Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 8. Виды и типы социологического исследования.

1. Социологическое исследование, его структура и виды.

2. Проблема методологии социологического исследования.

3. Основные аналитические документы социологического исследования: программа и отчет о результатах исследования.

4. Методы сбора социологической информации.

5. Выборочный метод в социологии.

1. Социологическое исследование, его структура и виды

Социологическое исследование направлено на поиски объяснения человеческого поведения под влиянием социальных факторов, и, следовательно, ориентировано на поиск некоторой закономерности, обладающей большей или меньшей степенью общности, но всегда требующей эмпирического (т.е. опытного, фактического) подтверждения и критического сопоставления с другими альтернативными гипотезами. Источником таких гипотез могут быть и сложившиеся научные концепции, и реже обыденное знание.

Социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных процедур, направленных на получение достоверных данных об изучаемом явлении, процессе.

Исследования, в зависимости от глубины познания проблемы, могут быть описательными и аналитическими, пилотажными. Описательное исследование лишь отвечает на вопрос: что происходит? Исследование, связанное с поиском причинно-следственных связей – аналитическое может приблизить нас к пониманию и объяснить, почему события происходят именно так. Пилотажное исследование является пробным, в его ходе проверяются (на небольшом массиве людей 50-100 человек) все элементы будущего основного исследования. Если исследование предполагается проводить методом опроса, то при пилотаже разведывается качество составленного опросника. Кроме того, социологические исследования могут быть повторными и точечными (разовыми); эмпирическими и прикладными; сплошными и выборочными.



Особой разновидностью повторных масштабных исследований является мониторинг. Социальный мониторинг – целостная система изучения и отслеживания тех изменений, которые происходят с определенными социальными объектами в ходе их функционирования и развития. Это отслеживание осуществляется на основе сбора, хранения, обработки и сравнения той информации, которая накапливается в ходе долгосрочного исследования изучаемого объекта.

Как правило, социологическое исследование проводится в следующие этапы.

1. Этап разработки теоретической концепции и программы исследования.

2. Полевой этап, т.е. сбор первичных данных, подготовка их для ввода в компьютер. На этом этапе требуется четкое соблюдение инструкций и контроль доброкачественности исходных данных.

3. Период обработки и анализа данных, включая промежуточные научные отчеты по итогам предварительного анализа. Обработка данных, полученных в ходе исследования, сегодня осуществляется с помощью специальных компьютерных программ, позволяющих автоматизировать процесс получения статистических результатов. Самой распространенной является программа SPSS PC.

4. Оформление итоговых отчетов и публикаций.

2. Проблема методологии социологического исследования

Методологией называют совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.

Общеметодологическим требованием к социологическому исследованию является необходимость рассматривать явления и процессы в многообразии их связей и в динамике, таким образом выявляя их устойчивые и изменчивые свойства. Другой важный методологический принцип – процессуальный подход (нужны повторные исследования спустя определенное время, так как социальные явления подвержены изменению).

Методы и процедура исследования – это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных. Основные методы социологических исследований подразделяются на: методы сбора социологической информации; методы обработки и анализа данных; методы построения теории (дедуктивный, индуктивный, сравнительный, структурно-функциональный и др.). Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимность.

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования.

3. Основные аналитические документы социологического исследования: программа и отчет о результатах исследования

Для целей социологического исследования разработаны особые документы. К аналитическим документам социологического исследования относятся программа исследования и итоговые документы (информационная записка, аналитическая записка, отчет о результат исследования). В этих документах отражается содержательная сторона исследования.

Программа исследования – это изложение общей концепции в соответствии с основными целями и гипотезами исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. Тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования. Она включает в себя следующие элементы:

1. Теоретико-методологический раздел программы.

2. Методико-процедурный раздел программы.

Теоретико-методологическая часть программы включает в себя формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования. Проблема в социологическом исследовании – противоречие между знанием о потребностях общества, различных социальных групп, организаций в определенных действиях и незнанием путей, средств и методов достижения этих действий. Научная проблема – это вопрос, ответ на который нельзя получить в совокупности имеющихся, накопленных до этого знаний; для ответа на поставленный вопрос нужны новые сведения, знания, которые получаются в ходе конкретных научных изысканий. Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания. Предмет – наиболее значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Например, исследуя проблему профориентации молодежи, социологи в качестве объекта исследования выделяют молодежь, в качестве предмета – те ее качества, которые влияют на выбор профессии.

