Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование

 

 

ФУНКЦИОНАЛИСТСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 

В одном из направлений социологической теории особое значение придаётся позитивной функции образования в обществе. Более полувека назад Эмиль Дюркгейм подчеркивал, что основная функция образования - передавать ценности господствующей культуры. Но поскольку культурные цели и ценности разных обществ (и даже внутри одного общества) существенно отличаются одна от другой, в содержании образования также наблюдаются глубокие различия. В то время как жители древних Афин придавали основное значение изучению изящных искусств, в Древнем Риме главная цель образования состояла в подготовке военачальников и государственных деятелей. В средние века в Европе главное внимание уделяли усвоению христианского учения, а в эпоху Ренессанса возродился интерес к литературе и искусствам. В настоящее время в системе образования делается упор скорее на естественнонаучные дисциплины, чем на искусство. Кроме того, придается важное значение развитию личности. Воспитание молодых людей в духе признания культурных ценностей и идеалов, сложившихся в обществе, помогает поддерживать существующий социальный порядок. Но образование способствует и переменам. Многие исследования, ускорившие освоение ядерной энергии, проводились на физических факультетах американских университетов. Результатом их стало изменения смысла слова война в современном мире. Благодаря специальным программам обучения негров и женщин для всех стало очевидным, что группы меньшинств оказывают сильное влияние на развитие общества, чему обычно не придавали значения (Парелиус, Парелиус, 1978). Таким образом, благодаря образованию культурные ценности сохраняются и передаются от одного поколения к следующему. В то же время оно способствует социальным изменениям, происходящим в связи с внедрением новых технологических методов и переоценкой существующих знаний.



Образование как средство социального контроля

Образование как фильтрующее устройство

Теория "человеческого капитала"

 

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

 

Школы предназначены для того, чтобы приобщить детей к ценностям, господствующим в обществе, но одновременно они становятся также средством социального контроля. В США образование считается обязательным. Это означает, что по закону дети обязаны проводить в школе несколько часов в день, пять дней в неделю, девять месяцев в году. Они получают знания на основе стандартизированных учебников. Дети находятся под присмотром в классе и за его пределами -на спортивных площадках и во время других организованных внешкольных занятий, например игр и танцев. Почти весь день их поведение контролируется главным образом учителями и другими представителями школьных властей. Большинство учащихся признают правильность заведенного порядка, подчиняются власти, высоко ценят успех и усваивают другие привычки и убеждения, внушаемые в школе. Таким образом, образование наряду с религией, семьей и законодательной системой представляет собой один из институтов, способствующих поддержанию стабильности общества.

 

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование

 

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФИЛЬТРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

 

В США и других странах образование оказывает сегодня важное влияние на все виды деятельности человека. Некоторые учащиеся средней школы в дальнейшем продолжают учебу в колледже, другие поступают в техникумы и училища, третьи никуда не поступают. Среди студентов колледжей многие выбирают профессии в области права, медицины, коммерции, торговли и других видов умственного труда. Те, кто имеет лишь диплом об окончании средней школы, обычно получают менее квалифицированную и ниже оплачиваемую работу, например, устраиваются рабочими на фабрику или садовниками. Однако существуют некоторые исключения из этого правила. Иные выпускники колледжей, в конце концов, работают таксистами и барменами, в то время как люди с невысоким уровнем образования достигают вершин успеха в спорте, на эстраде и в некоторых видах бизнеса. Тем не менее, для большинства людей школа и колледж становятся своего рода фильтрами, помогающими определить, что они будут делать, когда станут взрослыми. Как отметил Кларк (1962), в "нашем веке требуются огромные армии квалифицированных специалистов в технической и других областях деятельности, поэтому система образования все в большей мере решает задачу их подготовки" (с.З).

Хэрн (1978) указывает, что с точки зрения подобного функционального подхода образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Таким образом, самые способные и увлеченные своим делом получают наиболее высокие и вознаграждаемые должности. Имеется в виду также, что школы способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности, поскольку в школах и колледжах людей оценивают по их достижениям независимо от классовой принадлежности, расы и пола.

Наконец, образование способствует развитию демократии, поскольку оно ослабляет предрассудки по отношению к группам меньшинств. Благодаря обучению воспитываются хорошо осведомленные граждане, которыми нелегко манипулировать с помощью демагогии и лозунгов. Однако эти утверждения поставлены под сомнение, и в конце главы мы снова рассмотрим их в свете новейших исследований по вопросам школы и образования.

Теория "человеческого капитала"

 

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование

 

Теория "человеческого капитала"

Еще одной разновидностью функционализма является теория "человеческого капитала". Согласно этой точке зрения, образование не является чем-то немедленно потребляемым учащимися, скорее это капиталовложение в их будущее. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. Джастер (1978) объясняет это следующим образом: "Люди начинают жизнь, обладая некоторым объемом потенциального капитала - имеются в виду их природные способности; этот капитал увеличивается в раннем детстве, в школьные годы и в начале трудовой деятельности, но капитал теряет покупательную силу или совсем обесценивается, если их знания и профессиональная подготовка не соответствуют современным требованиям" (с.8).

На основе такого подхода можно объяснить различия в доходах взрослых людей, обусловленные количеством и типом "капиталовложений", сделанных в процессе их образования.

В теории "человеческого капитала" содержится "рациональное зерно", поскольку она утверждает, что усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем, и существует связь между капиталовложениями и вознаграждениями. Это оправдывает неравенство между людьми, поскольку общество затратило неодинаковые средства для их подготовки к разным видам деятельности. Вполне естественно, что вознаграждения соответствуют капиталовложениям. Подобные толкования теории "человеческого капитала" также подверглись критике, в дальнейшем мы рассмотрим этот вопрос более подробно.

 

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.