Конституционные гарантии прав и свобод члк Конституционные гарантии – это правовые средства, с TOC o “1-3″ h z помощью которых государство обеспечивает и защищает конституционные права и свободы.
В науке конституционного права выделяются три уровня гарантий прав и свобод, провозглашенных в Конституции:
1) гарантии, которые содержатся в статьях Конституции, закрепляющих права и свободы граждан:
2)гарантии, которые содержатся в специальных статьях Конституции;
3) гарантии, которые предусматриваются в нормах отраслевого законодательства.
Первая группа гарантий используется в качестве дополнения к нормам Конституции, в которых провозглашаются права и свободы граждан. Например, в ст.ЗЗ Конституции каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. В развитие этой нормы в части второй этой статьи отмечается, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Кроме того, в части третьей указанной статьи установлено, что монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.
Ко второй группе конституционных гарантий относятся статьи Конституции, призванные создать условия для обеспечения всех прав и свобод граждан. К ним относятся нормы, содержащиеся в статьях 59 – 62 Конституции.
Согласно статье 59 Конституции, государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь. При этом государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.
В соответствии со статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда..
Еще одна группа гарантий реализации конституционных прав и свобод содержится в нормах отраслевого законодатель- ства, а именно: гражданского, трудового, семейного и др.
Так, порядок реализации гражданами свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования регламентируется Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от 30 декабря 1997 г. (в редакции Закона от 29 ноября 2003 г.). Право гражданина избирать и быть избранными в государственные органы конкретизируется в Избирательном кодексе Республики Беларусь, вступившим в силу с 25 марта 2000 года. Право граждан на доступ к любым должностям в государственных органах получило свое обеспечение в Законе «О государственной службе в республике Беларусь», принятом 14 июня 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями).
Порядок использования гражданами конституционного права вносить в парламент предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию (при условии сбора инициативной группой не менее 150 тысяч подписей) регламентируется в Законе чО порядке реализации права законодательной инициативы граж- анами Республики Беларусь», принятом 26 ноября 2003 года.
Право граждан направлять личные или коллективные обращения в государственные органы получило свое развитие в Законе «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996 г., а также в Декрете Президента Республики Беларусь № 2 от 14 января 2005 г. «О совершенствовании работы с населением».
В соответствии со ст. 63 Конституцией осуществление конституционных прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. Но и в этих случаях не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24 (право на жизнь), части третьей статьи 25) и статье 31
ПОНЯТИЕ «БЕЖЕНЕЦ». ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СТАТУСА БЕЖЕНЦА
Беженец – лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не желает, вследствие таких опасений, пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего, обычного местожительства в силу таких опасений. Поскольку беженцы не имеют доступа к правовой и социальной защите, которую нормально функционирующее правительство должно оказывать своим гражданам, международное сообщество вынуждено осуществлять особые мероприятия в целях облегчения их сложного положения. В структуре Организации Объединенных Наций создано специальное подразделение, занимающееся проблемами беженцев, – Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Правовой статус беженцев на территории Республики Беларусь определяется Законом Республики Беларусь от 22 февраля 1995 г. «О беженцах», иными нормативными актами. Органы государственной безопасности Республики Беларусь:
по запросу органов государственного управления по вопросам беженцев в пределах своей компетенции представляют информацию о наличии у иностранцев, заявивших о желании быть признанными беженцами, или ходатайствующих о признании их беженцами. Местные исполнительные и распорядительные органы:
определяют места для временного поселения иностранцев, ходатайства которых о признании их беженцами зарегистрированы территориальными органами по миграции и которые не имеют возможности самостоятельно поселиться. Органы Государственной службы занятости Республики Беларусь организуют профессиональное обучение и трудоустройство иностранцев, признанных беженцами.
Обязанности и права:
– Информация о порядке признания беженцев и о своих обязанностях.
– Право на мед. Помощь
– Денежную помощь
– На трудоустройство
– Судебную защиту
Обязаны:
Соблюдать КРБ и другие НПА.
Прибыть на место после регистр в течении 3-х дней.