Далее необходимо определить цели и задачи исследования. Цель исследования ориентирует на его конечный результат, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования. Определение цели позволяет упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных и частных задач.

Важным элементом теоретико-методологической части программы является развертывание рабочих гипотез. Гипотеза в социологии – научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, характере и сущности связей между изучаемыми социальными явлениями, факторах, определяющих эти связи, и возможных подходах к решению социальных проблем. Гипотезы – главный методологический инструмент, организующий процесс исследования в целом. Они формулируются как утверждения, непротиворечащие ранее установленным научным фактам, предположительное объяснение исследуемой проблемы, которое нужно подтвердить либо опровергнуть в ходе исследования.

Еще один элемент – уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий. Теоретические понятия нужно не только уточнить, дать им определение, но и «разложить» их на эмпирические индикаторы – такие характеристики, которые могут быть измерены. Здесь очень важно найти точки соприкосновения теоретических понятий с реальными социальными процессами и явлениями.

Методико-процедурный раздел программы включает в себя принципиальный (стратегический) план исследования, обоснование системы выборки единиц исследования, набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Отчет о результатах исследования – главный итоговый документ. К нему предъявляются следующие общие требования: четкость и логичность изложения; аргументированность основных положений и выводов; точность формулировок, конкретность изложения результатов работ; обоснованность рекомендаций и предложений. Отчет должен включать ряд обязательных разделов: титульный лист, список исполнителей, реферат, содержание, перечень условных обозначений и символов, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

В реферате отчета должны содержаться сведения об объеме документа, количестве таблиц, графиков, краткое описание сути исследования, его новизны и научных результатов. Указывается и область применения результатов исследования. Введение отчета должно содержать оценку состояния исследований по данной проблеме, актуальность и новизну научно исследовательской работы. В основной части отчета излагаются основные результаты исследования: описываются принципы методологического подхода к исследованию, методы сбора, обработки и анализа информации, затем излагается ход исследования, его результаты, делаются научные выводы. В заключении проводятся краткие выводы по результатам научно-исследовательской работы, даются предложения по использованию его результатов и рекомендаций. В приложение включаются таблицы, графики, рисунки, которые не вошли в текст отчета. Отчет может состоять из нескольких томов, объем каждого из них не должен превышать 90 страниц.

 

4. Методы сбора социологической информации

В социологии применяются следующие основные методы сбора информации: опрос, наблюдение, эксперимент и анализ документов.

В основе опросных методов лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и создают для исследователя необходимую информацию. По характеру взаимодействия социолога и респондента выделяют два основных вида опроса: анкетный опрос и интервью.

Анкетный опрос применяется в социологических исследованиях для сбора информации путем письменных ответов респондентов на жестко фиксированные вопросы анкеты.

Анкета – социологический инструментарий; система вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования. Респонденты самостоятельно в письменной форме отвечают на поставленные вопросы, поэтому важно, чтобы последние были корректно сформулированы. Анкета имеет определенную структуру: титульный лист, введение к анкете, основная часть и социально-демографический блок. Титульный лист содержит название организации, проводящей исследование; название анкеты, отражающее тему опроса; место и год ее издания. Введение к анкете представляет собой обращение к респонденту с просьбой принять участие в опросе. Кратко излагается цель и задачи исследования, предполагаемое практическое использование его результатов, указание на анонимность опроса, объяснение техники заполнения анкеты.

Основная часть анкеты представляет собой перечень вопросов, связанных с изучением проблемы исследования. Первыми ставятся контактные вопросы, затем содержательные, наиболее сложные. Социально-демографический блок, или «паспортичка» – вопросы, уточняющие пол, возраст, образование, национальность респондента. Завершают анкету слова благодарности респонденту за участие в опросе.

В зависимости от способа распространения анкет различают опрос: раздаточный (анкетер лично вручает и получает анкету от респондента); почтовый (анкета высылается респонденту почтой); прессовый (анкета печатается в газетах, журналах).

Наибольшее распространение получил анкетный опрос, что объясняется следующими его основными достоинствами: 1) быстрота сбора информации; 2) возможность охвата очень большего числа респондентов; 3) соблюдение принципа анонимности; 4) возможность использования при анализе и обработке современных компьютерных технологий; 5) возможность лучше исследовать сложные проблемы (например, моральные, мнения о руководителях и т.д.); 6) возможность получить информацию, не всегда доступную прямому наблюдению или отражению в документальных источниках; 7) отсутствие смещения информации под влиянием лица, проводящего опрос. К недостаткам анкетного опроса можно отнести следующие: 1) теряется контроль над процессом сбора информации (например, уклонение от ответов, недобросовестные анкетеры); 2) не дается информация о самой социальной действительности, а происходит ее отражение; 3) меньший объем получаемой информации; 4) невозможность выяснить причину противоречивых ответов; 5) собранный материал может оказаться поверхностным; если опросники жестко стандартизированы, то важные различия точек зрения респондентов могут быть искусственно сглажены; 6) ответы могут содержать то, что люди говорят о своих убеждениях, а не то, что они думают на самом деле.

