ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
административно-территориальноеустройствостраны- это «совокупность административно-территориальных единиц с функционирующей в их пределах системой государственных и общественных органов и организаций. В данном понятии выделяется две стороны: 1) административное устройство, то есть система органов управления, которая образуется по всей территории страны; 2) территориальное деление, в соответствии с которым территория страны условно разделяется на определенные части. В целях эффективного управления практически в каждой территориальной единице создаются соответствующие органы власти.
Согласно ст.9 Конституции Республики Беларусь, территория Беларуси делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.
Более детально вопрос об административно- территориальном делении страны регулируется в Законе от 5 мая 1999 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь».
Основными принципами административно-территориального
устройства (АТУ) Республики Беларусь являются:
сочетание единой государственной власти Республики Беларусь с местным самоуправлением;
равномерность, сбалансированность и комплексность развития административно-территориальных единиц;
примерное равенство размеров территорий и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;
многообразие правовых статусов административно- территориальных единиц и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем развития;
сочетание общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
упрощение и удешевление государственного аппарата, приближение его к населению;
гласность и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ
АТЕ являются территории, в пространственных пределах которых создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы (ст.З Закона).
К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся: области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа при условии, если в них создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и- административный цент, в котором располагаются эти органы.
В Республике Беларусь выделяется три уровня адмтистративно-территориальных единиц:
территория Республики Беларусь делится на территорию столицы и территорию областей;
территория области делится на территории районов и городов областного подчинения;
территория района делится на территории городов районного подчинения, сельсоветов и поселков городского типа.
Территория города Минска, областных центров подразделяется на районы, которые не являются самостоятельными административно-территориальными единицами. Для текущего управления, охраны правопорядка, решения социально-культурных и бытовых вопросов в этих районах образованы администрации. По общему правилу, не создаются органы местного самоуправления и управления также в городах районного подчинения и поселках городского типа. Указанные населенные пункты называются территориальными единицами.
Такой же статус имеют территории специального режима использования: заповедники; национальные парки; заказники; военные полигоны; аэродромы и др.
ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
Законом определены полномочия государственных органов в области административно-территориального устройства.
Наиболее важныевопросы в данной сфере решает Президент Республики Беларусь. Так, Глава государства по представлению Совета Министров Республики Беларусь и с учетом мнения местных Советов депутатов:
образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей и районов;
присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения и их районам, а также районам города Минска;
принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанным с вопросами административно- территориального устройства;
относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах;
принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов города Минска и городов областного подчинения;
объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно- территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну.
При решении вопросов административно- территориального устройства ряд полномочий имеет Совет Министров Республики Беларусь:
представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;
Устанавливает порядок учета и регистрации административно- территориальных и территориальных единиц ; Ведёт контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц; определяет порядок наименования и переименован предприятий, организаций, учреждений, ж.д. станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь;
даёт согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;
создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу.
Определенными полномочиями при решении вопросов административно-территориального устройства наделены местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:
вносят в Совет Министров предложения об изменении области, образовании и упразднении районов в области, изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, изменении границ городов областного подчинения, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством; по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения;станавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;
относят поселки городского типа к иным категориям населенных пунктов, установленным настоящим Законом; образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам.
Областные исполнительные и распорядительные органы по представлению районных и городских исполнительных и распорядительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию образуемых в границах областей административно- территориальных и территориальных единиц, а также исключают их из учетных данных.
Районные Советы депутатов:
вносят в областные Советы депутатов предложения об изменении границ районов и сельсоветов, отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения;
относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;
устанавливают границы, упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты и присваивают им наименования (переименовывают);
устанавливают и переносят административно- территориальные центры сельсоветов.
Городские Советы депутатов:
вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения;вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов – в Совет Министров Республики Беларусь предложения об изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
В соответствии с Законом (ст. 14) для рассмотрения вопросов административно-территориального устройства представляются следующие документы и материалы:
решение соответствующих органов с обоснованием целесообразности вносимых предложений;
экономическая характеристика, содержащая сведения об общей численности населения, проживающего на территории административно-территориальной единицы;
перечень основных промышленных предприятий, строительных, транспортных, сельскохозяйственных и других организаций;
сведения о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде, социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;
|