Дать достоверные сведения о себе
ПРАВО ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА
ПРАВО ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА – особое личное право, которое конституции и законы современных демократических государств предоставляют иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Различают: Территориальное убежище возможность укрыться от преследований на определенной территории государства Дипломатическое убежище – возможность укрыться от преследований на территории дипломатического представительства государства. Для предоставления политического убежища помимо наличия преследований необходим сам факт обращения лица . с соответствующей просьбой. В дальнейшем государство рассматривает эту просьбу и вправе, а не обязано удовлетворить ее. Вопросы политического убежища относятся как внутригосударственным, так и имеют внешне государственное выражение. В МП вопросы предоставления убежища регулируются Декларацией ООН о территориальном убежище 1976 г. Политическое убежище, предоставляемое государством должно , уважаться иными государствами. Основным международно-правовым последствием – предоставлением политического убежища является обязанность государства не выдавать лицо, получившее такое убежище. Поэтому – убежище не может быть предоставлено лицу, совершившему обще уголовное преступление. 2. Также, государство, предоставившее политическое убежище какому- либо лицу приобретает право его квазидипломатической защиты, в случае притеснений его за границей. 3. Государство, предоставившее политическое убежище какому-либо лицу становится ответственным за деятельность такого лица, в том числе и против того государства, из которого данное лицо, эмигрировало. Политическое убежище прекращается в случае изменения обстоятельств, ставших причиной просьбы лица о предоставлении ему убежища, а также в случае натурализации беженца. Беженцы – это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживши в результате преследований военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. Вопросы беженства регулируются Конвенцией о статусе беженцев 1966г. Любой беженец вправе требовать политического убежища. Предоставление политического убежища государством, обязывает его выдать вид на жительство Перемещенные лица – это яйца, насильственно вывезенные в ходе шпорой мировой войны Германией или ее союзниками. с оккупированных территорий. В последнее время данный термин применяется также к лицам, по тем или иным объективным причинам, покинувшим территорию своего проживания. Их еще именуют «вынужденными переселенцами.
СМ КОНСТИТУЦИЮ 12!!!
Особенности норм КП, их
Классификация.
КП нормы- это санкционированные государством. общеобязательные правила поведения в сфере отношений составляющих предмет КП.
КП норм имеют признаки:
1.общие
2.спецефические
Общие:
1.исходят из государства
2.излогаются в письменной форме
3. подкрепляются силой государства
Специфические:
1.особая сфера регулирования общественных отношений.
2.особые источники(конституция,международный договор,закон, указы, декреты президента)
3.базовый характер одержащихся в них предписаний.
4. широкий спектр субъекта на оегулирование кот. Направлены эти нормы.
5. особая структура КП
В большинстве КП нормы отсутствуют гипотеза и санкция.
Классификация КП норм
1.по юридич.силе
2.по методу правового регулирования(делятся на нормы: регулятивные-метод убеждения, охранительная-способ принуждения)
3.по характеру предписания:
А)управомочащие
Б)обязывающие
В)запрещаищие
4. по степени определённости содержащихся в них предписаний:
-императивные (категория требования)
-диспозитивные(право выбора)
5.по значению в механизме правового регулирования:
-материальные(можно регулировать)
-процессуальные(каким способом)
6.по территории действия
-на всей территории РБ
-дейтствующие в границе одмин.тер едениц
Основные институты КП
КП институты-определённые звенья данной отрасли действующие во взаимосвязи,совокупность конкретных правовых норм.
Основные КП институты:
-гос.устройство
-гражданство
-институт избирательной системы
-институт прав и свобод гражданина
-институт президентства, парламентариза
- местного управления и самоуправления.
КПО: понятие и виды.
КПО называются отношения,урегулированные нормами КП. Данным отношениям свойственны как общие черты, так и специфические, связанные с их содержанием и составом субъектов. В основном они возникают в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод граждан.
Виды КПО
1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на конкретные и общие правоотношения.
2. С точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные. Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм – правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.
3. Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные.
4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).
|