которая обеспечила общественную стабильность и согласие
6. Страна, признанная мировым сообществом
7. Наша активная роль в продвижении режима ядерного нераспространения
8. Стратегия Казахстан-2030. Основные итоги
II. Десять глобальных вызовов ХХI века
1. Первый вызов – ускорение исторического времени
2. Второй вызов – глобальный демографический дисбаланс
3. Третий вызов – угроза глобальной продовольственной безопасности
4. Четвертый вызов – острый дефицит воды
5. Пятый вызов – глобальная энергетическая безопасность
6. Шестой вызов – исчерпаемость природных ресурсов
7. Седьмой вызов – Третья индустриальная революция
8. Восьмой вызов – нарастающая социальная нестабильность
9. Девятый вызов – кризис ценностей нашей цивилизации
10. Десятый вызов – угроза новой мировой дестабилизации
В Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года Президент РК Н.А. Назарбаев предложил разработать и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел».
«Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем», - сказал Глава государства.
7 Содержание практических занятий,их объем в часах
Тема 1 Введение. Политология как наука и учебная дисциплина
План:
1. Структура и задачи курса политологии.
2. Роль и значение политологии в формировании личности будущего.
Цель:Определить задачи курса политологии. Раскрыть специфику курса политологии.
По окончании изучения данной темы студенты должны:
Знать:
-основные методы политических исследований;
- взаимосвязь политологии с другими общественными науками.
Тема 2 Основные этапы развития политического знания в истории цивилизации
План:
1. Политическая мысль Древнего Востока.
2. Политические идеи Древней Греции и Древнего Рима.
3. Политическая мысль средневекового Востока.
4. Интерпретации политики в период Средневековья и в эпоху Возрождения и Просвещения.
5. Зарождение и развитие мысли на территории Казахстана (Ю.Баласагуни, М.Кашгари, А.Йугинеки, Коркыт-Ата, Х.А.Яссави)
6 Политические взгляды просветителей ХІХ в. (Ч. Валиханов, Ы. Алтынсарин, А. Кунанбаев). Творческое развитие идеологии просвещения ХХ в. (М. Дулатов, М. Жумабаев, А. Байтурсынов, А. Букейханов, Ш. Кудайбердиев, Т. Рыскулов, М. Жумабаев, С. Торайгыров, С. Сейфуллин)
Цель:Расширить знания студента при изучении курса «Политология»
Обеспечить детальное освоение основных этапов становления и развития политической науки.
По окончании изучения данной темы студенты должны:
Знать:
- историю становления политической мысли;
- основоположников развития политической мысли начиная с древнего периода по настоящее время.
Задание 1. Определите логическую связь становления политической мысли. Понять суть взглядов того или иного мыслителя.
Задание 2.Составить таблицу основных этапов, особенностей и характерных черт становления политической мысли с указанием периодизации.
Литература:
1 Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 2007.
2 Ракитов А.И. Историческое познание. М., 2005.
Тема 3 Политика в структуре общественной жизни
План:
1 Определение политики Н.Макиавелли, М.Вебером.
2 Основные виды политики: внутренняя, внешняя, их взаимосвязь.
3 Сущность и содержание научно-технической, экономической, социальной, национальной, культурной, религиозной, экологической, военной политики.
4Политика суверенного государства Республики Казахстан на этапе модернизации.
Цель:Рассмотреть природу происхождения политики.
По окончании изучения данной темы студенты должны:
Знать:
- теоретические подходы природы и социального значения политики;
- материальные условия политики;
- социальные предпосылки политики.
Задание 1. Рассмотреть варианты определения политики найти общие черты.
Задание 2.Сравнить политику на различных этапах развития государства, выделив приоритеты на предшествующем этапе.
Литература:
1 Борисов Л.П. Политология. М., 2006.
2 Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 2006.
Тема 4 Власть как политический феномен
План:
1. Принципы организации и функционирования власти.
2. Типы легитимности: традиционный, харизматический и рационально-легальный, патриархальный, подданнический и активистский.
3. Формы власти в правлении: монархия и республика, их варианты; в государственном устройстве: унитарном, федерации, конфедерации.
4. Государственная власть в суверенном Казахстане.
Цель:Формировать знания о политической власти как ключевом вопросе политологии. Выработать представление о сущности политической власти. Выявить типы легитимности власти.
По окончании изучения данной темы студенты должны:
Знать:
-концепции существования власти;
- о субъекте и объекте власти;
- о типах власти;
- о легитимности власти.
Задание 1. Составить по 3 тестовых задания по разделам Конституции РК.
Задание 2.Составить следующую таблицу, в которой кратко записываются основные функции различных ветвей власти.
Президент
| Парламент
| Правительство
| Суды и правосудие
|
|
|
|
| Литература:
1 Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 2005.
2 Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 2005.
Тема 5 Субъекты политики
1Место и роль субъектов политики в системе власти
2Показатели становления человека субъектом политики
3 Соотношение политических интересов личности и общества
4 этнические группы как субъекты политики
Цель:Формировать представление о субъектах политики. Продолжить знакомство с правами личности, международное сотрудничество в области прав человека.
По окончании изучения данной темы студенты должны:
Знать:
- роль субъектов политики в системе власти;
- этнические группы как субъекты политики;
- принципы решения проблем снятия политического отчуждения.
Задание 1. Составить тематический глоссарий из 10 слов.
Задание 2.Изучить статьи на данную тему.
Литература:
1 Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 2005.
2 Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 2005.
Тема 6 Политическая системы современности. Политические режимы.
План:
1. Традиционные и современные политические системы.
2. Институты политической системы.
3. Политическая система РК.
4. Элементы и признаки политического режима.
5 Типы политических режимов (тоталитаризм, авторитаризм, демократия)
6 Политический режим в Казахстане, его эволюция.
Цель:Познакомить студентов с институтами политической системы. Развивать умение сравнивать и обобщать. Формировать представление о разновидностях политических режимов. Развитие аналитической культуры.
Задание 1. Определить основные функции политической системы.
Задание 2.Выявить характерные черты политической системы.
Задание 3. Выявить характерные черты политического режима. Предпосылки тоталитарных режимов.
Задание 4.Рассмотреть характерные черты авторитаризма как транзитного политического режима.
По окончании изучения данной темы студенты должны:
Знать:
- сущность политической системы общества;
- функции политической системы общества;
- политическую систему РК.
- основные признаки авторитаризма, тоталитаризма и демократии;
- современные формы демократии.
Литература:
1 Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 2005.
2 Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 2006.
|