Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 2. Социология О. Конта и Г. Спенсера

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ПО СОЦИОЛОГИИ

 

 

Сыктывкар 2009

 

Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки

Социологии как науки

Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками. Объектом социологии является общество.

По мнению Э. Дюркгейма предметом социологии является общество как система и процессы, происходящие в ней.

Зарождение социологии как науки произошло в 30-х гг. 19 века. С древних времён человека интересовали не только загадки природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Истоки социологии можно найти в рассуждениях философов Даоской школы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодёжи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой. Индийские древние тексты определяли порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех людей. Новый толчок исследованиям социальной сферы дала античная мысль. Такие работы Платона, как «Государство и законы», а также работы Аристотеля «Политика» положили начало отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи и права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе.

Новый этап развития социологической мысли связан с эпохой Возрождения. Великие средневековые учёные Эразм Ротердамский, Томас Мор, Николла Макиавелли, Мишель Монтень подняли проблемы человеческих отношений в обществе, напоминающих общину, где моральные устои и порядок регулировались волей Бога и традициями, человек в такой системе мироздания играл не значительную роль.



В эпоху Просвещения в корне изменился взгляд на общество и место человека в нём. Клод Гельвеций, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородного общества, выявлять роль религии в социальных процессах.

Слово социология было введено в научный оборот Огюстом Контом в 1839 году. Он назвал новую науку об обществе социальной физикой. В его понимании социология равнозначна обществознанию, включающего в себя всё, что относится к обществу. Философия О. Конта получила название «Позитивизм».

Социально-политическое учение Платона. Идеальное государство должно соответствовать строению человеческой души, это соответствие есть средство гармонизации взаимоотношений человека и государства, как душа состоит из трёх частей: разумный, чувствительный, вожделенный, так и государство должно состоять из трёх классов. Высший класс – правители, второй – воины, третий – земледельцы, ремесленники, торговцы. Платону принадлежит первая классификация государственного устройства.

Социально-политическое учение Аристотеля.Аристотель считал политику лучшей формой, т. к. граждане выбирают из своей среды лучших, которые правят.

Социально-политическое учение Августина Блаженного.В средние века господствующей культурой стала религия. Верховная власть принадлежала церкви. А. Блаженный трансформировал представления Платона о двух мирах – мире идей и мире чувств, в представлении трансформации о двух градах – граде Божьем и граде земном. Градом Божьим является католическая церковь. Необходимость светской власти повиноваться церковной Августин обосновал тем, что высшая власть – это власть Бога, а церковь её представляет. Главная идея Августина заключалась в обосновании необходимости церкви и её господствующего положения в крестьянском мире. Данная концепция господствовала на Западе до эпохи Возрождения и реформации.

Социально-политическое учение Никола Макиавелли.Обосновывал способы удержания власти в государстве. Взгляды немало способствовали отношениям к политике как к грязному делу.

Социально-политическое учение Томаса Мора.Автор сочинения «Утопия», в котором он решал проблему построения идеального общества. Мор отталкивался в своих конструкциях от платоновского государства. В идеальном обществе Мора нет частной собственности, как и личной. Всё принадлежит всем и все трудятся.

Социально-политическое учение Жана-Жака Руссо.В эпоху Просвещения изменилось отношение к человеку. Руссо считал, что человек добр по природе и его поведение не сводится к удовлетворению эгоистических желаний, а включает в себя жажду свободы и осуществление «естественных прав», к которым Руссо относил свободу слова, печати, собраний, демонстраций и объединений. Стремлением политических концепций является представление о народном суверенитете как претворении жизнь общей воли. В политическом организме Руссо различает силу и волю – исполнительной и законодательной власти. Последняя должна принадлежать народу. По его мнению, верным признаком хорошего (плохого) правления является численность населения и её рост.

Социально-политическое учение Ш. Монтескье.Он сформулировал практические рекомендации, которые помешали бы государству узурпировать неотъемлемые права личности, также он сформулировал зависимость формы правления от величины территории государства. Разделяя все государства на республиканские, монархические, деспотические Монтескье считал, что Республика по своей природе требует небольшой территории иначе возникают трудности с управлением. Монархия – средней величины. Обширные размеры империи – для деспотического правления. По мнению Монтескье, республика ведёт к равенству людей. Для Монтескье была важна идея равновесия социальных сил в качестве условия политической свободы. Мешают нормальному развитию общества:

1) эгоизм собственников;

2) ригоризм экстремистов;

3) воля к власти деспотов.

Социально-политическое учение А. Токвиля.Его называют отцом политологии. Токвиль исследовал взаимовлияние политики и социума. Он полагал, что цель демократии как власти большинства – благосостояние населения. Залогом свободы является свобода выбора. Токвиль находит много недостатков в демократической системе, но считает, что она лучшая из существующих.

Социально-политическое учение К. Маркса.В марксистском учении большую роль играет диалектика, взятая Марксом у Гегеля. Как и в диалектной системе Гегеля развитие есть результат действия закона, единства и борьбы противоположности. Так в историческом материализме двумя противоположностями выступают два антагонистических класса. К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру.