Интервью – вид опроса, использующий непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

Инструментарием интервью является бланк интервью. Он представляет собой совокупность определенным образом структурированных по содержанию и форме вопросов и высказываний, логически связанных между собой. Интервьюер задает вопросы и получает на них ответы от респондента.

В зависимости от типа формулировки вопросов бланк интервью подразделяется на стандартизированный (на вопросы даны жестко определенные списки вариантов ответов); нестандартизированный (в общей форме определены вопросы, отражающие суть исследуемой проблемы, но порядок их постановки не задан, так же отсутствуют подготовленные списки вариантов ответов на вопросы); полустандартизированный (присутствуют как вопросы с определенными вариантами ответов на них, так и открытые вопросы, предполагающие вольные ответы респондентов).

В зависимости от степени свободы собеседника, которая выражается в форме вопросов, а также глубины ответов, различают следующие виды интервью.

При проведении глубинного интервью исследователь определяет круг проблем, сохраняя полную свободу в способе ведения беседы, а респондент свободен в выборе формы ответов.

При проведении свободного интервью интервьюеру предоставляется свобода в постановке, порядке, количестве и способе выражения вопросов, но при условии, что он должен собрать именно ту информацию, которая намечена темой и планом исследования.

Фокусированное интервью (полустандартизированное) предполагает перечень как строго необходимых, так и возможных вопросов.

В стандартизированном интервью задаваемые вопросы имеют открытый или закрытый характер. Закрытые вопросы предполагают выбор респондентом одного или нескольких вариантов ответа. Открытый вопрос не предусматривает подсказок (вариантов ответа) для респондента. Это интервью проводится на основе опросного листа, строго определяющего порядок и формулировку вопросов.

Интервью может быть личным и телефонным. Последнее отличается краткостью, обычно длится 5 – 10 минут. Также интервью может быть однократным и многократным (панельным). При панельном интервью с самого начале предусматривается сбор информации от одних и тех же лиц по одним и тем же вопросам несколько раз через определенные периоды времени с определенной познавательной целью.

Основные достоинства интервью: 1) респондент скорее соглашается рассказать, чем написать; 2) большая возможность установить степень искренности каждого индивидуального ответа; 3) информация – более яркая, непосредственная, дополненная невербальной (несловесной информацией – жесты, мимика, голос и т.д.); 4) возможность уточнять ответы респондентов с помощью дополнительных вопросов; 5) возможность учесть изменившиеся обстоятельства. Основные недостатки интервью: 1) необходимость более квалифицированной подготовки интервьюеров; 2) большие затраты времени; 3) невозможность задать большее количество вопросов; 4) трудности в решении проблемы анонимности; 5) определенное влияние интервьюера на респондента, особенно если один человек проводит все интервью – в результате его характер и взгляды могут повлиять на итоги исследования.

Метод наблюдения основан на преднамеренном, систематическом восприятии и прямой регистрации социальных фактов с целью их последующего анализа и объяснения. Различают наблюдение сплошное и выборочное. По положению наблюдателя наблюдение может быть: включенное, или участвующее (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы людей, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми) и невключенное, или неучаствующее наблюдение (когда исследователь наблюдает объект со стороны и не участвует в деятельности группы). Кроме того, включенное наблюдение может быть открытым и скрытым.

К достоинствам наблюдения можно отнести следующие: 1)наблюдение обычно дает более богатую и «углубленную» информацию, чем другие методы; 2) дает возможность исследователю вести себя гибко — менять стратегию и следовать новым ориентирам, если они возникают. Недостатками являются следующие: 1) наблюдение может применяться только при изучении относительно небольших групп и сообществ; 2) результаты наблюдения касаются только изученных групп и сообществ; обобщение на основе единичного наблюдения весьма проблематично.

Эксперимент в социологии – это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. В реальном эксперименте эта проверка проводится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он создает или находит определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие выдвинутой гипотезе.

Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:

1. Экспериментатор – это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент.

2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) – условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная должна быть, во-первых, управляемой, т.е. ее направление и интенсивность действия должны находиться в соответствии с программными установками; во-вторых, контролируемой, если ее качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.

3. Экспериментальная ситуация – ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. В условия экспериментальной ситуации не включается экспериментальный фактор.

4. Экспериментальный объект – это группа лиц, согласившихся участвовать в экспериментальном исследовании.

Основными признаками социального эксперимента являются:

1. активное вмешательство исследователя в систему изучаемых явлений;

2. планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, возможная комбинация с другими факторами;

3. планомерный контроль над всеми существенными детерминирующими факторами.

Достоинства эксперимента: 1) можно контролировать степень влияния тех или иных переменных; 2) эксперимент легче повторить другим исследователям. Недостатки эксперимента: 1) многие аспекты социальной жизни не могут быть перенесены в лабораторию или воспроизведены в экспериментальной ситуации; 2) на ответы и поведение участников эксперимента может оказать воздействие ситуация эксперимента. Кроме того, следует помнить об этических про­блемах, иногда возникающих при экспериментальном манипулировании переменными социального окружения. Наконец, экспериментальный метод мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить на обще­ство в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов.

Широко в социологической практике применяется такой метод как анализ документов. Документальной в социологии считают любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном листе, на магнитной ленте, фото-или кинопленке. Для анализа документов могут использоваться как неформализованные (качественные) методы, так и формализованные (качественно-количественные методы). Качественный анализ сводится к чтению документа, пониманию и интерпретации его содержания. Благодаря качественному анализу можно проникнуть в глубину содержания документа, однако, такой анализ субъективен. Преодолеть этот субъективизм можно с помощью формализованного анализа – контент-анализа.

Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Контент-анализ основан на выделении в документе (тексте) интересующих исследователя элементов содержания, классификации выделенных элементов, подсчете их и количественном представлении результатов. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Чаще всего в качестве объектов контент-аналитических исследований выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения.

В целом анализу документов присущи следующие плюсы: 1) исследование может оказаться глубоким или охватить большие группы людей в зависимости от типа изучаемых документов; 2) в особенности это важно в том случае, когда работа либо целиком историческая, либо имеет определенную историческую направленность. Существенными недостатками являются: 1) исследование зависит от существующих источников, а они могут быть неполными; 2) трудно определить, насколько источники отражают реальные тенденции, например, в случае с некоторыми видами официальной статистики.

На практике социологи часто комбинируют методы социологической информации.

 

5. Выборочный метод в социологии

Опрос всех людей, имеющих отношений к изучаемой проблеме, является чрезвычайно трудоемким и дорогостоящим. Поэтому социологические исследования в большинстве случаев бывают выборочными.

Общность, которая изучается в данном исследовании, называется генеральной совокупностью (вся молодежь, или сельская молодежь, или городская молодежь и т.п.). Та часть генеральной совокупности, которая непосредственно охватывается данным исследованием, называется выборкой, или выборочной совокупностью. По полученным на выборке данным выводы распространяются на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна быть репрезентативной (или представительной), т.е. состав выборки по выделенным параметрам должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Мера подобия (или степень отклонения) называется ошибкой выборки. Надежной считается выборка с ошибкой в 3-5%. Существуют специальные коэффициенты для расчета объема выборки в зависимости от допустимого уровня ошибки.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Аномия —патология общественной жизни, рассогласованность ценностей, нравственных норм и идеалов, в результате чего происходит дезорганизация людей.

Выборка- это часть объекта исследова­ния, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом.

Гендер – социальный пол, т.е. социальная и культурная конструкция

Глобализация — процесс преобразования мирового пространства в единую глобальную систему.

Девиантное (отклоняющееся) поведение —поведение индивида или группы, не соответствующее принятым в обществе нормам.

Институционализация— процесс упорядочивания, стандартизации и формализации человеческой деятельности, становление социального института.

Класс (социальный) - крупномасштабная группа людей, обладающих сходными материальными ресурсами и сходным образом жизни.

Контент-анализ – метод сбора информации, который основан на выделении в документе интересующих исследователя элементов содержания, классификации выделенных элементов, подсчете их и количественном представлении результатов.

Контркультура— система норм и ценностей, свойственных определенной социальной группе, которая не только отличается от доминирующей культуры, но и противоположна ей.

Культура — целостная, системно организованная совокупность материальных и духовных ценностей, произведенных человечеством в процессе его исторического развития и способствующих нормальной, счастливой жизни человека.