 

Тема 2. Социология О. Конта и Г. Спенсера

О. Конт – французский философ, социолог, методолог науки”, один из основателей позитивизма. В своих работах “Курс позитивной философии”, “Систему позитивной политики, или трактат о социологии, устанавливающей религию человечества” он рассматривал и ряд социологических проблем религиоведения. Конт ввел сам термин “социология”, осуществил “иерархизацию” научного знания. Система этого знания, по Конту, содержит переходы от наиболее абстрактных, “простых” наук к более конкретным, “сложным”: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. При этом предполагалось, что каждая предыдущая дисциплина включается в последующую в преобразованном виде. По мнению Конта, социология основывается на биологии, но с добавлением принципа взаимодействия людей. Социология должна заниматься социальным, коллективным, общественным организмом. Конт задумал построить науку об обществе, которой была бы присуща “чистая”, “подлинная” научность, по аналогии с естественнонаучным знанием. Желая подчеркнуть, что социология – точная наука, он назвал ее “социальной физикой” и разделил на “социальную статику” и “социальную динамику”. Социальная статика должна заниматься законами сосуществования общественных явлений, а социальная динамика – законами их последовательности. В метафизическое состояние, которое представляет собой видоизменение теологического, сверхъестественные факторы заменены отвлеченными силами, “сущностями” (олицетворенными абстракциями). Эти сущности (абстракции) нераздельно связаны с различными предметами, которым приписывается способность самостоятельно порождать все наблюдаемые явления. Абстракции, или сущности, оторваны от реальности и противопоставлены; ей. Объяснение явлений сводится к определению соответствующей им сущности. На этой стадии, являющейся переходной к следующей, главенствуют философы и юристы. В позитивном состоянии человеческий ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения Вселенной, от познания внутренних причин явлений. Он сосредоточивается, используя и правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, на изучении действительных законов явлений, т. е. неизменных отношений последовательности и подобия. На этой стадии утверждается позитивно-научный взгляд на природу и общество, используются методы положительных наук; человек с помощью наблюдения и эксперимента изучает реальность, выделяет постоянные связи и формулирует законы, а на первый план выступают научно-эмпирически ориентированные ученые и мыслители. Спенсер выделял три вида эволюции: неорганическая, органическая, над органическая. Эволюция человеческих обществ включена в общий эволюционный процесс и представляет собой форму над органической эволюции. В числе факторов социальных явлений в ней выделяются внешние – климат, поверхность земли, флора и фауна; и внутренние – физические, эмоциональные и интеллектуальные качества социальных единиц-индивидов. К вторичным или производным, факторам относится перемена климата в результате вырубки лесов и осушения почвы, изменение флоры и фауны обитаемой местности. Рост общества является одновременно и следствием и причиной социального прогресса. Взаимовлияния общества и его единиц постоянно кооперируются в производстве новых элементов. По мере того как общества увеличиваются в объеме и усложняются в строении, они производят глубокие изменения друг в друге путем то военных столкновений, то промышленных отношений Спенсер разработал понятие “социальный институт” (“учреждение”) и выделил шесть групп институтов (учреждений): домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Среди домашних институтов он рассматривал экзогамию, моногамию, семью, положение женщин, детей и т. д. Характеризуя обрядовые учреждения, социолог использовал термин “правительство”, под которым понимал всякий контроль над поведением индивидов. Самый ранний вид правительства и вместе с тем самый общий его вид, постоянно самопроизвольно возникающий, есть правительство обрядовых правил. Спенсер разработал понятие “социальный институт” (“учреждение”) и выделил шесть групп институтов (учреждений): домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Среди домашних институтов он рассматривал экзогамию, моногамию, семью, положение женщин, детей и т. д. Характеризуя обрядовые учреждения, социолог использовал термин “правительство”, под которым понимал всякий контроль над поведением индивидов. Самый ранний вид правительства и вместе с тем самый общий его вид, постоянно самопроизвольно возникающий, есть правительство обрядовых правил. Этот вид правительства предшествовал всем остальным, всегда принимал и принимает участие в регулировании жизни людей. Политические и религиозные (церковные) учреждения развиваются из обрядовых. Но со временем обрядовые институты утрачивают первостепенное значение, на первый план выходят политические и церковные, а обряд начинает регулировать второстепенные деятельности, хотя и включается в деятельность других учреждений, прежде всего политических и церковных. Анализируя постобрядовую “регулятивную систему”, механизмы ее социального контроля, Спенсер утверждал, что в конечном счете контроль держится на “страхе перед живыми и перед мертвыми”: первый поддерживает государство, второй – церковь. Эти институты возникли из “эмбриональных” форм, существовавших еще в первобытном обществе. Тогда социальный кон роль осуществлялся обрядовыми институтами, которые старше государства и церкви и часто эффективнее, чем они, выполняли свою функцию. Церемонии регулировали общение, культивировали чувство субординации.

Спенсер по-своему решал вопрос о соотношении религии, науки и философии. Он различал области непознаваемого и познаваемого. Знание не может монополизировать сознание, и для нашего ума остается постоянная возможность заниматься тем, лежит за пределами знания. Поэтому всегда должно найтись место для какой-нибудь религии: она во всех своих формах всегда отличалась от всего остального тем, что предметом ее было лежащее вне опыта. Какими бы ошибочными ни казались верования многих людей, мы имеем право принять, что они возникли из действительного опыта и первоначально содержали, а быть может, и теперь еще содержат, небольшую долю истины. Особенно это касается тех верований, которые получили всеобщее или почти всеобщее распространение. Наука есть высшее развитие обыкновенного знания, она истинна. Если обе, и религия и наука, имеют основания в действительном положении вещей, то между ними должно существовать основное согласие. Не может существовать абсолютного и вечного противоречия между двумя порядками истины. Наука и религия выражают противоположные стороны одного и того же факта: одна — ближайшую, или видимую, другая — отдаленную, или невидимую. Конечную истину обе стороны признают открыто и совершенно искренне; наиболее отвлеченная истина, заключающаяся в религии, и наиболее отвлеченная истина, заключающаяся в науке, должны быть тем, в чем обе стороны согласны.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.