Личность - относительно устойчивая система социальных качеств, приобретаемых и развиваемых в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе.

Макросоциология – исследование взаимодействия социальных структур.

Маргинальность - изменение социальной позиции без последующего обретения новой и связанная с этим утрата прежних социальных связей, норм, моделей поведения.

Массовая культура — тип культуры, который ориентирован своими произведениями на усредненный уровень массовых потребителей, является авторским и имеет самую широкую аудиторию.

Микросоциология – исследование межличностного взаимодействия.

Мобильность (социальная) - любое перемещение в социальном пространстве связанное с изменением социального статуса.

Народная культура — нормы и ценности, создаваемые в повседневной трудовой деятельности, бытовом общении анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Норма— существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющие интервал допустимых действий в определенной ситуации.

Общество — исторически развивающаяся система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.

Пилотажное (разведывательное) - пробное исследование, в ходе которого проверяются все элементы будущего основного исследования.

Репрезентативность - способность выбо­рочной совокупности отражать основные характеристики генеральной совокупности.

Социализация личности непрерывный, начинающийся с младенчества и за­канчивающийся в глубокой старости процесс усвоения и воспроизводства социального опыта, т.е., со­циальных ролей, установок, культурных норм.

Социальное взаимодействие - система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Социальная группа — совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих между собой и имеющих общие интересы, определяющих себя как члены одной группы.

Социальное действие – действие, имеющее внутреннюю мотивацию субъекта действия и ориентированное на действия других субъектов.

Социальная организация — это целостная формализованная подсистема, включающая определенное число исполнителей, нацеленных на выполнение определенных социальных функций, на достижение социально значимых целей.

Социальная роль – модель поведения присущая тому или иному социальному статусу

Социальная стратификация — совокупность расположенных в вертикальном порядке различных социальных слоев.

Социальные изменения — многообразные перемены, происходящие в течение определенного времени в обществе, в его социальной структуре, в социальных общностях, в группах, институтах.

Социальные институты —это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, способы их действий и взаимодействий; это установившийся комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, регулирующих поведение людей в разных сферах их деятельности.

Социальный контроль —вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы поведения, механизм поддержания общественного порядка.

Социальный прогресс — такая направленность социальных изменений, при которой осуществляется переход от нижнего уровня социальной системы к высшему ее уровню или к новой, гораздо более совершенной системе, обладающей более сложно организованной структурой.

Социальный регресс— социальные изменения, направленность которых воплощается в переходе от высшего уровня развития социальной системы к низшему ее уровню, в процессах деградации, моментах застоя, упадка.

Социометрический опрос - метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни членов группы.

Страта — социальный слой людей, имеющих сходные, объективные показатели по четырем шкалам стратификации: доходу, власти, престижу, образованию.

Субкультура — система норм и ценностей определенных социальных групп.

Флуктуация – колебания экономического благосостояния общества

Элитарная (высокая) культура —культура, ориентированная на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу чего они претендуют оцениваться как лучшая часть общества, его элита.

 

ПЕРСОНАЛИИ

Дэниел Белл(англ. Daniel Bell; 1919-2011) – американский социолог и публицист, член Американской академии искусств и наук. Родился 10 мая 1919 г. в Нью-Йорке. По окончании учебы преподавал социологию в Колумбийском (1959-1969), а затем в Гарвардском университете (с 1969 по настоящее время). В книге «Грядущее постиндустриальное общество» (The Coming of Post-Industrial Society, 1973) он проводил мысль, что в послевоенном американском обществе происходит переход от индустриальной экономики, основанной на корпоративном капитализме, к постиндустриальному обществу, основанному на знании, которое характеризуется быстрым развитием компьютерных технологий, растущим авторитетом научных сообществ. Основным условием социального продвижения становится не обладание собственностью, а владение знаниями и технологией.

Кеннет Эварт Боулдинг(англ. Kenneth Ewart Boulding; 1910-1993) – американский экономист, социолог и поэт английского происхождения. Учился в Оксфорде, работал в Эдинбургском университете. Американское гражданство получил в 1968 г. В США преподавал в Мичиганском и Колорадском университетах, в Стэнфорде; некоторое время работал в Международном христианском университете (Токио). Президент Американской экономической ассоциации (1968).

Пьер Бурдье(фр. Pierre Bourdieu; 1930-2002) – французский социолог, автор около 30 научных книг и огромного числа статей, заведующий кафедрой социологии в Коллеж де Франс, основатель социальной теории, которую он сам именует структуралистским конструктивизмом. В 1975 г. Бурдье основал и возглавил Центр европейской социологии, имеющий обширные международные научные контакты. По Бурдье, главная задача социологии состоит, с одной стороны, в том, чтобы выявлять латентные структуры различных социальных миров, оказывающих влияние на индивидов, а с другой – исследовать избирательную способность людей, их предрасположенность к тем или иным действиям в конкретных социальных полях.

Макс Вебер(нем. Max Weber; 1964-1920) – немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии, в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Вебер преподавал социологию в Германии и США, принимал участие в работе ряда международных конгрессов социальных наук, издавал журнал «Архив социальной науки и социальной политики». В 1910 г. он основал Немецкое социологическое общество. Преподавательскую и научную деятельность совмещал с практической политикой – выполнял различные официальные миссии в годы первой мировой войны, был экспертом германской делегации в Версале, участвовал в разработке проекта Веймарской конституции. Любопытно, что социолог изучил русский язык, когда в России началась первая революция, чтобы по газетам и литературе следить за развитием событий. Среди основных работ Вебера: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий», «Хозяйство и общество».

Гарольд Гарфинкель (англ. Harold Garfinkel; 1917- 2011) – американский социолог. Стажировался в Гарвардском университете под руководством Т. Парсонса. Больший интерес проявлял к эмпирическим исследованиям социальных взаимодействий, особенно тем их проявлениям, которые не осознавались самими участниками. В 1967 году Гарфинкель опубликовал работу «Исследования по этнометодологии», в которой учитывались новейшие взгляды на развитие социальных систем, связанные с возможным разрушением традиционной рациональности. У Гарфинкеля появилось множество учеников и последователей, которые развивают его идеи применительно к изучению самых разных сфер – от институтов до анализа конкретных разговорных практик.

Энтони Гидденс (англ. Anthony Giddens; р. 1938) – английский социолог. С 1987 года является профессором социологии Кембриджского университета (Англия). С 1997 по 2003 год руководил Лондонской школой экономики. Являлся советником английского премьер-министра Тони Блэра. В 2004 году Гидденсу за научные достижения был пожалован титул пэра. Главная тема его научных изысканий – анализ современности через призму предложенной им интегральной теории структурации. Ей посвящены следующие основные труды: «Последствия современности», «Современность и самоидентичность» «Элементы теории структурации», «Современная социальная теории» и др.

Ирвинг Гофман(англ. Erving Goffman; 1922-1982) – американский социолог канадского происхождения. В 1968-82гг. – профессор социологии и социальной антропологии Пенсильванского университета. В 1981 был избран президентом Американской социологической ассоциации.
Основной темой исследований Гоффмана было повседневное взаимодействие лицом-к-лицу, т.е. обыденное взаимодействие между людьми, находящимися в непосредственном физическом присутствии друг друга. Он считал, что публичный порядок, поддерживаемый в таких простейших формах человеческого поведения и взаимодействия, является базисным уровнем поддержания социального порядка и социальной солидарности и необходимым условием для всех более высоких уровней социального порядка (политического, экономического и т.д.).

Ральф Густав Дарендорф(нем. Ralf Gustav Dahrendorf; 1929- 2009), немецко-британский социальный мыслитель и общественный деятель. В 1970-1974 гг. он – комиссар Европейского экономического сообщества, в 1974-1984 гг. директор Лондонской школы экономики, с 1988 г. ректор Сент-Энтони-колледжа Оксфордского университета. Свободное общество, по Дарендорфу, представляет собой признанный и организованно решаемый конфликт, и уже поэтому такое общество может дать своим членам больше возможностей, чем все виды несвободы вместе взятые.

Давид Эмиль Дюркгейм(фр. David Émile Durkheim; 1858-1917)– французский социолог. Образование будущий ученый получил в различных учебных заведениях Франции и Германии. В 1887 году он становится преподавателем университета Бордо, где им были предложены курсы социальной науки и морали. С 1902 г. Дюркгейм преподает в Сорбонне, где возглавляет социологическую кафедру. Э. Дюркгейм считается классиком социологии. Его произведения стали всемирно известными. Они издавались в России, в европейских странах и в Америке, но влияние их оказалось разным. По существу на плечах Дюркгейма стоит современный структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона. Практически все исследования современных социологов, посвященные проблемам социального согласия, порядка, основываются на дюркгеймовских традициях. Среди его основны






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.